Муниципальное автономное образовательное учреждение
дополнительного образования Беломорского муниципального округа
«Беломорский центр дополнительного образования»
Принята
на заседании Педсовета
МАОУ ДО «Беломорский ЦДО»
от «30 августа » 2024 г
Протокол № 1 №30.08.2024 г
«Утверждаю»
Директор МАОУ ДО
«Беломорский ЦДО»
___________ Е.Ю.Кузнецова
«_02» сентября 2024 г.
ДОКУМЕНТПОДПИСАНЭЛЕКТ
РОННОЙПОДПИСЬЮ
Сертификат:00A17467C185D2E7824F52A1C6B32D3598
Владелец: Кузнецова Елена
ЮрьевнаДействителен: с 29.06.2022 до 22.09.2023
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности
«Мир театра»
Возраст учащихся: 10-11 лет
Срок реализации: 1 год
Cоставитель:
Анхимкова Оксана Владимировна
Должность:
педагог дополнительного образования
Беломорск
2024 г
1
СОДЕРЖАНИЕ
Раздел № 1 «Комплекс основных характеристик программы»
1.1 Пояснительная записка……………………………………………………...3
Направленность программы ………………………………………………….…..3
Актуальность программы и педагогическая целесообразность…………..….....4
Новизна и отличительные особенности программы…...…………………….….5
Уровень программы………………………………………………………………..5
Адресат программы………………………………………………………………..5
Объем и срок освоения программы……………………………………………....6
Режим обучения……………………………………………………………………6
Особенности организации образовательного процесса………………………... 6
1.2 Цель и задачи программы…………………………………………………...7
1.3 Содержание программы……………………………………………………..7
1.4 Планируемые результаты……………………………………………………9
Раздел № 2 «Комплекс организационно-педагогических условий»
2.1 Календарный учебный график…………………………………………..…10
2.2 Условия реализации программы…………………………………………...11
2.3 Формы аттестации…………………………………………………………..12
2.4 Оценочные материалы………………………………………………………13
2.5 Методические материалы……………………………………………………14
2.6 Список литературы…………………………………………………………17
Приложения…………………………………………………………………………..18
2
Раздел № 1 «Комплекс основных характеристик программы»
1.1 Пояснительная записка
Приобщение детей к искусству закладывает основы художественного
мышления. Декоративно-прикладное искусство (ДПИ) - это особый мир
художественного творчества, разнообразная область художественных предметов,
создаваемых на протяжении многовековой истории развития человеческой
цивилизации.
Путем изучения и освоения различных техник и приемов ДПИ ребенок
знакомится с национальными художественными традициями страны, в которой он
живет, что способствует воспитанию любви к родному краю, бережному
отношению к его историческому наследию.
Программы дополнительного образования способствуют изучению большего
разнообразия приемов, тем, используемых материалов и их необычных сочетаний,
чем основные школьные программы по технологии. Они направлены на раскрытие и
развитие индивидуальных способностей детей, углубляют и закрепляют знания и
умения, полученные в школе.
Данная программа разработана на основании следующей нормативно – право
вой базы:
Конституция РФ
Федеральный закон «Об образовании в РФ» № 273 – ФЗ от 29.12.2012
Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в
Российской Федерации» от 25.07.1998 г. №124-Ф3
Государственная программа Российской Федерации «Развитие дополнительного
образования детей до 2020 годы», утвержденная Постановлением Правительства
Российской Федерации 22.11.2012 г., № 2148-р.
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31
марта 2022г. 678-р.;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09
ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным
образовательным программам»;
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил
2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам утвержденного приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013 № 1008
Направленность программы
Общеразвивающая программа «Мир театра»
имеет художественную
направленность.
Данная программа построена с учетом возрастных особенностей детей,
учитывает их творческие возможности и предпочтения для адекватного
самовыражения ребенка посредством ДПИ.
Программа относится к базовому уровню. Работа с разными
конструкционными материалами имеет большое значение для
всестороннего
развития ребенка. Изучаемые по программе виды ручного труда способствуют
воспитанию таких качеств личности как внимание, аккуратность, трудолюбие,
дисциплинированность, творческая смекалка и др.
