маленькие художники 24-25

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
дополнительного образования
Беломорского муниципального округа
«Беломорский центр дополнительного образования»

Принята
На заседании педсовета
МАОУ ДО «Беломорский ЦДО»
Протокол №1 от 30.08.2024 г.

Утверждаю
Директор МАОУ ДО
«Беломорский ЦДО»
Е.Ю. Кузнецова
02.09.2024 г.
ДОКУМЕНТПОДПИСАНЭЛЕКТРОННО
ЙПОДПИСЬЮ

Сертификат:00A17467C185D2E7824F52A1C6B32D3598
Владелец: Кузнецова Елена
ЮрьевнаДействителен: с 29.06.2022 до 22.09.2023

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа художественной направленности

«Маленький художник»
Возраст обучающихся: 3-5 лет
Срок реализации - 2 года

Составитель:
Провоторова Елена Васильевна,
педагог дополнительного образования
Бекренева Наталья Ивановна,
методист

Беломорск 2024

СОДЕРЖАНИЕ

Раздел № 1 «Комплекс основных характеристик программы»
1.1 Пояснительная записка……………………………………………………...3
1.2 Цель и задачи программы…………………………………………………...
1.3 Содержание программы……………………………………………………..
1.4 Планируемые результаты……………………………………………………

Раздел № 2 «Комплекс организационно-педагогических условий»
2.1 Календарный учебный график……………………………………………..
2.2 Условия реализации программы…………………………………………...
2.3 Формы аттестации…………………………………………………………..
2.4 Оценочные материалы……………………………………………………..
2.5 Методические материалы…………………………………………………..
2.6 Список литературы…………………………………………………………

2

Раздел № 1 «Комплекс основных характеристик программы»
1.1 Пояснительная записка
1.1.1 Направленность программы
Направленность программы- художественная.

1.1.2 Актуальность Программы
Ведущая роль в становлении личности ребенка, формировании его духовного мира
принадлежит эмоциональной сфере. Именно с этой особенностью психики маленького
человека связана высокая сила воздействия на него искусства. Специфика искусства,
особенности языка различных его видов делают художественную деятельность
уникальным средством воспитания, обучения и развития подрастающего поколения.
Средствами изобразительного искусства предлагается решать задачи художественно
- эстетического воспитания детей, приобщать их к мировой художественной культуре,
посредством системы творческих заданий развивать у дошкольников эмоциональноценностное отношение к миру, а также их собственные творческие навыки и умения.

1.1.3 Отличительные особенности Программы «Маленький художник»
В программу включён материал разной степени сложности, каждая новая ступень
вбирает в себя основное содержание предыдущих, раскрывая его на новом уровне
сложности, что даёт возможность каждому ребенку развиваться с постоянным успехом.
Большое внимание в программе уделяется знакомству с произведениями художников,
работающих в разных жанрах, знакомство с произведениями иллюстраторов. Дети учатся
изображению различными художественными материалами, обучаются традиционной
технике изображения и нетрадиционной.
Включение в программу литературных, театральных, музыкальных произведений,
игровых упражнений, направленных на сохранение здоровья детей, также считаем
отличительной чертой данной образовательной программы.
Новизна программы в том, что занятия направлены на выявление в каждом ребенке его
индивидуальных особенностей. Основное внимание уделяется развитию выявленных
ресурсов и реализации внутреннего потенциала каждого ребенка.
Данная рабочая программа разработана на основе программы Т.А.Копцевой
«Природа и художник».

1.1.4 Адресат программы
Программа ориентирована на детей дошкольного возраста (3-5 лет).

1.1.5 Объем и срок освоения программы
Срок реализации программы – 36 недель.
Объем образовательной нагрузки: 2 занятия в неделю, длительностью не более 15
мин. 36 учебных недель. 72 часа в год.

3

1.1.6 Форма обучения
Форма обучения - очная.

1.1.7 Оптимальная наполняемость группы
15 человек, допустимая – 15 человек.

1.1.8 Особенности организации образовательного процесса
Совместная познавательная, развивающая, художественная деятельность взрослого
и детей.
Программа построена на основе основных принципов, которые решают
современные образовательные задачи с учетом запросов будущего:
1. Принцип деятельности включает ребенка в познавательный процесс.
2. Принцип целостного представления о мире и принцип научности формируется у детей
личностное отношение к полученным знаниям и умение применять их в своей
практической деятельности.
3. Принцип психологической комфортности.
4. Принцип вариативности предполагает развитие у детей вариативного
мышления, т. е. понимания возможности различных способов решения
заданий.
5. Принцип творчества (креативности) предполагает ориентацию на творческое начало в
деятельности детей, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности.
Эффективность занятий достигается через использование современных образовательных
технологий.

1.1.9 Режим проведения занятий
2 раз в неделю по 15 мин., на протяжении 36 недель.

1.2 Цель и задачи программы
1.2.1 Цель программы
Создание условий для расширения творческих возможностей обучающихся
средствами художественной деятельности.
Формирование у дошкольников художественной культуры как части духовной;
приобщение воспитанников к миру искусства; развитие природных задатков, творческого
потенциала, эстетического отношения к предметному миру и миру природы;
развитие мелкой моторики и образного мышления.

1.2.2 Задачи программы




Обучающие:
Обучение традиционным и нетрадиционным техникам изображения.
Формирование творческого и аналитического мышления посредством знакомства с
произведениями мировой художественной культуры.
Обучение «языку изобразительного искусства».
4



Приобщение к мировой художественной культуре.






Развивающие:
Развивать и приумножать опыт творческой деятельности
Развивать «культуру творческой личности» (самореализация личности).
Развивать мыслительную деятельность и творческий подход в поиске способов решения;
Развивать способность самостоятельно решать доступные творческие задачи.





Воспитательные:
Воспитывать эстетическое (эмоционально-ценностное) отношение к миру
Воспитание культуры ребёнка
воспитание духовно богатой, гармонично развитой личности.
На решение этих задач ориентированы педагогические условия: игровые методы и
приёмы; интегрированные формы организации занятий; развивающая пространственнопредметная среда.

