Своими руками 24-25

Муниципальноеавтономноеобщеобразовательноеучреждение
дополнительного образования
Беломорского муниципального района
«Беломорский центр дополнительного образования»
«Принята»
на заседании Педсовета
МАОУ ДО «Беломорский ЦДО»
от «31» августа 2022 г
Протокол№1от31.08.2022г.

«Утверждаю»
Директор МАОУ ДО
«Беломорский ЦДО»
Е.Ю.Кузнецова
01.09.2022г.
ДОКУМЕНТПОДПИСАНЭ
ЛЕКТРОННОЙПОДПИСЬЮ
Сертификат:00A17467C185D2E7824F52A1C6B32D3598
Владелец: Кузнецова Елена
ЮрьевнаДействителен: с 29.06.2022 до 22.09.2023

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа художественной направленности

«Своимируками»
Уровеньосвоенияпрограммы-стартовый Возраст
обучающихся: 8-16лет
Срокреализации-2год

Автор-составитель:
ПровотороваЕленаВасильевна,
педагогдополнительногообразования
БекреневаНатальяИвановна,
Методист

Беломорск
2022 год

Содержание

Раздел№1«Комплекс основных характеристик программы»
1.1.
Пояснительная записка
1.2.
Цель и задачи программы
1.3.
Содержание программы
1.4.
Планируемые результаты
Раздел№2«Комплекс организационно-педагогических условий»
2.1.
Календарный учебный график
2.2.
Условия реализации программы
2.3.
Формы аттестации
2.4.
Оценочные материалы
2.5.
Методические материалы
2.6.
Список литературы
Приложения:

с.3-6
с.7-8
с.9-12
с.13-14
с.15
с.16
с.17
с.19
с.20-24
с.24
С.25

2

Раздел№1«Комплексосновныххарактеристикпрограммы»
Пояснительнаязаписка
Дополнительнаяобщеобразовательнаяобщеразвивающаяпрограмма
«Своими руками» (далее программа)относится к художественной
направленности.
Работасразнымиконструкционнымиматериаламиимеетбольшоезн
ачение для всестороннего развития ребенка. Используемые в
программе виды труда способствуют воспитанию нравственных
качеств: трудолюбия, воли, дисциплинированности, желания
трудиться. Дети усваивают систему политехнических понятий,
познают свойства материалов, овладевают технологическими
операциями, учатся применять теоретические знания на практике.
Украшая свои изделия, учащиеся развивают эстетический вкус,
приобретают определенные эстетические навыки.
Результат занятий не только конкретный - поделки, но и
невидимый для глаз результат - развитие тонкой наблюдательности,
пространственного воображения, не стандартного мышления.
В процессе обучения обучающиеся приобщаются к искусству, у
них воспитывается художественный вкус, развиваются способности
к созданию посильных им эстетических ценностей.
«Только
целенаправленное
педагогическое
эстетиковоспитательное воздействие, вовлечение в художественную
деятельность в тесной связи с требованиями жизни способны
развить эстетические понятия, способности ребенка до уровня
понимания подлинного искусства, красоты действительности и
творчества».
«В
процессе
эстетического
воспитания
формируются
индивидуальные творческие способности. Сформированная
эстетическая культура личности снимает противоречия между
эмоциями и интеллектом, материальными и общественными,
коллективными и индивидуальными чувствами и разумом.
Всвоюочередь,процессформированиятворческихспособностейдетей
…предполагает организацию художественного творчества на
основе природных задатков, запросов и интересов с учетом
собственных склонностей и желаний».
В ходе реализациипрограммы дети научатся воспринимать,
чувствовать, оценивать творчество, наслаждаться им, а так же
развивать свои творческие способности в процессе практической
деятельности.
Данная программа разработана на основании следующей
нормативно – правовой базы:
 Конституция Российской Федерации
 Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»№273–ФЗ
3

от 29.12.2012 г.
 Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской
Федерации» от 25.07.1998 г. №124-Ф3
 Концепция развития
дополнительного образованиядетей до
2030
года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации 31
марта 2022г.
№678-р
 Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил
2.4.364820 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания
и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
 Приказ Министерства Просвещения РФ от 09.11.2018 г № 196 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
 Методические рекомендации МО и Н РФ по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы) от 18.11.2015 г. (№09-3242)
 Устав и другие локальные акты МАОУ ДО "Беломорский ЦДО".
Актуальность разработки программы «Своими руками» обуславливается
социальным заказом детей и родителей на программы, направленные на
раскрытие истоков народного творчества, формирование представлений о
народном мастере, как творческой личности, выявление и развитие
художественно-творческой активности детей в процессе изучения разных
направлений декоративно-прикладного искусства. Успехи в декоративноприкладном искусстве рождают у детей уверенность в своих силах. Они
преодолевают барьер нерешительности, робости перед новым видом
деятельности. У них воспитывается готовность к проявлению творчества
вовсем.
Новизна программы состоит в том, что данная программа создает для
обучающих перспективу их творческого роста, личностного развития. Расширение
и углубление содержания по основам декоративно-прикладного искусства, а также
широко и многосторонне раскрывает художественный образ вещи, слова, основы
художественного изображения, связь народной художественной культуры с
общечеловеческими ценностями. Одновременно осуществляется развитие
творческого опыта обучающихся в процессе собственной художественнотворческой активности.
Программа вводит ребенка в удивительный мир творчества, даетвозможность
поверить в себя, в свои способности, предусматривает развитие у обучающихся
изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного
мышления, творческой индивидуальности.
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что она
пробуждает интерес к декоративно-прикладному искусству, способствует
овладению теоретическими знаниями и прикладными навыками работы с
различными материалами в различных техниках рукоделия и направлена на
воспитание художественно-эстетического вкуса, развивает творческую активную
4

деятельность, содействует формированию всестороннего развития личности.
Для реализации программы используются различные формы и методы
обучения: это рассказ, беседа, практические упражнения. В обучение используется
разновидность рассказа-объяснения, когда рассуждения и доказательства
сопровождается учебной демонстрацией, а целью практических упражнений
является применение теоретических знаний обучающихся в трудовой
деятельности. Такие упражнения способствуют трудовому, эстетическому
воспитанию, творческой активности, развиваютхудожественный вкус и
формируют интерес к декоративно- прикладному творчеству. Занятия
декоративно-прикладного искусством позволяют более активно использовать
возможность создавать своими руками уникальные произведения, которые
подчеркнут индивидуальность и помогут с пользой реализовать свойтворческий
потенциал.
Отличительной особенностью программы является комплексное и гармоничноравноправное изучение, понимание и применение в современной жизни основных
видов рукоделия: вышивки лентами, шитья из лоскутков, вязания – дошедших до
нас из глубины веков. Приобщение к различным видам народного творчества
формирует у обучающихся основу целостного эстетического мировоззрения,
развитие творческих способностей и позволяет овладению практическим приемам
и навыкам ручного труда. Данная программа дает полное представление о
декоративно – прикладном творчестве как об искусстве, его роли в жизни
человека; расширяет вариативность применения различных техник в
декорировании
предметов
быта,
аксессуарах,
дизайне
интерьеров;
углубляетзнания оприродеи искусстве; организуетхудожественно
- творческую деятельность обучающегося направленную на преображение
окружающего мира.
Практическаязначимостьпрограммы
Программа рассчитана на детей из «семей риска», поэтому ее
содержание ориентировано на изготовление игрушек, полезных
предметовдля себя и для дома, на приобретение которых в магазине не
всегда имеются средства.
Уровеньпрограммы–стартовый.
Адресатпрограммы –программаадресована какдевочкам, такимальчикамот
8 до 16 лет. Дети из неблагополучных семей
Программа рассчитана на разновозрастной состав. В объединении могут
заниматься дети 8-16 лет, желающие научиться декоративно-прикладному
мастерству. Программа составлена с учетом возрастных и психологических
возрастных особенностей обучающихся. В зависимости от возраста и
подготовки обучающихся, педагог проводит сокращения и упрощения в
практической работе с младшими обучающимися. Большое внимание
уделяется формированию конструкторских умений и навыков у детей
младшего школьного возраста. С этой целью по многим изделиям варианты
содержащие конструкторские различия, имеют добавления или изменения. В
программе чередуются различные виды и формы занятий, с учетом
возрастных возможностей и задатков старших обучающихся, в то же время
для них идет усложнение приемов работы, разумно чередуется нагрузка. Во
5