Дети усваивают систему политехнических понятий, познают свойства
материалов, овладевают технологическими операциями, знакомятся со схемами учатся их читать и составлять, учатся применять теоретические знания на практике.
Украшая свои изделия, учащиеся развивают эстетический вкус, приобретают
определенные эстетические навыки.
Результат занятий не только конкретный - поделки, но и невидимый для глаз развитие наблюдательности, глазомера, пространственного воображения, не
стандартного мышления.
Для повышения мотивации детей к занятиям организуются различные
творческие конкурсы, выставки на различных уровнях.
Актуальность программы и педагогическая целесообразность
Данная программа была разработана специально для детей, занимающихся в
школьной театральной студии.
Педагогическая целесообразность программы «Мир театра» заключается в
развитии творческой, познавательной, социальной активности детей.
С педагогической точки зрения важен не только сам факт изготовления
ребятами атрибутов и аксессуаров в различных техниках из различных материалов
для театральных постановок, а приобретенный детьми в процессе этой работы
устойчивый интерес к ДПИ и профессиональной направленности.
Программа построена с учетом возрастных и индивидуальных особенностей
обучающихся начального звена.
Дети заявленного возраста импульсивны, быстро переключаются с одного
вида деятельности на другой. Работа по данной программе предполагает подачу
теоретического материала в форме диалога и использование мультимедиа.
Практический материал разнообразен. Предполагает работу по заданному
образцу, внесение элементов творчества в изделие.
Практические и теоретические навыки в дальнейшем ребенок сможет
использовать в работе над проектом по созданию изделий по собственному
замыслу.
Новизна и отличительные особенности программы
Педагог должен стремиться выстраивать содержание занятия с учетом
интересов и увлечений детей. В данной программе увлечение детей театральным
искусством стало ключевым моментом в подборе изучаемого материала и
планируемых творческих работ.
Педагог должен помнить, что результат выполнения задания во многом будет
зависеть от уровня его профессионального мастерства, художественного вкуса, а так
4
же постоянного контроля за работой детей, от своевременного анализа,
выявляющего сильные и слабые стороны в детских работах. От того, насколько
успешно владеет педагог этим организационно-педагогическим инструментарием,
напрямую зависит успех в решении учебно-творческих задач.
В студии занимаются не только девочки, но и мальчики. Заинтересовать их
можно соответствующим подбором изделий, а так же интересной и разнообразной
подачей учебного материала.
Занятия могут проводиться в произвольной форме по замыслу педагога. Это
занятия-экскурсии реальные или виртуальные, занятия-игры и пр.
Отличительной особенностью программы «Мир театра» является то, что она
рассчитана на детей, занимающихся в школьной театральной студии.
Уровень программы
Программа «Мир театра» базового уровня, который предполагает не только
более глубокое знакомство детей с различных техник ДПИ, но и творческую
активность в работе.
Для обучающихся программы базового уровня – это возможность углубить
имеющиеся знания, умения и навыки, развить творческую активность и
самостоятельность.
Для родителей – это возможность разобраться с логикой дополнительного
образования, понять преемственность его ступеней, наметить общую линию
индивидуального развития своего ребенка.
Для педагога – это реальный шанс заинтересовать детей творчеством и
привить им любовь к ДПИ, а также, стимул к разработке программы продвинутого
уровня.
Адресат программы (примерный портрет учащегося, для которого
будет актуальным обучение по данной программе)
Обучение по программе «Мир театра» ведется в группе, комплектующейся из
обучающихся 10-11 лет.
В результате реализации данной программы дети более глубоко изучат ранее
освоенные приемы ДПИ, познакомятся с разными материалами, научатся сочетать
различные материалы и техники в своих работах.
У младших школьников кисть руки еще не окрепла, мышцы развиты
недостаточно, координация движений несовершенна. Чтобы свободно владеть
простейшими инструментами (ножницами, линейкой, циркулем и др.) нужна
планомерная тренировка. Следует иметь в виду и то, что навыки, приобретенные
в этом возрасте, сохраняются очень долго.
