Муниципальное автономное образовательное учреждение
дополнительного образования
Беломорского муниципального района
«Беломорский центр дополнительного образования»
Принята
На
заседании
Педсовета
МАОУ ДО «Беломорский ЦДО»
Протокол №1 от 02.09.2025 г.
Утверждаю”
Директор
МАОУ
ДО
«Беломорский ЦДО»
___________Е.Ю. Кузнецова
.
02.09.2025 г.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
туристско-краеведческой направленности
«Юные экскурсоводы»
Стартовый уровень
Срок реализации – 1 год
Возраст обучающихся 10-12 лет
Автор-составитель:
Свиньина Ирина Анатольевна,
Педагог дополнительного образования
г. Беломорск
2025 г
Оглавление
Раздел № 1 «Комплекс основных характеристик программы»
1.1. Пояснительная записка
1.2. Цель и задачи программы
1.3. Содержание программы
1.4. Планируемые результаты
Раздел № 2 «Комплекс организационно-педагогических условий»
2.1. Календарный учебный график
2.2. Условия реализации программы
2.3. Формы аттестации
2.4. Методические материалы
2.5. Список литературы.
Стр.
3
3
6
7
16
18
18
19
20
20
21
1.
КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
1.1.
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юные
экскурсоводы» относится к туристско-краеведческой направленности.
Программа составлена на основании следующих нормативных документов:
•
Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
•
Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. N 196 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;
•
Приказ Министерства просвещения РФ от 30 сентября 2020 года № 533 «О
внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности
по дополнительным общеобразовательным программам, утверждённый приказом
Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 года № 196»;
•
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года №
996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года».
•
СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи» от 28 сентября 2020 года N
28.;
•
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 22 мая 2020
г. № 15 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.3597-20
«Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)»;
•
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года;
•
Положение о структуре, порядке разработки и утверждения дополнительных
общеразвивающих образовательных программ МАОУ ДО «Беломорский ЦДО» г.
Беломорска».
В основу программу положены:
•
примерная образовательная программа дополнительного образования детей
«Юные инструкторы туризма» (ознакомительный модуль объединения, первого года
обучения) автор-кандидат педагогических наук А.Г. Маслова. Программа рекомендована для
использования в системе дополнительного образования детей Министерством образования и
науки РФ и Федеральным центром детско-юношеского туризма и краеведения. Напечатана в
сборнике «Туризм и краеведение. Программы для системы дополнительного образования
детей / общая редакция- Константинов Ю.С.- М.:ФЦДЮТ и К, 2014».
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юный
экскурсовод» разработанная Соколовой Е. А., напечатанная в сборнике программ МБУ ДДТ
г.Салаира в 2021 году.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юные
экскурсоводы» практико-ориентированная, даёт представление обучающимся о специфике
экскурсионного дела и краеведения, использовании приобретаемых навыков в будущих
профессиях.
Данная программа является программой стартового уровня.
Актуальность программы.
В настоящее время неуклонно возрастает роль краеведения в учебной и внеурочной
работе. Положительная тенденция этого роста в значительной мере связана с введением,
соответствии с Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»,
национально-регионального компонента школьного образования.
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа
туристско-краеведческой направленности направлена на воспитание гражданственности,
патриотизма учащихся средствами экскурсионной деятельности, а также на активизацию
интеллектуально-творческой деятельности учащихся в мероприятиях, посвящённых изучению
истории родного края.
Основу программы составляет краеведческий компонент, который традиционно
является эффективным средством воспитания, обладает большим образовательным
потенциалом и создает условия для духовного, интеллектуального, физического развития
личности.
Данная программа предназначена для дополнительного образования учащихся средней
школы, интересующихся историей родного края и экскурсоведением и предполагает
знакомство с навыками профессии экскурсовода, требующие умений и навыков как научно
исследовательской, так и просветительской деятельности.
Актуальность данной программы заключается в том, что патриотическое воспитание
школьников является приоритетным направлением государственной образовательной
политики. Изучение родного края и подготовка юных экскурсоводов может сыграть в этом
большую роль. Необходимость создания данной программы обусловлена тем, что экскурсии
раскрывают широкие возможности для воспитания ребенка, а также восприятия им музейной
культуры. Кроме того, школа юного экскурсовода призвана научить обучающегося трудиться,
кропотливо подбирая материалы для будущей экскурсии, нести ответственность за результаты
своего труда, расширять свой кругозор и осваивать увлекательную профессию экскурсовода.
Данная программа способствует развитию коммуникативных, интеллектуальных, а
также лидерских способностей обучающихся и организует их социальный досуг.
