Творческие руки - 25

Муниципальное автономное образовательное учреждение
дополнительного образования Беломорского муниципального округа
«Беломорский центр дополнительного образования»

Принята «Утверждаю»
на заседании Педсовета
МАОУ ДО «Беломорский ЦДО»
Протокол № 3 г. 21.01.2025

И.о. директора МАОУ ДО
«Беломорский ЦДО»
Е.Ю.Кузнецова
21.01.2025

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности

«Творческие ручки»
Возраст учащихся: 7 - 9 лет
Срок реализации: 4 месяца

Cоставитель:
Корнилова Марина Владимировна
Должность:
педагог дополнительного образования

Беломорск
2025г

СОДЕРЖАНИЕ
Раздел № 1 «Комплекс основных характеристик программы»
1.1 Пояснительная записка……………………………………………………….3
Направленность программы………………………………………………….…..4
Актуальность программы и педагогическая целесообразность…………..…...5
Новизна и отличительные особенности программы…...………………………6
Уровень программы………………………………………………………………6
Адресат программы……………………………………………………………….7
Объем и срок освоения программы…………………………………………….. 7
Режим обучения…………………………………………………………………...7
Особенности организации образовательного процесса………………………. 8
1.2 Цель и задачи программы…………………………………………………....8
1.3 Содержание программы……………………………………………………..10
1.4 Планируемые результаты…………………………………………………...12
Раздел № 2 «Комплекс организационно-педагогических условий»
2.1 Календарный учебный график…………………………………………..…14
2.2 Условия реализации программы…………………………………………...15
2.3 Формы аттестации…………………………………………………………..17
2.4 Оценочные материалы………………………………………………………19
2.5 Методические материалы…………………………………………………...20
2.6 Методические рекомендации ………………………………………………17
2.7. Список литературы …………………………………………………………25
Приложения ……………………………………………………………………..27

2

Раздел № 1 «Комплекс основных характеристик программы»
1.1 Пояснительная записка
Приобщение детей к искусству закладывает основы художественного
мышления. Декоративно-прикладное искусство (ДПИ) - это особый мир
художественного творчества, разнообразная область художественных
предметов, создаваемых на протяжении многовековой истории развития
человеческой цивилизации.
Путем изучения и освоения различных техник и приемов ДПИ ребенок
знакомится с национальными художественными традициями страны, в
которой он живет, что способствует воспитанию любви к родному краю,
бережному отношению к его историческому наследию.
Не случайно сегодня выходит изрядное количество книг и материалов по
прикладному искусству. Прикладное искусство воспитывает чуткое
отношение к прекрасному, способствует формированию гармонично
развитой личности. Основанное на глубоких художественных традициях,
народное искусство входит в глушь, благотворно влияет на формирование
человека будущего. Все чаще произведения декоративно – прикладного
искусства проникают в быт людей.
Видеть красоту предметов прикладного искусства, попробовать изготовить
их своими руками, это ли не важно, это ли не интересно для ребенка?
Данная программа по декоративно – прикладному творчеству широко и
многосторонне раскрывает художественный образ вещи, слова, основы
художественного изображения, связь художественной культуры с
общечеловеческими ценностями. Одновременно осуществляется развитие
творческого опыта несовершеннолетних в процессе собственной творческой
активности.
Программа вводит ребенка в удивительный мир творчества, дает
возможность поверить в себя, в свои способности, предусматривает развитие
у детей изобразительных, художественно-конструкторских способностей,
нестандартного мышления, творческой индивидуальности.
Программы дополнительного образования способствуют изучению
большего разнообразия приемов, тем, используемых материалов и их
необычных сочетаний, чем основные школьные программы по технологии.
Они направлены на раскрытие и развитие индивидуальных способностей
детей, углубляют и закрепляют знания и умения, полученные в школе.
Данная программа разработана на основании следующей нормативно –
право вой базы:
Конституция РФ
Федеральный закон «Об образовании в РФ» № 273 – ФЗ от 29.12.2012
3

Федеральный закон «Об основных гарантиях прав
ребенка в Российской Федерации» от 25.07.1998 г. №124-Ф3
Государственная программа Российской Федерации «Развитие
дополнительного образования детей до 2020 годы», утвержденная
Постановлением Правительства Российской Федерации 22.11.2012 г., №
2148-р.
Концепция развития дополнительного образования детей,
утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации
от 4 сентября 2014 г. №
1726-р
Постановление Главного государственного санитарного врача
РФ от 4 июля 2014 г. N 41 "Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14
"Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации
режима
работы
образовательных
организаций
дополнительного образования детей".
Порядок организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам
утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 29.08.2013 № 1008
Ребенок, занимающийся по программе «Творческие ручки» становится
участником увлекательного процесса создания полезных и красивых
изделий.
Декоративно-прикладное искусство, как никакой другой вид творческой
работы детей, позволяет одновременно с раскрытием огромной духовной
ценности изделий народных мастеров, формированием эстетического вкуса
вооружать ребят техническими знаниями, развивать у них трудовые умения и
навыки, вести психологическую и практическую подготовку к труду. На
занятиях дети пользуются основами многих наук, в процессе создания
декоративных изделий.
Занятия помогают познавать окружающий мир, способствуют развитию
мелкой моторики рук детей, художественного вкуса, творческого интереса.
Занятия по данной программе приносят детям эстетическое удовлетворение,
предоставляют возможности для творчества, повышают психическую
активность и уверенность в себе, способствуют развитию навыков
коммуникации, обогащают субъективный опыт ребёнка, нормализуют
эмоциональное состояние, развивают волевые качества.

