Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
дополнительного образования
Беломорского муниципального округа
«Беломорский центр дополнительного образования»
«Принята»
«Утверждаю»
На заседании Педсовета
МАОУ ДО «Беломорский ЦДО»
Директор МАОУ ДО
«Беломорский ЦДО»
Протокол №3 от 21.01.2025 г.
Кузнецова Е.Ю.
22.02.2025 г.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности
«Школьный вальс»
Возраст обучающихся:
9-10 и 16-17 лет
Срок реализации программы: 4 месяца
Авторы-составители:
Васильченко О.Б.,
педагог дополнительного образования
Беломорск
2025 год
СОДЕРЖАНИЕ
1.
Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы.
1.1
Пояснительная записка......................................................................с.3-5
1.2
Цель и задачи программы................................................................. с. 6
1.3
Содержание программы.................................................................... с.7-9
1.4
Планируемые результаты.................................................................. с. 10
2.
Раздел 2. Комплекс организационно– педагогических условий
2.1
Календарно –учебный график......................................................... с. 11
2.2
Условия реализациипрограммы_____________________________с.12
2.3
Формы аттестации..............................................................................с. 13
2.4
Оценочные материалы.......................................................................с. 14
2.5
Методические материалы.................................................................. с. 15
2.6
Список литературы............................................................................. с.17-18
Приложение – Календарно-тематический план,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,19
2
Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы.
1.1.
Пояснительная записка.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Школьный вальс»
(далее–Программа) художественной направленности предназначена для обучения учащихся
выпускных классов танцевальной программе и традициям балов.
Программа разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами:
- Конституция Российской Федерации.
- Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»;
- Концепцию развития дополнительного образования детей до 2030 года (утвержденная
распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022г. 678-р.)
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
28 сентября 2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил 2.4.3648-20 "Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи».
- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года
(утв. Распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015г. № 996-р);
- Локальный акт МАОУ ДО «Беломорский ЦДО» «Положение о разработке, порядке
утверждения, реализации и корректировки общеобразовательных программ».
При составлении данной программы автор пользовались следующими документами:
Программа учебного предмета «Историко-бытовой и бальный танец» дополнительной
общеразвивающей общеобразовательной программы «Хореографическое искусство»
г.Екатеринбург
.
Программа «Школьный вальс» разработана, под образовательные потребности
конкретной категории учащихся. В настоящее время, к числу наиболее актуальных
вопросов дополнительного образования, относятся такие, как создание такой системы
обучения хореографии, которая позволит:
-выявить и развить личностные качества ребёнка;
-организовать полноценный досуг, наполненный активно-деятельным, эмоционально и
психологически комфортным содержанием;
-помочь организовать ребёнку здоровый образ жизни;
-привить аккуратность, культуру поведения, умение ценить красоту;
-приобщить к культурным ценностям.
Среди множества форм художественного воспитания подрастающего поколения
хореография занимает особое место. Занятия танцами учит детей понимать и создавать
прекрасное, развивает образное мышление и фантазию, способствует гармоничному и
пластическому развитию, формирует правильную осанку, прививает основу этикета и
грамотной манере поведения в обществе.
Историко-бытовой танец, наряду с классическим и народно–сценическим, является,
частью мировой хореографической культуры. Этому виду танца суждено было сыграть
великую культурно-историческую роль, став связующим звеном между народной пляской и
профессиональной сценической хореографией, заложить основу формирования
классического танца.
3
Особенности изучения данной дисциплины заключаются в сочетании теоретических и
практических занятий. В данной программе предусматривается ознакомление учащихся с
наиболее важными событиями из жизни данной эпохи, доминирования традиционной
народной культуры, с костюмами и украшениями того времени, а также со стилевыми
особенностями танцев. Наиболее подробно в программе уделено внимание изучению
танцевальной культуры XIX века. XIX век–век массовых бальных танцев, ритмически
живых и естественных. Именно в это время начинается его совершенствование и подлинная
слава. Он определяет структуру и характер бальных танцев, непринужденную манеру
исполнения, основанную на свободном подчинении музыкальному ритму.
Освоение программы будет способствовать формированию общей культуры детей,
музыкального вкуса, навыков коллективного общения, развитию двигательного аппарата,
мышления, фантазии, раскрытию индивидуальности.