Новизна данной программы состоит в том, что она, предполагая обучение учащихся
основам экскурсионного дела, предоставляет им возможность в разработке собственной
экскурсии, в выполнение разных ролевых функций (экскурсовод, гид), в участии в конкурсах
Юных экскурсоводов различного уровня, в проведении экскурсий в школьном музее, в городе.
Это обогащает жизненный опыт детей, приучает к ответственности и дисциплине, готовит к
активной жизни в гражданском обществе.
Педагогическая целесообразность программы обусловлена тем, что экскурсия
является одним из самых распространённых и основополагающих средств получения
учащимися знаний по истории родного края, а также знакомства с его культурными и
духовными традициями, которое необходимо каждому современному образованному
человеку и юному гражданину, без которых не может состояться патриотическое и
нравственное воспитание подростка. В ходе занятий учащиеся знакомятся с работой
экскурсовода, посещают музеи и даже общаются с профессиональными экскурсоводами,
наблюдают за их процессом «передачи знаний», что, безусловно, положительно сказывается
как на общекультурном, так и на духовно-нравственном развитии.
Данная программа разработана с учетом современных образовательных технологий,
которые отражаются:
в принципах обучения (индивидуальность, доступность, преемственность,
результативность);
в формах и методах обучения (дифференцированное обучение, конкурсы, экскурсии);
в методах контроля и управления образовательным процессом (презентации, анализ
результатов конкурсов и др.);
в средствах обучения.
Особенностью данной программы является организация индивидуальной и
коллективно-творческой деятельности обучающихся по приобретению новых знаний об
истории и культуре родного края из разных источников информации, творческая переработка
информации и создание самостоятельных исследований, проектов. Принципиальной
особенностью программы является то, что в основу ее содержания положена история малой
родины – родного города, района, республики Карелия. Таким образом, она существенно
расширяет образовательное и воспитательное пространство традиционных учебных курсов
краеведения и истории России.
Отличительными особенностями программы является то, что 30% учебного времени
планируется использовать на практические занятия, экскурсии, поисковую деятельность,
выступление лекторских групп, написание исследовательских работ.
Адресат программы.
Программа ориентирована на детей среднего школьного возраста (от 10 до 12 лет).
Период с 10 до 12 лет является важным этапом в жизни ребёнка. В это время
происходит активное развитие всех систем организма, а также формирование личности и
социальных навыков. Сложный переходный возраст требует радикальных перемен. Подросток
хочет стать самостоятельной личностью, проявить свою индивидуальность и особенность.
Формируется логическое мышление и способность к анализу. Ребёнок начинает понимать
причинно-следственные связи и может делать выводы на основе наблюдений. Развивается
воображение и фантазия, может придумывать новые игры и истории. Появляется интерес к
учёбе и познанию нового.
У школьника данного возраста слабая воля, неустойчивое рассеянное и непроизвольное
внимание, в силу чего долгое время они не могут быть усидчивы и долго сосредоточены,
поэтому их внимание необходимо переключать с одного вида деятельности на другой и
чередовать контрастный по характеру материал.
Двигательная активность школьника этого возраста преобладает над умственной, он не
может стоять «по струнке», поэтому даже на экскурсии ему нужны движения. В силу
ассоциативности мышления такой школьник продуктивнее усваивает то, что входило в зону
его субъектного опыта: «я видел, я слышал, я читал, я делал». При организации занятия
необходимо проводить параллели с современностью. У школьников 10–12 лет преобладает
невербальное (лат. Verbalis — словесный) наглядное восприятие информации, поэтому
ребенок не любит растянутых рассказов, предисловий, введений, он должен сразу «перейти к
делу», т. е. к экспонатам, действию, экскурсии. Он наблюдателен и любознателен, поэтому в
ждет заданий. Необходимо все время организовывать повторение и актуализацию материала
экскурсии, т. к. иначе происходит «быстрое выпадение» знания. Знание ученика распадается
на отдельные кусочки, иногда теряются важные куски, а остаются второстепенные, поэтому
акцент на занятиях делается только на одной-двух важных идеях. Дети 10–12 лет живут
фантазией, загадками и сказками, поэтому их мышление мифологично, Л. С. Выготский писал:
«Если бы не сказка, огромная масса впечатлений, ложащаяся на ребенка, с которой он не в
состоянии справиться, подавили бы его» .
Условия набора обучающихся.
На программу принимаются учащиеся, проявляющие интерес к данному виду
деятельности.
Количество учащихся – от 10 до 15 человек.
Состав группы: постоянный.
Объем и срок освоения программы:
Программа стартового уровня рассчитана на 1 год обучения с общим количеством
учебных часов – 99 часов.
Формы и режим занятий
Форма обучения – очная.
Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий:
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 3 академических часа (1 ак. час =45 минутам) с
перерывом между занятий 5 мин.