4

Направленность программы
Общеразвивающая программа «Творческие ручки» имеет художественную
направленность.
Данная программа построена с учетом возрастных особенностей детей,
учитывает их творческие возможности и предпочтения для адекватного
самовыражения ребенка посредством ДПИ.
Программа относится к базовому уровню. Работа с разными
конструкционными материалами имеет большое значение для всестороннего
развития ребенка.
Изучаемые по программе виды ручного труда
способствуют воспитанию таких качеств личности как внимание,
аккуратность, трудолюбие, дисциплинированность и др.
Дети познают свойства материалов, овладевают технологическими
операциями, знакомятся со схемами - учатся их читать и составлять, учатся
применять теоретические знания на практике. Украшая свои изделия,
учащиеся развивают эстетический вкус, приобретают определенные
эстетические навыки.
Результат занятий не только конкретный - поделки, но и невидимый для
глаз - развитие наблюдательности, глазомера, пространственного
воображения, не стандартного мышления.
Работа в кружке спланирована так, чтобы она не дублировала
программный материал по труду, а чтобы занятия расширяли и углубляли
сведения по работе с бумагой, бросовым материалом, тканью и др.
материалами как природного, так и синтетического происхождения. Работа
кружка будет организована с учётом опыта детей и их возрастных
особенностей. С детьми, не имеющих навыков работы с бумагой и другими
материалами будет начата с более простых поделок, а постарше – поделки в
той же технике, но изделия более сложные.
Программа предназначена для детей 7-9 лет, проявляющих интерес к
прикладному искусству, желающих мастерить поделки своими руками с
использованием различных материалов и подручных средств. Практические
занятия составляют основную часть программы.
Рекомендуемый состав группы – от 5 до 15 человек.
Актуальность программы и педагогическая целесообразность.
Большие возможности для развития творческих способностей детей
школьного возраста предоставляет образовательная область «Технология».
Этого явно недостаточно для развития детского творчества. Улучшить
ситуацию можно за счет проведения кружковой работы.
Деятельность детей направлена на решение и воплощение в материале
разнообразных задач, связанных с изготовлением в начале простейших, затем
более сложных изделий и их художественным оформлением. На основе
5

предложенных для просмотра изделий происходит ознакомление с
профессиями дизайнера, художника – оформителя, художника, швеи,
портнихи, скульптора. Дети фантазируют, выражают свое мнение,
доказывают свою точку зрения по выполнению той или иной работы,
развивают художественный вкус. Для развития творческих способностей
необходимо дать ребенку возможность проявить себя в активной
деятельности широкого диапазона.
Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей,
развития творческого подхода к своему труду - приобщение детей к
продуктивной
творческой
деятельности.
Содержание
программы
представлено различными видами трудовой деятельности (работа с бумагой
бросовым материалом, тканью и т.д.) и направлена на овладение детьми
необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы с разными
материалами, изготовление игрушек, различных полезных предметов для
школы и дома.
Программа построена с учетом возрастных и индивидуальных
особенностей обучающихся начального звена.
Дети заявленного возраста импульсивны, быстро переключаются с одного
вида деятельности на другой. Работа по данной программе предполагает
подачу теоретического материала в форме диалога и использование
мультимедиа.
Практический материал разнообразен. Предполагает работу по заданному
образцу, внесение элементов творчества в изделие.
Практические и теоретические навыки в дальнейшем ребенок сможет
использовать в работе над проектом по созданию изделий по
собственному замыслу.
Новизна и отличительные особенности программы
Педагог должен стремиться выстраивать содержание занятия по ДПИ с
учетом специфики региона, области, края, перенося основной акцент на
местное народное творчество (жилище, орнаменты вышивок, крестьянская
утварь, костюм, традиционные народные промыслы).
Педагог должен помнить, что результат выполнения задания во многом
будет зависеть от уровня его профессионального мастерства,
художественного вкуса, а так же постоянного контроля за работой детей, от
своевременного анализа, выявляющего сильные и слабые стороны в детских
работах. От того, насколько успешно владеет педагог этим организационнопедагогическим инструментарием, напрямую зависит успех в решении
учебно-творческих задач.