Психологические и физиологические особенности учащихся младшего
возраста предполагают достаточно быстрое достижение
результата
деятельности при не очень больших трудозатратах.
Это вовсе не означает, что упорство, точность и аккуратность не должны
занимать подобающего места на начальном этапе обучения. Эти качества
необходимо развивать в течение всего учебного года. Эти навыки дают детям
возможность приобрести знания, умения, навыки в изготовлении изделий ДПТ.
5
Объем и сроки освоения программы
Программа «Мир театра» рассчитана на 1 год обучения. Общее количество
учебных часов, запланированных на весь период обучения, необходимых для
освоения программы составляет 70 часов.
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа. Продолжительность 1 учебного
часа для детей заявленного возраста составляет 45 минут с одним 10-минутным
перерывом.
Режим обучения
Образовательная деятельность, организованная в рамках программы,
осуществляется 1 раз в неделю по 2 академических часа.
Занятия проводятся в учебном помещении, оборудованном в соответствии с
установленными нормами и требованиями к кабинету.
Занятия включают теоретическую и практическую часть.
Наполняемость группы - не менее 7 человек. Форма обучения – очная.
Особенности организации образовательного процесса
Посещать занятия с детьми могут и их родители по предварительной
договоренности с педагогом. Так же периодически будут проводиться праздничные
мероприятия с мастер-классами для детей и родителей, в ходе которых дети будут
выступать в роли наставников для своих родителей, обучая их приемам ДПИ,
которые сами ранее освоили.
Включение родителей в совместную с детьми художественно-познавательную,
творческую поисковую деятельность будет способствовать совместным
размышлениям-диалогам по поводу ДПИ, осуществлению творческих проектов;
общение будет придавать художественной деятельности ребенка социальнообщественный смысл.
Для многих родителей такая совместная деятельность может стать
своеобразной "школой просвещения". В конечном же итоге совместная
деятельность детей и родителей способствует их лучшему пониманию друг друга и
сближению на творческом и духовном уровне.
1.2 Цель программы
Цель программы: Развитие творческой активности и креативности детей.
Задачи программы:
Обучающие:
- формировать у детей навыки ручного труда;
- обучать приемам самостоятельной и коллективной работы, самоконтроля и
взаимоконтроля;
- обучать использованию инструментов, необходимых для художественного
творчества;
- обучать работе с выкройками;
Развивающие:
- развивать интерес к ДПИ;
- развивать интеллектуальные и практические умения самостоятельно приобретать и
6
применять на практике полученные знания;
- развивать творческую активность, креативность мышления, коммуникативные
способности обучающихся;
- развивать умения работать с различными источниками информации,
исследовательские и практические умения.
Воспитательные:
- воспитание культуры общения, умения работать в коллективе;
- воспитание устойчивого интереса к изучению ДПИ;
- воспитание уважения к труду;
- формирование потребность в творческой деятельности, стремление к
самовыражению через художественное творчество.
1.3 Содержание программы
Учебно-тематический план
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Название раздела
Вводное занятие
История зарождения театрального искусства и
его роль для человека
Театр теней
Театральная маска
Сценическая маска-шапка
Сценические атрибуты
Сценический костюм
Творческий проект с применением изученных
приемов ДПИ
Итоговое занятие
ИТОГО:
Теория
2
Практика
-
Всего часов
2
2
-
2
2
2
2
2
6
4
8
8
8
14
6
10
10
10
20
2
6
8
2
22
48
2
70
7
Краткое содержание программы
№
1
Раздел программы
Вводное занятие – 2
часа
Краткое содержание и практические работы
Формы
контроля
Теория: Знакомство с детьми. Рассказ-беседа о том, чем
будут заниматься, с чем будут знакомиться дети в ходе
реализации данной программы. Инструктаж по
технике безопасности на занятиях. Правила
дорожного движения.
