Муниципальное автономное образовательное учреждение
дополнительного образования Беломорского муниципального района
«Беломорский центр дополнительного образования»
«Принята»
на заседании Педсовета
МАОУ ДО «Беломорский ЦДО»
от «30» августа 2024 г
Протокол № 1
«Утверждаю»
Директор МАОУ ДО
«Беломорский ЦДО»
Е.Ю. Кузнецова
02.09.2024 г.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
технической направленности
«Лего-конструирование»
Возраст учащихся: 6-7 лет
Срок реализации: 1 год
Cоставитель:
Анхимкова Оксана Владимировна
Должность:
педагог дополнительного образования
Беломорск
2024 г
1
СОДЕРЖАНИЕ
Раздел № 1 «Комплекс основных характеристик программы»
Пояснительная записка ................................................................................ 3
Цель и задачи программы ............................................................................. 7
Содержание программы ................................................................................8
Планируемые результаты… ......................................................................... 9
Раздел № 2 «Комплекс организационно-педагогических условий»
Календарный учебный график ....................................................................10
Условия реализации программы .................................................................12
Формы аттестации ........................................................................................ 13
Оценочные материалы ................................................................................ 14
Методические материалы ........................................................................... 16
Список литературы ..................................................................................... 20
2
Раздел № 1 «Комплекс основных характеристик программы»
1.1 Пояснительная записка
Программа «Лего-конструирование» разработана с учетом методических
рекомендаций Е.В. Фешиной «ЛЕГО-конструирование в детском саду». Имеет
техническую направленность стартового уровня.
Ребенок заявленного возраста воспитывается и развивается в игре, т.к игра –
основной вид деятельности ребенка. Именно в игре проявляются и развиваются
разные стороны его личности, удовлетворяются многие интеллектуальные и
эмоциональные потребности, складывается характер, что положительно влияет на
социальное здоровье дошкольника.
Такими играми нового типа являются Лего-конструкторы, которые при всём
своём
разнообразии
исходят
из
общей
идеи
и обладают
характерными особенностями. Каждая игра с конструктором представляет
собой набор задач, которые ребёнок решает с помощью деталей из конструктора.
Большинство игр с конструктором не исчерпывается предлагаемыми
заданиями, а позволяет детям составлять новые варианты заданий и придумывать
новые игры с конструктором, т.е. заниматься творческой деятельностью. Так
моделирование из Лего-конструкторов позволяет разрешить сразу несколько
проблем, связанных с развитием творческих способностей, воображения,
интеллектуальной активности; формированием на основе создания общих построек
коммуникативных навыков: умением в совместной деятельности высказывать свои
предложения, советы, просьбы, в вежливой форме отвечать на вопросы;
доброжелательно предлагать помощь; объединяться в игре в пары, микро-группы.
С помощью лего-конструктора дети могут создавать свой уникальный мир,
попутно осваивая сложнейшие математические знания, развивая двигательную
координацию, мелкую моторику, тренируя глазомер. Занятия по конструированию
стимулируют любознательность, развивают образное и пространственное
мышление, активизируют фантазию и воображение, пробуждают инициативность и
самостоятельность, а также интерес к изобретательству и творчеству.
Перед педагогом стоит важнейшая задача — создать необходимые условия
для вовлечения детей в увлекательный вид деятельности, позволяющий раскрыть их
потенциальные способности.
Данная программа разработана на основании следующей нормативно – право
вой базы:
Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»;
Концепция развития дополнительного образования детей
(Распоряжение Правительства РФ от 4.09.2014 № 1726-р);
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 №
41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические
требования к устройству, содержанию и организации режима работы
образовательных организаций дополнительного образования детей»;
Приказ Минобрнауки России от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;
Методические рекомендации МОиНРФ по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) от
4
18.11.2015 г.(№09-3242);
Устав МАОУ ДО «Беломорский ЦДО»;
Локальный акт «Положение о разработке, порядке утверждения, реализации
и корректировки общеобразовательных программ».
Направленность программы
Общеразвивающая программа «Лего-конструирование» имеет техническую
направленность. Конструирование моделей способствует возникновению и
формированию интереса к технике, развитию рационализаторских и
изобретательских способностей, служит одним из важных средств трудового
обучения детей.
Техническое творчество знакомит обучающихся с элементами технической
эстетики, с техническими, технологическими и эстетическими требованиями к
изделию.