Формы организации деятельности учащихся на занятиях:
групповые;
микро групповые;
индивидуальные.
Основные формы работы:
Программа предполагает проведение экскурсий, групповые исследовательские работы,
коллективные занятия по изготовлению презентаций, оформления материала .
Формы занятий:
экскурсии и походы по родному краю;
устные журналы, беседы;
сбор и оформление материалов;
выступления перед сверстниками по итогам проделанной работы;
проектная и исследовательская деятельность учащихся.
1.2. Цель и задачи программы
Цель: содействие в творческой самореализации учащихся посредством обучения
основам экскурсионного дела.
Задачи:
изучить основы экскурсионной деятельности;
развивать поисковые, исследовательские, коммуникативные умения и навыки
учащихся;
прививать музейную культуру учащимся средствами экскурсионной работы;
подготовить экскурсоводов из числа учащихся творческого объединения для
проведения экскурсий по родному краю и школьному музею и на конкурсы экскурсоводов;
способствовать формированию гражданской позиции учащихся, уважения к истории
родного края.
обучающие:
систематизировать и расширить знания обучающихся об истории родного края;
сформировать начальные навыки экскурсионной деятельности;
сформировать навыки работы с различными историческими источниками (архивными
документами, библиотечными фондами и др.);
привить навыки исследовательской и проектной работы;
развивающие:
развить у учащихся интерес к изучению культурно-исторического наследия родного
края;
сформировать способности к самореализации;
развить навыки проектной и исследовательской деятельности;
воспитательные:
воспитать интерес и уважение к истории и культуре родного края;
сформировать общественную активность, гражданскую позицию, культуру общения и
поведение в социуме.
1.3. Содержание программы
Учебно-тематический план
№
1.
2
3
Тема и содержание
деятельности
Количество
Форма проведения
Задачи
профессией
часов
Все тео пр
го
ри акт
я
ик
а
1.Введение - 3 часа
Вводное занятие
3
2
1 -Беседа. Игровой
Знакомство,
Организационная работа.
тренинг
Формирование правил
Разработка правил
"Знакомство"
Инструктаж
объединения. Правила
Просмотр
поведения
на
поведения на экскурсиях
Презентации и
экскурсиях
нного
материала
II. Основы туризма и экскурсионной деятельности - 18 часов
Понятие
3
1
2 Беседа.
Познакомить с
«Экскурсоведение», его
Игровой тренинг профессией
цели и задачи, правила,
на закрепление
экскурсовода.
связь с другими науками.
полученного
Объяснить
Классификация
и
материала.
примеры основ
функции экскурсий.
Просмотр
экскурсоведения
Экскурсия – одна из
презентационного
основных форм
материала.
работы
музея.
Виды
Экскурсия визит
экскурсий: обзорная,
центр Залавруги
тематическая,
игровая.
Знакомство с работой
экскурсоводов
Знакомство
с
3
1
2
Беседа.
Познакомить
с
теоретическими
Игровой тренинг музеями
мира,
понятиями
на закрепление
родного
города,
«музей»,
«профиль»,
полученного
Республики Карелия
«экспонат»,
материала.
«экспозиция»,
Просмотр
«экскурсовод» «архив»,
презентационного
«фонд».
материала.
Посещение
краеведческого
музея г.
Беломорска
Формы
аттестаци
и/контрол
я
устный
опрос
устный
опрос
Практику
м по
определен
ию видов
экскурсий
Задание:
1)
поделитьс
я
впечатлен
иями о
посещени
и музея
(картинно
й галереи)
в своей
семье;
2)
оформить
«словарик
4
Я - экскурсовод.
Требования
экскурсоводу.
экскурсовода
3
1
2
3
0
к
Имидж
5
Психологические основы
работы
экскурсовода.
Преодоление
неуверенности в своих
силах,
развитие
коммуникативных
способностей
3
6
Ораторское мастерство
3
7
Культура
экскурсовода
3
речи
2
3
1
0
» из
музейных
понятий;
2) описать
музейный
предмет –
экспонат
или одну
из
понравив
шихся
репродук
ций.
Беседа.
Активная жизненная Игровой
Просмотр
позиция.
тренинг
презентационного Конструктивные,
на
материала.
организаторские,
закреплен
Посещение музея коммуникативные,
ие
Карельского
аналитические
полученн
фронта
способности
ого
экскурсовода.
материала
Индивидуальность
экскурсовода.
Авторитет
экскурсовода. Имидж
экскурсовода. Манеры
экскурсовода.
Внешний
облик
экскурсовода.
Беседа.
Общение в работе
Тренинги
Игровой тренинг
экскурсовода
Решение
на закрепление
Психологическая
ситуацио
полученного
подготовка к
нных
материала.
публичному
задач.
Просмотр
выступлению..