Наблюдение
2
3
4
5
6
7
8
Анкетирование
Наблюдение.
Выставка
работ
Наблюдение.
Выставка
работ
Наблюдение.
Выставка
работ.
Наблюдение.
Выставка
работ.
Наблюдение.
Выставка
работ.
Наблюдение.
Защита
проекта.
9
1.4 Планируемые результаты
По окончании обучения по программе «Мир театра» обучающие будут иметь
следующие результаты:
Личностные результаты
Знать:
-технику безопасности при работе с режуще-колющими инструментами и клеем;
- правила содержания рабочего места;
- основные понятия и приемы изученных техник;
- способы соединения и закрепления деталей;
- приемы самоконтроля.
Предметные результаты
Уметь:
- работать самостоятельно и в группах;
- работать с инструментами;
- самостоятельно изготавливать изделия по собственному замыслу;
- выполнять работы из подручных материалов;
- оформлять изделие в творческом решении;
8
Межпредметные результаты
- знание и умение работы с различными инструментами и клеем помогут при
изучении «Технологии»
- навыки создания эскизов и оформление работ в творческом решении способствует
облегчению освоения учебного материала по «ИЗО»
- отработка точности выполнения работ, подсчеты при выполнении эскизов и
изделий пригодятся в «Математике»
- общение с детьми во время работы, различные игры в слова за рабочими столами
во время выполнения работ, развивают память, дикцию и речь, что способствует
дальнейшей успешной работе по таким школьным предметам, как «Чтение»,
«Окружающий мир», «Русский язык».
Раздел № 2 «Комплекс
организационно-педагогических
условий»
2.1 Календарный учебный график
1. Продолжительность учебного года - 36 учебных недель
Начало учебного года и занятий – 9.09. 2024 г.
Обучение – 1 год
Этапы образовательного процесса
1 год обучения
Продолжительность учебного года
36 недель
Начало учебного года
Комплектация группы
9.09.2024 г.
01.09 - 9.09.2024 г.
Продолжительность занятия
2 академических часа
Вводная диагностика
Сентябрь
Промежуточная аттестация
15 - 25 декабря
Итоговая аттестация
15 - 25 мая
Окончание учебного года
31мая
Каникулы зимние
30.12.2024 г. – 9.01.2025 г.
Каникулы летние
С 01 июня
Проведение открытых занятий
Проведение дня открытых дверей
1раз в полугодие
декабрь – март
1 раз в год,
май – 2025 г.
2. Регламент образовательного процесса:
Продолжительность учебной недели – 6 дней
9
3. Режим занятий
Занятия проводятся по расписанию, утвержденному директором МАОУ ДО
«Беломорский ЦДО» - 1 раз в неделю.
Продолжительность занятий: 2 академических часа, продолжительность
академического часа для детей, заявленного в программе возраста, равняется 45
минутам (СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к
устройству, содержанию и организации режима работы образовательных
организаций дополнительного образования детей).
4. Начало и окончание учебных занятий
День недели
Понедельник
Вторник
Среда
Четверг
Пятница
Начало занятий
Окончание занятий
15.15
16.55
5. Родительские собрания
Сентябрь – организационное;
Декабрь – отчет о работе в 1-м полугодии;
Май - итоги года.
2.2 Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
Площадь и помещения для проведения занятий по программе «Мир театра»
должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим и противопожарным
требованиям.
В кабинете должны быть:
- компьютер и мультимедийная система;
- устойчивые столы с легко моющим покрытием, стулья или скамейки,
соответствующие ГОСТу;
- тематический подбор картинок, фотографий, презентаций и фильмов;
- бумага белая офисная, цветная бумага и цветной картон;
- клей ПВА и «Мастер»;
- термопистолеты и стержни к ним;
- швейные иглы;
- швейные нитки;
- лоскуты различных тканей;
- пуговицы;
- наполнитель (синтепон или холофайбер);
- нитки вязальные;
- крючки вязальные.
Материалы и инструменты для работы приобретаются детьми
самостоятельно, либо закупаются педагогом на группу за счет добровольного
родительского софинансирования.