В процессе изготовления различных моделей из конструктора, обучающиеся
приобретают разнообразные технологические навыки, знакомятся с понятиями
«форма», «блок», «конструкция».
Программа относится к стартовому уровню, позволяет средствами
дополнительного образования приобщить обучающихся к техническому творчеству,
создать необходимые условия и мотивацию дальнейшего обучения и развития.
Кроме того, программа предусматривает подготовку и участие в конкурсах
различных уровней.
Актуальность программы и педагогическая целесообразность
Программа «Лего-конструирование» была разработана по заказу ДОУ
«Родничок», на базе которого и будет осуществляться ее реализация. Внедрение
программы «Лего-конструирование» продиктовано требованиями модернизации
системы дополнительного образования, развитием технических видов творчества и
сетевых взаимодействий различных образовательных учреждений.
Использование Лего-конструкторов помогает реализовать серьёзные
образовательные задачи, поскольку в процессе увлекательной творческой и
познавательной игры создаются благоприятные условия, стимулирующие
всестороннее развитие дошкольника в соответствии с требованиями ФГОС.
Развитие математических способностей — ребёнок отбирает, отсчитывает
необходимые по размеру, цвету, конфигурации детали.
Развитие речевых и коммуникационных навыков — ребёнок пополняет
словарь новыми словами, в процессе конструирования общается со
взрослыми, задаёт конкретные вопросы о различных предметах, уточняет их
свойства.
Коррекционная работа — оказывает благотворное воздействие на развитие
ребёнка в целом (развивается мелкая моторика, память, внимание, логическое
и пространственное мышление, творческие способности и т. д.).
Воспитательная работа — совместная игра с другими детьми и со взрослыми
помогает малышу стать более организованным, дисциплинированным,
целеустремлённым, эмоционально стабильным и работоспособным, таким
образом, играет позитивную роль в процессе подготовки ребёнка к школе.
5
Для повышения заинтересованности обучающихся, улучшения качества
моделей, программа практических занятий построена по принципу "от простого к
сложному"
Педагогическая целесообразность программы «Лего-конструирование»
заключается в развитии творческой, познавательной, социальной активности детей.
Программа построена с учетом возрастных и индивидуальных особенностей
обучающихся ДОУ.
Дети заявленного возраста импульсивны, быстро устают от одного вида
деятельности. Работа по данной программе предполагает подачу теоретического
материала в форме игры и диалога, использование мультимедиа. Практический
материал разнообразен. Предполагает работу со схемами.
Новизна и отличительные особенности программы
Заключается в том, что занятия в объединении несут в себе творческое
начало, выражающееся в развитии конструкторских способностей обучающихся, а
не просто знакомству с деталями и способами их крепления.
Данная программа составлена на основе методических рекомендаций
Е.В.Фешиной «Конструирование в детском саду». Отличительная особенность и
новизна программы выражается в реализации задач по развитию творчества и
конструктивных навыков через такие формы работы как игровые мини-проекты с
использованием конструкторов Лего. Дошкольники проходят 4 этапа усвоения
данной программы:
1этап - восприятие;
2 этап - мышление;
3этап - действие;
4этап - результат (продукт).
По окончанию каждого занятия ребенок видит результат своей работы.
Отличительной особенностью программы «Лего-контруирование» является
то, что она имеет универсальный характер и рассчитана на любого ребенка, т. е.
инициирует резервные возможности как детей с нормой, так и с проблемами в
развитии, разница заключается только в качестве достигаемого результата.
Уровень программы
Программа «Лего-конструирование» стартового (ознакомительного) уровня,
который предполагает знакомство детей с основами технического творчества.
Для обучающихся программы ознакомительного уровня – это возможность
попробовать себя в новом виде технической деятельности, возможность
определиться с выбором направления деятельности.
6
Для родителей – это возможность разобраться с логикой дополнительного
образования, понять преемственность его ступеней, наметить общую линию
индивидуального развития своего ребенка.
Для педагога – это реальный шанс сформировать контингент детей, а также,
стимул к разработке базовой программы.
Адресат программы (примерный портрет учащегося, для которого
будет актуальным обучение по данной программе)
Обучение по программе «Лего-конструирование» ведется в группе детей 6-7
лет.
