Положение о дополнительных образовательных программах

Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования
Беломорского муниципального округа
«Беломорский центр дополнительного образования»
Принято решение Педагогического совета
МАОУ ДО «Беломорский ЦДО»
Протокол №3 от 16.04.2021г.

Утверждаю:
Директора МАОУ ДО «Беломорский ЦДО»
________ Е.Ю.ДОКУМЕНТ
Кузнецова
ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
Приказ №73 от 16.04.2024г.
Сертификат: 3CD9BCFB5CB5CF48366E2F9F0E6F70AF
Владелец: Кузнецова Елена Юрьевна
Действителен: с 21.09.2023 до 14.12.2024

Положение о дополнительных образовательных программах
в МАОУ ДО «Беломорский ЦДО» и порядке их утверждения
1. Общие положения
1.1. Положение о дополнительных общеобразовательных программах МАОУ ДО
«Беломорский ЦДО» (далее – Положение) разработано в соответствии с:
- Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
- Федеральным законом от 31.07.2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный
закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся;
- Постановлением Правительства Российской Федерации об утверждении государственной
программы Российской Федерации «Развитие образования» от 26.12.2017 г. № 1642;
- Распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 г. № 1726-р
«Концепция развития дополнительного образования детей»;
- Приказом Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 №196 «Об утверждении порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»;
- Приказом министерства просвещения РФ № 533 от 30.09.2020 «О внесении изменений в
«Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам», утвержденный Приказом Министерства просвещения РФ
от 09.11.2018
№196»;
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. №
816 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации от 18.09.2017 г.,
регистрационный № 48226) «Порядок применения организациями, осуществляющими
образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных
технологий при реализации образовательных программ;

- Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ № 652н от 22 сентября 2021 г. «Об
утверждении профессионального стандарта "Педагог дополнительного образования детей и
взрослых»;
- Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об
утверждении СП 2.4.3648 «Санитарно- эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
от 28.01.2021 N 2 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21
"Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для
человека факторов среды обитания";
от 02 ноября 2021 г. № 27 «О внесении изменения в пункт 3 постановления Главного
государственного санитарного врача РФ от 30.06.2020 № 16 «Об утверждении санитарноэпидемиологических правил СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других
объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения
новой короновирусной инфекции (COVID-19)»;

- от 21.03.2022 г. № 9 «О внесении изменений в санитарно- эпидемиологические правила СП
3.1/2.4.3598-20 "Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации работы образовательных организаций и других объектов социальной
инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной
инфекции (COVID-2019)"‚ утвержденные постановлением Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации от 30.06.2020 № 16»;
- Положением об организации образовательного процесса в дистанционной форме в МАОУ
ДО «Беломорский ЦДО»;
-Уставом МАОУ ДО «Беломорский ЦДО».
1.2. Положение устанавливает единые требования к содержанию, структуре и оформлению
дополнительной общеобразовательной программы, как общеразвивающей, так и
адаптированной (далее - Программа), а также регламентирует порядок утверждения программы
МАОУ ДО «Беломорский ЦДО» (далее – Центр).
1.3. Программа должна быть построена на принципах конкретности, точности, логичности,
реалистичности; иметь официально-деловой стиль изложения с элементами научного стиля,
предполагающий использование современной педагогической терминологии; иметь
оптимальный объём – не более 40 стр.
1.4.
Программа реализуется в пространстве, не ограниченном образовательными
стандартами (ФЗ ст.2, п.24): в дополнительном образовании федеральные государственные
образовательные стандарты не предусматриваются.
1.5. Образовательная деятельность обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья может осуществляться как на основе дополнительных общеобразовательных
общеразвивающих программ, так и на основе адаптированных дополнительных
общеобразовательных программ.
1.6. Программа разрабатывается педагогом дополнительного образования самостоятельно.
В случае необходимости педагог может получать индивидуальные консультации в процессе её
разработки у методиста.
1.7. Коррективы в программу вносятся с учётом развития науки, техники, культуры,
экономики, технологий и социальной сферы, с учётом результатов мониторинга полноты и
качества реализации программы, с учётом последних изменений в законодательстве, новых
нормативных актов и документов.
1.8. Утвержденная программа считается полноценным нормативно-правовым документом
работы детского объединения дополнительного образования.
1.9. Цели и задачи образовательной программы
1.9.1. Цели образовательной программы должны быть направленны:
- на создание условий, обеспечивающих обучение, воспитание и развитие обучающихся;
- на формирование творческих способностей, допрофессиональных умений и социально
значимых личностных качеств обучающихся.
1.9.2. Задачи программы должны способствовать:
- формированию определенных знаний, умений и навыков;
- развитию мотивации к определенному виду деятельности;
- созданию условий для допрофессионального и профессионального самоопределения;
- формированию общественно активной личности, гражданской позиции, навыков здорового
образа жизни, культуры общения и поведения в социуме;
- формированию у обучающихся потребности в самопознании, самореализации.
1.10. Направленности образовательных программ:
- техническая; - естественнонаучная; - физкультурно-спортивная; - художественная;
- туристско-краеведческая; - социально-гуманитарная.
1.11. Виды образовательных программ:
- типовая; - модифицированная или адаптированная; - авторская; - эксперементальная.
1.12. Виды программ по уровню освоения:

- общеразвивающие; - специализированные; - профессионально-ориентированные.
1.13. Уровни реализации программы:
- общекультурный; - углубленный; - уровень совершенствования.
1.14. Виды программ по форме организации образовательного процесса:
- комплексные; - интегрированные; - модульные.
1.15. Виды программ по срокам реализации:
- краткосрочные; - годичные; - двух / трехгодичные; - длительной подготовки.
2. Оформление и содержание структурных элементов ДООП
2.1. Титульный лист программы (Приложение 1) включает в себя следующие элементы,
необходимые для заполнения:
− наименование образовательной организации (согласно Уставу);
− гриф утверждения программы (с указанием ФИО руководителя, даты и номера
приказа);
− название программы;
− направленность;
– уровень
освоения
программы
(или стартовый,
или базовый,
или
продвинутый, или разноуровневый);
− адресат программы;
− срок реализации программы;
− ФИО, должность автора (-ов) программы;
− Место (населенный пункт) и год разработки программы.
2.2. Оглавление включает в себя перечень структурных элементов ДООП с указанием
номера страницы, на которой расположен данный структурный элемент.
2.3. Пояснительная записка
2.3.1. Нормативно-правовая основа.
2.3.2. Ключевая педагогическая идея и цель.
2.3.3. Задачи программы по годам обучения (в том числе задачи воспитания и
профориентации).
2.3.4. Направленность
(профиль)
программы
(техническая,
естественнонаучная,
физкультурно-спортивная,
художественная,
туристскокраеведческая,
социальногуманитарная);
2.3.5. Уровни реализации программы по годам обучения.
2.3.5. Актуальность программы – своевременность, необходимость, соответствие
потребностям времени (коротко, конкретно, без лишних описаний даётся ответ на вопрос:
зачем современным детям нужна данная программа).
2.3.7. Отличительные особенности программы – основные идеи, отличающие программу от
существующих (автор программы указывает на основе каких программ разработана данная
программа, перечисляет программы и авторов, чей опыт был обобщён и использован при
разработке данной программы, отмечает особенности данной программы (в чём отличие, если
есть, от аналогичных программ)).
2.3.8. Адресат программы – краткая характеристика обучающихся по программе,
возрастные особенности, предполагаемый состав (одного или разных возрастов), иные
медико-психолого-педагогические характеристики. Может быть представлена дополнительная
информация: для какой категории детей предназначена программа (с ослабленным здоровьем,
уровень сформированных интересов и мотивации к данному виду деятельности, и другие
особенности учащихся).
2.3.9. Объем и срок освоения программы – общее количество учебных часов,
запланированных на весь период обучения и необходимых для освоения программы;
определяется уровнем и направленностью, содержанием и прогнозируемыми результатами
программы; характеризуется продолжительностью программы (количество месяцев, лет,
необходимых для её освоения).