Бал отличается сохранением многих особенностей бального этикета и предполагает
определённый дресс-код. Для кавалеров обязателен строгий костюм с галстуком или
бабочкой, для дам–бальное или вечернее платье, и для тех, и для других необходимо иметь
перчатки. На балу соблюдаются особые правила поведения кавалеров и дам,
культивируется галантность изысканность манер в общении и поведении.
Основная особенность данной программы состоит в том, что главный акцент делается
на освоение бытовых, а не сценических видов хореографии. В отличие от аналогичных
дополнительных образовательных программ по хореографии она нацелена не на повышение
технического мастерства воспитанников, а на совершенствование
художественно-эстетической базы,
укрепление духовно-нравственного стержня
посредством изучения истории, культуры, этики историко-бытовых и бальных танцев.
Актуальность программы
Социальный заказ– вот необходимость написания этой программы.
Актуальность программы состоит в необходимости обучения
выпускного класса
начального и старшего звена, основам историко-бытового танца, поскольку выпускные
праздники проходят теперь не только у старшеклассников, но и у учеников4-хклассов.
Программа предполагает обучение основам историко-бытового танца, танцевальным
композициям и правилам общения на таких праздниках-балах. Поэтому данная программа
будет способствовать приобретению знаний и практики в данной области хореографии,
создаст необходимые условия для нравственного воспитания и формирования сценической
культуры и постановки для обучающихся танцевальной композиции для Выпускного бала.
Новизна программы состоит в том, что разработчики программы делают акцент
на изучении нескольких историко-бытовых танцев X V I I I -ХIХ веков, как более простых
и доступных по манере исполнения, так и таких как полонез, кадриль, полькаидр. Каждый
танец имеет свои исторические корни и географическое происхождение. Приступая к
изучению того или иного танца, учащиеся знакомятся с историей его создания, узнают , в
какой стране он родился, уклад и обычаи, характер и темперамент какого времени
отразился в этом танце. То есть, изучая танец, учащиеся узнают исторические подробности
о тех или иных народах, странах.
Педагогическая целесообразность объясняется тем, что у детей развивается
эстетический вкус, культура поведения и общения, художественно-творческая и
танцевальная способность, фантазия, память, обогащается кругозор. Таким образом,
органично сочетая в себе музыку, движение, социальное взаимодействие, программа
4
является эффективным средством физического, музыкального, этического х удожественноэстетического воспитания и развития обучающихся. Данная программа призвана расширить
культурное пространство для
самореализации,
самоактуализациии,
саморазвития
личности, стимулировать обучающегося к творчеству, создать каждому ребенку
благоприятную почву для профессиональной ориентации, развития личностных качеств,
становлению его как субъекта собственной жизни.
Уровень программы -стартовый.
Предполагается использование и реализация общедоступных и универсальных форм
организации материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания
программы.
Адресат программы - учащиеся выпускных классов школ города и района.
Объем и срок освоения программы.
Программа является краткосрочной, она рассчитана на 4 месяца.
Занятия проводятся по 1 академическому часа 1раз в неделю.
Общее количество часов – 16 часов.
Форма обучения -очная. Занятия в группе, имеют практический характер и проходят в
форме групповых занятий и при необходимости индивидуально.
Особенности организации образовательного процесса–занятия проходят в группах
одного возраста. Состав группы постоянный.
5
1.2 Цели и задачи программы
Цель программы:
Формирование и развитие творческих способностей учащихся посредством изучения
историко-бытового танца и подготовки к выпускному празднику.
В процессе обучения решаются следующие задачи:
Обучающие:
-познакомить с историей проведения балов;
-изучить основные элементы и освоить манеру исполнения некоторых танцев разных эпох,
составляющих программу бала;
-познакомить обучающихся с танцевальной культурой различных исторических эпох;
-формировать навыки общей культуры и бального этикета.
Развивающие:
-развивать общую физическую подготовку обучающихся (координацию, выносливость,
ловкость);
-развивать танцевальные данные (выворотность, гибкость, устойчивость, пластическую
подвижность);
-развивать ритмичность, музыкальность, артистичность;
-развивать моторно-двигательную память, чувственно-образное мышление;
-развивать эстетическую культуру;
-развивать доброжелательный настрой для работы в коллективе, настраивая
внимательность друг к другу, взаимоуважение, взаимопомощь, чуткость и содружество.
Воспитывающие:
-воспитывать культуру поведения и общения на балах;
-воспитывать трудолюбие, терпение, навыки общения в коллективе.