Обучатся по данной Программе могут так же и дети с легкой степенью ОВЗ –
т.е. дети, которые могут видеть и понимать объяснения педагога, у которых руки
могут выполнять несложные манипуляции с деталями конструктора. Могут
обучаться дети с НОД с соблюдением режима работы и отдыха, с индивидуальным
подходом. Дети, имеющие проблемы со зрением так же могут обучаться по данной
программе, в таком случае на занятиях желательно присутствие лица,
сопровождающего ребенка.
В результате реализации данной программы дети научатся изготавливать
несложные конструкции по заданной схеме и по собственному замыслу.
У дошкольников кисть руки еще не окрепла, мышцы развиты
недостаточно, координация движений несовершенна. Детали конструктора
выступают в роли тренажера-массажера для детских рук. Психологические и
физиологические особенности дошкольников предполагают достаточно быстрое
достижение результата деятельности при не очень больших трудозатратах.
Но тем не менее упорство, точность и аккуратность должны занимать
подобающее место на начальном этапе обучения. Эти качества необходимо
развивать в течение всего учебного года.
Объем и сроки освоения программы
Программа «Лего-конструирование» рассчитана на 1 год обучения. Общее
количество учебных часов, запланированных на весь период обучения,
необходимых для освоения программы составляет 60 часов.
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа с перерывом в 10 минут на
разминку. Продолжительность 1 учебного часа для детей заявленного возраста
составляет 25 минут.
Режим обучения
Образовательная деятельность, организованная в рамках программы,
осуществляется 1 раз в неделю по 2 академических часа.
Занятия проводятся в учебном помещении, оборудованном в соответствии с
установленными нормами и требованиями к кабинету.
Занятия включают теоретическую и практическую часть.
Наполняемость группы - от 10 до 15 человек. Форма обучения – очная.
Особенности организации образовательного процесса
- формы организации: индивидуальные, групповые, самостоятельные;
7
- виды занятий: практическое выполнение самостоятельной работы, выставки,
соревнования.
Основные принципы по Лего-конструированию:
- от простого к сложному;
- учёт индивидуальных возможностей детей в освоении коммуникативных и
конструктивных навыков;
- активности и созидательности - использование эффективных методов и
целенаправленной деятельности, направленных на развитие творческих
способностей детей;
- комплексности решения задач - решение конструктивных задач в разных видах
деятельности: игровой, познавательной, речевой;
- результативности и гарантированности - реализация прав ребёнка на получение
помощи и поддержки, гарантии положительного результата независимо от возраста
и уровня развития детей.
Задания на занятиях могут быть, как коллективные так и самостоятельные, а
так же индивидуальные.
По данной программе допускается возможность реализации индивидуального
образовательного маршрута.
1.2. Цель и задачи программы
Цель программы: Содействовать развитию у детей дошкольного возраста
способностей к техническому творчеству, предоставить им возможность творческой
самореализации посредством овладения Лего- конструированием.
Задачи программы:
Обучающие:
- формировать познавательную и исследовательскую активность;
- формировать систему знаний и умений;
- обучать технологии выполнения разнообразных простейших конструкций;
- обучать работе со схемой и по образцу;
Развивающие:
- развивать интерес к техническому творчеству;
- развивать интеллектуальные и практические умения самостоятельно приобретать и
применять на практике полученные знания;
- развивать мыслительные, творческие, коммуникативные способности
обучающихся;
- развивать исследовательские и практические умения.
Воспитательные:
- воспитание культуры общения, умения работать в коллективе;
- воспитание устойчивого интереса к техническому творчеству;
- воспитание уважения к труду;
- формирование потребность в творческой деятельности, стремление к
самовыражению через техническое творчество.
8
1.3. Содержание программы
Учебно-тематический план
№
Название раздела
Кол-во часов
теория ПракВсего
тика
2
1
1
10
2
8
1
7
8
1
2
Вводное занятие
Название деталей и способы их соединения
3
Конструирование по образцу
4
Конструирование по модели
12
5
Конструирование по условиям
6
6
Конструирование по простейшим чертежам и
схемам
12
7
Конструирование по замыслу
8
8
Конструирование по теме
10
9
Итоговое занятие
2
ИТОГО:
70
4
8
1
5
3
9
1
7
2
8
1
1
16
54
Формы
контроля
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение.
Выставка работ
Наблюдение.
Выставка работ.
Наблюдение.
Выставка работ.
Наблюдение.
Защита проекта.
Наблюдение.
Выставка работ.
Наблюдение.
Выставка работ.