1.3 Содержание программы
1.3.1 Учебный план дополнительной образовательной
общеобразовательной программы «Маленький художник» для детей 3-4
года.
1й год обучения.
Название раздела, темы

Количество часов, мин
Теория Практи Всего
ка
мин
мин
мин
10
20
30

Формы
аттестации/
контроля

1.

Входная диагностика

Справка

2.

Итоговый контроль

10

20

30

Справка

3.

Тема 1. Вводное занятие. Рисунок на
свободную тему.

10

20

30

Диагностичес
кая карта

4.

Тема 2. Мир природы «Вводное
занятие»

10

20

30

Готовое
изделие

5.

Тема 3. «Краски неба»

10

20

30

Готовое
изделие

6.

Тема 4. «Ковер из осенних листьев»

10

20

30

Готовое
изделие

7.

Тема 5. «Дерево разговаривает с
солнышком»

10

20

30

Готовое
изделие

8.

Тема 6. «Гордый цветок»

10

20

30

Готовое
изделие

9.

Тема 7. «Аппетитные, ароматные,

10

20

30

Готовое
5

сладкие…»

изделие

10. Тема 8. «Колосок и колючка»

10

20

30

Готовое
изделие

11. Тема 9. «Съедобные и несъедобные
грибы»

10

20

30

Готовое
изделие

12. Тема 10. Любование картинами
природы «Природа – художница –
волшебница»

10

20

30

Выставка

13. Тема 11. Мир животных «Птицы
большие и маленькие»

10

20

30

Готовое
изделие

14. Тема 12. «Любопытные цыплята»

10

20

30

Готовое
изделие

15. Тема 13. «Божья коровка»

10

20

30

Готовое
изделие

16. Тема 14. «Кто на себе свой дом
носит»

10

20

30

Готовое
изделие

17. Тема 15. «Медвежонок Винни –
Пух»

10

20

30

Готовое
изделие

18. Тема 16. «Поросенок Пятачок»

10

20

30

Готовое
изделие

19. Тема 17. «Коза – дереза»

10

20

30

Готовое
изделие

20. Тема 18. «Любование картинами
природы «Природа – художница –
волшебница»

10

20

21. Тема 19. Мир человека
«Автопортрет»

10

20

30

Готовое
изделие

22. Тема 20. «Веселая снежная баба»

10

20

30

Готовое
изделие

23. Тема 21. «Украшение носового
платка красками теплых цветов»

10

20

30

Готовое
изделие

24. Тема 22. «Украшение полотенца
холодными цветами»

10

20

30

Готовое
изделие

25. Тема 23. «Веселый грузовичок.
Паровозик. Машинка»

10

20

30

Готовое
изделие

Выставка

30

6

26. Тема 24. «Портрет папы» (дедушки,
брата)

10

20

30

Готовое
изделие

27. Тема 25. «Портрет мамы» (бабушки,
сестры)

10

20

30

Готовое
изделие

28. Тема 26. «Сказочная ваза» (мамина
любимая ваза)

10

20

30

Готовое
изделие

29. Тема 27. Обобщающее занятие «Я и
моя семья»

10

20

30

Готовое
изделие

30. Тема 28. Мир искусства. «Золотые
яблоки»

10

20

30

Готовое
изделие

31. Тема 29. «Цветик – многоцветик»

10

20

30

Готовое
изделие

32. Тема 30. «Колобок»

10

20

30

Готовое
изделие

33. Тема 31. «Избушка для Бабы Яги»

10

10

30

Готовое
изделие

34. Тема32. «Веселый клоун»

10

20

30

Готовое
изделие

35. Тема33. «Большая гусеница»

10

20

30

Готовое
изделие

36. Тема 34.Обобщающее занятие –
выставка детских работ на
свободную тему

10

20

30

Выставка

Всего: 72 занятия

1.3.2 Краткое содержание дополнительной образовательной
общеобразовательной программы
«Маленький художник». 3-4 года. 1й год обучения.
№

Тема
1.

Входная
диагностика

2.

Итоговый
контроль

Теория

Практика

Наглядность

Беседа по теме. ТБ с
инструментами. Выявления
уровня творческого развития
детей
Беседа по теме. Обсуждение.
Оценка своих и чужих работ.
Выявления уровня
творческого развития детей.

Практическое
задание

Картины/предметы
по теме

Практическое
задание

Картины предметы
по теме

7

3.

Занятие 1.
Вводное
занятие.
Рисунок на
свободную
тему.

Познакомить детей с
мастерской художника, ее
оборудованием, рассказать о
профессии художника,
показать многообразие
материалов, которыми он
работает.

«Путешествие
в мастерскую
художника»

Репродукции
картин известных
художников,
материалы для
творчества
(карандаши,
акварель, гуашь и
т.д.)

4.

Занятие 2.
Мир природы
«Вводное
занятие»

Познакомить детей
изобразительными
материалами. Учить
применять их на практике.

«Путешествие
по картинной
галерее»

5.

Занятие3.
«Краски неба»

Знакомить детей с
произведениями
художников. Учить
анализировать картины.
Отрабатывать приемы
работы гуашью, учить
смешивать цвета и
применять их в зависимости
от настроения картины.
Развивать фантазию,
художественную речь детей.

«Путешествие
в небеса»

6.

Занятие 4.
«Ковер из
осенних
листьев»

Иллюстрации
«Мастерская
художника».
Репродукции
картин известных
художников.
Детские работы
прошлых лет.
Наглядные пособия
«Смешение
цветов», «Времена
суток».
Репродукции
произведений
художников –
пейзажистов «К.
Юон, К.Коровин,
В.Ван Гог) –
исполненные
мелкими
мозаичными
мазками
Разные по цвету и
форме осенние
листья.
Репродукции
жостовских
подносов на тему
осени

7.

8.