6

ДПИ любят заниматься не только девочки, но и мальчики. Заинтересовать
их можно соответствующим подбором изделий, а так же, интересной и
разнообразной подачей учебного материала.
Занятия могут проводиться в произвольной форме по замыслу педагога.
Это занятия-экскурсии реальные или виртуальные, занятия-квесты, занятияигры и пр.
Отличительной особенностью программы «Очумелые ручки » является то,
что она имеет универсальный характер и рассчитана на любого ребенка, т. е.
инициирует резервные возможности как детей с нормой, так и с проблемами
в развитии, разница заключается только в качестве достигаемого результата.
Уровень программы
Программа «Очумелые ручки» стартового (ознакомительного) уровня,
который предполагает знакомство детей с основами различных техник ДПИ.
Для обучающихся программы ознакомительного уровня – это
возможность попробовать себя в новом виде художественной деятельности,
возможность определиться с выбором направления деятельности.
Для родителей – это возможность разобраться с логикой
дополнительного образования, понять преемственность его ступеней,
наметить общую линию индивидуального развития своего ребенка.
Для педагога – это реальный шанс сформировать контингент детей, а
также, стимул к разработке базовой программы.
Адресат программы (примерный портрет учащегося, для которого
будет актуальным обучение по данной программе)
Обучение по программе «Очумелые ручки» ведется в группе,
комплектующейся из обучающихся 7-9 лет.
Обучатся по данной Программе могут так же и дети с легкой степенью
ОВЗ – т.е. дети, которые могут понимать объяснения педагога, у которых
руки могут выполнять несложные манипуляции с бумагой, карандашом,
бросовым материалом, клеем и ножницами. Ограничение для детей с плохим
зрением, т.к. вся работа требует умения смотреть и видеть. Могут обучаться
дети с НОД с соблюдением режима работы и отдыха, с индивидуальным
подходом.
В результате реализации данной программы дети обучатся нескольким
приемам ДПИ, познакомятся с различными материалами, научатся сочетать
различные материалы и техники в своих работах.
У младших школьников кисть руки еще не окрепла, мышцы развиты
недостаточно, координация движений несовершенна. Чтобы свободно
владеть простейшими инструментами (ножницами, линейкой, циркулем и
др.) нужна планомерная тренировка. Следует иметь в виду и то, что
навыки, приобретенные в этом возрасте, сохраняются очень долго.

7

Психологические и физиологические особенности учащихся младшего
возраста предполагают достаточно быстрое достижение результата
деятельности при не очень больших трудозатратах.
Это вовсе не означает, что упорство, точность и аккуратность не должны
занимать подобающего места на начальном этапе обучения.Эти качества
необходимо развивать в течение всего учебного года. Эти навыки дают
детям возможность приобрести знания, умения, навыки в изготовлении
изделий ДПТ.
Объем и сроки освоения программы
Программа «Очумелые ручки» рассчитана на 4 месяца обучения. Общее
количество учебных часов, запланированных на весь период обучения,
необходимых для освоения программы составляет 68 часа.
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа. Продолжительность 1
учебного часа для детей заявленного возраста составляет 45 минут.
Режим обучения
Образовательная деятельность, организованная в рамках программы,
осуществляется 2 раза в неделю: 1 занятие – 2 академических часа, 2-е
занятие – 3 академических часа. Между занятиями 10 минут перерыв.
Занятия проводятся в учебном помещении, оборудованном в соответствии с
установленными нормами и требованиями к кабинету.
Занятия включают теоретическую и практическую часть.
Наполняемость группы - не менее 15 человек. Форма обучения – очная.
Особенности организации образовательного процесса
Посещать занятия с детьми могут и их родители по предварительной
договоренности с педагогом. Так же периодически будут проводиться
праздничные мероприятия с мастер-классами для детей и родителей, в ходе
которых дети будут выступать в роли наставников для своих родителей,
обучая их приемам ДПИ, которые сами ранее освоили.
Включение родителей в совместную с детьми художественнопознавательную, творческую поисковую деятельность будет способствовать
совместным размышлениям-диалогам по поводу ДПИ, осуществлению
творческих проектов; общение будет придавать художественной
деятельности ребенка социально-общественный смысл.
Для многих родителей такая совместная деятельность может стать
своеобразной "школой просвещения". В конечном же итоге совместная
деятельность детей и родителей способствует их лучшему пониманию друг
друга и сближению на творческом и духовном уровне.

8

1.2 Цель программы
Цель программы – формирование у детей художественной культуры как
составной части материальной и духовной культуры, развитие
художественно-творческой активности, овладение образным языком
декоративно - прикладного искусства.
Задачи:
Обучающие:
- освоить приёмы и способы работы с различными материалами и
инструментами, обеспечивающими изготовление художественных поделок,
элементов дизайна;
- выработать умения планировать свою деятельность и предъявлять её
результат;
- знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования,
декоративно – прикладного искусства;
- совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными
инструментами и приспособлениями при обработке различных материалов.
Развивающие:
- развивать интерес, эмоционально-положительное отношение к
художественно-ручному труду, готовности участвовать самому в создании
поделок, отвечающих художественным требованиям;
- развивать образное мышление и творческое воображение, эстетическое
отношение к природному окружению своего быта;
- развивать мелкую моторику рук;
- развивать креативное мышление;
- развивать воображение, представление, глазомер, эстетический вкус.
Воспитательные:
- воспитывать смекалку, трудолюбие, самостоятельность;
- воспитывать дисциплинированность, аккуратность, бережливость;
- воспитывать целеустремленность, настойчивость в достижении результата;
- развивать коммуникативные способности;
- осуществлять трудовое, и эстетическое воспитание несовершеннолетних;
- добиться максимальной самостоятельности детского творчества.