2.3.10. Форма организации образовательной деятельности – очная (Закон № 273-ФЗ, гл. 2,
ст. 17, п. 2), а также «допускается сочетание различных… форм обучения» (Закон № 273-ФЗ, гл.
2, ст. 17, п. 4), очная с применением ДОТ и ЭО; групповая или индивидуально-групповая, или
индивидуальная. В случае введения ограничительных мер на реализацию дополнительной
общеобразовательной программы в очном формате, связанных с
санитарноэпидемиологической обстановкой, реализация Программы может осуществляться в
дистанционном режиме с применением электронного обучения и/или дистанционных
образовательных технологий. Реализация Программы будет осуществляться через
специализированные образовательные сервисы организации занятий.
2.3.11. Особенности организации образовательного процесса.
2.3.12.Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий – общее количество
часов в год; количество часов и занятий в неделю; периодичность и продолжительность
занятий, продолжительность учебного часа (режим занятий должен соответствовать правилам и
нормам СанПиН 1.2.3685-21.
2.3.13.Планируемые результаты – требования к знаниям и умениям, которые должен
приобрести учащийся в процессе занятий по программе (т.е. что он должен знать и уметь) и
компетенции и личностные качества, которые могут быть сформированы и развиты у ребёнка в
результате занятий по программе. Отдельно должны быть выделены результаты воспитания, в
том числе профориентации.
2.3.14. Формы контроля (промежуточного и итогового) должны отражать достижения цели
и задач программы.
2.4. Учебно-тематический план по годам обучения обязателен для всех программ,
составляется в виде таблицы и включает распределение разделов, тем, часов (теории и
практики), отведенных на их изучение (Приложение 2). Один из разделов должен быть
посвящён воспитательной работе, в том числе профориентационной (не менее 10% от общего
количества часов по программе).
2.5. Содержание программы – описание разделов и тем программы на весь период
обучения в соответствии с последовательностью, заданной учебнотематическим планом, включая описание теоретической и практической частей,
соответствующих каждой теме. Материал следует излагать назывными предложениями.
2.6. Календарный учебный график – это составная часть программы, определяет количество
учебных часов, распределённых по месяцам учебного года (Закон №273-Ф3, гл. 1, ст. 2, п. 9).
Календарный учебный график составляется на каждый год обучения. (Приложение 3).
2.7. Обеспечение программы
2.7.1. Методическое обеспечение: методы и формы обучения и воспитания, виды занятий,
педагогические технологии, алгоритм учебного занятия (краткое описание структуры занятия и
его этапов), авторские методики, виды методической продукции, дидактические пособия и
материалы, перечень специализированных образовательных сервисов организации занятий в
дистанционном режиме с применением электронного обучения и/или дистанционных
образовательных технологий.
2.7.2. Оценочные материалы – перечень диагностических методик, позволяющих
определить достижение обучающимися планируемых результатов обучения, развития и
воспитания. (Закон №273-Ф3, ст. 2, п. 9; ст. 47, п.5).
2.7.3. Материально-техническое обеспечение.
2.7.4. Кадровое обеспечение.
2.8. Список информационных источников (Далее – список).
2.8.1. Список должен отражать материалы, на основе которых создана данная программа.
2.8.2. При составлении списка необходимо учитывать:
− нормативную базу;
− основную и дополнительную учебную литературу: учебные пособия, сборники
упражнений, контрольных заданий, тестов, практических работ и практикумов, хрестоматии;
- интернет-ресурсы с указанием их названий;
− наглядный материал: альбомы, атласы, карты, таблицы.
2.8.3. Список может быть составлен для разных участников образовательного процесса
(педагогов, детей, родителей).