Выставка фото
лучших работ
Краткое содержание программы
№
1
Раздел программы
Вводное занятие – 2
часа
Краткое содержание и практические работы
Теория: Знакомство с детьми. Рассказ-беседа о том, чем
будут заниматься, с чем будут знакомиться дети в ходе
реализации данной программы. Инструктаж по
технике безопасности на занятиях. Правила
дорожного движения.
Формы
контроля
Наблюдение
Практика: Строим, что хотим.
2
Название деталей и
способы их
соединения – 10 часа
3
Конструирование по
образцу – 8 часа
4
Конструирование по
модели – 12 часов
5
Конструирование по
условиям – 6 часов
6
Конструирование по
Теория: Беседа о том, что такое конструктор LEGO; чем
он отличается от других конструкторов; История
создания конструктора; Название деталей.
Практика: Способы соединения деталей (кладка,
перекрытие, ступенчатая кладка)
Теория: Как работать с образцом.
Практика: Выполнение заданной конструкции по
образцу
Теория: Варианты работы по модели. Правила
выполнения
Практика: Выполнение конструкции по модели.
Сравнение полученных результатов. Разбор ошибок.
Теория: Как собирать конструкции по заданным
условиям.
Практика: Создание конструкций по условиям.
Сравнение полученных результатов. Разбор
ошибок
Теория: Что такое схемы и для чего они нужны.
Правила чтения схем. Знакомство со схемами.
Наблюдение,
Опрос
Наблюдение.
Выставка
работ
Наблюдение.
Выставка
работ.
Наблюдение.
Выставка
работ.
Наблюдение.
9
простейшим
чертежам и схемам –
12 часов
7
Конструирование по
замыслу – 8 часов
8
Конструирование по
теме – 10 часов
9
Итоговое занятие – 2
часа
Практика: Сборка конструкции по заданной схеме.
Защита
проекта.
Теория: Правила и условия работы.
Практика: Создание конструкций по собственному
замыслу обучающихся.
Теория: Знакомство с темой. Ее содержание.
Условия выполнения работ.
Практика: Создание конструкций по заданной
теме. Объединение отдельных конструкций в
большую общую работу.
Наблюдение.
Выставка
работ.
Теория: Подведение итогов работы за год.
Наблюдение.
Выставка
работ.
Фото-выставка
лучших работ
1.4 Планируемые результаты
По окончании обучения по программе «Лего-конструирование» обучающие
будут
Предметные:
Обучающиеся узнают историю возникновения конструктора «LEGO», освоят
терминологию деталей конструктора «LEGO»;
Освоят основные приемы и принципы конструирования;
Научатся создавать модели по образцу, условиям, замыслу;
Метапредметные:
Обучающиеся проявят интерес к занятиям с «LEGO» – конструктором;
Будут
сформированы
творческие
способности
через
занятия
с
конструктором «LEGO»;
Появится способность работать над проектом в команде, эффективно
распределять обязанности;
Личностные:
Обучающиеся научатся доводить начатое дело до конца;
Получат опыт коллективного общения при конструировании моделей;
Примут участие в соревнованиях и мероприятиях различного уровня.
10
11
Раздел №2 «Комплекс организационно-педагогических условий»
2.1. Календарный учебный график на 2024-2025 и учебный год
Продолжительность обучения по программе «Лего-конструирование» 1 год обучения 2
год обучения - 35 учебных недели
Начало учебных занятий-09.09.2024г.
Конец учебных занятий-25.05.2025г.
Месяца
Октябрь
Декабрь
октябрь
Февраль
Январь
Март
Апрель
май
часы
Сентябр
ь
17-23
10-16
31-06
24-30
07-13
14-20
21-27
12-18
05-11
28-04
23
28
27
26
25
29
30
31
33
32
практика
теория
всего
03-09
24-02
21
19-25
17-23
10-16
15
20
14
19
30-05
23-29
16-22
13
03-09
09-15
12
27-02
02-08
11
10
9
18
25-01
8
17
18-24
11-17
04-10
7
20-26
28-03
6
13-19
21-27
06-12
14-20
3
4
2
5
23-29
07-13
16-22
1
30-06
09-15
чебны
е
едели
35
34
24
22
16
2
2
2
2
Каникулы
2
2
2
2
2 2
2 2
2
2
2 2
учебные дни
2 2
2
2
2
2
2 2
2
2 2 2
2 2
контроль-аттестация
2
2
2 2
54
2
16
70
Колво
часов
2.2. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
Площадь и помещения для проведения занятий по программе «Легоконструирование» должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим и
противопожарным требованиям.