9

1.3 Содержание программы
Учебно-тематический план
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9

Название раздела
Вводное занятие
История зарождения и роль ДПИ в жизни
человека, в его развитии
Аппликация – виды и используемые
материалы
Пейп арт – виды создания бумажных
композиций
Ниткопластика и работа с тканью
Тестопластика
Поделки из природного материал – виды и
используемые материалы.
Творческий проект с применением
изученных приемов ДПИ
Итоговое занятие
ИТОГО:

Теория
2

Практика
-

Всего часов
2

1

1

2

4

8

12

4

10

14

4
4

8
8

12
12

4

8

12

-

2

2

2
25

45

2
70

Краткое содержание программы
№

Раздел
программы

1

Вводное занятие
– 2 часа

2

История
зарождения и
роль ДПИ в
жизни человека,
в его развитии –
2 часа

3

Аппликация –
виды и
используемые
материалы – 12
часов.

Краткое содержание и
Формы
практические работы
контроля
Теория: Знакомство с
детьми.Рассказ-беседа о том,чем
будут заниматься,с чем будут
знакомиться дети в ходе
Наблюдение
реализации данной программы.
Инструктаж по технике
безопасности на занятиях.
Правила дорожного движения.
Теория: Беседа о том, что такое
ДПИ; какие виды ДПИ знают
дети; роль ДПИ в жизни человека;
Практика: Заполнение анкеты о
Анкетирование
том, какими видами ДПИ знакомы
дети; увлечения родителей и
родных ДПИ.
Теория: Беседа об истории
возникновения бумаги. Рассказ о
Наблюдение.
приемах работы с бумагой, о ее
Выставка
возможностях. Демонстрация фото
работ
работ из интернета.
Практика: Выполнение
10

4

Пейп арт – виды
создания
бумажных
композиций – 14
часов.

5

Ниткопластика и
работа с тканью
– 12 часов.

6

Тестопластика –
12 часов.

7

Поделки из
природного
материала– виды
и используемые
материалы – 12
часов.

8

Творческий
проект с
применением
изученных

практических заданий на
заданную тематику с
использованием различных
приемов работы с бумагой.
Теория: Беседа о том, что такое
Пейп арт, какие виды аппликации
бывают, используемые
инструменты и материалы для
работы.
Практика: Выполнение
практических заданий на
заданную тематику с
использованием различных
приемов, способов и материалов.
Теория: Виды пряжи, ниток и
ткани. Назначение и применение
пряжи, ниток и ткани. Принципы
работы данной техники и его
замысел.
Практика:Выполнение
практических заданий на
заданную тематику с
использованием различных
приемов, способов и
материалов.Выполнение игрушек
и сувениров из пряжи и ткани.
Теория: Что такое соленое тесто.
История происхождения.
Особенности работы с ним.
Практика: Принципы работы
данной техники и его замысел.
Теория:Какие возможности дает
природный материал для
творчества.Принципы работы
данной техники и его замысел.
Практика: Принципы работы
данной техники и его замысел.
Теория: Как создать свою
творческую работу?
Практика: Работа над творческим
проектом.
11

Наблюдение.
Выставка
работ

Наблюдение.
Выставка
работ.

Наблюдение.
Выставка
работ.

Наблюдение.
Выставка
работ.

Наблюдение.
Защита
проекта.

9

приемов ДПИ – 2
часов
Итоговое занятие Теория: Подведение итогов работы
– 2 часа
за год.

Выставка
лучших работ

1.4 Планируемые результаты
По окончании обучения по программе «Очумелые ручки» обучающие будут
иметь следующие результаты:
Личностные результаты
Знать:
-технику безопасности при работе с режуще-колющими инструментами и
клеем;
- правила содержания рабочего места;
- основные понятия и приемы изученных техник;
- способы соединения и закрепления деталей;
- приемы самоконтроля;
- знать виды декоративно-прикладного творчества и различные техники;
- знать разнообразный материал и уметь его применять для изготовления
поделок;
- самостоятельно использовать подручные средства для отделки изделий;
- правила личной гигиены при работе с различными материалами.
Предметные результаты
Уметь:
- работать самостоятельно и в группах;
- работать с инструментами;
- самостоятельно изготавливать изделия по собственному замыслу;
- выполнять работы из подручных материалов;
- оформлять изделие в творческом решении;
- работать с различными видами бумаги;
- составлять художественные композиции.
Межпредметные результаты
- знание и умение работы с различными инструментами и клеем помогут при
изучении «Технологии»
- навыки создания эскизов и оформление работ в творческом решении
способствует облегчению освоения учебного материала по «ИЗО»
- отработка точности выполнения работ, подсчеты при выполнении эскизов и
изделий пригодятся в «Математике»
- общение с детьми во время работы, различные игры в слова за рабочими
столами во время выполнения работ, развивают память, дикцию и речь, что
способствует дальнейшей успешной работе по таким школьным предметам,
как «Чтение», «Окружающий мир», «Русский язык».
12

Раздел № 2 «Комплекс

организационно-педагогических

условий»
2.1 Календарный учебный график
Продолжительность обучения по программе «Творческие руки» 15 недель
Начало учебных занятий первый год обучения – 03.02.2025г
Конец учебных занятий – 26.05.2025 года.