Знакомить детей с
произведениями жостовских
мастеров. Учить определять
разнообразие оттенков.
Познакомить с техникой «посырому». Развивать
фантазию, художественную
речь детей.
Сформировать
Занятие 5.
«Дерево
представление о строении
разговаривает с дерева, сравнивая его с
солнышком»
образом человека. Учить
анализировать работы
художников – графиков.
Познакомить с техникой
рисования «мятой бумагой»
Познакомить детей с жанров
Занятие 6.
«Гордый
натюрморт. Формировать
цветок»
представление о строении
цветка, сравнивая его с
образом человека. Развивать

«Путешествие
в осеннее
царство»

«Путешествие
в солнечный
лес»

«Путешествие
в мир цветов»

Фоторепродукции
причудливых по
форме лиственных
деревьев, угольные
рисунки
И.Шишкина,
И.Левитана,
П.Пикассо
Живые цветы
разные по форме и
размеру.
Репродукции
картин с
8

9.

Занятие 7.
«Аппетитные,
ароматные,
сладкие…»

образное мышление. Обучать
приемам изображения
округлых форм. Учить
работать в смешанной
технике «мелок+акварель»
Продолжать знакомить детей
с жанром натюрморт.
Обращать внимание на
композиционное размещение
фруктов, их цветовое
оформление. Продолжать
отрабатывать технику
мозаичной живописи.

10. Занятие 8.
«Колосок и
колючка»

Учить сравнивать образы
различных трав. Знакомить с
новым методом рисования
«техника сухой кисти».
Учить изображать растения
нетрадиционной техникой.

11. Занятие 9.
«Съедобные и
несъедобные
грибы»

Показать способы
изображения грибов гуашью,
учить дополнять рисунок,
используя мозаичную
живопись.

12. Занятие 10.
Любование
картинами
природы
«Природа –
художница –
волшебница»
13. Занятие 11.
Мир
животных
«Птицы
большие и
маленькие»
14. Занятие 12.
«Любопытные
цыплята»

Развивать художественную
речь детей. Продолжать
знакомить детей с
произведениями известных
художников. Вызвать
эмоциональное восприятие,
восхищение от увиденного.
Показать прием изображения
птицы. Учить изображать
больших и маленьких птиц,
дополняя изображение
техникой «сухая кисть»
Показать прием изображения
цыпленка, дополняя
оперение методом «тычка».
Развивать речь детей,
эмоциональное восприятие.

изображением
цветов.

«Путешествие
во Фруктовый
сад»

Репродукции
картин К.Петрова –
Водкина «Яблоки
на красном фоне»,
И.Машкова
«Натюрморт.
Синие сливы» и др.
Жостовские
подносы, муляжи
фруктов и овощей.
«Путешествие Различные по
в поле»
форме травы.
Иллюстрации,
изображающие
различные травы
(пшеница, рожь,
овес, репей,
ковыль)
«Путешествие Различные муляжи
в лес»
грибов, изображения
большого и
маленького
мухоморов в
окружении
солнечных
зайчиков, капелек
дождя.
«Путешествие Репродукции картин
в мир
известных
искусства»
художников,
природный
материал.
«Путешествие
в мир птиц»

«Путешествие
во двор»

Зарисовки птиц,
выполненных
В.Серовым, А.
Пластовым,
В.Ватагиным, В.
Суриковым.
Репродукции картин
с цыплятами и их
стилизованные
изображения,
выполненные
художниками иллюстраторами
9

15. Занятие 13.
«Божья
коровка»

16. Занятие 14.
«Кто на себе
свой дом
носит»

17. Занятие 15.
«Медвежонок
Винни-Пух»

18. Занятие 16.
«Поросенок
Пятачок»

19. Занятие 17.
«Коза –
дереза»

20. Занятие 18.
Любование
картинами
природы
«Природа –
художница –
волшебница»

21. Занятие 19.
Мир человека
«Автопортрет»

Показать прием изображения
божьей коровки. Развивать
фантазию и творческие
способности детей.
Развивать связную речь
детей.
Учить изображать больших и
маленьких улиток со
спиралевидными панцирямидомиками. Развивать
способность сравнивать и
анализировать форму.
Прививать любовь к
природе.
Развивать желание творить.
Продолжать знакомиться с
новыми произведениями
художников, художников –
иллюстраторов. Учить
изображать фигуру Винни –
Пуха во весь рост, используя
метод тычка, мозаичного
мазка (фон)
Учить изображать портрет
поросенка Пятачка,
передавая его настроение.

«Путешествие
на луг»

Изображения
разных насекомых

«Путешествие
на природу»

Изображения
черепах, улиток.
Репродукции картин
с изображением
моря, леса, поля.

«Путешествие
в сказку»

Репродукции картин
с медведями.
Изображение Винни
– Пуха.

«Путешествие
в сказку»

Продолжать знакомить детей
с творчеством художников,
художников –
иллюстраторов. Учить
изображать козу во весь
рост. Развивать способность
сравнивать и анализировать.
Развивать художественную
речь детей. Продолжать
знакомить детей с
произведениями известных
художников. Вызвать
эмоциональное восприятие,
восхищение от увиденного.
Познакомить с техникой
«отпечатка природным
материалом».
Познакомить детей с жанром
портрет. Показать прием
изображения головы
человека, передавая его

«Путешествие
в сказку»

Репродукции
поросят и их
стилизованные
изображения в
творчестве разных
художников –
иллюстраторов
(вариативные).
Репродукции
рогатых животных.
Иллюстрации к
сказкам «Коза –
дереза», «Волк и
семеро козлят»

«Путешествие
в мир
живописи»

Репродукции картин
известных
художников,
природный
материал.

«Путешествие
на выставку
портретов»

Репродукции
портретов
известных
художников
10

настроение.
22. Занятие 20.
«Веселая
снежная баба»

Показать приемы
изображения снеговика.
Закреплять умение
сравнивать по форме,
величине. Познакомить
детей с пастелью.