В кабинете должны быть:
- компьютер и мультимедийная система;
- устойчивые столы с легко моющим покрытием, стулья
соответствующие ГОСТу;
- тематический подбор схем, картинок и презентаций;
- наборы Лего+4
Материалы и инструменты для работы закупаются и предоставляются
для работы ДОУ.
Информационное обеспечение
Для полноценной реализации программы необходимо наличие –аудио,
-видео аппаратуры на занятии, - фотоаппаратуры – для фиксации этапов работы, для
фото работ и детей, чтобы в дальнейшем можно было использовать фотографии в
различных заочных конкурсах, для создания фильмов о работе объединения и т.д.
Во время поведения занятий для лучшего усвоения материала
рекомендуется использование наглядных пособий. При изучении некоторых тем
хорошим помощником могут быть ЦОРы.
№
п/п
ние ЦОР
Назва
Д
ата
создания
втор ЦОР
А
Р
аздел, тема
1
2
3
4
Кадровое обеспечение
Реализовывать
программу
«Лего-конструирование»
любой
педагог,
соответствующий всем требованиям профессионального стандарта по должности
«Педагог дополнительного образования», а так же воспитатель или учитель
технологии.
Очень важна грамотная и поставленная речь педагога. Помощь
вспомогательного и обслуживающего персонала при реализации Программы не
требуется за исключением наличия детей ОВЗ на занятиях.
13
2.3. Формы аттестации
Аттестация обучающихся является важным показателем качества
образовательных услуг. Все вопросы аттестации учащихся в Учреждении
регулируются «Положением об аттестации учащихся». Оно определяет основные
моменты, связанные с эти процессом: цели, задачи, принципы аттестации, ее виды и
формы, критерии оценки, организационные этапы.
Предметом аттестации являются знания, умения, навыки детей,
личностное развитие, полученные ими в процессе обучения.
Основными принципами аттестации являются учет индивидуальных
и возрастных особенностей, свобода выбора педагогом методов и форм проведения
аттестации и оценки результатов; открытость результатов аттестации для
родителей.
При определении уровня обученности в Учреждении используются
следующие показатели: высокий, средний и низкий уровни.
Результаты аттестации отражаются в ведомости установленной
формы. Учащиеся, успешно прошедшие итоговую аттестацию по Программе,
получают удостоверение о завершении курса обучения.
Цель контроля заключается в сборе и анализе полученных
результатов; их соответствии поставленным целям, а также в прогнозировании
дальнейших перспектив развития личности ребенка.
Задачи контроля:
определение уровня теоретической подготовки и степени
сформированности практических умений и навыков учащихся;
анализ полноты реализации темы, раздела или всего курса
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы объединения;
соотнесение планируемых и реальных результатов
образовательной деятельности;
выявление причин,
способствующих
или
препятствующих
полноценной реализации дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы;
внесение необходимых корректив в содержание и методику
образовательной деятельности объединения.
Виды контроля и сроки проведения:
Входной контроль: проводится при наборе, на начальном этапе
формирования коллектива (в сентябре) или для учащихся, которые желают
обучаться по данной программе не сначала учебного года и года обучения. Данный
контроль нацелен на изучение: интересов ребенка, его знаний и умений, творческих
способностей.
14
Текущий контроль: проводится в течение учебного года,
возможен на каждом занятии, по окончании изучения темы, раздела программы.
Промежуточный контроль: проводится в конце I полугодия (в
декабре-январе) и II полугодия (апрель-май) учебного года. Данный контроль
нацелен на изучение динамики освоения предметного содержания учащимися,
метапредметных результатов, личностного развития и взаимоотношений в
коллективе.
Итоговый контроль: проводится в конце обучения по
дополнительной общеобразовательной программе, как правило, в апреле-мае.
Данный контроль нацелен на проверку освоения программы, учет изменений
качеств личности каждого учащегося.
Формы проведения контроля обучающихся определяются педагогом в
соответствии
с
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программой.