презентационного
материала.
Беседа.
Культура поведения, Игровой
Просмотр
пути
ее тренинг
презентационного формирования.
на
материала.
Навыки.
Речь. закреплен
Образность
языка.
ие
Жесты, их значение и полученн
классификация.
ого
Мимика, ее
материала
.
Беседа.
роль в экскурсии.
Игровой
Игровой тренинг.
тренинг
Упражнения на дыхание,
скороговорки.
Чтение
прозы, стихов.
Анализ моей речи и речи
моих друзей
(диалект, жаргонизмы)
Просмотр
презентационного
материала.
3. Краеведение – 54 часа
1
2 Беседа.
Медиаигра
«Листы
каменной книги»
А.
Линевского
«Листы каменной
книги»
1
2
Беседа, просмотр
презентации, квест
игра «Их именами
названы улицы
города»
1
3
Экскурсия по
городу
1
«В гостях у древнего
племени»; Первые жители
Карелии.
3
2
Родной город
Символы,
известные
люди
3
3
«У морюшка Белого».
(Беседа о старинном селе
Сорока, о поморах (быт,
традиции)
3
4
«Есть
така
страна
сторонушка» Поморская
говоря.
И.М.
Дуров
Поездка в с. Сумский
Посад
Искусство
Зодчество
Иконопись.
Образы
соловецких
святых Савватия, Зосимы
и Германа.
6
2
4
3
1
2
«Море наше поле»
Знакомство
с
Белым
морем
3
1
2
5
6
Знакомство со
словарем И.М.
Дурова
Посещение ЦР
Бибилотеки
Беседа.
Игровой тренинг
на закрепление
полученного
материала.
Просмотр
презентационного
материала.
Посещение церкви
святителя
Николая,
преподобных
Соловецких
святых Поездка в
Вирму
Беседа.
Игровой тренинг
на закрепление
полученного
на
закреплен
ие
полученн
ого
материала
.
воспитание уважения
к историческому
наследию народов
Карелии
викторин
а
Воспитание уважения
к родному городу
Беседа,
квест игры
Воспитание уважения
к истории родного
города
Беседа,
экскурсия
Воспитание уважения
к истории, культуре
родного края
викторин
а
понимание
народного зодчества,
иконописи
Знать
история Соловецких
святых,
церквей
с.Сорока
Устный
опрос
Уникальность
и
биологические
особенности Белого
моря
викторин
а
7
Поморская госьба в с.
Шуерецкое
6
2
4
8
Сорока
железнодорожная
3
1
2
9
Поморские святки
3
1
2
10
Карельские посиделки
3
1
2
11
Информационный
час
«Осударева дорога: мифы
и реальность»
3
1
2
12
«По
страницам
Калевалы»
Интеллектуальная игра
3
1
2
материала.
Просмотр
презентационного
материала.
Экскурсия на берег
Белого моря
Беседа. Игровая
Знакомство
с викторин
программа
обычаями
и
а
традициями поморов
Беседа.
Знакомство с историей
Игровой тренинг
железнодорожной
Устный
на закрепление
станции
Сорока., опрос
Полученного
строительством
материала.
Николаевской
Просмотр
железной дороги.
презентационного
материала.
Экскурсия на ж/д
вокзал
Беседа.
Знакомство с
Устный
Игровой тренинг историей святочных
опрос
на закрепление
бесёд в Поморье
полученного
материала.
Просмотр
презентационного
материала.
Беседа.
Знакомство
с Устный
Игровой тренинг карельской культурой
опрос
на закрепление
(фольклор,
полученного
традиции, кухня, игры
материала.
и т.д.)
Просмотр
презентационного
материала.
Беседа.
Знакомство с
Устный
Игровой тренинг
деятельностью Петра
опрос
на закрепление
1 в Поморье.
полученного
материала.
Просмотр
презентационного
материала.
Беседа.
Знакомство с историей Викторин
Игровой тренинг создания
эпоса,
а
на закрепление
главными героями.
полученного
материала.
13
Рельеф
Карелия.
ископаемые
Республики
Полезные
14
Особенности
живой
природы Карелии.
15
Наши зеленые спутники.
16
Царица лесов Карелии –
карельская берёза
17
Разработка
проекта
«Поморские
кудеса».
Определение цели, задач.
18
Подбор
проекту
материала
к
Просмотр
презентационного
материала.
3
1
2 Беседа.
Игровой тренинг
на закрепление
полученного
материала.
Просмотр
презентационного
материала.
3
1
2 Беседа.
Игровой тренинг
на закрепление
полученного
материала.
Просмотр
презентационного
материала.
3
1
2 Беседа.
Игровой тренинг
на закрепление
полученного
материала.
Просмотр
презентационного
материала.