23. Занятие 21.
«Украшение
носового
платка
красками
теплых цветов»

Знакомить детей с теплыми и «Путешествие Наглядное пособие
холодными цветами.
в мир
«Теплые и холодные
Познакомить детей с
филимоновско цвета». Различные
гармонией филимоновской
й игрушки»
по цветовому
игрушки. Показать способы
оформлению
украшения платков,
носовые платочки.
используя разные приемы
рисования.
Продолжать знакомить детей «Путешествие Наглядное пособие
с теплыми и холодными
в мир
«Теплые и холодные
цветами. Развивать фантазию
гжельской
цвета», «гжельская
и связную речь детей.
росписи»
роспись».
Познакомить детей с
Различные по
цветовой гаммой гжельской
цветовому
росписи. Показать приемы
оформлению
украшения полотенца
сказочные
прямыми движениями и
полотенца.
кругами.
Показать способы
«Путешествие
Репродукции
изображения прямоугольных
в магазин
различных видов
форм грузовика и круглых
игрушек»
транспорта.
колес. Развивать стремление
Игрушечные
передавать солнечное,
машины.
радужное настроение
(изображение солнца, белых
облаков, радуги), используя
знакомые техники
рисования.
Учить рассматривать
«Путешествие Мужские портреты,
портреты. Закреплять знание
в гости»
выполненные
жанра. Познакомить с
различными
этапами изображения лица.
художниками (Б.
Учить применять в
Микеланджело,
оформлении рисунка
Д.Эль Греко,
известные техники.
В.Суриков,
В.Васнецов)
Продолжать учить
«Путешествие Женские портреты,
рассматривать портреты.
в гости»
выполненные
Обращать внимание на
различными
выражение женских глаз,
художниками (Д.
причесок, украшений.
Веласкес, С.
Закреплять знание жанра.
Ботичелли, К.
Закреплять этапы
Петров – Водкин, З.

24. Занятие 22.
«Украшение
полотенца
холодными
цветами»

25. Занятие 23.
«Веселый
грузовичок.
Паровозик.
Машинка»

26. Занятие 24.
«Портрет
папы»
(дедушки,
брата)

27. Занятие 25.
«Портрет
мамы»
(бабушки,
сестры)

«Путешествие
в Снежный
город»

(В.Серов «Мика
Морозов»).
Изображения
улыбающегося
снеговика на фоне
снегопада.

11

28. Занятие 26.
«Сказочная
ваза» (мамина
любимая ваза)

29. Занятие 27.
Обобщающее
занятие «Я и
моя семья»
30. Занятие 28.
Мир
искусства
«Золотые
яблоки»
31. Занятие 29.
«Цветик –
многоцветик»

32. Занятие 30.
«Колобок»

33. Занятие 31.
«Избушка для
Бабы Яги»

34. Занятие 32.
«Веселый
клоун»

изображения лица. Учить
применять в оформлении
рисунка известные техники.
Учить сравнивать вазы по
форме, цвету. Показать
приемы изображения
красивой вазы. Учить
использовать основные
декоративные элементы
(линия, точка, круг и т.д.)
ритмически повторяющиеся.
Развивать умение рисовать
на заданную тему
самостоятельно, используя
знакомые приемы
изображения.
Показать прием изображения
яблока и украшения его
мозаичным мазком.
Продолжать развивать
художественное слово и
творчество детей.

Серебрякова)
«Путешествие
в мир
сказочных
ваз»

Различные вазы
(хохлома, гжель и
т.д.)

«Путешествие
в мир добра и
любви»

Репродукции
портретной
живописи известных
художников

«Путешествие
в мир
творчества»

Муляжи овощей и
фруктов.
Репродукция К.
Петрова – Водкина
«Яблоки на красном
фоне»

Учить рассматривать живые
цветы, их репродукции,
любоваться ими. Показать
прием изображения цветка,
используя для оформления
метод мозаичной живописи.
Учить передавать в рисунке
образ веселого Колобка.
Поощрять стремление
дополнить рисунок,
используя знакомые техники.
Закреплять понятие
художник - иллюстратор
Познакомить детей с
различными архитектурными
строениями (изба, терем,
дворец и т.д.). Учить
изображать избушку ночью,
используя технику «мелки +
акварель»

«Путешествие
в мир цветов»

Репродукции картин
с изображением
цветов

«Путешествие
в сказку»

Иллюстрации к
сказке «Колобок»

«Путешествие
к
архитекторам
»

Продемонстрировать детям
способы изображения
улыбающегося
человеческого лица. Учить
подбирать цвета,
характерные веселому
клоуну. Учить передавать
цветом свое отношение к

«Путешествие
в цирк»

Репродукции
различных
архитектурных
строений (изба,
терем, дворец и т.д.)
Иллюстрации
И.Билибина
(избушка Бабы Яги)
Репродукции клоуна

12

35. Занятие 33.
«Большая
гусеница»
36. Занятие 34.
Обобщающее
занятие –
выставка
детских работ
на свободную
тему.

клоуну.
Показать приемы
изображения насекомых.
Учить совмещать
аппликацию и рисование.
Учить применять
полученные знания и умения
на практике самостоятельно.
Выполнить рисунок на
свободную тему.

«Путешествие
в сказку»

Готовое изделие

«Путешествие
в мир
искусства»

Выставка детских
работ. Репродукции
картин.

1.3.3 Учебный план дополнительной образовательной
общеобразовательной программы
«Маленький художник» для детей 4-5 лет. 2й год обучения.

Название раздела, темы

Количество часов, мин
Теория Практи Всего
ка
мин
мин
мин
10
20
30

Формы
аттестации/
контроля

1.

Входная диагностика

Справка

2.

Итоговый контроль

10

20

30

Справка

3.

Тема 1. Вводное занятие. Рисунок на
свободную тему.

10

20

30

Диагностичес
кая карта

4.

Тема 2. «Пальчики палитра»

10

20

30

5.

Тема 3. «Соберём ягоды в корзинку»

10

20

30

Готовое
изделие
Готовое
изделие

6.

Тема 4. «Цветы в траве»

10

20

30

Готовое
изделие

7.

Тема 5. «Зебра»

10

20

30

Готовое
изделие

8.

Тема 6. «Мой любимый цвет»

10

20

30

Готовое
изделие

9.

Тема 7. «Золотая рыбка».