2.4.Оценочные материалы
Критериями оценки результативности обучения могут являться:
• критерии оценки уровня теоретической подготовки: соответствие
уровня теоретических знаний программным требованиям;
• критерии оценки уровня практической подготовки: соответствие
уровня развития практических умений и навыков программным требования; свобода
владения специальным оборудованием и оснащением; качество выполнения
практического задания; технологичность практической деятельности;
• критерии оценки уровня личностного развития детей: культура
организации практической деятельности; культура поведения; творческое
отношение к выполнению практического задания; аккуратность и ответственность
при работе.
Предмет оценивания: набор основных знаний, умений,
практических навыков по изучаемому виду деятельности; универсальные учебные
действия; перечень важнейших личностных свойств и другое.
Методика выявления, диагностики и оценки получаемых результатов
разрабатываются педагогом в соответствии с требованиями, принятыми в
образовательной организации.
Все результаты наблюдения, диагностик, активности обучающихся и
пр. заносятся педагогом в сводную таблицу, на основании которой в конце года
подводится итог творческого роста ребенка, степень освоения им образовательной
программы.
15
Средства контроля
Карта отслеживания результатов учащихся
Ф.
И.
учся
Названи
е
деталей
и
способы
их
соедине
ния
Констр
уирование
по
образцу
Констр
уирование
по
модели
Констр
уирование
по
условия
м
Конструи Констр
-рование
уипо
рование
простейш
по
им
замысл
чертежам
у
и схемам
Констр
уирование
по теме
Общ
ий
балл
Средн
ий
балл
(%
)
1
2
Критерии оценки:
9-10 баллов – высокий уровень освоения программы:
Обучающийся активно использует свое воображение при создании творческой
работы, умеет соединять детали в блоки и простые конструкции, владеет основными
понятиями и приемами работы. Работа индивидуальна, аккуратна. Обучающийся
проявляет самостоятельность при создании и защите мини-проекта.
7-8 баллов – хороший уровень освоения программы:
Обучающийся использует свое воображение при создании творческой работы,
иногда пользуется помощью педагога, умеет соединять детали в блоки и простые
конструкции, владеет основными понятиями и приемами работы. Работа в основном
индивидуальна, аккуратна. Обучающийся может проявить самостоятельность при
создании и защите мини-проекта.
5-6 баллов – средний уровень освоения программы :
Обучающийся стремиться проявить фантазию при создании творческой работы,
умеет соединять детали в блоки и простые конструкции, владеет основными
понятиями и приемами работы, но иногда нуждается в подсказке. Работа
выполняется не очень аккуратно, с небольшими ошибками, которые обучающийся
стремится исправить. Оформляет изделие с помощью педагога. Нуждается в
помощи при создании и защите мини-проекта.
1-4 баллов – низкий уровень освоения программы:
Обучающийся не проявляет фантазию при создании творческой работы, выполняет
работу только по образцу, не умеет соединять детали в блоки и простые
конструкции. Представления об основных понятиях и приемах работы
сформированы слабо или не сформированы. Работа не аккуратна, нет стремления
оформить свое изделие, исправить допущенные ошибки. Может создать и защитить
мини-проект
только
при
непосредственном
участии
взрослого.
16
2.5. Методические материалы
Формы организации образовательной деятельности
Формы занятий очные, групповые. Следует помнить, что наиболее
эффективным методом работы с детьми любого возраста является наглядный вид
деятельности. Поэтому педагогу необходимо использование ИКТ и различных
дидактических материалов.
Следует поощрять смелость в высказывании детьми своего мнения, поисках
новых форм и декоративных средств выражения образа, проявление фантазии и
возможного разнообразия в работе. Предоставляя детям как можно больше
самостоятельности, педагог вместе с тем должен направлять их, помогать в решении
поставленной задачи.
В целях воспитания общественной активности детям предлагается выполнить
коллективные или групповые работы. Такое выполнение заданий – наиболее
эффективная форма организации труда, т.к. при наименьших затратах времени и сил
удается выполнить трудоемкую работу. К тому же совместное выполнение заданий
способствует сплочению коллектива, содействует воспитанию чувства
взаимопомощи, взаимоконтроля.
Большое воспитательное значение имеет рефлексия. Оценка должна носить
объективный, обоснованный характер. Наиболее подходящая форма оценки –
коллективное обсуждение и анализ. Это приучает детей анализировать работу,
поступки свои и других, радоваться не только своей, но и общей удаче.
На усмотрение педагога темы занятий, указанные в учебно-тематическом
плане могут меняться местами.