3
1
2 Беседа.
Игровой тренинг
на закрепление
полученного
материала.
Просмотр
презентационного
материала.
4. Мы – исследователи -24 часа
3
1
2 Беседа.
Игровой тренинг
на закрепление
полученного
материала.
Просмотр
презентационного
материала.
Беседа.
3
1
2
Игровой тренинг
на закрепление
полученного
Характеризовать
особенности рельефа
Рес публики Карелия,
полезные ископаемые.
Устный
опрос
Знать
особенности
карельской природы,
влияние окружающей
среды на особенности
проживания человека
Устный
опрос
Раскрыть
универсальность
природы Карелии.
Устный
опрос
Знакомство
с
карельской
берёзой
как символом нашей
республики
Устный
опрос
Определение целей и
задач экскурсии,
Устный
опрос
Изучение
литературы по теме
проекта. Составление
библиографического
Устный
опрос
19
Работа с каталогами в 3
библиотеке.
Экскурсия в библиотеку
20
Подбор
материала
к
проекту
Экскурсия в редакцию
газеты
«Беломорская
трибуна»
3
1
21
Работа творческих групп с
Интернет – ресурсами.
3
3
0
22
Составление
презентации
проекта.
Консультации группам.
3
3
0
7
Защита
проекта
«Поморские кудеса».
3
3
0
1
2
2
материала.
Просмотр
презентационного
материала.
Беседа.
Игровой тренинг
на закрепление
полученного
материала.
Просмотр
презентационного
материала.
Беседа.
Игровой тренинг
на закрепление
полученного
материала.
Просмотр
презентационного
материала.
Беседа.
Игровой тренинг
на закрепление
полученного
материала.
Просмотр
презентационного
материала.
Беседа.
Игровой тренинг
на закрепление
полученного
материала.
Просмотр
презентационного
материала.
Заслушивание,
просмотр
проектов.
Экскурсий.
списка литературы
Знакомство с
библиотечными
каталогами, обучение
работы с каталогами
Устный
опрос
Обучение
подбору
источников. Работа с
журнальными
и
газетными статьями
Устный
опрос
Осуществлять
расширенный поиск
информации
по
предложенной теме с
использованием
ресурсов Интернет
Подбор материала к
проекту
Проводить
исследования,
наблюдения
по
изучению истории,
культуры и природы
родного края, его
особенностей
и
достопримечательнос
тей
подготовить
презентацию
Устный
опрос
Проводить
исследования,
наблюдения
по
изучению истории,
культуры и природы
родного края, его
особенностей
и
достопримечательнос
Защита
проекта
Устный
опрос
тей
8
Итоговое занятие
Итого
3
3
0
99
46
53
Подведение итогов Подведение
итогов
работы кружка,
работы
кружка,
награждение
награждение
Содержание курса
Раздел 1. Введение – 3 часа
Теория: Вводное занятие. Организационная работа. Цели и задачи кружка.
Практика: Разработка правил кружка. Правила поведения на экскурсиях
Формы контроля: устный опрос. Анкетирование.
Раздел 2. Основы туризма и экскурсионной деятельности - 18 часов
Теория: Изучение основ экскурсионной деятельности. Понятия: «Экскурсоведение»,
«Турист», «Туризм», «музей». Понятие, его цели и задачи, правила, связь с другими науками.
Классификация и функции экскурсий. Экскурсия как одна из основных форм изучения
истории школы, района, города. Экскурсия – одна из основных форм работы музея. Виды
экскурсий. Типы и виды музеев: краеведческие, боевой славы, исторические и др.;
государственные, частные, муниципальные, школьные и др.
Знакомство с работой экскурсоводов. Выбор экскурсионной темы. Сбор материала по
теме экскурсии. Имидж экскурсовода. Этикет. Умение вести беседу. Искусство принимать
гостей. Одежда экскурсовода. Речь экскурсовода. Чтение прозы, стихов. Анализ моей речи и
речи моих друзей (диалект, жаргонизмы). Рассказ экскурсовода. Что такое ораторское
искусство. Практикум (упражнения на дыхание, скороговорки)
Технические средства сопровождения экскурсии: мультмедийные презентации,
компьютер. Особенности публичного выступления. Подготовка публичной речи: выбор темы,
цель, психологические особенности состояния накануне и во время выступления.
Психология в экскурсоведении. Выявление и преодоление барьеров в общении.
Межличностное общение при проведении экскурсии. Деловое общение: приемы и техники
эффективной коммуникации. Психологическая подготовка к публичному выступлению.
Практика: Экукурсии
Формы контроля: Игровой тренинг.
Раздел 3. Краеведение - 64 часа
Теория: Родной край, его природные особенности, история, известные земляки.