время занятий идет непосредственный обмен знаниями и умениями между
обучающимися, сотрудничество и взаимопомощь.
При организации работы, важно привлекать старших обучающихся, помощь
которых может выразиться непосредственно в проведение занятий, заготовке
необходимых материалов, инструментов, подборе и заготовке эскизов,
шаблоновдлябудущихизделий,помощьмладшимобучающимсявовремя
практической работы. В работе используются групповая технология обучения,
которая предполагает организацию совместных действий, коммуникацию,
общение, взаимопомощь. Изучаемый материал по содержанию и объему и
практические задания по методам выполнения соответствует уровнюподготовки
обучающихся, их возможностям. Уровень подготовленности определяется
собеседованием. Допускается дополнительный набор обучающихся.
Объем и срок освоения программы
Программа рассчитана на 2года. Всего 144 часа .Занятия проходят 1 раз в
неделю по 2 часа (1 академический час равен 45 минутам)с 10-минутным
перерывом.
Форма обучения–очная.
Особенности организации образовательного процесса
Занятия проходят в разновозрастной группе, которая является основным
составом объединения «Карусель».
При необходимости возможна организация индивидуальных занятий с
детьми, которые пропустили много занятий по болезни.

1.2. Цель и задачи программы
Развитие
личности
обучающегося,
способного
к
творческому
самовыражению и самореализации через творческое и практическое знакомство
с декоративно-прикладным творчеством.
Задачи:
Образовательные:
 познакомитьсисториейисовременныминаправлениямиразвития декоративноприкладного творчества; 
 познакомитьсосновнымивидамиматериаловиинструментамидляработы;
 формировать
положительную мотивацию к декоративноприкладному искусству;
 развиватьвоображение;
 способствовать овладению навыковручноготруда;
 развить мелкую моторикурук;
 научить
планировать свои действия на отдельных этапах работы над и
 формироватьобразное,пространственноемышлениеиумениевыразитьсвою
мысль с помощь эскиза, объемных форм;
 формироватьизакреплятьинтерескдекоративно-прикладномуискусству,
используя различные виды декоративно прикладного творчества. 
 познакомить сразличнымитехниками декоративно-прикладногоискусства;
 развиватьхудожественно- творческую активность;
 совершенствоватьполученныеуменияинавыкивпроцессетворческойдеятельнос
ти.
6

Личностные:
 создать
условия для самореализации обучающихся в
самостоятельной творческой деятельности;
 снятьзажатостьискованность;
 активизироватьпознавательныйинтерес;
 воспитывать
доброжелательность и контактность в
отношениях
со сверстниками;
 воспитыватьвребенкеготовностьктворчеству;
 дать возможность
полноценно употребить свои
способности и самовыразится в своих в своих творческих работах; 
 формироватьэстетическийвкус.
Метапредметные:
 научить понимать и принимать учебную задачу, сформулированную
педагогом;
 научить осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей
деятельности.
 закреплять и расширять знания, полученные на школьных уроках технологии,
изобразительного искусства, математики, литературы и т.д., и способствовать их
систематизации; 
 научить понимать и применять полученную информацию при выполнении
заданий;
 научитьработатьвгруппе,учитываямнениеокружающих;

научитьобращатьсязапомощьюиформулироватьсвоизатруднения;

научитьосуществлятьвзаимный контроль;

научить
адекватно оценивать собственное поведение и
поведение окружающих;

научитьпредлагатьсвоюпомощьисотрудничество;

научить
включаться в диалог, в коллективное обсуждение,
проявлять инициативу и активность.

7

1.3. Содержание программы
Учебно-тематический план 1-го года обучения
№

1

1.1.

1.2.
1.3.
1.4.

2.1.
2.2.
2.3.
2.4.

2.5.

Название темы занятия

Входная диагностика.
2
«Вводное занятие» Знакомство с
программой. Правила техники
безопасности. Используемые при
работе материалы и их свойства,
знакомство с оборудованием.
1тема«Природный материал»
Картины с использованием
4
Природных материалов(крупы,
листья, веточки, соломка)
Игрушки из природного материала
2
Панно из листьев «Осенний пейзаж»
2
Фоторамки с использованием
2
камешков, листьев и т.д.
Всего
10
2 тема«Лоскуток»
Прихваткидлякухни
2
Декоративные картины с
2
использованиембисераибус.
Аппликацияихткани
2
Промежуточная
2
диагностикаразвитияребенка.
Новогодний сувенир.
Новогоднеемероприятие.
2
Всего:

3.1.
3.2.
3.3.
3.4.
3.5.

4.1.
4.2.
4.3.

5.1.

Количество часов
Всего
Теория Практика

10
3тема«Оригами»
2
РаботавстилеОригами,подделки
животных.
Созданиерозизбумаги(картинки,
2
букетики)
Елочныеигрушкиизбумаги/
2
снежинкиизбумаги
Модульноеоригами
2
2
Плетениеизбумаги(корзины,
елочки)
Всего:
10
4тема«Лепка».
Лепкафруктовиовощей,животныхс
2
соленного теста.
Цветыизсоленноготеста,
2
пластелина.
Подделки с использованием
2
соленноготеста,пастеллина.
Всего:
6
5тема«Шелковая лента»
Цветы изатласныхлентнавыбор.
4

Формы
аттестации/контроля

1

1

Беседа, занятие-игра

1

3

Опрос.

1
1
1

1
1
1

Выставка
Выставка
Зачет.

4

6

0.5
0.5

1.5
1.5

Беседа.
Выставка

0.5
0.5

1.5
1.5

Фронтальныйопрос.
Тест.
Выставкаработ.

0.5

1.5

Наблюдениепедагога

2,5

7,5

0.5

1.5

Устныйопрос

0.5

1.5

Выставка

0.5

1.5

Мини-конкурс.

0.5
0.5

1.5
1.5

Беседа
Выставка

2,5

7.5

0,5

1.5

0,5

1.5

0,5

1.5

1,5

3,5

1

3

Беседа.Наблюдение.

Выставка
8

5.2. Картинысиспользованиемниток,
2
лент.
Всего:
6
6тема«Вязание»
6.1. Вязаиеспицаминавыбор.(лицевая
6
гладь,изнаночная,платочнаявязка)
6.2. Вязание крючком на выбор.
4
(салфетки,шарфики,игрушки)
Всего:
10
7тема«Изящныемелочи»
7.1. Декупажсвоимирукаминавыбор:
2
украшение шкатулок.
украшениеваз,украшениеведерок.
7.2. Поделкииз салфеток:
2
картинысиспользованиемсалфеток;
цветы,оформениесалфеткамибукв на
день рождение.
7.3. Поделкиизватныхпалочекидисков на
2
выбор: барашки; снеговик;
зайка;цветочки.
7.4. Цветочкиизкоктельныхтрубочек.
2
Всего:
8
8тема«Рисование»
8.1. Нетрадиционныеспособырисования.
6
Всего:
6
9тема«Плетениеизниток»
9.1. Плетениебраслетов,фенечек,
2
веревочек.
Всего:
2
10. Итоговый контроль.
2
Итого:

72

0.5

1.5

1,5

4.5

1

5

1

3

2

8

0.5

1.5

0.5

1.5

Наблюдение.Выставка

Выставка
0.5

1.5

0.5
2

1.5
6

1
0,5

5
4

Беседа.