Информационное обеспечение
10
Для полноценной реализации программы необходимо наличие –аудио, -видео
аппаратуры на занятии, - фотоаппаратуры – для фиксации этапов работы, для фото
работ и детей, чтобы в дальнейшем можно было использовать фотографии в
различных заочных конкурсах, для создания фильмов о работе объединения и т.д.
Во время поведения занятий для лучшего усвоения материала рекомендуется
использование ЦОР по каждой теме.
№
п/п
1
Название ЦОР
Презентация
«Театр теней»
Дата
создания
сентябрь
2024 г.
Автор ЦОР
Раздел, тема
Анхимкова О.В.
Театр теней
Анхимкова О. В.
Итоговое занятие
Электронный адрес
2
3
4
5
6
Видеоролик
«Творческие
достижения за год»
2025 г.
Кадровое обеспечение
Реализовывать программу «Мир театра» может любой педагог, владеющий
техниками и приемами ДПИ с творческим и креативным мышлением,
соответствующий всем требованиям профессионального стандарта по должности
«Педагог дополнительного образования» или учитель технологии.
Помощь вспомогательного и обслуживающего персонала при реализации
Программы не требуется, но приветствуется помощь родителей.
2.3 Формы аттестации
Аттестация обучающихся
является
важным
показателем
качества
образовательных услуг.
Все вопросы аттестации учащихся в Учреждении
регулируются «Положением об аттестации учащихся». Оно определяет основные
моменты, связанные с эти процессом: цели, задачи, принципы аттестации, ее виды и
формы, критерии оценки, организационные этапы.
Предметом аттестации являются знания, умения, навыки детей,
личностное развитие, полученные ими в процессе обучения.
Основными принципами аттестации являются учет индивидуальных и
возрастных особенностей, свобода выбора педагогом методов и форм проведения
аттестации и оценки результатов; открытость результатов аттестации для
родителей.
При определении уровня обученности в Учреждении используются
следующие показатели: высокий, средний и низкий уровни.
Результаты аттестации отражаются в ведомости установленной формы.
Учащиеся, успешно прошедшие итоговую аттестацию по Программе, получают
удостоверение о завершении курса обучения.
Цель контроля заключается в сборе и анализе полученных результатов; их
соответствии поставленным целям, а также в прогнозировании дальнейших
перспектив развития личности ребенка.
11
Задачи контроля:
определение уровня теоретической подготовки и степени сформированности
практических умений и навыков учащихся;
анализ полноты реализации темы, раздела или всего курса дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы объединения;
соотнесение планируемых и реальных результатов образовательной деятельности;
выявление
причин, способствующих или препятствующих полноценной
реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы;
внесение необходимых корректив в содержание и методику образовательной
деятельности объединения.
Виды контроля и сроки проведения:
Входной контроль: проводится при наборе, на начальном этапе формирования
коллектива (в сентябре) или для учащихся, которые желают обучаться по данной
программе не сначала учебного года и года обучения. Данный контроль нацелен на
изучение: интересов ребенка, его знаний и умений, творческих способностей.
Текущий контроль: проводится в течение учебного года, возможен на каждом
занятии, по окончании изучения темы, раздела программы.
Промежуточный контроль: проводится в конце I полугодия (в декабре-январе)
и II полугодия (апрель-май) учебного года. Данный контроль нацелен на изучение
динамики освоения предметного содержания учащимися, метапредметных
результатов, личностного развития и взаимоотношений в коллективе.
Итоговый контроль: проводится в конце обучения по дополнительной
общеобразовательной программе, как правило, в апреле-мае. Данный контроль
нацелен на проверку освоения программы, учет изменений качеств личности
каждого учащегося.
Формы проведения контроля обучающихся определяются педагогом в
соответствии
с
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программой.