Туристские возможности родного края, обзор экскурсионных объектов, музеи. Изучение
района путешествия. Общественно полезная работа в путешествии, охрана природы и
памятников культуры. Проведение краеведческих викторин. Прогулки и экскурсии по
ближайшим окрестностям, посещение музеев, экскурсионных объектов. Проведение
различных краеведческих наблюдений. Знакомство с краеведческими объектами. Изучение
краеведческой литературы.
Практика: Медиа- игра «Листы каменной книги», квест игра «Их именами названы
улицы города», Игровая программа
Формы контроля: краеведческие викторины, групповая работа с презентацией,
проведение различных краеведческих наблюдений.
Раздел 4. Мы – исследователи -32 час
Теория: Разработка проекта «Поморские кудеса».
Готовить сообщения об изученных исторических, природных и культурных объектах,
явлениях Карелии на основе разнообразных источников информации и форм ее
представления. Выделять в тексте главное и второстепенное, выстраивать последовательность
описываемых событий.
Практика: Сбор материалов для ведения экскурсии, презентации. Где и как собирать
материалы для ведения экскурсии. Основные источники, используемые для сбора материала:
газеты и журналы, книги, дневники, письма, воспоминания, фотографии, вещественные
памятники
(символы,
атрибуты,
личные
вещи
и
т.
д.).
Библиография.
Справочно-библиографические материалы. Знакомство с библиотечными каталогами,
обучение работы с каталогами. Осуществлять расширенный поиск информации по
предложенной теме с использованием ресурсов библиотек и Интернет
Как работать с газетами, журналами, книгами. Подготовка списка необходимой
литературы. Художественная, мемуарная, справочная литература для чтения по теме
экскурсии, презентации. Изучение текста. Составление выписок.
Подготовка текста экскурсии, презентации. Сбор и обработка материала по теме.
Оформление текста экскурсии, оформление папки экскурсовода, создание презентаций
Форма контроля: Защита проекта «Поморские кудеса». Провести экскурсию для
младших школьников, друзей, родителей.
1.4. Планируемые результаты
личностные:
обучающиеся научатся
- вести активную жизненную позицию;
- логически мыслить;
- позитивно относиться к окружающим;
- развивать внимание, восприятие, наблюдательность, разные формы мышления, речь,
развивать познавательные способности;
предметные:
учащиеся будут знать:
такие понятия, как экспонат, экскурсия, экскурсовод, музей, архив, фонд.
учащиеся будут уметь:
• выступить в роли экскурсовода;
• определять цель, выделять объект исследования, овладеть способами регистрации
полученной информации, ее обработки и оформления;
• организовывать свой учебный труд, пользоваться справочной и научно- популярной
литературой.
метапредметные:
обучающиеся научатся:
- навыкам исследовательской деятельности;
- принимать участие в мероприятиях по охране исторических, культурных, природных
памятников;
- развивать умение ориентироваться в информационном пространстве;
- навыкам публичных выступлений;
- пользоваться компьютером;
- создавать презентации;
- планировать свою деятельность;
- уметь соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, анализировать полученные
результаты.
Раздел № 2 «Комплекс организационно-педагогических условий»
2.1. Календарный учебный график
- количество учебных недель – 33,
- дата начала и окончания учебного периода – 01.10.2025 г.
30.05.2026 г.
- место проведения: Муниципальное автономное образовательное учреждение Беломорского муниципального района «Беломорский
центр дополнительного образования».
Октябрь
Январь
Февраль
Март
Апрель
Кол-во
часов
май
ТЕОРИЯ
ПРАКТИКА
46
53
33
32
31
30
29
99
11-17
04-10
27-03
28
3 3 3 3
ВСЕГО
20-26
3
25-31
13-19
27
26
25
24
23
3 3 3 3 3 3
18-24
16-22
22
06-12
09-15
21
20
19
30-05
02-08
23-01
16-22
3 3 3 3 3 3 3 3 3 3
23-29
09-15
02-08
26-01
19-25
12-18
18
17
16
15
14
13
05-11
3 3 3 3 3
29-04
22-28
9
8
7
3
15-21
10-16
6
3
08-14
03-09
5
3
12
11
10
27-02
4
3
01-07
20-26
3
24-30
13-19
2
3 3
3
17-23
06-12
1
1 год
обучени
я
Декабрь
01-05
Учебные
недели
Ноябрь
2.2 Условия реализации программ
Программа будет реализовываться на базе Муниципального автономного
образовательного учреждения «Беломорский центр дополнительного образования». В данном
учреждении имеются все необходимые условия для проведения занятий.
Данная программа реализуется для учащихся 6-х классов. Количественный состав
группы 10-15 человек.