0.5

1.5

Выставка

0,5
1

1.5
1

18.5

53,5

Заключительное
мероприятие«Круглый
стол»

Краткое содержание программы 1 год обучения.
1.
Вводное занятие-2 часа
Теория: Знакомство с программой, с разнообразием современного
декоративно-прикладного искусства. Материалы и оборудование.
Техника безопасности на занятиях. Вводный инструктаж.
Практика:
Знакомство
с
инструментами
и
оборудованием.
Форма контроля: Вводный контроль.
2.
Тема1 «Природный материал» -10часов.
Теория: Упражнения на развитие восприятия, воображения, моторики
мелких мышц кистей рук. Правила подсушивания и хранения природных
материалов, необходимых для различных поделок. Дары леса. Подготовка
эскизов для поделок.
9

Практика: Заготовка природного материала. Сбор листьев, семян,
цветов, лепестков, шишек. Сушка собранного материала. Поделки из
природных материалов: картины с использованием природных материалов
(крупы, листья, веточки, соломка), поделка из природных материалов,
игрушки из природного материала, панно из листьев «Осенний пейзаж»,
фоторамки с использованием камешков, листьев и т.д.
Форма контроля: Опрос. Выставка выполненных работ.
3. Тема2 «Лоскуток»- 10 часов.
Теория: особенности работы с тканями, бусами и бисером. Понятие о
различных видах ткани и поделок по инновационным технологиям из ткани.
Знакомство с основными и вспомогательными материалами, инструментами:
швейные ручные иглы, ножницы, наперсток, сантиметровая лента, линейка,
булавки. Хранение инструментов. Особенности технологии «печворк».
Интересные и красивые поделки из ткани.
Практика: Выполнение «Прихватки для кухни». Изготовление
украшения из бисера на выбор. (Заколка, браслет, серьги, бусы).
Изготовление декоративных картин с использованием бисера и бус.
Форма контроля: Беседа, наблюдение, опрос. Выставка. Тест
4. Тема3 «Оригами» -10 часов.
Теория: Работа с бумагой. Порядок создания занимательных поделок из
бумаги: ёлочные игрушки, цветы из бумаги и т.д. Изучение техники оригами
-сложение листов бумаги вдвое, вчетверо. Базовые формы сложения и
условные обозначения. Модульное оригами. Особенности техники квиллинг.
Практика: Выполнение животных из бумаги. в технике оригами и
модульного оригами. Выполнение работ в технике квиллинг.
Форма контроля: Опрос, беседа, выставка. Мини-конкурс.
5. Тема4«Лепка»- 6 часов.
Теория: Пластические материалы. Какие инструменты используем при
работе. Как приготовить соленое тесто. Знакомство с историей создания
скульптрур мира. Особенности работы с соленым тестом, пластилином и
полимерной глиной.
Практика: Лепка фруктов и овощей, животных с соленого теста.
Подбор эскиза: цветы из соленого теста, пластилина. Последовательность
выполнения работы. Закрепления навыков работы с пластилином.
Самостоятельная работа лепка фигурки на свой выбор.
Форма контроля: Беседа. Наблюдение.
6. Тема5 «Шелковая лента»-6 часов.
Теория: Рассказ о различных способах изготовления поделок из
атласных лент и ниток. Украшение одежды, интерьера с использованием
цветов из атласных лент, помпонов из вязальных ниток. и т.д.
Практика: Изготовление цветов и картин из шелковых и атласных лент.
Форма контроля: Выставка.

10

7. Тема6 «Вязание»- 10 часов.

Теория: Вязание как история прошлого столетия, которая оставила
прекрасные способы и технологии вязания. Основные материалы и
инструменты, Т.Б. при работе с инструментами. Инструменты: крючок (№1,
№2, №3, №4, №5, №2,5, №1,25), ножницы, пряжа. В данной теме будет
изучаться будет вязание спицами на выбор. (лицевая гладь, изнаночная,
платочная вязка, жемчужная вязка) и вязание крючком (воздушные петли,
столбики, полустолбики, столбики с накидом и т.д.), затем на выбор
салфетки, игрушки, шарфики.
Практика: Вязание спицами и крючком.
Форма контроля: наблюдение. Выставка.
8. Тема7«Изящные мелочи»- 8часов.
Теория: Интересные поделки из подручных среств. (салфетки, ватные
диски, спички, ватные палочки и т.д.). Поделки из подручных средств,
знакомство с новыми технологиями в декоративно-прикладном искусстве.
Практика: Корзинки с цветами из ватных дисков и газеты, декупаж,
поделки из салфеток, коктельных трубочек, ватных дисков и др.
Форма контроля: Выставка.
9. Тема8«Рисование»- 6 часов.
Теория: Знакомство с нетрадиционными видами рисования. Историей
происхождения. Изучение способов рисования различными материалами:
поролоном, скомканной бумагой, трубочками, нитками, парафиновой свечой,
сухими листьями; рисование ладошками, пальчиками, тупыми концами
карандашей, ватными палочками и т.д.
Практика: Рисование картин в различной технике рисования.
Форма контроля: Беседа.
10. Тема9 «Плетение из ниток»-3 часа.
Теория: Знакомство с простейшими узлами макраме. Прямое и
спиральное плетение.
Практика: Плетение закладок, браслетов, фенечек, чокеров однотонных
и двухцветных.
Форма контроля: выставка.
11. Итоговый контроль-1.5часа.
Заключительное мероприятие «Круглый стол»

Учебно-тематический план 2-го года обучения

11

Количество часов
Всего
Теория

Практика

2

1

1

2

1

1

2

1

1

4
Всего:
6
Тема1. «Природный материал» -8часов

3

3

0,5

3,5

Опрос.

0,5

3,5

Выставка

1

7

-

№

Название темы занятия

1

Входная диагностика.
Анкетирование.
Игры на знакомство и сплочение.
Вводный инструктаж.

2

Промежуточная диагностика.
Текущие инструктажи.

3

Итоговая аттестация.
Заключительный инструктаж.

Аппликация из природного
4
материала.
1.2 Аппликация из крупы (манка,
4
гречка, перловка)
1.3 Всего:
8
Тема2. «Аппликация из ткани» -4 часа
1.1

Формы контроля
Беседа,
анкетирование, Игровое
занятие с не сложным
практическим заданием.
Отслеживание
динамикиразвития
ребенка.
Анкетирование.
Самостоятельная
практическаяработа.
Выставка.

Сплошная аппликация из ткани по
выбору.
2.2 Всего:
Тема3«Оригами»-18 часов

4

0.5

3.5

Наблюдениепедагога.

4

0.5

3.5

-

3.1 Модульноеоригами.
3.2 Подаркинакаждый день.
3.3 Новогоднееукрашениедома.
3.4 Всего:
Тема4 «Лепка»- 8 часов

8
6
4
18

2
1
1
4

6
5
3
14

Демонстрациямоделей.
Выставка.
Мини-конкурс.
-

2
2
2

0.5
0.5
0.5

1.5
1.5
1.5

Взаимообучениедетей.
Самоанализ работы.
Демонстрацияготовых
изделий.

0.5

1.5

Наблюдение.

2

6

-

0.5
0.5
0.5

1.5
1.5
1.5

0.5
0.5
0.5
3

1.5
1.5
1.5
9

Выставка
Пирамидаоценивания
Демонстрацияготовых
изделий.
Оформлениеизделия.
Наблюдение.
Выставка.
-

2.1

4.1
4.2
4.3

Сувенир«Розы»
Сувенир«Денежное дерево».
Контурная лепка «Зимний вечер».

2
Сплошная лепка «Новогодняя
ёлка»
4.5 Всего:
8
Тема5«Нетрадиционное рисование»- 12 часов
5.1. Рисование на мятой бумаге.
2
2
5.2. Рисование двумя кисточками.
2
5.3 Рисование «Набрызг».
4.4

5.4
5.5
5.6
5.7

Рисование нитью.
Рисование губкой.
Рисование жесткой кистью.
Всего:

2
2
2
12

12

Тема6 «Ниткография» -10 часов
6.1. Аппликация из длинной нити
4
0,5
«Фрукты».
6.2 Аппликацияизкороткихнитей
6
0,5
«Лесныезвери».
Всего:
10
1
Тема7.«Культурно-патриатическое воспитание»-4 часа
7.1. Участие в конкурсах и
4
Мероприятиях различного уровня.
7.2. Всего:
4
0
Тема 8.«Мо я безопасность»
8.1. Инструктажи. Беседы.
2
1
Интерактивные занятия.
8.2 Всего:
2
1
Итого:
72
15.5

1

Наблюдение.

1

Творческая работа.

8

-

4

Оформлениеизделия.
-

4
1

Дискуссия.