13

14

15

Кол-во
часов

5

5

Каникулы-

5

5

5

5

5

5

5

Учебные дни-

13

5

5

5

5

5

5

Практика

2

Теория

11

Всего

10

26-31

9

19-25

8

12-18

05-11

7

28-04

6

21-27

5

14-20

17-23

4

07-13

10-16

3

часы

31-06

03-09

2

24-30

24-02

1

май

Учебные
недели

17-23

Апреь

10-16

Март

03-09

Февраль

70

25

45

Контроль(аттестация)-

2.2 Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
Площадь и помещения для проведения занятий по программе «Очумелые
ручки» должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим и
противопожарным требованиям.
В кабинете должны быть:
- компьютер и мультимедийная система;
- устойчивые столы с легко моющим покрытием, стулья или скамейки,
соответствующие ГОСТу;
- тематический подбор картинок, фотографий, презентаций и фильмов;
- бумага белая офисная, цветная бумага и цветной картон, бумажные
салфетки белые и цветные;
- клей ПВА и «Мастер»;
- швейные нитки;
- лоскуты различных тканей;
- соленое тесто;
- морские камни различного диаметра;
- ракушки, шишки, сухие листья;
- различный бросовый и природный материал.
Материалы и инструменты для работы приобретаются детьми
самостоятельно.
Информационное обеспечение
Для полноценной реализации программы необходимо наличие –аудио, видео аппаратуры на занятии, - фотоаппаратуры – для фиксации этапов
работы, для фото работ и детей, чтобы в дальнейшем можно было
использовать фотографии в различных заочных конкурсах, для создания
фильмов о работе объединения и т.д.
Во время поведения занятий для лучшего усвоения материала
рекомендуется использование ЦОР по каждой теме.

/п

№
Название
п
ЦОР

Дат
а
соз
дания

Презентац
ия
«Роль
202
1 ДПИ
в
5г.
жизни
человека»
Презентац
202
2
ия
5г.

Автор
ЦОР

Корнил
ова М.В.
Корнил
ова М.В.

Раздел, тема
История
зарождения
и
роль ДПИ в
жизни человека,
в его развитии
Аппликация–
виды
и
14

Электронный адрес

https://nsportal.ru/nac
halnayashkola/izo/2022/09/07/ro
l-dpi-v-zhizni-cheloveka
https://infourok.ru/pre
zentaciya-po-

используемые
материалы

"Апплика
ция как вид дек
оративноприкладного
искусства"".

Презентац
ия
3

202
«Изделия
5г.
в
технике
Пейп арт»

Корнил
ова М.В

Пейп арт

hudozhestvennoestetiche
skomu-razvitiyu-natemu-applikaciya-kakviddekorativnoprikladnogoiskusstva-2216387.html
https://infourok.ru/pre
zentaciya-pohudozhestvennoestetiche
skomu-razvitiyu-natemu-applikaciya-kakviddekorativnoprikladnogoiskusstva-2216387.html

Презентац
ия
"Апплика
ция
в
нетрадицион
202
4 ной технике
5г.
"Ниткограф
ия".
Мультик
«Волшебны
й клубок»
Презентац
ия
«Тестопла
стика.
Чудеса
из
соленого
теста.
картины из
202
5
соленого
5г.
теста
и
круп"
Мультфил
ьм
«Пластилин
овая
ворона»

Корнил
ова М.В

https://infourok.ru/pre
zentaciya-master-klassНиткопластик na-temu-applikaciya-vа и работа с netradicionnoy-tehnikeтканью
nitkografiya1409424.html

Корнил
ова М.В

https://infourok.ru/pre
zentaciya-pohudozhestvennoestetiche
skomu-razvitiyu-natemu-applikaciya-kakviddekorativnoprikladnogoiskusstva-2216387.html

Тестопластик
а

15

Презентац
ия "Вторая
жизнь
бросовому и
6 природному
материалу"
Мультфиль
мы
«Сто
пуговиц»
Видеорол
ик
202
«Творческие
3 г.
достижения
за год»

Корнил
ова М.В

Поделки
природного
материала.

Корнил
ова М.В

Итоговое
занятие

https://uchitelya.com/t
ehnologiya/195919из
prezentaciya-vtorayazhizn-brosovomu-iprirodnomumaterialu.html

Кадровое обеспечение
Реализовывать программу «Очумелые ручки» может любой педагог,
владеющий техниками и приемами ДПИ, соответствующий всем
требованиям профессионального стандарта по должности «Педагог
дополнительного образования» или учитель технологии.
Помощь вспомогательного и обслуживающего персонала при реализации
Программы не требуется.
2.3 Формы аттестации
Аттестация обучающихся является важным показателем качества
образовательных услуг. Все вопросы аттестации учащихся в Учреждении
регулируются «Положением об аттестации учащихся». Оно определяет
основные моменты, связанные с эти процессом: цели, задачи, принципы
аттестации, ее виды и формы, критерии оценки, организационные этапы.
Предметом аттестации являются знания, умения, навыки детей,
личностное развитие, полученные ими в процессе обучения.
Основными принципами аттестации являются учет индивидуальных и
возрастных особенностей, свобода выбора педагогом методов и форм
проведения аттестации и оценки результатов; открытость результатов
аттестации для родителей.
При определении уровня обученности в Учреждении используются
следующие показатели: высокий, средний и низкий уровни.
16

Результаты аттестации отражаются в ведомости установленной формы.
Учащиеся, успешно прошедшие итоговую аттестацию по Программе,
получают удостоверение о завершении курса обучения.
Цель контроля заключается в сборе и анализе полученных результатов;
их соответствии поставленным целям, а также в прогнозировании
дальнейших перспектив развития личности ребенка.
Задачи контроля:
определение
уровня
теоретической
подготовки
и
степени
сформированности практических умений и навыков учащихся;

анализ полноты реализации темы, раздела или всего курса
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
объединения;

соотнесение планируемых и реальных результатов образовательной
деятельности;

выявление
причин,
способствующих
или
препятствующих
полноценной
реализации
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программы;

внесение необходимых корректив в содержание и методику
образовательной деятельности объединения.