Организация учебного процесса по программе предусматривается в течение учебного
года – 33 недели. Программа рассчитана на 1 год обучения. Программа предполагает
проведение занятия 1 раз в неделю.
Возраст обучающихся 10-12 лет.
Материально-техническое обеспечение программы:
№
наименование
Кол-во единиц
п/п
1
2
3
Радиогиды для проведения экскурсий
Компьютер
принтер, сканер
50 шт.
1 шт.
1 шт.
Информационное обеспечение:
Компьютерные презентации (авторские разработки):
-) презентация «Музеи города Беломорска»;
-) презентация «Визит – центр Беломорские петроглифы»;
-) презентация «Правила поведения на экскурсии»;
-) презентации о родном крае.
2.3. Формы аттестации
В течение учебного года в объединении с целью проверки качества знаний, умений и
навыков, эффективности обучения проводятся три вида контроля:
• входной контроль – в начале учебного года;
• промежуточный контроль – в течение учебного года;
• итоговый контроль – в конце учебного года.
Контроль знаний, умений и навыков производится в форме педагогического
наблюдения, беседы с обучающимися, наблюдений при проведении обучающимися тестовых
заданий, творческих работ, соревнований, зачетного туристского похода. В процесс оценки
собственных достижений вовлекаются обучающиеся. Уровень теоретической подготовки
определяется через зачетные теоретические занятия по разделам программы в форме:
контрольно-тренировочных тестов и заданий, анкетирования и опроса. Уровень практической
подготовки определяется с помощью контрольно-практических заданий, помощников
руководителей, участия в соревнованиях различного уровня, творческих конкурсах, во время
зачетных
учебно-тренировочных
походов.
Уровень
социально-психологической,
морально-волевой подготовки и воспитанности отслеживается через тестирование и
наблюдения педагога. Наиболее качественным показателем уровня обучения является
составление экскурсии с защитой результатов.
Уровни усвоения программы
Базовый уровень – обязательный, минимальный уровень знаний, умений, освоение
программы, участие в мероприятиях объединения, учреждения.
Средний уровень – освоение программы, победители мероприятий учреждения,
участие в мероприятиях объединения, учреждения, муниципальных мероприятиях.
Высокий уровень – освоение программы, победители и призёры муниципальных
мероприятий, участие в республиканских мероприятиях, победители и призёры
республиканских мероприятий, участие в походах. Участие в социально-значимой
деятельности.
Показатели усвоения программы по уровням
№
Показатели
6
Промежуточный контроль
Итоговый контроль
Профильные
Экскурсионные
поездки, экскурсии
Профильные
республиканские
Участие
Мероприятия
учреждения
Победа
Муниципальные
Участие
мероприятия
Победа
Участие
Республиканские
мероприятия
7
Социальная-значимая
деятельность
1
2
3
4
5
Базовый
+
+
Уровни
Средний
+
+
+
+
Высокий
+
+
+
+
+
+
+
+
+
2.4. Методические материалы
При реализации образовательной программы «Юный экскурсовод» используются
различные методы обучения:
словесные (рассказ, беседа объяснительно - иллюстративная,
эвристическая);
практический;
исследовательский;
метод информационной поддержки.
Использование разнообразных форм и методов обучения повышает продуктивность
занятий, повышает интерес обучающихся к кружковой работе.
Данная программа включает различные виды поисково-исследовательской,
теоретико-исследовательской, экспериментальной работы.
Основными формами работы являются:
групповые,
коллективные,
индивидуальные.
Они предусматривают использование
лекций,
викторин, игр, квестов,
практических и лабораторных занятий,
конференций,
бесед,
экскурсий.
Формы организации образовательного процесса:
- фронтальная,
- индивидуальная,
- групповая.
Формы организации учебных занятий:
- практические занятия: коллективные, по подгруппам
- беседа
- игры
- викторины
- экскурсии
Педагогические технологии: технология группового обучения, технология
развивающего обучения, технология игровой деятельности, технология коллективной
творческой деятельности.
Алгоритм учебного занятия: 1 этап – организационный, 2 этап – подготовительный, 3
этап- основной, 4 этап – итоговый, 5 этап – рефлексивный.
2.5. Список источников и литературы
1.
Положение о проведении Всероссийского конкурса видеоэкскурсий "Юный
экскурсовод России" // Вестник образования России. - 2022. - № 18. - С. 69-74.
2.
Барчуков И.С. Экскурсионная деятельность в индустрии туризма / И.С. Барчуков, Ю.Б.
Башин, А.В. Зайцев, Л.В. Баумгартер. – М.: Вузовский уебник: ИНФРА –М, 2020. – 204 с.
3.
Будылин-Шумовский, И.Экскурсовод - кто он? / Иосиф Будылин-Шумовский // Мир
музея. - 2021. - № 2. - С. 14-17.