10

20

30

Готовое
изделие

10. Тема 8. «Петя – Петушок»»

10

20

30

Готовое
изделие

11. Тема 9. «Пушистые цыплята»

10

20

30

Готовое
изделие
13

12. Тема 10. «Весёлые зайчата»

10

20

30

Выставка

13. Тема 11. «Яркие светлячки»

10

20

30

Готовое
изделие

14. Тема 12. «Отражение в луже»

10

20

30

Готовое
изделие

15. Тема 13. «Море»

10

20

30

Готовое
изделие

16. Тема 14. «Волшебные снежинки».

10

20

30

Готовое
изделие

17. Тема 15. «Снеговики».

10

20

30

Готовое
изделие

18. Тема 16. «Тихо падает снежок».

10

20

30

Готовое
изделие

19. Тема 17. «Ёлочка».

10

20

30

Готовое
изделие

20. Тема 18. «Снежинки».

10

20

30

Выставка

21. Тема 19. «Закружила зимушка зима».

10

20

30

Готовое
изделие

22. Тема 20. «Салфетка для мишутки».

10

20

30

Готовое
изделие

23. Тема 21. «Божьи коровки»

10

20

30

Готовое
изделие

24. Тема 22. «Корзинка с яблоками»

10

20

30

Готовое
изделие

25. Тема 23. «Зелёные гусенички»

10

20

30

Готовое
изделие

26. Тема 24. «Волшебный цветок»

10

20

30

Готовое
изделие

27. Тема 25. «Цветная паутинка»

10

20

30

Готовое
изделие

28. Тема 26. «Полянка с цветами»

10

20

30

Готовое
изделие

29. Тема 27. «Черёмуха».

10

20

30

Готовое
изделие

30. Тема 28. «Пушистая мимоза»

10

20

30

Готовое
изделие

31. Тема 29.

10

20

30

Готовое
14

«Поэтапное рисование»
32. Тема 30.

изделие
10

20

30

Готовое
изделие

10

20

30

Готовое
изделие

10

20

30

Готовое
изделие

10

20

30

Готовое
изделие

10

20

30

Выставка

«Поэтапное рисование»
33. Тема 31.
«Поэтапное рисование»
34. Тема32.
«Ожившая сказка»
35. Тема33.
«Рисование по замыслу»
36. Тема 34.Обобщающее занятие –
выставка детских работ на
свободную тему

Всего: 72 занятия

1.3.4 Краткое содержание дополнительной образовательной
общеобразовательной программы
«Маленький художник». 4-5 лет. 2й год обучения.
№

Тема
1.

Входная
диагностика

2.

Итоговый
контроль

3.

Занятие 1.
Вводное
занятие.
Рисунок на
свободную
тему.

4.

Занятие 2.
«Пальчики
палитра»

Теория

Практика

Наглядность

Беседа по теме. ТБ с
инструментами. Выявления
уровня творческого развития
детей
Беседа по теме. Обсуждение.
Оценка своих и чужих работ.
Выявления уровня
творческого развития детей
Продемонстрировать
картины известных
художников, показать
многообразие материалов,
которыми он работает.

Практическое
задание

Картины/предметы
по теме

Практическое
задание

Картины/предметы
по теме

«Путешествие
в мастерскую
художника»

Репродукции
картин известных
художников,
материалы для
творчества
(карандаши,
акварель, гуашь и
т.д.)

Рассматривани
е картинок
изображенных
пальчиковым
рисованием

Детские работы
прошлых лет.

Познакомить детей с
нетрадиционной техникой
«Рисование
пальчиком»

15

5.

Занятие3.
«Соберём
ягоды
в корзинку»

6.

Занятие 4.
«Цветы
в
траве»

7.

Занятие 5.
«Зебра»

8.

Занятие 6.
«Мой
любимый
цвет»

9.

Занятие 7.
«Золотая
рыбка»

10. Занятие 8.
«Петя–
Петушок»

11. Занятие 9.
«Пушистые
цыплята»

Продолжать знакомить детей
с нетрадиционной
техникой «Рисование
пальчиком». Познакомить с
техникой
«Рисование
палочкой».
Продолжать знакомить детей
с нетрадиционными
техниками
«Рисование
пальчиком»
(круговые
движения),
«Рисование
палочкой».
Закреплять с детьми
нетрадиционные техники
Рисования.

Познакомить детей с
нетрадиционной техникой
«Рисование ладошкой».

Продолжать знакомить детей
с нетрадиционной
техникой.
Закреплять
способы
«Рисование
пальцем»,
«Рисование
палочкой».
Закреплять с детьми
нетрадиционные техники
«Рисование
ладошкой»,
«Рисование
пальцем»,
«Рисование
палочкой».
Познакомить детей с
нетрадиционной техникой
«Тампонирование».

Рисование
палочкой

Наглядные
пособия. Работы
исполненные
мелким мозаичным
способом

Самостоятельн
ое выполнение
задания

Изображения с
разными по цвету и
форме цветочками

«Рисование
пальчиком»
(проводить
прямые линии
сверху вниз),
«Рисование
палочкой».

Фоторепродукции
причудливых по
форме лиственных
деревьев, угольные
рисунки
И.Шишкина,
И.Левитана,
П.Пикассо
Живые цветы
разные по форме и
размеру.
Репродукции
картин с
изображением
цветов.
Иллюстрации с
изображением
рыбок.
Игрушки «Рыбки»

Обмакивать
ладошку в
понравившиеся
цвета краски и
составлять из
ладошки
«цветок».
Рисование
ладошкой.

Самостоятельная работа

Иллюстрации с
изображением
петушков.
Игрушки.

Работать с
помощью
кусочка
поролона

Иллюстрации с
изображением
цыплят. Игрушки.
16

12. Занятие 10.
«Весёлые
зайчата»

Продолжать знакомить детей
с нетрадиционной
техникой
«Тампонирование».

13. Занятие 11.
«Яркие
светлячки»

Закреплять с детьми
нетрадиционные техники
«Тампонирование»,

14. Занятие 12.

Познакомить детей с
нетрадиционной техникой
«Рисование по сырому
листу».

«Отражение
в луже»
15. Занятие 13.
«Море»

16. Занятие 14.
«Волшебные
снежинки».

Продолжать знакомить детей
с нетрадиционной
техникой «Рисование по
сырому листу».