Виды контроля и сроки проведения:
Входной контроль: проводится при наборе, на начальном этапе
формирования учащихся, которые желают обучаться по данной программе.
Данный контроль нацелен на изучение: интересов ребенка, его знаний и
умений, творческих способностей.
Текущий контроль: проводится в течение данной программы, возможен
на каждом занятии, по окончании изучения темы, раздела программы.
Промежуточный контроль: проводится в конце марта. Данный контроль
нацелен на изучение динамики освоения предметного содержания
учащимися.
Итоговый контроль: проводится в конце обучения по дополнительной
общеобразовательной программе, как правило, в мае. Данный контроль
нацелен на проверку освоения программы, учет изменений качеств личности
каждого учащегося.
Формы проведения контроля обучающихся определяются педагогом в
соответствии с дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программой.
2.4 Оценочные материалы
Критериями оценки результативности обучения могут являться:
17

• критерии оценки уровня теоретической подготовки: соответствие уровня
теоретических знаний программным требованиям;
• критерии оценки уровня практической подготовки: соответствие уровня
развития практических умений и навыков программным требования; свобода
владения специальным оборудованием и оснащением; качество выполнения
практического задания; технологичность практической деятельности;
• критерии оценки уровня личностного развития детей: культура
организации практической деятельности; культура поведения; творческое
отношение к выполнению практического задания; аккуратность и
ответственность при работе.
Предмет оценивания: набор основных знаний, умений, практических
навыков по изучаемому виду деятельности; универсальные учебные
действия; переченьважнейших личностных свойств и другое.
Методика выявления, диагностики и оценки получаемых результатов
разрабатываются педагогом в соответствии с требованиями, принятыми в
образовательной организации.
Критерии оценки результатов:
Высокий (5 баллов) – обучающийся активно использует свое
воображение при создании творческой работы, умеет работать с материалами
и оборудованием, владеет основными знаниями техник. Работа
индивидуальна, аккуратна. Обучающийся проявляет самостоятельность при
создании и защите мини-проекта.
Средний (3-4 балла) – обучающийся стремиться проявить фантазию при
создании творческой работы, умеет работать с материалами и
оборудованием, владеет основными знаниями техник и приемов
декоративной работы, но иногда нуждается в подсказке. Работа выполняется
не очень аккуратно, с небольшими ошибками, которые обучающийся
стремится исправить. Декорирует изделие с помощью педагога. Нуждается в
помощи при создании и защите мини-проекта.
Низкий (1-2 балла) – обучающийся не проявляет фантазию при создании
декоративной работы, выполняет работу только по образцу, не умеет
работать с материалами и оборудованием. Представления о техниках и
приемах декоративной работы сформированы слабо или не сформированы.
Работа не аккуратна, нет стремления украсить свое изделие, исправить
допущенные ошибки. Может создать и защитить мини-проект только при
непосредственном участии взрослого.
Все результаты наблюдения, диагностик, активности обучающихся и пр.
заносятся педагогом в сводную таблицу, на основании которой в конце года
подводится итог творческого роста ребенка, степень освоения им
образовательной программы.
2.5 Методические материалы
18

Формы организации образовательной деятельности
Тематика занятий строится с учетом интересов детей, возможности их
самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы
учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень
самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа позволяет
индивидуализировать сложные работы: более сильным детям будет
интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить
работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы
сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед
трудностями, приобщить без боязни творить и создавать.
Формы занятий очные, групповые. Следует помнить, что наиболее
эффективным методом работы с детьми любого возраста является наглядный
вид деятельности. Поэтому педагогу необходимо использование ИКТ и
различных дидактических материалов.
На усмотрение педагога темы занятий, указанные в учебно-тематическом
плане могут меняться местами.
Начало учебных занятий проводится во фронтальной форме, когда педагог
объясняет учебный материал всей группе одновременно, общается с
обучающимися непосредственно в ходе своего рассказа. Дети всей группой
обсуждают, сравнивают и обобщают результаты.
В конце каждого занятия проводится рефлексия в форме защиты минипроектов с целью закрепления изученного материала и устранения пробелов.

Структура занятия:
- показ и объяснение руководителя;
- изготовление поделки детьми по образцу, с помощью руководителя;
- амостоятельная творческая работа детей.
Формы работы:
- теоретическое обсуждение вопросов, практическое использование
полученных знаний;
- работа с наглядными пособиями и наглядным материалом;
- практические занятия по изготовлению поделок.