Начало учебных занятий проводится во фронтальной форме, когда педагог
объясняет учебный материал всей группе одновременно, общается с обучающимися
непосредственно в ходе своего рассказа. Дети всей группой обсуждают, сравнивают
и обобщают результаты.
Далее активно используется индивидуальная учебная деятельность: учащимся
даются самостоятельные задания с учетом их возможностей, проводится работа в
малых группах и в парах с целью сплочения коллектива и улучшения коммуникации
детей.
В конце каждого занятия проводится рефлексия в форме защиты минипроектов с целью закрепления изученного материала и устранения пробелов.
Основные формы и методы обучения, используемые на занятиях
Методы
Наглядный
Объяснительноиллюстративный
Информационнорецептивный
Приёмы
Рассматривание на занятиях готовых построек, демонстрация
способов крепления, приемов подбора деталей по размеру, форме,
цвету.
Обучающиеся получают знания в ходе беседы, объяснения,
дискуссии, из учебной или методической литературы, через
экранное пособие в "готовом" виде.
Обследование LEGO деталей, которое предполагает подключение
различных анализаторов (зрительных и тактильных) для знакомства
с формой, определения пространственных соотношений между
ними (на, под, слева, справа). Совместная деятельность педагога и
17
ребёнка.
Репродуктивный
Воспроизводство знаний и способов деятельности. Деятельность
учащихся носит алгоритмический характер, выполняется по
инструкциям, предписаниям, правилам.
Использование детьми на практике полученных знаний и
Практический
увиденных приемов работы.
Краткое описание и объяснение действий, сопровождение и
Словесный
демонстрация образцов, разных вариантов моделей.
Прежде чем излагать материал, перед обучающимися необходимо
Проблемный
поставить познавательную задачу, сформулировать проблему, а
затем, раскрывая систему доказательств, сравнивая точки зрения,
различные подходы, показать способ решения поставленной задачи.
Использование сюжета игр для организации детской деятельности,
Игровой
персонажей для обыгрывания сюжета.
ЧастичноЗаключается в организации активного поиска решения
поисковый
выдвинутых в обучении (или самостоятельно сформулированных)
познавательных задач в ходе подготовки и реализации творческих
проектов.
Исследовательский Демонстрация вспомогательного материала, иллюстрирующего
тему занятия, просмотр дидактического материалы, методических
таблиц, схем и пособий. Обучающиеся становятся свидетелями и
соучастниками научного поиска.
Формы занятий:
- беседа;
- игра;
- выставка;
- конкурс;
- мозговой штурм;
- праздник;
- презентация;
- практическая работа;
- защита проекта.
Методы воспитания и обучения:
- Словесные;
- Наглядные;
- Практические;
- Метод стимулирования и мотивации;
- Музыкотерапия;
- Контроль ситуации.
Каждое занятие - часть мини-проекта, реализуя который ученик не только
знакомится с теорией по предлагаемой теме, но и получает практические навыки
работы с деталями конструктора.
В зависимости от решаемых задач педагогом определяется форма организации
познавательной деятельности обучающихся.
1. Фронтальная работа
Изучение основных способов соединения деталей
18
Демонстрация работы моделей
Обсуждение результатов наблюдений
Работа в составе групп
Выполнение заданий из рабочих бланков
Совместная сборка моделей.
Обсуждение и представление результатов выполненной работы.
2. Индивидуальная работа
Анализ собственных результатов и объединение их с результатами других
Демонстрация своих результатов педагогу.
Занятия комбинированного типа. В каждое занятие включены упражнения,
направленные на развитие познавательных психических процессов (памяти,
внимания, мышления, воображения)
Используемые технологии обучения
- Игровая технология (Эльконин Д.Б) – которая объединяет достаточно обширную
группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме
различных педагогических игр.
Их основная цель – обеспечение личностно-деятельного характера усвоения
знаний, умений, навыков. Основным механизмом реализации являются методы
вовлечения обучаемых в творческую деятельность.
Именно игровые технологии нацелены на развитие восприятия, внимания,
памяти, мышления, творческих способностей детей. Учитывая психологию детей
данного возраста и беря во внимание то, что ведущей деятельностью в этот период
является игра, занятия выстраиваются в форме познавательных и развивающих игр.
- Личностно-ориентированная технология (Яниманская И.С) – организация
воспитательного процесса на основе глубокого уважения к личности ребёнка, учёте
особенностей его индивидуального развития, отношения к нему как к
сознательному, полноправному и ответственному участнику образовательного
процесса.