Закреплять с детьми
нетрадиционные техники
«Рисование по сырому
листу»,

17. Занятие 15.
«Снеговики»

Познакомить детей с
нетрадиционной техникой
рисование мятой бумагой
«Оттиск, отпечатывание».

18. Занятие 16.
«Тихо
падает

Продолжать знакомить детей
с нетрадиционной
техникой

ставить
отпечаток на
листе бумаги,
создавать
образ
пушистых
цыплят.
Продолжать
работать с
помощью
кусочка
поролона
ставить
отпечаток на
листе
бумаги,
создавать
образ весёлых
зайчат.
Закреплять
способ
«тампонирова
иия»,
создавать
образ
светлячков.
Пользоваться
поролоновой
губкой.
Закреплять
умение
пользоваться
поролоновой
губкой,
создавать
образ волны.
Рисование
Палочкой.

Пользоваться
банками,
ставить
отпечаток
дном банки.
Пользоваться
скомканной
бумагой,

Иллюстрации с
изображением
цыплят. Игрушки.

Изображения по
теме.

Мисочка с водой.

Изображения по
теме.

Изображения
снежинок.
Вязанные,
пластиковые,
бумажные
снежинки.
Готовое издение.

Примеры готовых
изделий.
17

снежок».
19. Занятие 17.
«Ёлочка».

«Оттиск,
отпечатывание».
Продолжать знакомить детей
с нетрадиционной
техникой «Оттиск,
отпечатывание».

ставить
отпечаток.
Эксперементировать,
ставить
отпечаток
различными
предметами.
Использовать
трафарет.

Изображения по
теме выполнение в
разных техниках.

20. Занятие 18.
«Дикие
животные»

Познакомить детей с
нетрадиционной техникой
«Набрызг».

21. Занятие 19.
«Закружила
зимушка зима»

Продолжать знакомить детей
с нетрадиционной
техникой
«Набрызг».

Использовать
линейку,
карандаш как
инструмент.

Изображения по
теме.

22. Занятие 20.

Познакомить детей с работой
из бытового материала
(бумажным полотенцем,
туалетной бумагой).

Пользоваться
фломастерами
.
Обводить по
оттиску.
Делать
рисунок
ярким.
Аппликация
из бумаги.
Работа с
клеем –
карандашом.
Лепка. Работа
круговым
способом.

Готовые изделия.

«Салфетка
для
мишутки».

23. Занятие 21.
«Божьи
коровки»

Беседа «Насекомые».

24. Занятие 22.
«Корзинка
с яблоками»

Беседа. «Что можно сделать
из яблок»

25. Занятие 23.
«Зелёные
гусенички»

Просмотр презентации.

Лепка. Работа
круговым и
прямым
способами.

26. Занятие 24.
«Волшебный
цветок»
27. Занятие 25.
«Цветная
паутинка».

Рассказ про цветик
семицветик.

28. Занятие 26.
«Цветочная

Беседа «Полевые цветы»

Лепка. Работа
способом
растягивание.
Работа с
природным
материалом
(веточки) и с
тонкой
пряжей.
Выполнение
аппликации из

Беседа «Где мы видим
паутинки»

Изображения по
теме.

Наглядное пособие

Готовое изделие.

Репродукции
различных видов
транспорта.
Игрушечные
машины.
Готовые изделия в
разных техниках.
Готовое изделие.

Цветы выполненные
в различных
18

полянка»
29. Занятие 27.
«Черёмуха».

Познакомить детей с
нетрадиционной техникой
рисования «Рисование
методом тычка».

30. Занятие 28.
«Пушистая
мимоза».

Закрепить с детьми
нетрадиционные техники
«Рисование методом
тычка»,

31. Занятие 29.
«Поэтапное
рисование»
32. Занятие 30.
«Поэтапное
рисование»
33. Занятие 31.
«Поэтапное
рисование»
34. Занятие 32.
«Ожившая
сказка».

Пояснение хода работы.

35. Занятие 33.
«Рисование по
замыслу»

36. Занятие 34.
Обобщающее
занятие –
выставка
детских работ
на свободную
тему.

Пояснение хода работы.
Пояснение хода работы.
Учить детей выражать своё
отношение к рисуемому
объекту различными нетрад.
техниками рисования,
выразительными средствами
через цвет, линии.
Формировать умение
Работать над замыслом,
представлять содержание
своего рисунка.
Закрепить с детьми все
пройденные нетрадиционные
техники рисования.
Развивать
самостоятельность,
смелость, творческие
способности, мелкую
моторику
рук детей.
Учить применять
полученные знания и умения
на практике самостоятельно.
Выполнить рисунок на
свободную тему.

бумаги.
Работа в
жесткой
кистью.
Работа в
жесткой
кистью.

техниках.
Иллюстрации с
изображением
черемухи. По
возможности живой
букет.
Иллюстрации с
изображением
мимозы. По
возможности живой
букет.
Схема зарисовки.

Работа
цветными
карандашами.
Работа
Схема зарисовки.
восковыми
карандашами.
Работа
Схема зарисовки.
фломастерами
.
Работа с
Слайды с кадрами из
использование
мультипликации.
м различных
материалов и
инструментов.

Работа в
разных
нетрадиционн
ых техниках.

Презентация.

«Путешествие
в мир
искусства»

Выставка детских
работ.