6
на
1.3. Содержание программы
Учебно-тематический план
№ Название раздела
Коли
п/п
честв
о
часов
Из них
Теория
Контроль
Практик
а
Раздел 1 Введение
1.1
Вводное занятие
1
-
1
Культура и этикет
1
0.5
0.5
бала
Раздел 2Основные элементы историко-бытового танца
2.1 Постановка корпуса,
1
0.5
0.5
плеч, головы.
Позиции рук иног.
2.2 Направление в танце. 1
1
Танцевальные
рисунки и шаги
Раздел 3 Репертуар
3.1 Танцевальные
7
7
композиции для
выпускного бала
3.2 Полонез
1
1
1.2
3.3
Фигурный вальс
1
3.4
Бальные
танцевальные игры
1
3.5
Итоговое
выступление
Итого:
Наблюдение.
Анкетирование
Тестирование
Показ учащимися
изученного материала,
тестирование
Показ учащимися
изученного материала,
Показ учащимися
изученного материала,
1
Показ учащимися
изученного материала,
-
1
Показ учащимися
изученного материала,
2
-
2
Показ поставленной
композиции.
16
1
15
Содержание учебно-тематического плана.
Раздел 1. Введение
1.1 Вводное занятие-1 час
Теория: Знакомство с коллективом, рассказ об историко-бытовом танце, о его связи с
народным танцем, обсуждение плана работы, беседа о правилах проведения занятий и
технике безопасности.
Практика: Игры на балу. Разучивание правил игр на балу.
Форма контроля: Наблюдение. Анкетирование
(приложение1)
1.2 Культура и этикет бала-1час
Теория: Слово «этикет»-французское. Толкуется оно как «установленный порядок
7
поведения где-либо». О людях судят по их поведению в обществе.
Поэтому, необходимо обучить воспитанников, основным правилам общепринятого
гражданского этикета: как представиться и представлять, как общаться с людьми, как
вести себя в общественном месте, в театре, кафе, общественном транспорте ит.д.
Кроме этого данный раздел включает в себя, изучение основных норм танцевальной
этики. Принципы взаимодействия пар во время танца на балу. Как организован бал.
Практика: Просмотр видеоматериала и изображений костюма с практикой и беседой.
Форма контроля: Тестирование
Раздел 2. Основные элементы историко-бытового танца.
Тема 2.1. Постановка корпуса, плеч, головы-1 час
Теория: Методика изучения движений. Позиции рук и ног (в применении к историкобытовому танцу).
Практика: Исполнение учащимися изученного материала. Положение корпуса, плеч,
головы: корпус необходимо держать прямо, плечи должны быть на одном уровне, голова
чуть приподнята.
Позиции рук: в историко-бытовом танце приняты те же позиции, что и в классическом
танце– I, II, III, а также применяется учебное положение: руки слегка отведены от корпуса,
кисти продолжают линию рук.
Позиции ног: позиции ног в историко-бытовом танце приняты те же, что и в классическом
танце– I, II, III, V, но менее выворотные. I и IV позиции чаще всего бывают проходящими,
за исключением реверансов, где IV позиция фиксируется точно.
Положениями рук дамы, кавалера, в паре в танцах XIX века. Поклоны и реверансы дамы и
кавалера , приглашение на танец. Упражнения на ведение–подчинение в танце.
Форма контроля: Показ учащимися изученного материала.
Тема 2.2 Направления в танце. Танцевальные рисунки– 1 час
Теория :Понятие о движении танца, танцевальных рисунках (линии, колонны, круг,
звездочка…). Рисунок танца, как одно из выразительных средств в хореографии.
-Истоки возникновения рисунка танца.
-Взаимосвязь рисунка танца и танцевальной лексики, драматургии и музыкального
материала.
Виды рисунка танца:
-Линейные фигуры танца
-Круговые фигуры танца
Рассказ о поклонах и реверансах в разные эпохи, их особенности и значение.
Практика: Разучивается поклон и реверанс (см. Приложение №2):
Просмотр иллюстраций.
Форма контроля: Тестирование, показ.
Раздел 3. Репертуар
3.1 Танцевальные композиции для выпускного бала. -7 часов.
Теория: Изучение каждого танца начинается с теоретических знаний: истории
возникновения, истории развития, знакомство с музыкальным сопровождением каждого
танца. И только после того, как воспитанники в полной мере почувствовали атмосферу
того времени, так называемую «душу» танца, можно приступать к практической части:
изучение основных «па», отработка и закрепление полученных навыков.
