Гитарная пристань 24-25

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
дополнительного образования
Беломорского муниципального района
«Беломорский центр дополнительного образования»

Принята
На заседании Педсовета
МАОУ ДО «Беломорский ЦДО»
Протокол №1 30.08.2024 г.

Утверждаю”
Директор МАОУ ДО
«Беломорский ЦДО»
Е.Ю. Кузнецова
02.09.2024

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности

«Гитарная пристань»
Возраст обучающихся: 10-16 лет
Срок реализации - 2 года

Составитель:
Бекренева Наталья Ивановна,
Методист

г. Беломорск, 2024 г.

1

СОДЕРЖАНИЕ
Раздел № 1 «Комплекс основных характеристик программы»
1.1 Пояснительная записка……………………………………………………...3
1.2 Цель и задачи программы…………………………………………………...4
1.3 Содержание программы……………………………………………………..8
1.4 Планируемые результаты………………………………………………17
Раздел № 2 «Комплекс организационно-педагогических условий»
2.1 Календарный учебный график……………………………………………..19
2.2 Условия реализации программы…………………………………………...20
2.3 Формы аттестации…………………………………………………………..21
2.4 Оценочные материалы…………………………………………………….. 22
2.5 Методические материалы…………………………………………………..24
2.6 Список литературы………………………………………………………… 28

2

Раздел № 1 «Комплекс основных характеристик программы»
«Музыкальное воспитание –
это не воспитание музыканта,
а, прежде всего, воспитание
человека».
В. А. Сухомлинский

1.1 Пояснительная записка
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа
«Гитарная пристань» разработана на основании следующей нормативно –
правовой базы:
 Конституция РФ;
 Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»;
 Национальная стратегия действий в интересах детей: Навстречу десятилетия
детства на 2018 - 2027 годы, утвержденной Указом Президента Российской
Федерации от 29 мая 2017 г. N 240;
 Государственная
программа
Российской
Федерации
«Развитие
дополнительного образования детей
до 2020 годы», утвержденная
Постановлением Правительства Российской Федерации 22.11.2012 г., № 2148-р.;
 Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная
распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. №
1726-р;
 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля
2014 г. N 41 "Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима
работы образовательных организаций дополнительного образования детей";
 Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам утвержденного приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013 № 1008;
 Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025
года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая
2015 г. №996-р);
 Приказ Минпросвещения РФ от 09.11.2018г. №196 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»;
 Устав МАОУ ДО "Беломорский ЦДО";
 Локальный акт МАОУ ДО «Беломорский ЦДО» «Положение о разработке,
порядке утверждения, реализации и корректировки общеобразовательных
программ».
3

Социальные процессы, происходящие в современном российском обществе в
начале нового тысячелетия, ставят перед отечественной педагогикой новые задачи
в области образования и воспитания подрастающего поколения, в том числе
воспитания средствами искусства. Особая роль в реализации этих задач отводится
сфере дополнительного образования детей, предметам художественноэстетического цикла и урокам музыки в частности. Игра на гитаре распространена
среди самых широких слоев населения и пользуется неизменной популярностью
подрастающего
поколения.
Универсальность
гитары
и
возможность
использования ее для исполнения музыки самых разных стилей и жанров
способствует неизменному интересу к данному инструменту в различных странах
на протяжении многих лет. В связи с большим интересом учащихся различной
возрастной категории к классической гитаре, программа предлагает весьма
доступные методики во владении инструментом. Образовательная программа
«Гитарная пристань» имеет художественно направленность, поэтому она
способствует развитию и воспитанию творческих способностей, ранней
музыкально-профессиональной ориентации, самоопределению и приобщению
подрастающего поколения к искусству.
В данной программе представлены передовые идеи и направления развития
современной музыкальной культуры. Духовно-нравственное воспитание юных
гитаристов происходит через приобщение их к творчеству таких ярких
представителей современной авторской песни, как Жанна Бичевская, Булат
Окуджава, Владимир Высоцкий, Юрий Визбор, Олег Митяев. Учитывая
заинтересованность подростков музыкой в стиле рок, в исполнительский
репертуар включены композиции известных российских рок-музыкантов: В. Цоя,
Ю.Шевчука, Кипелова, В. Бутусова, К. Кинчева и др.
Уровень программы.
Программа «Гитарная пристань» предполагает освоение материала на
ознакомительном (стартовом) и базовом уровнях.
Новизна данной образовательной программы
Новизна программы состоит в том, что она разработана с учётом
современных тенденций в образовании по принципу блочно-модульного
освоения материала, что максимально отвечает запросу социума на
возможность выстраивания ребёнком индивидуальной образовательной
траектории на 2-м году обучения.
Актуальность образовательной программы
Актуальность программы заключается в том, что её реализация отвечает задачам,
поставленным Федеральным законом об образовании: «Дополнительное
образование детей и взрослых направлено на формирование и развитие
творческих способностей учащихся, удовлетворение их индивидуальных
потребностей
в
интеллектуальном,
нравственном
и физическом
совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа
4

жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их
времени».(Ф3 «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 No 273 ст.75).