Методы:
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
- словесный (устное изложение, беседа, рассказ.)
наглядный (иллюстрации,
наблюдение,
показ
(выполнение)
руководителем, работа по образцу и др.)
19

- практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и
др.)
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
- объяснительно-иллюстративный (рассказ, показ, иллюстрация)
- репродуктивный – несовершеннолетние воспроизводят полученные
знания и освоенные способы деятельности (практические занятия)
- исследовательский – самостоятельная творческая работа детей.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности
детей на занятиях:
- фронтальный – одновременная работа со всеми ребятами
- групповой – организация работы в группах
- индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий
- коллективный - в процессе подготовки и выполнения коллективной
композиции дети работают все вместе.
Принципы, лежащие в основе программы:
- доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным
особенностям);
- наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов);
- «от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы,
применять свои знания в выполнении сложных творческих работ).
Тематика занятий строится с учетом интересов детей, возможности их
самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы
учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень
самостоятельности, умение работать в коллективе.
Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более
сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее
подготовленным, можно предложить работу проще. При этом обучающий и
развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность
предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни
творить и создавать.
Занятия комбинированного типа. В каждое занятие включены упражнения,
направленные на развитие познавательных психических процессов (памяти,
внимания, мышления, воображения).
Структура каждого занятия включает в себя: ритуал приветствия,
вступление, разминка, основная часть, заключительная часть, ритуал
прощания.
Используемые технологии обучения
20

- Игровая технология (Эльконин Д.Б) –которая объединяет достаточно
обширнуюгруппу методов и приемов организации педагогического процесса
в форме различных педагогических игр. Основным механизмом реализации
являются методы вовлечения обучаемых в творческую деятельность.
Именно игровые технологии нацелены на развитие восприятия, внимания,
памяти, мышления, творческих способностей детей.
- Личностно-ориентированная технология (Яниманская И.С)–
организациявоспитательного процесса на основе глубокого уважения к
личности ребёнка, учёте особенностей его индивидуального развития,
отношения к нему как к сознательному, полноправному и ответственному
участнику образовательного процесса.
- Здоровьесберегающие технологии (Сонькина В.Д)–ориентированы
насохранение и укрепление здоровья детей, привитие навыков здорового
образа жизни.
Эта технология включает в себя условия обучения ребенка в соответствие
учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка, а так же
рационально организованный двигательный режим на занятии.
- ИКТ технологии -все технологии,использующие специальные
техническиеинформационные средства: компьютер, аудио-, видео-, телесредства обучения.
Они позволяют сделать учебную деятельность более содержательной,
сделать занятие более интересным, наглядным и динамичным, повысить
качество обучения.
- Работа с бросовым материалом - даёт огромные возможности для
осуществления фантазий. Самое интересное, что такой материал для поделок
в этом случае находится под рукой.Практическая работа с разнообразным
бросовым материалом побуждает:
- детей к творчеству;
- предусматривает развитие навыков ручного труда;
- развивает творческое воображение и конструктивное мышление;
- развивает мелкую моторику пальцев;
- воспитывает усидчивость и самостоятельность.
Работая с разными материалами, дети знакомятся с их свойствами,
разнообразной структурой, приобретают трудовые навыки и умения, учатся
мыслить.
- Пейп-Арт – это удивительная технология изготовления композиций из
бумаги и салфеток, декорирование разнообразных предметов. Пейп-арт
помогает показать детям один из путей самореализации в творческой
деятельности, в формировании познавательной и коммуникативной
активности, а так же, прекрасное упражнение для развития мелкой моторики
пальцев.
21

- Бумагопластика-это техника создания бумажных композиций.
Допускается использование бумаги различной по толщине, фактуре, цвету,
текстуре. Для аппликации используют цветную бумагу, бархатную, картон.
Здесь открывается широкий простор для креативной деятельности детей.
- Ниткопластикаимеет два смысловых корня: «пластика» (греч. ваяние) это выразительность форм в графических и живописных изображениях, а
«нитка» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется
замысел. Принцип данной техники заключается в создании любого предмета
или картины с изображением выпуклых, полуобъёмных объектов, сделанных
из скрученных ниток.
- Работа с тканью- из кусочков ткани можно сделать много нужных
вещей стоит чуть-чуть подумать. Работа,выполненная из ткани своими
руками, имеет большое значение в творческом развитии ребёнка она
становится особенно привлекательной.
- Тестопластика - этоотличный вид развивающего искусства. Это самый
экономичный и безопасный способ в развитии фантазии, ведь слепить из
него можно всё что угодно. Это лёгкий в применении материал, его можно
окрасить и лепить уже цветное изделие, а можно расписать готовую работу
после окончательного высыхания.
Занятие лепкой является одной из начальных форм художественного
воспитания детей. Всему, что так необходимо ребенку: воспитанию
усидчивости, аккуратности, терпению; развитию ловкости рук и точности
глазомера.
- Природный материал- дает огромные возможности для творчества, в
процессе которого развивается воображение, мышление,приобретаются
новые навыки.Из листьев, дерева и камней можно сделать красивые
аппликации, создаются целые картины и панно.
2.6. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
С целью повышения мотивации детей к выполнению предлагаемых в
программе заданий организовывать занятия в увлекательной, необычной
форме, с использованием игр.В ходе каждого занятия проводить не менее
двух динамических пауз, во время которых выполняются упражнения на
развитие и коррекцию двигательной сферы и мелкой моторики.
Четко определять задачу каждого занятия, подробно планировать
трудовую деятельность детей на каждом ее этапе.
Обязательно оценивать творческую рационализаторскую деятельность
детей (как сам процесс, так и его результат, т.е. готовое изделие).
22