Практика: Разучиваются движения и рисунок танцевальных композиций, исполняемых на
Выпускном балу. Просматриваются видеофрагменты из к/ф, м/ф и выступлений различных
клубов и коллективов.
8
Тема 3.2 Полонез – 1 час
Теория: История возникновения бального танца«Полонез»
Шаги полонеза: Базовые шаги полонеза состоит из последовательности трёх обычных
шагов: шаг с внешней (по отношению к партнёрам друг к другу) ноги на носок, шаг с
внутренней ноги на носок, шаг с внешней ноги на стопу. Следующий шаг начинается уже с
внутренней ноги. Таким образом, рисунок получается следующим: носок, носок, стопа. При
первом шаге происходит лёгкое приседание (плие) на опорной ноге с небольшим
поворотом в сторону вынесенной вперед ноги. Дальнейшее движение осуществляется в
распрямлённом положении, партнёры как бы тянутся вверх. Плечи должны быть раскрыты,
осанка гордая, благородная.
Фигуры полонеза:
Променад (фр. promenade).
Колонна.
Поперечина, траверсе (фр. la traverse).
Фонтан (фр. la fontaine.
Веер (фр. éventail).
Расхождение.
Звёздочки.
Шенили шент, цепочка, гирлянда (фр. la chaine).
Линии(четвёрки).
Соло дам — 8 тактов:
Коридор (выполняется после колонны):
Положение рук во время танца
Правильное положение рук вовремя танца
Форма контроля: Показ учащимися изученного материала
Тема 3.3 Фигурный вальс – 1 час
Теория: История возникновения бального танца-фигурный вальс.
Основные положения в паре и соединения рук:
1. Основное положение.
а) замкнутая позиция рук.
б) руки соединены во 2-ойпозиции.
в)правая рука партнера и правая рука партнерши соединены в 3-й позиции г)
правая рука партнера и правая рука партнерши соединены в 1-й позиции. 2.
Открытое положение(партнерша справа).
3. Противоположное положение.
Подготовительные и основные движения:
1. Вальсовые повороты.
2. Вальсовая дорожка.
3. Связующие повороты.
4. Балансе вперед.
5. Балансе назад. 6.Смена
мест партнеров
Практика:Разучиваниеосновныхположенийвпареисоединениярук,подготовительных и
основных движений. Вальс по 3-й позиции.
Форма контроля: Показ учащимися пройденного материала.
Тема 3.4 Бальные танцевальные игры-1 час
Теория:Игровыедействия,проводимыевбальномзаледлядополненияиразнообразия танцев.
Игры «Гудки» и «Ирландский гость»
Практика: Разучивание танцевальных игр.
Форма контроля: Показ учащимися изученного материала
.
Тема 3.5.Итоговоевыступление -1 час
9
Форма контроля: Выступление на Выпускном балу
1.4 Планируемые результаты.
В итоге освоения программы каждый обучающийся достигнет:
Личностные результаты:
-мотивацию к творческой деятельности;
-способность к объективной оценке своего труда;
-умение контролировать свои поступки, действия;
-способность переносить и выдерживать нагрузки, преодолевать трудности.
Межпредметные результаты:
В итоге освоения программы у обучающегося сформируется: умение слушать и слышать педагога;
-умение предоставлять результаты программы перед аудиторией;
-умение анализировать свои действия при выполнении упражнений и танцев;
-умение аккуратно и своевременно выполнять творческие задания.
Предметные результаты:
В итоге освоения программы учащимся будут приобретены:
-теоретические знания в соответствие с программными требованиями;
-практические умения и навыки в соответствие с программными требованиями;
-осмысленность и правильность использования специальной терминологии;
-опыт решения проблем: отсутствие затруднений в использовании приемов
выразительности, координации, музыкальности исполнения;
-опыт творческой деятельности: креативность в выполнении практических
заданий и учебно –концертной практике.
10
Раздел 2.Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Календарно –учебный график
Продолжительность обучения по программе «Школьный вальс»-16 часов
Начало занятий– 03.02.2025 г.- Конец учебных занятий 25.05.2025 г.
Год
Февраль
обучения
Март
Апрель
Май
Часов по ДОП
8
9
10
1
1
1
1
1
1
1
- Учебные недели
1
1
- Контроль
11
Теория
Практика
16
2
14
1
16
19-25
12-18
05-11
28-04
21-27
14-20
07-13
31-06
24-30
17-23
10-16
03-09
24-02
17-23
03-09
10-16
7
1
15
6
1
14
5
1
13
4
1
12
3
1
11
2
1
1 год
1
обучения
Всего
16
Учебные
Недели
2.2 Условия реализации программы
Занятия по программе ведутся с просторном, светлом, хорошо проветриваемом
помещении.