1
56.5

-

Краткое содержание занятий. 2 год обучения
1. Входная диагностика.
Теория: Вводный инструктажи: «Соблюдение правил ПДД», «Пожарная
безопасность в учреждении».
Практика:Анкетирование.Игровоезанятиеспрактическимиэлементамидля
снятия эмоционального напряжения и сплочение детского коллектива.
Формаконтроля:Беседа,анкетирование,Игровоезанятиеснесложнымпрактическим
заданием.
2. Промежуточная диагностика.
Теория: Текущие инструктажи: «Безопасный Новый год», «Осторожно, гололёд!»
Практика: Выполнение практических заданий.
Форма контроля: Отслеживание динамики развития каждого ребенка по усвоению
образовательной программы за первое полугодие.
3. Итоговая аттестация.
Теория: Анкетирование. Заключительные инструктажи :«Безопасное лето», «Правила
поведения на водоемах».
Практика: Самостоятельная практическая работа.
Форма контроля: Выставка.
4. Тема1. «Природный материал»
Теория: Беседа «У природы есть вторая жизнь». Выбор материалов. Технология работы. ТБ
с материалами и инструментами.
Практика:Подготовкарабочегоместа,материаловиинструментов.Аппликацияизприродного
материала на твердой основе с использованием сухих листьев, мха, веточек, шишек, ягод
рябины, соломки и т.п. Аппликация с использованием манной, гречневой и перловой крупы.
Форма контроля: Опрос. Выставка.

5.

Тема 2.«Аппликация из ткани»
13

Теория: Беседа «Виды ткани».Выбор изображения. Подбор ткани. Подготовка клея. Технология
работы. ТБ с материалами и инструментами.
Практика: Подготовка рабочего места, материалов и инструментов. Подготовка основы.
Сплошная аппликация из ткани по выбору.
Форма контроля: Наблюдение педагога.
6. Тема3«Оригами»
Теория: Беседа «Свойства бумаги». Выбор бумаги по плотности и расцветке. Изучение схем.
Технология работы. ТБ с материалами и инструментами.
Практика: Подготовка рабочего места, материалов и инструментов. Заготовка модулей,
складывание фигурок, сборка изделия.
Форма контроля: Выставка. Мини- конкурс.
7. Тема4«Лепка»
Теория: Беседа «Пластилиновый мир». Свойства пластилина. Контурное и сплошное
изображение пластилином. Технология работы. ТБ с материалами и инструментами.
Практика: Подготовка рабочего места, материалов и инструментов. Лепка сувениров,
сюжетных картин, открыток.
Форма контроля: Демонстрация готовых изделий. Взаимообучение детей. Самоанализ работ.
8. Тема5«Нетрадиционное рисование»

Теория: Просмотр презентации «Нетрадиционные виды рисования».Обсуждение.
Высказывание. Предложения. Выбор способа, основы, материалов, инструментов. Технология
работы. ТБ с материалами и инструментами.
Практика: Подготовка рабочего места, материалов и инструментов,
Форма контроля: Демонстрация готовых изделий. Пирамида оценивания. Выставка.
9. Тема6«Ниткография»
Теория: Беседа о технике аппликации из ниток. Подбор материалов. Технология
работы. ТБ с материалами и инструментами.
Практика: Подготовка рабочего места, материалов и инструментов . Создание
аппликаций из длинных и коротких нитей.
Форма контроля: Творческая работа.

Тема7.«Культурно-патриатическое воспитание»
Теория: Подготовка заявок и детей к участию в мероприятиях различного уровня.
Практика:. Изготовление, создание поделок к мероприятию.
Форма контроля : Оформление изделия.
10.

11. Тема8.«Моя безопасность»

Теория: Беседа по теме инструктажа «Осторожно, ГРИПП», «Моем руки правильно»,«Мы
против терроризма», «Тонкий лёд», «Осторожно, бродячие собаки», «Осторожно, ледоход»,
«Пожарная безопасность в весенне-летний период и на каникулах»,
«Безопасность на железной дороге»,«Опасно! Заброшенные и строящиеся строения».

14

Обсуждение. ПравилаТ Б.
Практика: Разыгрывание ситуаций. Зарисовки знаков, лозунгов, ситуаций.
Форма контроля: Дискуссия.

1.4. Ожидаемыерезультаты.
Предметные результаты:
У обучающихся будут сформированы:
 Знания о назначении и названии материалов -бумага, ткань,
пряжа, нитки и т.д., инструментах;
 Знания о правилах безопасности труда и личной гигиены при работе с
различными материалами и инструментами;
 Знания о месте и роли декоративно-прикладного искусства в
жизни человека;
 Знания о видах декоративно-прикладного искусства;
 Знания о названиях и назначении ручных инструментов и
приспособлений (иглы, ножницы, клей, клевы пистолет, вязальные
спицы и крючки и т.п.);
Обучающиеся будут уметь:
 Организовать рабочее место в соответствии с используемым
материалом и поддерживать порядок во время работы;
 Соблюдать правила безопасной работы инструментами;
 Под руководством педагога проводить анализ изделия,
планировать последовательность его изготовления и
осуществлять контроль за результатами практической работы по
образцу изделия, схеме, рисунку;
 Экономно размечать материалы с помощью шаблонов, сгибать
листы бумаги вдвое, вчетверо, резать бумагу и ткань ножницами по
линиям
разметки, соединять детали из бумаги с помощью клея, вышивать«вперед
иголка», «через край» и другими швами.
 Производить сборку изделия;
 Пришивать пуговицы, пайетки, бусины;
 Подбирать детали для работы;
 Самостоятельно выполнять всю работу по составленному
вместе с педагогом плану с опорой на рисунок, схему, чертеж;
 Уметь работать парами, осуществлять попеременно функции
контролер аи педагога;
 уметь выделять существенные признаки объектов труда (анализ) и
основные этапы их изготовления, устанавливать последовательность
выполнения технологических операций (планирование), сличать
промежуточные результаты с образцами (самоконтроль);
 проявлять элементы творчества на всех этапах;
15

уметь читать простейший чертеж, схему;
 уметь экономно размечать материал с помощью шаблонов, линейки;
 уметь соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены во
всех видах технического труда;
Личностные результаты:
У обучающихся будут сформированы:
 готовность к творчеству;
 возможность полноценно употребить свои способности и
самовыразиться в своих работах;
 потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение
к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к
мнению окружающих;
 активный познавательный интерес;
 доброжелательность и контактность в отношениях со
сверстниками;
 эстетический и художественный вкус;
 чувства сопереживания;


Метапредметные результаты:
У обучающихся будут сформированы навыки:
 понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
 проявлять индивидуальные творческие способности при работе с изделием;
 последовательно вести работу;
 планировать свои действия на отдельных этапах работы;
 контролировать, корректировать и давать оценку результатов
своей деятельности;
 включаться в диалог, в коллективное обсуждение,
 проявлять инициативу и активность;
 работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;
 обращаться за помощью, формулировать свои затруднения;
 предлагать помощь и сотрудничество;
 слушать собеседника;
 формулировать собственное мнение и позицию;
 осуществлять взаимный контроль и взаимопомощь;

16

Раздел№2«Комплекс организационно-педагогически хусловий»
Календарный учебный график на 2024-2025 учебный год
Продолжительность обучения по программе «Своими руками» -2 й год обучения,
36 учебных недель. Начало учебных занятий - 02.09.2024 г
Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

апрель

май

часы

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2 2

1

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

3

3

3

3 3

9

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

0

1

2

3 4

-аттестация, контроль

-учебные дни

-каникулы

2

35

36

3

3

практика

теория

Всего часов

2

56.5

2

15.5.

2

72

ыы

2

и

час
недели

2

19-25

7

18

2

12-18

16

1

05-11
28-04

1

21-27

15

14-20

14

07-13

13

31-06

12

24-30

11

2

17-23

10

-

10-16

9

-

03-09

8

2

24-02

7

2

17-23

6

2

10-16

5

2

03-09

4

3

2

27-02

2

2

20-26

2

13-19

2

06-12

2

30-05

2

23-29

2

16-22

2

09-15

2

02-08

2

25-01

2 2

18-24

11-17

04-10

28-03

21-27

14-20

07-13

30-06

1

23-29

2

16-22

09-15

02-08

2 год

п

Сентябрь

Конец учебных занятий 31.05.2025 г.