2.4 Оценочные материалы
Критериями оценки результативности обучения могут являться:
• критерии оценки уровня теоретической подготовки: соответствие
теоретических знаний программным требованиям;
уровня
• критерии оценки уровня практической подготовки: соответствие уровня развития
практических умений и навыков программным требования; свобода владения
12
специальным оборудованием и оснащением; качество выполнения практического
задания; технологичность практической деятельности;
• критерии оценки уровня личностного развития детей: культура организации
практической деятельности; культура поведения; творческое отношение к
выполнению практического задания; аккуратность и ответственность при работе.
Предмет оценивания: набор основных знаний, умений, практических навыков по
изучаемому виду деятельности; универсальные учебные действия; перечень
важнейших личностных свойств и другое.
Методика выявления, диагностики и оценки получаемых результатов
разрабатываются педагогом в соответствии с требованиями, принятыми в
образовательной организации.
Критерии оценки результатов:
Высокий (5 баллов) – обучающийся активно использует свое воображение при
создании творческой работы, умеет работать с материалами и оборудованием,
владеет основными знаниями техник и приемов декоративной работы с бисером,
самостоятельно декорирует изделие. Работа индивидуальна, аккуратна.
Обучающийся проявляет самостоятельность при создании и защите мини-проекта.
Средний (3-4 балла) – обучающийся стремиться проявить фантазию при создании
творческой работы, умеет работать с материалами и оборудованием, владеет
основными знаниями техник и приемов декоративной работы с бисером, но иногда
нуждается в подсказке. Работа выполняется не очень аккуратно, с небольшими
ошибками, которые обучающийся стремится исправить. Декорирует изделие с
помощью педагога. Нуждается в помощи при создании и защите мини-проекта.
Низкий (1-2 балла) – обучающийся не проявляет фантазию при создании
декоративной работы, выполняет работу только по образцу, не умеет работать с
материалами и оборудованием. Представления о техниках и приемах декоративной
работы с бисером сформированы слабо или не сформированы. Работа не аккуратна,
нет стремления украсить свое изделие, исправить допущенные ошибки. Может
создать и защитить мини-проект только при непосредственном участии взрослого.
Все результаты наблюдения, диагностик, активности обучающихся и пр.
заносятся педагогом в сводную таблицу, на основании которой в конце года
подводится итог творческого роста ребенка, степень освоения им образовательной
программы.
2.5 Методические материалы
Формы организации образовательной деятельности
Формы занятий очные, групповые. Следует помнить, что наиболее
эффективным методом работы с детьми любого возраста является наглядный вид
деятельности. Поэтому педагогу необходимо использование ИКТ и различных
дидактических материалов.
13
Следует поощрять смелость в высказывании детьми своего мнения, поисках
новых форм и декоративных средств выражения образа, проявление фантазии и
возможного разнообразия в работе. Предоставляя детям как можно больше
самостоятельности, педагог вместе с тем должен направлять их, помогать в решении
поставленной задачи.
В целях воспитания общественной активности детям предлагается выполнить
коллективные или групповые работы. Такое выполнение заданий – наиболее
эффективная форма организации труда, т.к. при наименьших затратах времени и сил
удается выполнить трудоемкую работу. К тому же совместное выполнение заданий
способствует сплочению коллектива, содействует воспитанию чувства
взаимопомощи, взаимоконтроля.
Большое воспитательное значение имеет рефлексия. Оценка должна носить
объективный, обоснованный характер. Наиболее подходящая форма оценки –
коллективное обсуждение и анализ. Это приучает детей анализировать работу,
поступки свои и других, радоваться не только своей, но и общей удаче.
На усмотрение педагога темы занятий, указанные в учебно-тематическом
плане могут меняться местами.
Начало учебных занятий проводится во фронтальной форме, когда педагог
объясняет учебный материал всей группе одновременно, общается с обучающимися
непосредственно в ходе своего рассказа. Дети всей группой обсуждают, сравнивают
и обобщают результаты.
Далее активно используется индивидуальная учебная деятельность: учащимся
даются самостоятельные задания с учетом их возможностей, проводится работа в
малых группах и в парах с целью сплочения коллектива и улучшения коммуникации
детей.