4.
Булатова М. М. Организация экскурсий и музейных праздников / М. М. Булатова //
Практика административной работы в школе. - 2022. - № 7 (166). - С. 64-68. - (Воспитательная
работа). - Продолж. Начало: № 6.
5.
Введение в экскурсоведение : учеб. пособие для юных экскурсоводов ГБНОУ
«СПБГДТЮ» / сост. В.И. Аксельрод, Г.А. Лескова, О.И. Савельева, Э.И. Архипова, Л.С.
Суханов ; под общ. ред. В.И. Аксельрода и Г.А. Лесковой. – СПб. : Издательство, 2015. – 128 с.
6.
Гасанов К. И. "Посмотрите направо!" / К. И. Гасанов // Современная библиотека. - 2024.
- № 1. - С. 38-41.
7.
Даньшова, А. Какие секреты скрывают улицы? : школа экскурсоводов для всех
желающих / Анастасия Даньшова // Библиополе. - 2024. - № 2. - С. 34-38.
8.
Иванова Е. В.
Методики результативности обучения по программе "Юный
экскурсовод" / Иванова Е. В. // Дополнительное образование и воспитание. - 2011. - N 11. - С.
17-20 .
9.
Казанцева В. В. Музейная педагогика как технология в школьном историческом
образовании / В. В. Казанцева. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования
в современном мире : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2015
г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2015. — С. 193-196. — URL:
https://moluch.ru/conf/ped/archive/152/8455/.
10.
Куклина Н. Г. С малой родины начинается Россия / Куклина Н. Г. // Дополнительное
образование и воспитание. - 2016. - № 9. - С. 27-29 .
11.
Куклина Н. Г. Экскурсионная деятельность как средство развития познавательной
активности / Куклина Н. Г. // Дополнительное образование и воспитание. - 2012. - № 12. - С.
44-45 .
12.
Мамаева, С. В. Технология проектов в аспекте личностно ориентированного подхода в
обучении исследовательской деятельности школьников / С. В. Мамаева // Вестник
Пятигорского государственного лингвистического университета. - 2010. - N 2, ч. 2. - С.
304-308.
13.
Морозова М. И. Проектирование и реализация воспитательных программ в детских
объединениях туристско-краеведческой направленности / Морозова М. И., Самсонова Н. Е.,
Макарский А.М., Петушкова И. Н. // Серия: Актуальные практики детско-юношеского
туризма и краеведения. Учебное пособие –СПб.: ГБУДО ДТДиМ Колпинского района СПб,
2021 – 296 с.
14.
Определение техники ведения экскурсии // Юный краевед. - 2022. - № 7/8. - С. 87-92. 15.
Проскурякова А. В. Формирование креативных способностей старшеклассников в
проектной деятельности средствами мультимедиа-технологий / А. В. Проскурякова // Вестник
Пятигорского государственного лингвистического университета. - 2010. - N 1, ч. 2. - С.
283-286.
16.
Романова О. С. Дополнительная общеобразовательная программа «Школа юного
экскурсовода»/ Романова О. С., Ерофеева Ж. Г., Киселева Т. Г. // Сервис в России и за рубежом.
2015.
№5
(61).
-URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/dopolnitelnaya-obscheobrazovatelnaya-programma-shkola-yunogoekskursovoda (дата обращения: 05.09.2025).
17.
Саенко А. С. Деятельность школьного исторического музея в воспитании личности
учащегося
//
Вестник
МАЭ.
2019.
№9.
URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/deyatelnost-shkolnogo-istoricheskogo-muzeya-v-vospitanii-lichnost
i-uchaschegosya (дата обращения: 05.09.2025).
18.
Симонова М. М. Психолого-педагогические проблемы в организации экскурсионной
деятельности/ Симонова М.М. // Наука и школа. - 017. - №5. - URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/psihologo-pedagogicheskie-problemy-v-organizatsii-ekskursionnoydeyatelnosti (дата обращения: 05.09.2025).
19.
Слободенюк, А. Н. Экскурсии - курс на просвещение / Александра Николаевна
Слободенюк // Завалинка. - 2025. - № 2. - С. 3, 1-2-я с. обл.
20.
Соколова Е. А. Юный экскурсовод: Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа / Е. А. Соколова. - Гурьевский муниципальный округ: МБУ ДО
«ДДТ» г. Салаира, 2021. – 40 с.
21.
Фонд сохранения наследия Д. И. Менделеева. Итоги Всероссийского конкурса
видеоэкскурсий "Юный экскурсовод России" : информационное письмо Фонда сохранения
наследия Д. И. Менделеева от 13 января 2025 г., № 3 // Вестник образования России. - 2025. - №
3. - С. 70-80.