19

1.4 Планируемые результаты и способы их проверки.
Система диагностики рассчитана на получение необходимой психологопедагогической информации с целью решения в дальнейшем конкретных практических
задач:
- формирование и развитие отсутствующих или недостаточно развитых
художественно – эстетических способностей;
- целенаправленная деятельность в работе со способными детьми.
Диагностика проходит в два этапа: входная (сентябрь), итоговая (май).
Результаты позволяют определить степень усвоения ребенком программных требований,
предъявляемым к детям.
Для проверки знаний ребенка используются следующие методы: беседа, игра,
игровые ситуации, анализ продуктов деятельности. Большое значение при проведении
диагностики имеет наблюдение за ребенком на занятии: проявление им интереса к
рисованию, творчеству, желания заниматься.
Способы определения результативности:
Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы
оценки: педагогом, администрацией, родителями.
К концу первого года обучения ребенок может:










Эмоционально откликаться на художественные произведения;
Умеет проявлять свои познания. Различать жанры изобразительного искусства;
Проявлять инициативу, рисовать на свободную тему;
Способен чувствовать характер и изменчивость природных явлений, настроения,
передавать это в своем творчестве;
Быть оригинальным в выборе сюжета;
Умеет давать оценку продуктам своей и чужой деятельности;
Может работать творчески, используя нетрадиционные методы и приемы;
Умеет использовать выразительные свойства художественных материалов;
Умеет общаться с педагогом, сверстниками по поводу рассматриваемых на
организованной деятельности проблем.
К концу второго года обучения ребенок может:
 Создание образов детьми, используя различные изобразительные
материалы и техники.
 Сформированность у детей изобразительных навыков и умений в
соответствии с возрастом.
 Развитие мелкой моторики и координации пальцев рук до уровня,
соответствующего данному возрасту.
 Проявление творческой активности детьми и развитие уверенности в себе.
 Сформированность общих речевых навыков.
 Интерес к пальчиковым играм.

20

30-06

21-27
28-03
04-10
11-17
18-24

4
5
6
7
8
9
10
11

2
2
2
2

20-26
27-02
03-09
10-16
17-23
24-02

16
17
18
19
20
21
22
23
24

2
2
2
2
2
2
2
2

Теория
Практика
36
36

31-06
07-13
14-20
21-27
28-04
05-11
12-18
19-25

29
30
31
32
33
34
35
36

Всего

24-30

17-23

10-16

28

27

26

03-09

01-08

23-29

16-22

72

2
2
2
2
2

2
2
2

2

2

2

2

25

13-19

15

2
1

2

06-12

14

2

09-15

13

02-08

25-01

14-20

2

2 12

2

2

2

2

23-29

3

2

07-13

16-22

2

2
2

09-15

1

Учебные
недели

2

Кол-во
часов

Часы

Май

Апрель

Март

Февраль

Январь

Декабрь

Ноябрь

Октябрь

Сентябрь

Месяц

Раздел №2 «Комплекс организационно-педагогических условий»
2.1. Календарный учебный график

Продолжительность обучения по программе «Маленький художник»:
2 учебных года, 144 часа. 72 часа в год. 36 учебных недель в год.

Начало учебных занятий первый год обучения - 09.09.2024 г. Конец учебных занятий – 25.05.2025 года.

2.2 Условия реализации программы
2.2.1 Материально- техническое обеспечение
№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
10.
11.
12.
13.
14.
16.
17.

наименование
Кабинет
Бумага альбомная
Карандаши простые
Карандаши цветные
Акварель
Гуашь
Восковые мелки
Проектор
Иллюстрации
Баночки для промывания кисти
Тряпочки
Фломастеры
Цветной пластилин
Нарукавники
Штампы, дополнительные материалы для
творчества

количество
1
по количеству детей
по количеству детей
По количеству детей
по количеству детей
по количеству детей
по количеству детей
1 шт.
Не ограничено
по количеству детей
по количеству детей
по количеству детей
по количеству детей
по количеству детей
по количеству детей

2.2.2 Информационное обеспечение
Аудио-, видео-, фото-, интернет источники.

2.2.3 Кадровое обеспечение
Занятия проводит педагог дополнительного образования.
Стаж работы по профилю более двадцати лет. В настоящее время педагог прошла
аттестацию на первую квалификационную категорию.

2.3 Формы аттестации
2.3.1 Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов





Готовая Работа;
Журнал Посещаемости;
Фотоотчет;
Отзывы детей и родителей.

2.3.2 Формы предъявления и демонстрации образовательных
результатов





Готовая Работа;
Выставка;
Диагностическая Карта;
Открытое занятие.

2.4 Оценочные материалы
Уровни освоения художественного развития дошкольников
3-4 лет
Дата проведения __________________
Программа _________________________________
_________________________

Педагог

№
Фамилия, имя
ребёнка

Мотив
(желание у
ребенка
заниматься)

Уровень
развития
воображения

Наличие
творческих
навыков и
умений

Умеет давать
оценку
продуктам
своей и чужой
деятельности

1.
2.
3.
Оценка уровня развития:
Мотив (желание у ребенка заниматься)
0 баллов – не проявляет интереса к творческим занятиям.
1 балл – использует навыки изобразительного искусства по предложению педагога.
2 балла – ребенок самостоятельно использует навыки изобразительного искусства.
Уровень развития воображения
0 баллов – ребёнок не проявляет фантазию. Работает лишь по готовому образцу.
1 балл – работает по подсказке взрослого. Проявляет изобретательность частично (может
дополнить работу, украсить).
2 балла – ребенок проявляет самостоятельность, способен придумывать и создавать
сюжеты.
Наличие творческих навыков и умений
0 баллов – ребёнок реализует замысел с помощью взрослого.
1 балл – Ребенок реализует свой замысел с небольшой помощью педагога (по показу).
2 балла – Ребенок реализует свой замысел самостоятельно.
Умеет давать оценку продуктам своей и чужой деятельности
0 баллов – Затрудняется оценить свою работу и работу сверстников.
1 балл – Недостаточно уверен в себе, оценке своей работы и работы сверстников.
2 балла – Доводит работу до конца, уверенно оценивает свою работу.

23

Уровни освоения художественного развития дошкольников
4-5 лет
Дата проведения __________________
Программа _________________________________

Педагог

№
Фамилия, имя
ребёнка

Умение
использовать
в работе
материалы
для
рисования

Владение
основными
приёмами
рисования

Умение
передавать в
рисовании
пропорции

Творческое
отношение
к своей
работе
(имеются
ли
элементы
фантазии)

Соблюдени
е
последоват
ельности в
работе

1.
2.
3.
Критерии проверки результатов:
- делает самостоятельно (5 баллов).
- делает с помощью педагога (4 балла).
- не может выполнять (0 баллов)

2.5 Методические материалы
2.5.1 Особенности организации образовательного процесса
Занятия проводятся в очной форме с применение электронных и дистанционных
технологий.