2.2. Условия реализации программы
Кадровое обеспечение:
Программу
ведет
педагог
дополнительного
образования
с
педагогическим образованием и большим опытом ведения программ данной
направленности. Реализующий данную программу владеет следующими
профессиональными и личностными качествами:
 обладает специальным умением работать с различными материалами в
различных техниках и создавать различные изделия декоративно прикладного искусства различной сложности;
 владеет навыками и приёмами организации занятий дополнительного
образования;
 знает физиологию и психологию детского возраста;
 умеет вызвать интерес к себе и преподаваемому предмету;
 умеет создать комфортные условия для успешного развития личности
воспитанников;
 умеет видеть и раскрывать творческие и спортивные способности
воспитанников.
Психологическое обеспечение программы включает в себя следующие
компоненты:
 Создание комфортной, доброжелательной атмосферы на занятиях;
 Проведение психологического тестирования с целью выявления
направленности личности;
 Побуждение творческого воображения учащихся к практической и
творческой деятельности;
 Применение индивидуальных, групповых и массовых форм обучения.
Материально-техническое обеспечение:
Занятия проводятся в учебном помещении, оборудованном в
соответствии с установленными нормами и требованиями к кабинету. В
кабинете имеются:
столы, стулья, шкафы, доска для работы мелом, экран, медиапроектор,
компьютер с выходом в интернет, что дает доступ к справочным поисковым
системам.
Перечень оборудования, инструментов и материалов, необходимых для
реализации программы:
Перечень материалов:
 бумага(белая и цветная)
 бумага различных видов (гофрированная и т.д.)
 бумажные салфетки;
 картон;
 пряжа (разных видов)
 нитки (разных видов) 
 ткань (разных видов)
 вискозные салфетки;

атласные ленты;
 пуговки;
 бисер, бусинки, стеклярус (разных размеров)
 пайетки;
 природный материал;
 проволока;
 вата;
 синтепон;
 краски;
 карандаши;
 дополнительный материал.
Инструменты и приспособления, необходимые для работы:
 ножницы
 крючки(№:1,2,3,4,5…..)
 иглы
 булавки портновские
 линейка
 сантиметровая лента простые карандаши
 мел
 вспарыватель (не является обязательным, но временами
весьма помогает в работе) 
 деревянные палочки
 кусачки
 шило
Информационное обеспечение:–аудио, видеоифото- материалы
по различным видам декоративно-прикладного искусства;


2.3.Формыаттестации

Важным моментом в реализации любой программы является
отслеживание результатов. Контроль позволяет определять степень
эффективности обучения, проанализировать результаты, внести
коррективы в учебный процесс, позволяет детям, родителям, педагогам
увидеть
результаты
своего
труда,
создает
благоприятный
психологический климат в коллективе.
Педагогический мониторинг проводится по результатам наблюдений,
диагностических бесед, объективных методов психолого-педагогической
диагностики, анкетирования и тестирования (как для обучаемых, так и
для родителей) по основным параметрам:

Динамика состояния детского коллектива;

Сформированность знаний,умений и навыков;

сформированность нравственного потенциала личности
обучающихся;

психолого-педагогическая диагностика;

сформированность детской одаренности,
17

пособностей. 
Механизм оценки достижений учащихся
1. диагностическая карта (Приложение 9).
Диагностика результатов ведется по трем показателям: ЗУН, творческая
активность, воспитанность (нравственность, отношение к труду),
проводится в начале учебного года (сентябрь), в середине (декабре), в
конце учебного года (май). На основе данных по вертикали и горизонтали,
пишется анализ в середине года и в конце, строится диаграмма
эффективности УВП.
2. Критерии определения уровня освоения программы(Приложение 10)
3. Для определения уровня развития ребенка, его наклонности и
способности тесты на выявление одаренности:
 Тест-анкета по определению специальной одаренности (А.Хаан, Г.
Кафф). Проявление и формирование специальных способностей (А.
Савенков).
 Опросник
для
определения
творческих
наклонностей
у
школьников.(Дэвис)
Формы подведения итогов:
● Участие в выставках и конкурсах детского творчества;
● Персональные выставки;
● выполнение различных заданий для контроля – опрос, тесты,
кроссворды, викторины;
● анализ творческого роста воспитанника.
Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов
 Активность участия.
 Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.
 Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.
 Самостоятельность.
 Оригинальностьс уждений.
4. Для выявления уровня обученности и воспитанности использую
Критериии система оценки творческой работы(достигнутых результатов)
 Самостоятельность работы;
 Эстетичность;
 Аккуратность;
 Завершенность;
 Творчество;
 Цветовое решение работы;
 Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и
эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и
соответствие оформления работы.


18

Оценочныематериалы.
Педагогическая диагностика:
№
1
2
3

4
5
6
7
8

Название
Твоиожиданияотизученияданнойпрограммы(началоу.г)
Анкетадляобучающихсянаконецгода
Вашиожиданияотпрограммы(Анкетадляродителей
Начало у.г.)
Анкетадляродителейнаконецу.г.
Диагностика сформированности ЗУН, творческой
активностиивоспитанностиобучающихсяобъединения.
Критерииопределенияуровнейосвоенияпрограммы
МетодикаГ.Дэвиса(определениятворческихспособностей
учащихся).
Банкдостиженийобучающихся

Сроки
сентябрь
май
Сентябрь

Прил.1
Прил.2
Прил.3

Май
Май

Прил.4
Прил.5

Май
Ноябрь

Прил.6
Прил.7

Втеч.года

Прил.8

Диагностика психического развития проводится педагогом, но к обработке
привлекается психолог.
Пакет (перечень) диагностических методик промежуточных и итоговой
аттестации,
позволяющих
определить
достижение
обучающимися
планируемых результатов по образовательной программе «Своими руками»
вносится в индивидуальный образовательный маршрут (Приложение 1,3,4).

2.5. Методическиематериалы.
Реализация
программы
«Своими
руками» основывается
на
общедидактических
принципах
научности,
последовательности,
системности, связи теории с практикой, доступности.
При разработке программы учитывались также основные принципы
дополнительного образования:
1. Принцип диалогичности предполагает, что духовно-ценностная
ориентация детей и их развитие происходит в процессе такого
взаимодействия педагога и учащегося, содержанием которого является обмен
эстетическими ценностями, а также совместное продуцирование
художественных ценностей. Диалогичность образования не предполагает
равенства педагога и обучающегося. Это обусловлено возрастными
различиями, неодинаковостью жизненного опыта, асимметричностью
социальных ролей. Но диалогичность требует не столько равенства, сколько
искренности и взаимного понимания, признания и принятия. При
использовании данного принципа формируются субъект – субъектные
отношения в коллективе.
2. Принцип природосообразности. Воспитание должно основываться на
научном понимании естественных и социальных процессов, согласовываться
с общими законами развития человека сообразно его полу и возрасту.
Образование строится в соответствии с природой ребенка, его психической
19

конституцией, его способностями. Содержание программы должно быть
безопасным, целесообразным, соразмерным. Осуществление данного
принципа дает возможность построить «индивидуальные маршруты»
каждому обучающемуся группы. Это в свою очередь открывает очевидные
плюсы: психическое здоровье, отсутствие комплексов, глубокие и прочные
знания и умения в соответствии с интересами, запросами личности.
3. Принцип культуросообразности. Этот принцип предполагает
максимальное использование семейной, национальной, церковной, народной
материальной и духовной культуры, а также понимание педагогического
процесса как составной части культуры общества и семьи, как культурноисторической ценности, заключающей в себе прошлый опыт воспитания.
4. Принцип проектности предполагает последовательную ориентацию
всей деятельности педагога на подготовку и выведение ребенка в
самостоятельное проектное действие, развертываемое в логике замысел –
реализация – рефлексия. В ходе проектирования перед человеком всегда
стоит задача представить себе еще не существующее, но то, что он хочет,
чтобы появилось в результате его активности. Если ему уже задано то, к
чему он должен прийти, то для него нет проектирования. В логике действия
данного принципа в программе предусматриваются исследовательские,
художественные, социальные и творческие, исследовательские проекты
обучающихся.
5. Принцип цикличности - постепенное усложнение и расширение
учебного материала от возраста к возрасту.
6. Принцип вариативности предполагает развитие у детей вариативного
мышления, т.е. понимания возможности различных вариантов решения
задачи и умения осуществлять систематический перебор вариантов. Этот
принцип снимает страх перед ошибкой, учит воспринимать неудачу не как
трагедию, а как сигнал для её исправления.
7. Принцип творчества (креативность) предполагает максимальную
ориентацию на творческое начало в учебной деятельности обучающегося
приобретение ими собственного опыта творческой деятельности.
Для достижения поставленных задач при проведении занятий
используются следующие методы:
 Объяснительно-иллюстративные: словесные – беседа, объяснение,
убеждение, поощрение, рассказ, инструктаж. -исследовательский.
 Наглядно-действенный – (практический показ с объяснением)
демонстрация образцов и работа по образцу, показ фотографий, работа по
схеме, работа с книгой;
 Практические – зарисовка схем, изготовление образцов, выполнение
изделий, самостоятельное моделирование схем;
 Частично-поисковый,
 Проблемный (метод проб ошибок)
 Практической деятельности (консультирование, координация работы,
стимулирование, творческая мастерская).
20