Кадровое обеспечение:
Кадровоеобеспечение–
Программу ведет педагог дополнительного образования с педагогическим образованием и
опытом ведения программ данной направленности. Реализующий данную программу
педагог должен иметь:
•
специальное хореографическое и педагогическое образование;
• стаж работы с детьми;
• знания особенностей физического и психологического развития школьников разной
возрастной категории;
• опыт работы по различным направлениям хореографического искусства;
• педагог должен быть психологом, внимательно относиться к индивидуальности каждого
ребёнка, должен быть гибким в плане построения занятия;
• необходим тесный контакт с родителями;
• педагог должен быть требовательным, добиваться от детей грамотного
профессионального исполнения любых движений, различных па. Благодаря этому,
артисты чувствуют себя уверенно на публичных выступлениях и могут эмоционально
раскрыть характер той или иной постановки;
• педагог должен чувствовать настроение детей, их устремления, желания и возможности,
в то же время, сам должен быть творческой, высоко духовной личностью, иметь широкий
кругозор, идти в ногу со временем
Одним из наиболее важных условий, влияющих на творческое развитие
подрастающего поколения, является полноценная материальная база: профессиональное
оборудование, свет, звук, костюмы. С помощью этого фактора обучение и воспитание
детей приобретает более высокий уровень, делает обучение интереснее, позволяет
создавать яркие, красочные номера.
Материально-техническое обеспечение
Для проведения практических занятий необходимо:
1. Музыкальный зал, оборудованный:
-деревянным полом,
-зеркалами,
-хорошей вентиляцией,
-хорошим освещением.
Для проведения теоретических занятий необходима:
1.Проекционная или компьютерная техника для просмотра видеоматериалов.
2. Набор фонограмм для занятий.
3. Устройство для воспроизведения фонограмм.
Для обучающихся необходима:
-Для девушек -танцевальная обувь на небольшом каблучке.
-Для юношей– туфли.
12
2.3.
Формы аттестации
Программа
«Школьный вальс» -предусматривает текущий контроль
успеваемости. Текущий контроль успеваемости учащихся проводится в счет
аудиторного времени на каждом занятии посредством наблюдения за учебнотренировочной работой, за практическим исполнением танцев разных эпох.
Промежуточный контроль осуществляется в форме участия на Сретенском балу , на
котором обучающиеся продемонстрируют:
⎯владение техникой, стилем и манерой исполнения танца;
⎯знание композиций танцев;
⎯культуру общения в танце и галантное поведение.
Итогом изучения программы является выступление обучающихся на линейке 25 мая и
выпускных праздниках -балах.
2.4.
Оценочные материалы
Перечень показателей и критериев для оценивания результатов выполнения программы
№
Критерии
Показатели
Степень
качества
1
Теоретические
знания,
предусмотренные
программой
Соответствие
теоретических
знаний
программным
требованиям
знает историю возникновения танца,
страну, где он появился, время, традиции,
особенности костюма и этикета
возможно допущение незначительных
ошибок в сведениях об
истории
возникновения танца, стране, где он
появился,
времени,
традициях,
особенностях костюма и этикета
Имеет отрывочные сведения об истории
возникновения танца, стране, где он
появился,
времени,
традициях,
особенностях костюма и этикета
Знает только название танца
специальные
термины
понимает
и
употребляет осознанно,
в полном
соответствии с их содержанием
допускает ошибки в употреблении
специальных терминов
Сочетает специальную терминологию с
бытовой
избегает
употребления
специальных
терминов
2
3
Владение
специальной
терминологией
Практические
умения и навыки,
Осмысленность и
правильность
использования
специальной
терминологии
Соответствие
практических
умений и навыков
выраженности
оцениваемого
Оценка
вбаллах
5
4
2-3
1
5
3-4
2
1
методически
правильное
исполнение
5
учебно-танцевальной
комбинации,
музыкально грамотное и эмоционально13
предусмотренные
программой
программным
требованием
Выразительное исполнение пройденного
материала
возможное допущение незначительных
ошибок
в
сложных
движениях,
исполнение выразительное, грамотное,
музыкальное, техническое
исполнение с большим количеством
недочетов, а
именно:
недоученные
движения, слабая техническая подготовка,
малохудожественное
исполнение,
невыразительное исполнение
Испытывает серьёзные затруднения при
исполнении танцевальной композиции;
делает много ошибок.