Благодаря такому подходу в обучении происходит формирование целостной,
свободной, раскрепощённой личности, осознающей своё достоинство и уважающей
достоинство и свободу других людей.
Личностно-ориентированные технологии используются для развития
индивидуальных познавательных способностей ребенка.
В результате личностно-ориентированного подхода у детей появляется интерес
к занятиям, учебно-воспитательный процесс становится более интересным,
привлекательным и результативным. Создаются условия для развития личностных
возможностей обучающихся, включая формирование его рефлексивного мышления
и собственного мнения.
- Здоровьесберегающие технологии (Сонькина В.Д) – ориентированы на
сохранение и укрепление здоровья детей, привитие навыков здорового образа
жизни.
Эти технологии включают в себя условия обучения ребенка (отсутствие
стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания),
рациональную организацию учебного процесса (в соответствии с возрастными,
половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями),
19
соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка а
так же рационально организованный двигательный режим на занятии.
- ИКТ технологии - все технологии, использующие специальные технические
информационные средства: компьютер, аудио-, видео-, теле- средства обучения.
Они позволяют сделать учебную деятельность более содержательной,
сделать занятие более интересным, наглядным и динамичным, повысить качество
обучен- ия.
Звуки влияют на психоэмоциональное состояние человека, поэтому
музыкотерапия является важным инструментом регулирования самочувствия и
психокоррекции.
Гармоничное и универсальное влияние мелодий применяется при
налаживании процесса личностного развития. Музыка избавляет от стресса,
возбуждает творческие способности и облегчает физическое состояние. Поэтому
для создания доверительной и непринужденной обстановки на занятии фоном
включается музыка, репертуар тщательно подбирается соответственно теме занятия.
Музыка настраивает детей на работу и задает необходимый ритм.
Все обучающие, развивающие, воспитательные, социальные технологии,
используемые в данной образовательной программе, направлены на то, чтобы:
- разбудить активность детей;
- вооружить их оптимальными способами осуществления образовательной
деятельности;
- подвести эту деятельность к процессу творчества;
- опираться на самостоятельность, активность и общение детей.
Важнейшей задачей педагога является правильный подборе видео- и аудио
файлов, планирование образовательного процесса. От этого будет зависеть
достижение поставленных в программе задач.
Любые изменения, отклонения выявляются через наблюдения педагога.
Исходя из этого, строится индивидуальный маршрут работы с ребенком.
Критерии эффективности программы:
- свободная сборка блоков и простых конструкций;
- самостоятельная работа по схеме и образцу;
- улучшение взаимоотношений в коллективе;
- свободное владение изученными методами и приемами технического творчества.
20
2.6. Список литературы
Для детей:
1 Комарова Л.Е «Строим из Lego» ( моделирование логических отношений и
объектов реального мира средствами конструктора Lego).-М.; Линка Прес,2001г.
2. 3. Методический комплект заданий к набору первые механизмы
Legoeducationсложные задания, связанные с физикой.
Для педагога:
1. Комарова Л.Е «Строим из Lego» ( моделирование логических отношений и
объектов реального мира средствами конструктора Lego).-М.; Линка Прес,2001г.
2. Куцакова Л.В «Конструирование и ручной труд в детском саду» Издательство:
Мозаика-Синтез 2010г.
3.
Методический
комплект
заданий
к
набору
первые
механизмы
Legoeducationсложные задания, связанные с физикой.
4. Парамонова Л.А. «Теория и методика творческого конструирования в детском
саду» М.;Академия,2002г.-192с.
5. Программное обеспечение LegoEgucationWegov1,2.
6. ФешинаЕ.В.Лего-конструирование в детском саду. - М.: ТЦ Сфера, 2012.-114с.
Интернет-ресурсы:
1.
Министерство образования и науки
Российской Федерации http://минобрнауки.рф/
2.
Информационный портал «Дополнительное образование»
http://dopedu.ru/
3. Lego конструирование в детском саду | Рабочая
программа на тему: | Образовательная социальная сеть (nsportal.ru)
4. Лего-конструирование в детском саду: проведение занятия,
схемы и прочее (melkie.net)
5. ---- Робототехника в образовании - Программа кружка «ЛЕГОконструирование» в детском саду (xn
8sbhby8arey.xn--p1ai)
21