В конце каждого занятия проводится рефлексия в форме защиты минипроектов с целью закрепления изученного материала и устранения пробелов.
Формы занятий:
- беседа;
- игра;
- выставка;
- конкурс;
- мозговой штурм;
- праздник;
- презентация;
- практическая работа;
- защита проекта.
Методы воспитания и обучения:
- Словесные;
- Наглядные;
- Практические;
- Метод стимулирования и мотивации;
- Музыкотерапия;
- Контроль ситуации.
14
Занятия комбинированного типа. В каждое занятие включены упражнения,
направленные на развитие познавательных психических процессов (памяти,
внимания, мышления, воображения)
Структура каждого занятия включает в себя: ритуал приветствия, вступление,
разминка, основная часть, заключительная часть, ритуал прощания.
Используемые технологии обучения
- Игровая технология (Эльконин Д.Б) – которая объединяет достаточно обширную
группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме
различных педагогических игр.
Их основная цель – обеспечение личностно-деятельного характера усвоения
знаний, умений, навыков. Основным механизмом реализации являются методы
вовлечения обучаемых в творческую деятельность.
Именно игровые технологии нацелены на развитие восприятия, внимания,
памяти, мышления, творческих способностей детей. Учитывая психологию детей
данного возраста и беря во внимание то, что ведущей деятельностью в этот период
является игра, занятия выстраиваются в форме познавательных и развивающих игр.
- Личностно-ориентированная технология (Яниманская И.С) – организация
воспитательного процесса на основе глубокого уважения к личности ребёнка, учёте
особенностей его индивидуального развития, отношения к нему как к
сознательному, полноправному и ответственному участнику образовательного
процесса.
Благодаря такому подходу в обучении происходит формирование целостной,
свободной, раскрепощённой личности, осознающей своё достоинство и уважающей
достоинство и свободу других людей.
Личностно-ориентированные технологии используются для развития
индивидуальных познавательных способностей ребенка.
В результате личностно-ориентированного подхода у детей появляется интерес
к занятиям, учебно-воспитательный процесс становится более интересным,
привлекательным и результативным. Создаются условия для развития личностных
возможностей обучающихся, включая формирование его рефлексивного мышления
и собственного мнения.
- Здоровьесберегающие технологии (Сонькина В.Д) – ориентированы на
сохранение и укрепление здоровья детей, привитие навыков здорового образа
жизни.
Эти технологии включают в себя условия обучения ребенка (отсутствие
стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания),
рациональную организацию учебного процесса (в соответствии с возрастными,
половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями),
соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка а
так же рационально организованный двигательный режим на занятии.
- ИКТ технологии - все технологии, использующие специальные технические
информационные средства: компьютер, аудио-, видео-, теле- средства обучения.
15
Они позволяют сделать учебную деятельность более содержательной,
сделать занятие более интересным, наглядным и динамичным, повысить качество
обучения.
Звуки влияют на психоэмоциональное состояние человека, поэтому
музыкотерапия является важным инструментом регулирования самочувствия и
психокоррекции.
Гармоничное и универсальное влияние мелодий применяется при
налаживании процесса личностного развития. Музыка избавляет от стресса,
возбуждает творческие способности и облегчает физическое состояние. Поэтому
для создания доверительной и непринужденной обстановки на занятии фоном
включается музыка, репертуар тщательно подбирается соответственно теме занятия.
Музыка настраивает детей на работу и задает необходимый ритм.
Все обучающие, развивающие, воспитательные, социальные технологии,
используемые в данной образовательной программе, направлены на то, чтобы:
- разбудить активность детей;
- вооружить их оптимальными способами осуществления образовательной
деятельности;
- подвести эту деятельность к процессу творчества;
- опираться на самостоятельность, активность и общение детей.
Важнейшей задачей педагога является правильный подборе видео- и аудио
файлов, планирование образовательного процесса. От этого будет зависеть
достижение поставленных в программе задач.
Любые изменения, отклонения выявляются через наблюдения педагога.
Исходя из этого, строится индивидуальный маршрут работы с ребенком.