Не справляется с исполнением движений,
не танцевальной композиции
14
4
3
2
1
2.5.
Методические материалы
Особенности организации образовательного процесса
Занятия п о дано й программе проводятся очно в танцевальном или спортивном
зале, в условиях сетевого взаимодействия с общеобразовательными школами города и
района. Наличие специальных станков в зале необязательно, но желательно. Хорошо,
чтобы одна из стен зала была оборудована зеркалами, но при этом педагогу следует во
время занятий периодически менять направление движения учащихся с тем, чтобы,
поворачиваясь то лицом, то спиной к зеркалу, они научились контролировать себя через
ощущения. Постоянные занятия лицом к зеркалу не дадут возможности почувствовать
своё тело и мышцы, а в последствии затруднят ориентацию при выступлении
на сценической площадке.
Методы обучения
Словесный, наглядный практический:
Обучение танцевальным движениям происходит путём практического показа и
словесных объяснений. Педагогу необходимо чётко определить баланс в сочетании
двух методов. Излишнее и подробное словесное объяснение может привести к потере
внимания учащихся, вызовут скуку на занятии. В то же время, нельзя ограничиваться
только практическим показом, в этом случае дети воспринимают материал
подражательно и неосознанно.
Разучивая движения, отрабатывая технологию исполнения, надо обращать внимание
на каждый его элемент, тогда в коре головного мозга создаются наилучшие условия
для образования и совершенствования условных рефлексов, и, следовательно,
ускоряется формирование пластических стереотипов. Акцентирование внимания на
ошибках по тем же принципам создаёт условия для быстрого их исправления через
понимание сущности выполняемых движений, через ощущения. Поэтому, чем больше
число танцевальных движений и их комбинаций освоено, тем лучше развиты
двигательный анализатор и мышечная память. Это значительно расширяет
возможности организма переключаться с одной мышечной деятельности на другую.
Даже самый несложный танец состоит из нескольких комбинаций движений, и
танцующий должен мгновенно переключаться с одного движения на другое, меняя
размер шага, темпоритм, скорость, меняя сами движения в другом рисунке, ракурсе,
ориентируясь в пространстве сценической площадки.
Игровой–это не основной метод обучения по данной программе, но без него не обойтись.
Методы
мотивация.
воспитания:
убеждение,
поощрение,
упражнение,
стимулирование,
В работе с учащимися преподаватель должен следовать принципам
последовательности, постепенности, доступности наглядности в освоении материала. Весь
процесс обучения должен быть построен от простого к сложному и учитывать
индивидуальные особенности учащихся :интеллектуальные, физические, музыкальные и
эмоциональные данные, уровень его подготовки. Исходя из этого, занятия надо составлять
так, чтобы объем мышц нарастал пропорционально, не деформируя контуры ноги тела.
Повторяемость движений должна быть умеренной и не слишком однообразной. Не
следует требовать полной выворотности ног от учащихся, если только она не является
природной особенностью ребенка.
При работе над программным материалом преподаватель должен опираться на
15
следующие основные принципы:
•
целенаправленность учебного процесса;
•
систематичность и регулярность занятий;
•
постепенность в развитии танцевальных возможностей учащихся;
•
строгая последовательность в процессе освоения танцевальной лексики и
технических приемов танца.
Формы организации образовательного процесса:
Преобладающей формой организации образовательного процесса является групповая.
Однако могут применяться и индивидуальные и индивидуально-групповые формы.
Формы организации учебных занятий–
беседа,
игра,
практикум,
концерт,
открытое занятие,
праздник,
представление.
Алгоритм занятия
Каждое занятие включает в себя вводную, основную и заключительную часть.
Вводная часть включает в себя построение по линиям или в круг, создание настроя.
Далее выполняются реверансы и поклоны, упражнения для разминки, укрепления мышц
стопы, спины, пресса, для развития координации движений.
Основная часть–это учебно тренировочная работа, которая проводится в следующей
последовательности:
•Исторические сведения о танце;
•Характерные особенности музыки;
•Разучивание элементов танца;
•Позы, переходы;
•Разучивание рисунка танца;
•Повторение;
•Закрепление.
В заключительной части подводятся итоги занятия и исполняются реверансы и
поклоны.
Очень важно, чтобы на занятиях соблюдался дресс- код: для обучающихся
необходима танцевальная обувь на небольшом каблучке, а для девушек -юбка средней
длины.