2.8.4. Список оформляется в соответствии с требованиями ГОСТ к оформлению
библиографических ссылок.
2.9. Приложения
В раздел могут быть включены: правила техники безопасности (инструкции по работе с
предметами или оборудованием и т.п.), словарь специальных терминов с пояснениями,
справочные таблицы, технологические карты, памятки, контрольные вопросы и задания, тесты,
дидактические материалы, описание индивидуальных образовательных маршрутов (ИОМ),
методические материалы, графические материалы, таблицы большого формата, расчеты, игры,
сценарии, сборники песен, фотоматериалы и т. д.
3. Оформление программы
3.1. На титульном листе программы должен присутствовать гриф об утверждении
программы директором со ссылкой на приказ по учреждению (номер приказа и дата
подписания приказа), название программы, направленность, уровень освоения программы,
адресат программы, срок реализации программы, ФИО, должность автора (-ов) программы,
место (населенный пункт) и год разработки программы. На обороте титульного листа
размещается рекомендация старшего методиста к утверждению директором.
3.2. После титульного листа должно быть оглавление программы с указанием страниц.
3.3. Требования к тексту программы.
Текст набирается в редакторе Microsoft Word шрифтом Times New Roman, размер шрифта
12, межстрочный интервал 1, переносы в тексте не ставятся, выравнивание по ширине, абзац
1,25 см, поля: левое 2 см, правое 1,5 см, нижнее и верхнее 2 см; центровка заголовков и абзацы
в тексте выполняются при помощи средств Word, листы формата А4.
3.4. Требования к таблицам.
Таблицы вставляются непосредственно в текст. Шрифт в таблицах может быть уменьшен
до 10 пт. Для оформления внутри текста можно использовать полужирное и курсивное
начертание. Пробелы перед знаками препинания (кроме тире) не ставятся.
3.5. Требования к нумерации страниц.
Страницы нумеруются последовательно, начиная с 2-й страницы, т. е. после титульного
листа с оглавления, далее последовательная нумерация всех листов. Номер страницы
располагается в нижнем правом углу.
3.6. Требования к заголовкам.
Заголовки набираются полужирным шрифтом (шрифт 14 пт.), выравнивание по центру,
точка в конце заголовка не ставится. Заголовок не имеет переносов, то есть на конце строки
слово должно быть обязательно полным. Заголовок отделяется от предыдущего текста одним
интервалом.
3.7. Требования к приложениям.
Материал, дополняющий текст документа, допускается помещать в приложениях.
Приложение оформляют как продолжение данного документа на последующих его листах.
Приложения располагают в порядке их нумерации в тексте программы. Новое приложение
размещать с новой страницы. Слово «Приложение» с обозначением номера арабскими
цифрами, начиная с 1, выравнивают по правому краю. Приложение должно иметь заголовок,
который записывают симметрично относительно текста с заглавной буквы отдельной строкой.
Если в документе одно приложение, оно обозначается «Приложение 1». Текст каждого
приложения, при необходимости, может быть разделен на разделы, подразделы, пункты,
подпункты, которые нумеруют в пределах каждого приложения. Перед номером ставится
обозначение этого приложения. Приложения должны иметь общую с остальной частью
документа сквозную нумерацию страниц.
4. Регламент утверждения программы
4.1.
Методист Центра проводит консультации по разработке и корректировке
дополнительных общеобразовательных программ.
4.2. Педагог разрабатывает (корректирует) дополнительную общеобразовательную
программу (далее ДОП) в соответствии с Положением о дополнительной
общеобразовательной программе и порядке её утверждения, обращаясь к методисту.
4.3. Методист проводит экспертизу на соответствие ДОП требованиям, либо

возвращает программу на доработку.
4.3.1. При оценке программы учитывается:
- соответствие программы нормам и требованиям ДО;
- практическая значимость содержания программы для ребенка;
- соответствие документа заявленному виду продукции;
- технологичность; - адресность.
4.3.2. Утверждение программы.
Педагогический Совет принимает решение:
- утвердить или не утвердить программу;
- закрепить за ней определенный статус (вид).
4.4. Методист выводит готовую ДОП на бумажный носитель рекомендацию к
утверждению директором.
4.5. Программа утверждается директором учреждения.
4.6. Секретарь учебной части на основании полученных от руководителя текста
программы (формат PDF) и дополнительных сведений о ДОП (Приложение в формате
Word) вносят информацию о ней в навигатор ПФДО.