 Метод контроля и коррекции (карта пооперационного контроля).
 Метод стимулирования.
 Дистанционные – видеоуроки, презентации, офлайн занятия, вебинары,
открытые занятия в режиме онлайн, Интернет-конкурсы по программе.
Для
достижения
высоких
результатов
педагог
использует
педагогические технологии:
Педагогическая
Применениевпрограмме
№
1

2

3

4

технология,метод
Технология личностноориентированного
обучения.

Реализацияиндивидуальныхобразовательныхмаршрутов
продвинутыхдетей(послевводногоипромежуточного
контроля), успешное участие воспитанников в
конференциях,выставках,конкурсахиолимпиадах.
ИнформационноКкаждомузанятиюпедагогомготовятсяпрезентации,
коммуникативная
упражнения в различных компьютерных сервисах,
технология
видеоуроки,офлайнионлайнзанятия,вебинары,Интернетконкурсы по программе.
Активно используется такие ИКТ технологии как
музыкотерапия.Онаспособствуютсозданиюкомфортной
гармоничнойобстановки,помогаютсконцентрироватьсяна
работе,даютпищудляразмышлениявпоискахновыхидей.
Здоровьесберегающие
СоблюдениетребованийСанПинприорганизациизанятийв
кабинете по температурному режиму и освещению,
использованиеназанятияхдыхательнойгимнастики,ритмики,
пальчиковой гимнастики.
Технология коллективной При подготовке обще-коллективных творческих дел в группе
творческой деятельности (организация праздников, дня именинника,т.д.)

4

Проектнаятехнология.

7

Игровыеметоды

8

Музейнаяпедагогика

Организация учебного процесса, ориентированная на
самореализацию личности учащегося в процессе создания
под контролем педагога новых изделий, организация
исследовательской
деятельности
учащихся,
которая
включает: исследование литературных источников по
истории предмета; материалов; методов обработки; создание
проектного изделия.
Дидактическиеигры,атакжеигровыхформызанятий.
Эту методику используем, рассматривая и разбираясемейные
реликвии, доставшиеся от бабушек и прабабушек, бережно
хранимые в каждой семье. Это дает возможность детям подругому взглянуть на привычные предметы интерьера,
погрузиться в историю семьи и вещи. Популярны стали и
видеоэкскурсии.

Формы организации образовательной деятельности
Для обучения по данной программе предполагается разновозрастная группа
детей, имеющих разные навыки ручного труда и представления о свойствах
различных материалов. В разновозрастных группах применяется методика
дифференцированного обучения: при такой организации учебновоспитательного процесса педагог излагает новый материал всем учащимся
одинаково, а для практической деятельности предлагает работу разного
21

уровня сложности (в зависимости от возраста, способностей и уровня
подготовки каждого).
Занятия по данной программе, как правило, включают в себя
организационную, теоретическую частьи практическое выполнение
задания.
Организационная часть обеспечивает наличие всех необходимых для
работы материалов, образцов и иллюстраций.
Теоретическая часть занятий — материал обычно дается в начале занятия
в форме рассказа – информации или беседы, сопровождаемой вопросами к
учащимся или демонстрации различного рода наглядных материалов.
Основное место на занятиях отводится практическим работам, которые
являются естественным продолжением и закреплением теоретических
сведений, полученных учащимися.В процессе практической составляющей
программы, обучающиеся учатся работать, используя образцы и эскизы,
личный пример педагога. Постепенно, они накапливают практический опыт в
изготовлении поделок от простых до сложных, применяя различные техники
декоративно-прикладного творчества.
В конце каждого занятия проводится рефлексия с целью анализа
проделанной за занятие работы и закрепления изученного материала,
устранения пробелов. Оценка должна носить объективный, обоснованный
характер. Наиболее подходящая форма оценки – коллективное обсуждение и
анализ. Это приучает детей анализировать работы свои и других, радоваться
не только своей, но и общей удаче.
В каждое занятие включены физминутки для снятия напряжения,
профилактика усталости и потери интереса к образовательному процессу.
Детям в данной группе оченьнеобходимо живое общение с педагогом
наволнующиеего темы. Вэтомслучае возникнутдоверительные отношения,
что благотворно скажется на дальнейшей работе объединения.
Важнейшими темами бесед являются те, которые обучают детей
правильному поведению в критической ситуации и способствуют
сохранению жизни и здоровья ребенка:
- правиладорожногодвиженияиповедениявобщественномтранспорте;
- правилапожарнойбезопасностииповедениявовремяпожара;
- оказаниепервоймедицинскойпомощи.
Задача педагога – постоянно поддерживать на занятиях творческий
настрой, сохранять увлечённость учащихся любимым делом. Поэтому очень
важно подбирать задания в соответствии с возрастом. Выполнение работ
только кажется простым, за этим кроется выработка твёрдых навыков.
Положительным воспитательным моментом является то обстоятельство,
когда педагог одновременно с учащимися делает свою работу, на которую
они ориентируются. Метод личного показа приветствуется.
Во время занятий педагогу необходимо следить за правильной
организацией рабочего места учащихся, хранением инструментов,
экономным и бережным расходованием материалов, аккуратнымобращением
с методическими материалами, журналами, книгами.
22

Эффективным средством обучения и воспитания, а также
формирования и сплочения коллектива являются совместные посещения
выставок декоративно-прикладного и художественного творчества,
проведения праздников в объединении, чаепитий.
Методы обучения в начале учебного года с учётом знаний,
практических навыков, получаемых на занятиях, отличаются отметодических
приёмов, используемых в конце периода обучения. В начале изучения
любого изделия педагог даёт основы технологии, направляет деятельность
учащегося на правильное выполнение различных операций, следит за их
качеством. Постепенно обучающиеся приучаются выполнять работу
самостоятельно, используя накопленный опыт, проявляя свою выдумку,
фантазию и воображение. В работах должно ощущаться авторство ребёнка.
Выполнение практических работ, указанных в данной программе, не
всегда возможно в процессе деятельности объединения и зависит от многих
причин, в частности от материально-технической базы. Поэтому педагог
объединения может внести изменения в программе: в течение учебного года
возможно перераспределение часов, отведенных на ту или иную тему, что
дает возможность каждому учащемуся идти своим образовательным
маршрутом; сокращать материал по одной теме, увеличивать по другой,
исключать некоторые темы программы и вводить новые. В план могут
вноситься изменения, отражающие реальные события, а также новые
достижения в области декоративно- прикладного искусства.
В программу заложены воспитательные мероприятия. Воспитательная
работа – это сфера наибольшего благоприятствования для развития работы с
детьми. В процессе организованного воспитательного процесса обучающиеся
овладевают разными ролями в сотрудничестве со сверстниками, педагогами,
увеличивая тем самым свой арсенал познавательных стратегий, приобретают
различные формы познавательной и коммуникативной деятельности, что
приводит к более эффективной самореализации учащихся и сохранению их
индивидуальности.