Овладение двигательными навыками всегда должно сопровождаться положительным
эмоциональным настроем.
16
2.6. Литература и информационное обеспечение
– аудио-, видео-, фото-, интернетисточники;
Интернет-ресурсы:
1. URL: АссамблеиПетраI[Электронныйресурс].– Режим доступа:
http://maskball.ru/istoriya_teatra/assamblei.html, свободный– (09.09.16)
2. URL: Бал, маскарад и другие развлечения в историирусскойкультуры
[Электронныйресурс]. – Режим доступа: http://www.leraoblaka.ru/entertainment/russians/,свободный– (27.09.15)
3. URL: Будникова, Е.А. Символика танца в русскойлитературе XIX-XX
вв.[Электронныйресурс]//International Scientificand Technical Library.–
Режимдоступа:http://interlibrary.narod.ru/GenCat/GenCat.Scient.Dep/GenCatPhilology/1700000
02/170000002.htm, свободный– (01.09.16)
4. URL: Волошин, М. Культура танца [Электронный ресурс].– Режим доступа:
http://silverage.ru/voltanc/, свободный– (01.09.16)
5. URL: Короткова, М.В. Московскийдворянскийбал XVIIIвека [Электронный
ресурс].
//
Образовательный
портал
«Слово»
–
Режим
доступа:
http://www.portalslovo.ru/history/35355.php, свободный– (01.09.17)
6. URL: Кружнов, Ю. Н. Ассамблеи[Электронныйресурс] // Энциклопедия
«Виртуальный Петербург». – Режим доступа:
http://virtualpetersburg.ru/assamblei/,свободный
– (07.09.16)
7. URL: Кружнов, Ю.Н.Танцклассы [Электронныйресурс] // Энциклопедия«СанктПетербург».– Режим доступа:
http://www.encspb.ru/object/2804016327?lc=ruЭлектронные мультимедиа-ресурсы,
рекомендованные учащимся:
1. URL: МГАХ. Историко-бытовой танец. Падеграс (хореография – Е. Иванов)и
Пазефир (хореография– И.П. Яковлев)[Электронный ресурс]. – Режим доступа:
https://www.youtube.com/watch?v=8eKoEWr8k88, свободный– (15.04.17)
2. URL: Экзаменпо историческому танцу 3/7 классаАРБ им. А.Я. Вагановой,
2014 [Электронныйресурс]. – Режим
доступа:https://www.youtube.com/watch?v=dUrb4mgNEms&list=RDdUrb4mgNE
ms#t=0,свободный– (06.05.17)
3. URL: Экзаменпо историческому танцу 2/6 классаАРБ им. А.Я. Вагановой,
2013 [Электронныйресурс]. – Режим
доступа:https://www.youtube.com/watch?v=tfmT0Fsv3n0, свободный– (02.04.17)
4. URL: Экзаменпо историческому танцу 1/5 классаАРБ им. А.Я. Вагановой,
2012 [Электронныйресурс]. – Режим
доступа:https://www.youtube.com/watch?v=KWIeV_mP4FI,свободный–
(02.05.17)
5.URL:VaganovaBalletAcademy.Historicaldance. 3rd class. 2014 [Электронный
ресурс]. – Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=dUrb4mgNEms, свободный–
(22.04.17)
6.URL:VaganovaBalletAcademy.Historicaldance.2nd class. 2013[Электронный ресурс]. –
Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=tfmT0Fsv3n0, свободный– (21.05.15)
7.URL:VaganovaBalletAcademy.Historicaldance.1st class. 2012 [Электронный
ресурс]. – Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=KWIeV_mP4FI,свободный–
(02.03.16)
8.URL:VaganovaBalletAcademy.Historicaldance.2nd class. 2013[Электронный ресурс]. –
Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=krrkF6rYlxw, свободный– (05.02.16)
9.Па-де-Грас[Электронныйресурс]http://mirrorland.rpg.ru/pas-de-grace-padegras-istoriyatantsa.html
10. Менуэт[Электронный ресурс]http://dance123.ru/menuet (Дата обращения: 20.06.2018).
17
11. Гавот [Электронный ресурс] http://dance123.ru/gavot (Дата обращения: 20.06.2018).
12.
Полонез
(Электронный
ресурс)
http://hnb.com.ua/articles/s-sportentsiklopediya_tantsa_polonez-2490
Список литературы.
Для учащихся:
1. БарышниковаТ. «Азбука хореографии». М.,Рольф,1999.