Критерии эффективности программы:
- свободное владение инструментами;
- улучшение взаимоотношений в коллективе;
- свободное владение изученными методами и приемами ДПИ.
2.6 Список литературы
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
Для детей:
Гандертон Л. Энциклопедия рукоделия. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2004.
Лосич Л. Н. Игрушки-самоделки. – Минск: Элайда, 1998.
Моя первая книга по рукоделию./А. П. Смирнова. – М.: Дрофа, 1995.
Соловейчик И. П. Нестареющий клубок. – С-Пб: Химия, 1993.
Тарасенко С. Ф. Забавные поделки крючком и спицами: Книга для учащихся. –
М.: Просвещение, 1992.
Терешкович Т. А. Рукодельница. – Минск: ПОЛЫМЯ, 1993.
Ханашевич Д. Р. Учитесь вязать крючком: Научно-популярная литература. – М.:
Детский мир, 1986.
Ханашевич Д. Р. Я вяжу и вышиваю. – М.: Издательство Малыш, 1987.
Шевченко Н. С. Волшебный крючок: Узоры из тесьмы, связанной крючком. –
Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.
16
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Для педагога:
Буров А. И. Эстетическое воспитание школьников. - М.: Педагог, 1974.
Внеклассная работа по труду: Пособие для учителя. /Составитель А. М. Гукасова, - М.: Просвещение, 1981.
Воробьева Д.И. Гармония развития. - С-Пб: Детство-пресс,
Горяева Н.А. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в
жизни человека: 5 класс: Методическое пособие. - 2-е изд. - М.: Просвещение,
2007.
Давыдова И. С. Педагогическая психология: Учебное пособие. – М.: РИОР, 2006.
Кочеткова Н.В. Мастерим игрушки сами: образовательная программа и
конспекты занятий: (для детей 7-14 лет). – Волгоград: Учитель, 2010.
Программы дополнительного художественного образования детей в
каникулярное время: Учебное издание. /Составитель Е.П.Кабкова, - М.:
Просвещение, 2007.
Приложение 1
ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ
ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ:
- содержать в порядке рабочее место;
- быть внимательными, не отвлекаться и не мешать другим;
- не размахивать рукой с инструментом, не класть его на край стола;
- в случае плохого самочувствия или травмирования, прекратить работу, поставить в
известность педагога.
ПРИ РАБОТЕ С НОЖНИЦАМИ:
- класть ножницы справа от себя с сомкнутыми лезвиями, направленными от себя;
- следить за тем, чтобы ножницы не оказались под изделием;
- передавать ножницы колечками вперед, держа за сомкнутые лезвия.
ПРИ РАБОТЕ С ИГЛАМИ И КРЮЧКАМИ:
- знать количество игл, взятых для работы, в конце занятия проверить их наличие;
- иглы должны храниться в игольнице, а крючки в специальном футляре или
коробочке;
- не вкалывать иглы в одежду или изделие;
- не брать иглы или крючки в рот, не засовывать в ухо или нос;
- не работать ржавыми или имеющими зазубрины иглами и крючками.
ПРИ РАБОТЕ С КЛЕЕМ:
- пользоваться специальной кисточкой или зубочисткой;
17
- не пачкать рабочий стол и одежду;
- иметь тряпочку для удаления излишков клея и вытирания кисточки;
- не нюхать клей!
18
Приложение 2
Таблица промежуточного контроля усвоения программы за 1 полугодие
№
№
Фамилия, имя
Теория
1
2
Практика
3
4
5
Кол-во
баллов
Уровень освоения
программы
1
2
1. Знание и соблюдение правил безопасности – 2б.
2. Подбор инструментов и материалов для работы – 2б.
3. Владение предметами учебной деятельности(иглы, ножницы, крючок) – 3б.
4. Владение необходимыми умениями и навыками (организация раб.места, осн. пр.вяз.) – 2б.
5. Эстетичность и креативность – 2б.
Расшифровка результатов:
10-11б. – высокий
8-9б. – базовый
Менее 8б. – низкий
19