23

2.6. Списоклитературы.
1. Дубинина С.М.Плетениебисером.М.:Изд-во«Вечер»,2000.
2. Аппликационныеработы«Просвещение»,Москва1990г.
3. М.В.Феотова,Г.М.Валюх.Цветыизбисера.Культураитраиции,2004.
4. ВетлужинаН.А.Художественноетворчествоиребенок.–М.,1971.
5. Декоративно-прикланоеискусствовшколе.А.С.Хворостов,
«Просвещеие»,Москва,1988г.
6. Обьемныйквилинг.Центрбумажноготворчества«ХаниАрт».
7. Чудесныеподелкиизбумаги,«Просвещение»,Москва.1992.
8. СокольниковаН.М.Основыкомпозиции.
9. https://svoimirukamy.com/category/podelki-iz-bumagi
10. https://podelkibumaga.ru/podelki-iz-bumagi/
11. https://svoimirukamy.com/pletenie-iz-bumagi.html
12. http://sdelajrukami.ru/podelki-iz-vatnyx-diskov/
13. https://www.pinterest.com/pin/562387072196172966/
http://21vu.ru/mk/34052-fotoramka-iz-prirodnjih-materialov-svoimi-rukami

24

Приложение1

Анкетыдляоцениванияудовлетворенностикачествомпрограммы
Анкета для обучающихся в начале учебного года
1. Укажисвойвозраст
А. Обучающийся 1-4 классов
Б. Обучающийся 5-9
классовВ.Обучающийся1011классов
2. Почемутывыбралименноэтообъединениедополнительного
образования?
А. Посоветовали в школе / детском саду
Б.Ходятдрузья,родственники,знакомые В.
Так решили родители
Г.Интересныенаправленияобучения
Д.Удобноеместоположение(рядомсдомом,школойЕ.
Твой вариант
3. Знаешьлиты,чембудешьзаниматьсявобъединениивэтомгоду?
А.Да;Б.Нет;Г.Вкакой-тостепениД.Затрудняюсьответить.
4. Чтотыхочешьполучитьотзанятийвобъединении:
А.Полезноевремяпровождение.
Б. Найти новых друзей.
В.Улучшитьсвоитворческиеипознавательныенавыки. Г.
Узнать много нового.
Д.Начатьзаниматьсядеятельностью,котораявпоследствиистанеттвоей профессией.
Е. Твой вариант

25

Приложение2

Анкетадляобучающихсявконцеучебногогода
1. Укажисвойвозраст
А. Обучающийся 1-4 классов
Б. Обучающийся 5-9
классовВ.Обучающийся1011классов
2. Оцениуровеньсвоегоинтересакзанятиямвобъединении?
А.Всегдасудовольствиемпосещаюзанятия
Б.Временамиинтерескзанятиямснижается
В.Родителичастоуговариваютменяпосещатьзанятия Г.
Затрудняюсь ответить
3. Доволенлитыобучениемвобъединении?
А.Да.Б.Нет.В.Незнаю.
4. Как,потвоемумнению,влияетпосещениеобъединениянатвою
успеваемость в школе?
А.Положительновлияет(повышаетшкольнуюуспеваемость) Б.
Влияет скорее положительно, чем отрицательно
В.Никакневлияет
Г.Влияетскорееотрицательно,чемположительно
Д.Отрицательновлияет(снижаетшкольнуюуспеваемость) Е.
Затрудняюсь ответить
5. Какиенатвой взглядчертыличности развивают занятия вобъединение?
А.Развитиеличностныхкачеств(дисциплина,внимательность,аккуратность и
т.п.)
Б.Расширениекругозора,повышениеэрудированности
В.Развитиеинтеллектуальныхспособностей(четкостьмышления,
способность делать выводы и т.п.)
Г.Развитиетворческихспособностей(рисование,моделирование,
придумывание нового)
Д.Развитиенавыковобщения
Е.Повышениеобщегокультурногоуровня(развитиеречи,вежливость) Ж.
Повышение интереса к учебной деятельности
З.затрудняюсьответить
6. Чтоназанятияхнравятсятебебольшевсего?
А. Когда мы узнаем что-нибудь новое
Б. Когда мырисуем эскизы на занятиях
В.Когдамыпридумываемиизобретаем
Г.Когдамысоздаеммакетытого,чтопридумали
7. Какиетемызанятийвэтомучебномгодупоказалисьтебенаиболее
интересными?

26

Приложение3

Анкетадляродителейвначалеучебногогода
1. СкольколетВашемуребенку?
А.От7до9лет
Б.От10до13лет
В.От14до17лет
2. Что,наВашвзгляд,поспособствоваловыборуВамииВашимребенкомсекции,
кружка, объединения дополнительного образования?
А.Рекомендациидрузейизнакомых; Б.
Желание ребенка;
В. Рекламадополнительногообразования; Г.
Близость от дома;
Д.Качествоуслугигарантируемыйрезультат;
Е.другое
3.
Реклама из каких источников привлекла Ваше внимание в большей степени?
А. Реклама в школе
Б.Интернет
В.ДниоткрытыхдверейГ.
Другое
4. ЗнакомылиВыспрограммой,покоторойбудетзаниматьсяВашребенокв
объединении?
А.Да;Б.Нет;Г.Вкакой-тостепениД.Затрудняюсьответить.
5. ЧтоможетпривлечьВасвпедагогевыбранногоВамиобъединения
дополнительного образования?
А.Профессионализм
Б.Интеллигентность
В.Высокийрейтингсредидругихпедагогов
Г.Что-тоеще
6. ЧтоможетпомешатьзанятиямВашегоребенкадополнительным
образованием?
А. Территориальная удаленность
Б.Неттого,чтоинтересноребенку
В.Нетучетаособенностейличностиребенка
Г.Другое
_
7. Что,наВашвзгляд,привелоВасиВашегоребенказаниматьсявобъединение?
А.Надеждазанятьсялюбимымделом;
Б.Желаниеузнатьчто-тоновое,интересное; В.
Надежда найти новых друзей;
Г.Потребностьвдуховно-нравственномразвитии;
Д.Надежданато,чтозанятияпомогутлучшепонятьсамогосебя
Е.Желаниеузнатьотом,чтонеизучаютвобщеобразовательнойшколе; Ж.
Желание подготовиться к выбору профессии;
З.Надежданато,чтозанятиядополнительнымобразованиемпомогутпреодолеть трудности в
учебе;
И.Потребностьразвиватьсамостоятельность;
К.Желаниепровестисвободноевремяспользой.
Л.Другое
27

Приложение4

Анкетадляродителейвконцеучебногогода
1. УдовлетворенылиВыдеятельностьюобъединения?
1.Да.2.Нет.3.Отчасти.4.Затрудняюсьответить.
2. УдовлетворенылиВыкачествомпредоставляемыхдополнительных
образовательных услуг Вашему ребенку?
1.Да.2.Нет.3.Отчасти.4.Затрудняюсьответить.
3. ИнтереснолиВашемуребенкупосещатьзанятияобъединения?
1.Да.2.Нет.3.Отчасти.4.Затрудняюсьответить.
4. Посещая объединение, Вы считаете, что: Укажите нужные варианты
А.Знанияиумения,которыездесьполучаетВашребенок,имеютзначение для
его будущей профессии;
Б.Занятиядополнительнымобразованиемпо-настоящемуготовятВашего
ребенка к самостоятельной жизни;
В.Вашребенокполучаетвозможностьподнятьсвойавторитетсредидрузей; Г.
Вобъединении всегда хорошие отношения междувзрослыми и ребятами; Д.
Ваш ребенок постоянно узнает много нового;
Е.ЗанятиявколлективедаютВашемуребенкувозможностьлучшепонять
самого себя;
Ж.ВпосещаемомВашимребенкомколлективесозданывсеусловиядля развития
его(ее) способностей;
З.КпедагогуВашегоребенкаможнообратитьсязасоветомипомощьюв трудной
жизненной ситуации;
И.Вашребенокпроводитвремяспользой;
К. Другое
5. Выберитеизспискато,что,поВашемумнению,сталорезультатом
занятий Вашего ребенка в объединении?
А.Ребенокприобрелактуальныезнания,умения,практическиенавыки– тому,
чему не учат в школе, но очень важно для жизни
Б.Ребенкуудалосьпроявитьиразвитьсвойталант,способности.
В.Ребеноксориентировалсявмирепрофессий,освоилзначимыедля профессиональной
деятельности навыки.
Г.Ребеноксмогулучшитьсвоизнанияпошкольнойпрограмме,сталлучше
учиться в школе.
6. УдовлетворенылиВырежимомработыобъединения(дни,время,
продолжительность занятий)?
А.Да;Б.Нет;В.Затрудняюсьответить.
7. КакуюформувзаимодействияВыиспользуетеприобщенииспедагогом?
А.Консультациипотелефону,всоциальныхсетяхипривстрече. Б.
Родительское собрание.
В.Совместнаядеятельностьсребенкомипедагогом(участиев мероприятиях).
8. ЧтоВыожидаетеотзанятийВашегоребенкавобъединении?