Работа, предлагаемая детям, должна быть интересной и понятной по
содержанию, а также важной для них.
Перед выполнением практических видов деятельности обязательно
проводится пальчиковая гимнастика для разминки мелкой моторики рук.
Весь обучающий цикл делится на 3 этапа.
1 этап - знакомство со свойствами материалов.
2 этап - обучение приемам изготовления.
3 этап - изготовление поделок
2.6 Список литературы
Для детей:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.

Гандертон Л. Энциклопедия рукоделия. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2004.
Грушевская Л. В. Вяжем крючком. - М.: Издательский дом, 2001.
Лосич Л. Н. Игрушки-самоделки. – Минск: Элайда, 1998.
Моя первая книга по рукоделию./А. П. Смирнова. – М.: Дрофа, 1995.
Азарова Г.П. Детское творчество в школе / Г.П. Азарова. - М:
Просвещение, 1987. - 256 с.
Афонькин С.Д. Вырезаем и складываем / С.Д. Афонькин, В.А. Кошелев. СПб.: ООО Издательский Дом "Кристалл", 2009. - 171 с.
Иванова Т.Ф. Детское творчество / Т.Ф. Иванова. - М: Просвещение, 1987.
- 213 с
Лыкова И.А. Великая книга о лепке, аппликации, лесных поделках, живых
игрушках, вкусных рецептах. / И.А. Лыкова. - К.: Карапуз, 2011. - 189 с.
Панасюк И.С. Клеим, режим, складываем. / И.С. Панасюк. - М:
Просвещение, 1987. - 296 с.

Для педагога:
1. Буров А. И. Эстетическое воспитание школьников. - М.: Педагог, 1974.
2. Внеклассная работа по труду: Пособие для учителя. /Составитель А. М.
Гукасова, - М.: Просвещение, 1981.
3. Воробьева Д.И. Гармония развития. - С-Пб: Детство-пресс,
4. Гусарова Н.Н. Техника изонити для дошкольников. - С-Пб: Детствопресс,
5. Давыдова И. С. Педагогическая психология: Учебное пособие. – М.:
РИОР, 2006.
6. Кочеткова Н.В. Мастерим игрушки сами: образовательная программа и
конспекты занятий: (для детей 7-14 лет). – Волгоград: Учитель, 2010.
7. Малышева А. Н. Работа с тканью: Старшая и подготовительная группы. –
Ярославль: Академия развития, 2006.

23

8. Новикова И.В. Бумажные поделки в детском саду. Квиллинг.
Удивительные вещи - своими руками. – Ярославль: Академия развития,
2011.
9. Новикова И.В. Поделки из ниток и пряжи в детском саду. - Ярославль:
Академия развития, 2011.
10. Программы дополнительного художественного образования детей в
каникулярное время: Учебное издание. /Составитель Е.П.Кабкова, - М.:
Просвещение, 2007.

Интернет-ресурсы:
1. http://festival.1september.ru/articles/581035/
2. http://www.bu-magia.ru/quilling.html
3. http://pochemu4ka.ru/index/0-382
4. https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/izo/2022/09/07/rol-dpi-v-zhizni-

cheloveka
5. https://infourok.ru/prezentaciya-po-hudozhestvennoesteticheskomu-razvitiyuna-temu-applikaciya-kak-vid-dekorativnoprikladnogo-iskusstva-2216387.html
6. https://uchitelya.com/tehnologiya/195919-prezentaciya-vtoraya-zhiznbrosovomu-i-prirodnomu-materialu.html

24

Приложения
ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ
ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ:
- содержать в порядке рабочее место;
- быть внимательными, не отвлекаться и не мешать другим;
- не размахивать рукой с инструментом, не класть его на край стола;
- в случае плохого самочувствия или травмирования, прекратить работу,
поставить в известность педагога.
ПРИ РАБОТЕ С НОЖНИЦАМИ:
- класть ножницы справа от себя с сомкнутыми лезвиями, направленными от
себя;
- следить за тем, чтобы ножницы не оказались под изделием;
- передавать ножницы колечками вперед, держа за сомкнутые лезвия.
ПРИ РАБОТЕ С ИГЛАМИ И КРЮЧКАМИ:
- знать количество игл, взятых для работы, в конце занятия проверить их
наличие;
- иглы должны храниться в игольнице, а крючки в специальном футляре или
коробочке;
- не вкалывать иглы в одежду или изделие;
- не брать иглы или крючки в рот, не засовывать в ухо или нос;
- не работать ржавыми или имеющими зазубрины иглами и крючками.
ПРИ РАБОТЕ С КЛЕЕМ:
- пользоваться специальной кисточкой или зубочисткой;
- не пачкать рабочий стол и одежду;
- иметь тряпочку для удаления излишков клея и вытирания кисточки;
- не нюхать клей!

25


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
МАОУ ДО "Беломорский ЦДО"

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».