2. ВасильеваТ.К. «Секрет танца». Санкт-Петербург, 1999.
3. Ерохина О.В. Школатанцев для детей. Ростов – на – Дону: «Феникс», 2003.
4. КарпП.М. Младшая муза. М.: Современник,1997.
Для педагога:
1.АстаховаН.(ред.)Правилавежливостиисветскогоэтикета.М.:Белыйгород,2007.— 272 с.
2. Блок Л. Д. Классическийтанец. История исовременность.– М., 2002. – 550 с.
3. Базарова Н., МейВ. Азбука классического танца.– М – Л.:Искусство, 2000.– 400 с.
4. Васильева-Рождественская М.В. Историко-бытовой танец: Учеб.пособие– М.: «Гитис»,
2005.– 387 с.
5. ВихреваН.А. Классическийтанец для начинающих. М.:Театралис, 2004.
6. Воронина И. Историко-бытовой танец. Учебное пособие.– М.:Искусство, 1980. – 128 с.
7.ЗахароваО.Ю.БальнаяэпохапервойполовиныXIXвека.Героям1812годапосвящается. –
М.ЗАО Центр полиграф, 2012.– 271 с.
8.ЗахароваО.Ю.РусскийбалXVIII-началаXXвека.Танцы,костюмы,символика.М.: Центр
полиграф, 2010. -448 с.
9. Ивановский Н.П. Бальныйтанец XVI-XIX в.Л.:Искусство, 1948. —9 с.
10.КрупкинаЭ.,ВоронинИ.(Сост.)Музыкальнаяхрестоматиядляуроковисторико-бытового
танца. М.: Музыка, 1980,— 114 с.
11.ЛотманЮ.М.Беседыорусскойкультуре: Бытитрадициирусскогодворянства(XVIII– XIX
вв.).– 2-е изд., доп.– СПб.: Искусство-СПб, 1999.– 412 с.
12.КомиссаржевскийФ.Ф.Историякостюма.–Минск:Современнаялитература,2000.– 494 с.
18
Календарно-тематическое планирование.
№
Дата
Тема занятия
Кол- Методы
во
часов
1
Беседа,
рассказ
Формы
обучения
1.
06.02
Вводное занятие.
Техника безопасности.
Знакомство с программой и
детьми.
2.
13.02
Культура и этикет бала.
1
1
27.02
Постановка корпуса, плеч,
головы
Основные «па» Вальса
5.
06.03
Основные фигуры Вальса
1
6.
13.03
Разучивание комбинации
1
Групповая Воспитание уверенности в
себе.
Групповая Воспитывать интерес и
любовь к бальному танцу.
Групповая Воспитывать трудолюбие,
дисциплинированность
Групповая Воспитывать интерес к
классической музыке.
Групповая Воспитывать силу воли.
3.
20.02
4.
7.
20.03
Полонез
1
8.
27.03
1
9.
03.04
Направления в танце.
Танцевальные рисунки
Фигурный вальс
1
11. 17.04
Танцевально-игровое
творчество.
Постановка танца
12. 24.04
Бальные игры
1
13. 30.04
Постановка танца.
1
14. 08.05
Просмотр видео презентаций
1
15. 15.05
Репетиция
1
16. 24.05
Выпускной.
1
10. 10.04
1
1
1
Объяснение,
показ.
Объяснение,
показ.
Объяснение,
показ.
Объяснение,
показ.
Объяснение,
показ.
Объяснение,
показ.
Объяснение,
показ.
Объяснение,
показ.
Объяснение,
показ.
Объяснение,
показ.
Объяснение,
показ.
Объяснение,
показ.
Объяснение,
показ.
Объяснение,
показ.
Объяснение,
показ.
19
Групповая Привить интерес к
танцевальной
деятельности.
Групповая Воспитывать интерес к
бальной культуре, к
классической музыке,
потребности в ее
слушании.
Групповая Воспитание дисциплины и
внимание на уроке
Групповая Воспитание собранности и
дисциплины
Групповая Воспитывать дружеские
отношения в коллективе.
Групповая Воспитание силы воли.
Групповая Воспитание музыкальности
ребенка посредством
участия в бальных играх.
Групповая Воспитание сценической
культуры.
Групповая Воспитывать чуткое и
внимательное отношение
к партнеру по танцу.
Групповая Воспитание собранности и
дисциплины.
Групповая Учиться радоваться
успехам других и вносить
общий вклад в общий
успех.
20