28

№

Приложение5
ДиагностикасформированностиЗУН,творческойактивностии воспитанности
обучающихся объединения. (по методике М.И.Шиловой,Р.В.Овчаровой , Н.П.
Капустина).
Диагностическаякарта
Показатели
Фамилияиимя
Воспитанность
ребенка
ЗУН
Творческая
активность Нравственность трудолюбие
С Д М С Д М С
Д
М
С Д М

- 1-2балла-низкийуровень;
- 3балла-начальныйуровень;
- 4балла-хорошийилисреднийуровень;
- 5баллов-высокийуровень.
С-сентябрь,Д-декабрь,М-май
Критериипоказателей
Низкийуровень
(1-2балла)
Знакомство с
образовательной
областью.
Непроявляет
инициативы

Словорасходится
с делом.
Проявляет
равнодушие.

Неспособенк

Начальныйуровень
Среднийуровень
(3балла)
(4балла)
1.Показатель«Знания,умения,навыки(ЗУН)»
Овладениями
ВладениеосновамиЗУН
специальнымиЗУН
2.Показатель«Творческая активность».
. Проявляет
Инициативупроявляет
инициативу,ноне
редко. Испытывает
потребность в получении
всегда. Может
новых знаний,
придумать
Добросовестновыполняет
интересныеидеи, но
задания.Способенрешить
неможетоценитьих и
проблемы с помощью
выполнить.
педагога
3.Показатель«Воспитанность»
Нравственность
Нравствененпри
Имеетнравственные
благоприятныхусловияхи
качества. Имеет
требованиях извне.
моральныесуждения
о нравственных
поступках, обладает
поведенческими
нормами, но не
всегда их
соблюдает..
Отношениек труду
Трудитсятолькопод
Осознаетличнуюи

Высокийуровень
(5баллов)
Допрофессиональная
подготовкаилияркое.
творческоеосвоение
ЗУН
Легко,быстроувлекается
творческим делом.
Обладает
оригинальностью
мышления,
воображением,
способностью к
рождениюновыхидей.

Имеетморальные
суждения о
нравственныхпоступках.
Соблюдает нормы
поведения. Имеет
нравственныекачества
(доброта, уважение,
отзывчивость,
сопереживание).
Осознаетличнуюи
29

самостоятельному
труду, избегает
трудовых
обязанностей,
стремится
переложить
работунадругих

нажимом извне. Быстро
устает,работувыполняет
некачественно

общественную
ценностьтруда,
исполнителенв
труде,

общественнуюценность
труда, проявляет
творчество в труде.
Умееттрудитьсясообща,
обладает высокой
работоспособностьюи
чувством
ответственности

Приложение6

Критерииопределенияуровняосвоенияпрограммы.
А— умение выполнятьзадание попланупедагога илисобственномуплану;
В—способностьвыполнятьизделиепозамыслу,
умениепередаватьличное
отношение к объекту изображения;
С—изделиевыразительно,подход кработе творческий,отсутствие
штампов, умение украшать свою работу.
Картаопределенияуровняосвоенияпрограммы.
Фамилияиимя
ребенка

А

Уровниосвоенияпрограммы
В

С

ИТОГО
Низкий
неимеет
знаний

Уровнизнаний
Минимальный
Базовый
усвоение
усвоение
программыв
программыв
полномобъеме,
полномобъеме,при
допускает
наличии
существенные
несущественных.
ошибки в
ошибок;участвуетв
теоретическихи
выставках,
практических
конкурсахидр.на
заданиях;участвует
уровне Центра,
в конкурсах на
района,участвуетв
уровне коллектива
персональных
выставках.

Продвинутый
программный
материалусвоен
обучающимся
полностью,учащийся
имеет высокие
достижения
(победитель
международных,
всероссийских,
районныхконкурсов,
участвует в
персональных
выставках)

30

Приложение7.

МетодикаГ.Дэвиса(определениятворческихспособностейучащихся)
МетодикаГ.Дэвисапредназначенадляопределениятворческих
способностей учащихся.
Основополагающимметодисследования-тестирование.
Прочитайте высказывания. Если Вы согласны с утверждением, то
поставьте«+».ЕслиВынесогласнысутверждением,топоставьте«-».
1. Ядумаю,чтояаккуратен (тна).
2. Ялюбил(а)знать,чтоделаетсявдругихклассахшколы.
3. Ялюбил(а)посещатьновыеместавместесродителями, анеодин.
4. Ялюблюбытьлучшим(ей)вчем-либо.
5. Еслияимел(а)сладости,то стремился(ась)ихвсесохранитьусебя.
6. Яоченьволнуюсь,еслиработа,которуюяделаю,нелучшая,не
может быть мною сделана наилучшим образом.
7. Яхочупонять,каквсепроисходит вокруг,найтипричину.
8. Вдетствеянебыл(а)особеннопопулярен(на)средидетей.
9. Яиногдапоступаюпо-детски.
10. Когдаячто-либохочусделать,то ничегонеможет меняостановить.
11. Япредпочитаюработать сдругими инемогуработатьодин.
12. Язнаю,когдаямогусделать что-либопо-настоящемухорошее.
13. Еслидажеяуверен(на),чтоправ(а),ястараюсьменятьсвоюточку
зрения, если со мной не соглашаются другие.
14. Яоченьбеспокоюсьипереживаю,когдаделаюошибки. 15
Я часто скучаю.
16. Ябудузначимымиизвестным,когдавырасту.
17. Ялюблюсмотретьнакрасивыевещи.
18. Япредпочитаюзнакомыеигры,чемновые.
19. Ялюблюисследовать,чтопроизойдет, еслиячто-либосделаю.
20. Когдаяиграю,тостараюськакможно меньшерисковать.
21. Япредпочитаюсмотретьтелевизор, чемегоделать.
Ключ
Креативность(способностьктворчеству)—вслучаеответов(+)по
вопросам:2,4,6,7.8,9,10,12,16,17,19ивслучае ответов(-)повопросам:1,3,5,11,13,
14, 15, 18, 20,21.
Суммасоответствующихключуответовуказываетнастепенькреативности. Чем
больше сумма, тем выше креативность.
+2беспокойствоодругих 1
11любовькодиночнойработе 14
принятие беспорядка
деловые ошибки 1
4желаниевыделиться
3независимость
16чувствопредназначенности 15
3рискованность
никогда не скучает
6недовольствособой
5альтруизм
18 активность
8непопулярен
17чувствокрасоты
20стремлениекриску 19
7 полныйлюбопытства
спекулятивность
10отбрасываниедавления 9
21потребностьв активности
регресс на детство
12самодостаточность
Еслисуммасоответствующихключуответовравнаилибольше15,томожнопредположитьналичиетворческихспособностейуотвечающего.Педагогдолженпомнить,что это
— еще нереализованные возможности.
31

Главнаяпроблема—помочьвихреализации,таккакчастодругиеособенностихарактера таких
людей мешают им в этом (повышенноесамолюбие, эмоциональная ранимость,
нерешенностьядерныхличностныхпроблем,романтизмидр.).Нужнытакт,общениена
равных, постоянноеслежение за их творческими продуктами, юмор, периодическое
подталкиваниена«великиедела»итребовательность. Избегатьостройичастойкритики,
чаще давать свободный выбор темы и режим творческойработы.

32

Приложение№8
Банкдостиженийвоспитанников
ФИО

Количество
законченныхработ
( в баллах)

Участие в
выставкахучастие1(балл,победа-3
балла)

Участие в мероприятиях
объединения(участник1балл,
организатор3балла)

Посещение
занятий-1занятия1 балл

*содержаниеколонокдостиженийразрабатываетсясовместносдетьмииможетменяться

Подведениеитогов.

34

35

36

37

38

39

40

41

42


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
МАОУ ДО "Беломорский ЦДО"

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».