Приложение 1
Муниципальное автономное образовательное учреждение Беломорского
муниципального округа
«Беломорский центр дополнительного образования

Утверждаю
Директор МАОУ ДО
«Беломорский ЦДО»
____
Приказ №
от
20 г.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа _____________________________
«____________________________»
Направленность программы: __________
Уровень программы: ____________
Возраст детей: _________
Срок реализации: ________

Автор-составитель:
________________________

г.Беломорск,
20
г.

Приложение 2

Учебно-тематический план
№
п/п

Наименование тематического
блока (раздела), темы занятия

Общее
кол-во
часов

В том числе
Теория

Практика

Приложение 3

Календарный учебный график
№
п/п

Дата и время
проведения
занятия

Тема и
форма
занятия

Количество
Место
часов
проведения

Форма
контроля

Приложение 4
Дополнительные сведения о ДОП на ________ учебный год для занесения в
навигатор ДО
Сведения о программе
Название программы (полностью)
Краткое название программы (только название без
ДОП)
Направленность
Уровень освоения программы
*Вид (-ы) деятельности, относящийся к выбранной
направленности
Все занятия проходят в дистанционном режиме
Сроки реализации (лет или месяцев)
Общее количество часов по программе
1 год
Количество часов в программе по годам (для
многогодичных программ)
В том числе:
 Количество часов на обучение учащихся в
группе
 Количество часов на индивидуальное
обучение учащихся
 Количество часов на обучение учащихся в
объединении групп (например, для
репетиций)

2 год

3 год

4 год

1 год

2 год

3 год

4 год

1 год

2 год

3 год

4 год

 Количество часов на самостоятельную
работу учащихся
Если есть дети с ОВЗ, указать заболевание
Возраст детей (минимальное-максимальное)
Возраст детей по годам обучения
(минимальное-максимальное)
Количество детей (минимальноемаксимальное)
Количество детей по годам обучения
(минимальное-максимальное)
Цель программы
Задачи (если есть – по годам обучения)

Ожидаемые результаты по годам обучения

1 год:
2 год:
3 год:
4 год:
1 год:

2 год:
3 год:
4 год:
Краткая аннотация к программе
Ключевые слова к программе (существительные,
необходимые для поиска программы)
**Характеристика педагога (необходимо заполнить, если есть изменения или для
новых педагогов)
Фамилия, имя, отчество педагога
Уровень образования педагога
ВЫБРАТЬ:
(нет требований, средне-специальное, высшее,
высшее педагогическое
Категория ВЫБРАТЬ:
(нет требований, первая, высшая),
Уровень соответствия квалификации
ВЫБРАТЬ:
(образование педагога соответствует профилю
программы или пройдено повышение квалификации
или профессиональная переподготовка
Достижения (Почетный работник…, мастер спорта,
кандидат в мастера спорта, кандидат наук, диплом
регионального или Всероссийского конкурса
профессионального мастерства)
***Нормы оснащения детей средствами обучения при проведении обучения по
образовательной программе и интенсивность их использования
Средство обучения (краски, ножницы, швейные
машинки, костюмы, мячи, обручи и др.) - Количество
единиц на группу - Степень
использования в год в % на группу
**заполняется, если была аттестация и есть изменения или для новых педагогов
*** заполняется, если программа новая.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
МАОУ ДО "Беломорский ЦДО"

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».