2.5.2 Методы обучения










Наглядные (Демонстрация Наглядных Пособий);
Практические (Упражнение, Экспериментирование;
Объяснительно- Иллюстративные;
Репродуктивные;
Частично- Поисковые;
Исследовательско проблемные;
Воспитательные (Убеждение, поощрение, упражнение, стимулирование,
мотивация)
Игровые (Дидактические Игры, Ролевые Игры, Дискуссии);
Словесные (рассказ педагога, беседа).

2.5.3 Формы организации образовательного процесса



Групповая;
Индивидуальная.
24

2.5.4 Формы организации учебного занятия









Беседа;
Выставка
Галерея;
Игра;
Наблюдение;
Практическое занятие;
Презентация;
Творческая Мастерская.

2.5.5 Педагогические технологии





Технология Группового Обучения;
Технология Игровой Деятельности;
Технология коллективной творческой деятельности;
Здоровьесберегающая технология.

2.5.6 Алгоритм учебного занятия
1. Организационный этап - создание эмоционального настроя в группе;
упражнения и игры с целью привлечения внимания детей; пальчиковые разминки, (2-3
минуты)
2. Практический этап - подача новой информации на основе имеющихся данных;
задания на развитие познавательных процессов (восприятия, памяти,
мышления, воображения) и творческих способностей;
отработка полученных навыков на практике; (10 мин.)
4. Динамическая пауза (1 минута)
5. Рефлексивный этап- обобщение нового материала; подведение итогов занятия. (1
минута)

2.5.7 Дидактические материалы





Раздаточные материалы;
Задания;
Упражнения;
Образцы изделий.

2.6 Список литературы
2.6.1 Основная литература для первого года обучения
№
п/п
1

Авторы
Копцева Т.А.

Заглавие
«Природа и художник»

Город,
издательство,
год издания.
М.: 2001

2.6.2. Дополнительная литература
№
п/п

Авторы

Заглавие

Город,
издательство,
25

1
2
3
4
5
6
7

8
9
10
11
12
13
14
15
16

17
18
19
20

21
22
23

24
25

Алексеева В.В.
Алексеева В.В.
Алексеева В.В.
Бакушинский А.В.
Кабалевский Д.Б.

«Что такое искусство?»
«Что такое искусство?»
«Что такое искусство?»
«Исследования и статьи»
«Педагогические размышления:
Избранные статьи и доклады»
Копцева Т.А.
«Природа и художник: Пособие
для учителя»»
Копцева Т.А.
«Природа и художник:
Художественно – экологическая
программа по изобразительному
искусству для детей 4-6 лет»
Кульчинская Н.Л.
«Ребенок в музее»
Левин С.Д.
«Ваш ребенок рисует»
Лихачев Д.С.
«Земля родная»
Макарова Е.Г.
«В начале было детство: Записки
педагога»
Макарова Е.Г.
«Освободите слона»
Макарова Е.Г.
«Преодолеть страх или
Искусствотерапия».
Мелик–Пашаев А.А., «Ступеньки к творчеству»
Новлянская З.Н.
Мелик–Пашаев А.А. «Педагогика искусства и
творческие способности»
Мифы народов
Энциклопедия: в 2-х т.
мира/гл.ред.
С.А.Токарев
Неменский Б.М.
«Мудрость красоты»
Полунина В.Н.
«Искусство и дети»
«Про все на свете»: Сборник
стихов и загадок.
Скаткин М.Н.,
«Содержание общего среднего
Краевский В.В.
образования: Проблемы и
перспективы»
«Современный словарь –
справочник по искусству»
Сухомлинский В.А.
«Сердце отдаю детям»
«Художественное творчество и
ребенок»/ Под ред. Н.А.
Ветлугиной
Энциклопедия для детей. Т.7.
Искусство. Ч. 1.
Энциклопедия для детей. Т.7.
Искусство. Ч.2. Архитектура,
изобразительное и декоративно –
прикладное искусство 17-19
веков.

год издания.
М., 1973
М., 1979
М., 1991
М., 1981
М., 1986
М., 1994
М., 1999

М., 1999
М., 1980
М., 1983
М., 1990
М., 1980
М., 1996
М., 1995
М.,1983
М,1991 - 1992
М.,1987
М.,1982
М., 1996
М., 1981
М.,1999
Киев, 1988
М., 1972
М., 1997
М., 1999

26

2.6.2 Литература для второго года обучения
1.
Агапова И. А., Давыдова М. А. Игры с пальчиками для развития речи и
творческих способностей детей. М.: ООО «ИКТЦ «Лада», 2009. - 170 с. (Серия «Обучение с пеленок»).
2.
В.В. Цвынтарный «Играем пальчиками и развиваем речь». Изд. Санкт-Петербург,
1996г.
3.
Г.А. Толбанова: «Пальцы помогают говорить». Ж. «Дошкольное /воспитание» №91988г. (стр.81-82); №10 1989г. (стр. 94-95).
4.
Елецкая О. В. Вареница Е. Ю. День за днем говорим и растем: пособие по
развитию детей раннего возраста. М.: ТЦ Сфера, 2005. -224 с.
5.
Колдина Д.Н. Лепка и рисование с детьми 2-3 лет: пособие для занятий с детьми /.
Колдина Д.Н. - М.: Мозаика - синтез, 2008. - 56с.
6.
Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду.
пособие для занятий с детьми /, Никитина А.В.- СПб. КАРО, 2007. – 96 с.
7.
Папка с пальчиковыми играми.
8.
Развивающие игры с малышами до 3х лет/ Сост.: Т. В. Галанова. –
Ярославль: Академия развития, 2008. -240 с.
9.
Янушко Е. Помогите малышу заговорить! Развитие речи детей 1,5-3лет. М.:
Теревинф, 2010
10. Янушко Е.А. Аппликация с детьми раннего возраста: методич. пособие/ Янушко
Е.А.- М.: Мозаика - синтез, 2006.- 64с.
11. Янушко Е.А. Рисование с детьми раннего возраста методическое пособие /. Янушко
Е.А. - М.: Мозаика - синтез, 2006. - 64с.

27


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
МАОУ ДО "Беломорский ЦДО"

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».