свободного

Программа по обучению игре на шестиструнной гитаре и изучению жанра
бардовской песни актуальна и востребована, так как навыки аккомпанемента
на гитаре имеют очень большую сферу применения и использования. В
настоящее время шестиструнная гитара является одним из самых массовых
музыкальных инструментов. Гитара звучит в концертных залах, в походе у
костра, в оркестре, рок –группе, на студенческом капустнике, на вечеринке у
друзей.
Актуальность предлагаемой программы определяется запросом со стороны
детей и их родителей на обучение умениям игры на гитаре, условия для
реализации которых имеются только на базе нашего учреждения. Занятия по
гитаре являются универсальным инструментом, доступным
в
освоении.
Овладевая навыками игры на гитаре в ходе освоения образовательной
программы, обучающиеся получают возможность для самореализации как
творческой личности в разных сферах жизни и самоутверждения в среде
сверстников. Так как в большинстве обучающиеся - это представители
подросткового возраста, то автор видит актуальность программы в возможном
оказании педагогической поддержки школьникам этого возраста имеющимися
педагогическими средствами.
Данная программа позволяет приобщить детей к музицированию на одном
из самых демократичных музыкальных инструментов, что будет ими
востребовано всю жизнь, если не на профессиональном, то на любительском
уровне. Гитару любят барды, это основной инструмент, используемый в этом
жанре. Бардовская песня (ещё её называют авторской самодеятельной песней)
– прекрасный материал для отработки навыков аккомпанемента. Кроме того,
соприкосновение с богатым чувственно–духовным миром этой песни
способствует воспитанию эмоциональной отзывчивости, душевной чуткости,
способствует становлению личности с высокими нравственно –эстетическими
ориентирами, идеалами. Изучая программу, у учеников нарабатываются навыки
коллективного творчества и самоконтроля, а также, коммуникативные умения,
способность
воплощать
собственные идеи в проявлениях
творческой
деятельности, которые помогут воспитанникам в жизни.
Отличительной особенностью программы является применение подхода,
позволяющего выстраивать обучение, включающее в себя элементы
нескольких музыкальных направлений:
● Основы классического образования: получение навыков правильного
звукоизвлечения, постановки аппарата, изучение нотной грамоты, игра
произведений классического гитарного наследия, работа над техникой и образным
содержанием произведения.
5

● Освоение любительских, бардовских техник (освоение навыков
аккомпаниаторской практики). Освоение аккомпанирующих приемов игры на
шестиструнной гитаре, используемых в бардовской практике –освоение пьес
различной
сложности
и направленности,
современные
переложения
современных песен для сольной и аккомпонирующей игры на инструменте.
Педагогическая целесообразность заключается в применяемом на
занятиях деятельностного
подхода,
который
позволяет
максимально
продуктивно усваивать материал путём сочетания различных техник и видов
музыкального обучения. На занятиях происходит развитие у обучающихся
музыкальных и эстетических способностей через овладения искусством
исполнения на гитаре классических, современных и авторских произведений.
В программу так же включены коллективные практические занятия,
развивающие коммуникативные навыки и способность работать в команде.
Учащийся уже с первых занятий начинает изучать аккордовую технику, осваивая
тем самым метроритм, развивая слух и более быстро видит на практике
применение основных приемов гармонического построения песен и
произведений, развивая гармоническое мышление.
Программа позволяет в короткие сроки показать результаты – это исполнение
песен под свой аккомпанемент перед друзьями, родственниками, коллегами.
Занятия по развитию слуха и интонирования, позволяют ученикам научиться
исполнению необходимого песенного репертуара и отработки точного, и
правильного исполнения аккомпанемента, и одновременного воспроизведения
песни.
Практические занятия данной программы помогают развивать у детей
воображение, слух, внимание, творческое мышление, умение свободно
выражать свои чувства и настроение через музыкальный инструмент, а также,
данные занятия учат работать в коллективе.
Реализуя программу «Гитарная пристань» и оказывая педагогическую
поддержку детям с разным уровнем творческих способностей и социальной
активности, педагог развивает музыкально-эстетический вкус, что позволяет
обучающимся не только учиться выбирать качественные музыкальные
произведения для собственного исполнения, но и быть грамотными
слушателями, обладающими общей музыкальной культурой.
Программа позволяет решить проблему занятости свободного времени детей;
пробуждение интереса учащихся к новой деятельности. Широкому кругу детей с
разными музыкальными данными и способностями создаются условия вхождения
в мир искусства. С ними проводится многосторонняя работа по обучению игре на
инструменте, развитию вокальных данных, выработке навыков ансамблевой игры,
аккомпанирования с использованием новых образовательных технологий. Особое
внимание уделяется сохранению эмоционального контакта с педагогом и другими
воспитанниками объединения, осознанию чувства солидарности и товарищеской
взаимопомощи при выстраивании игры в ансамбле. Программа способствует не
только развитию музыкально-творческих способностей детей (чувства ритма,
6

музыкального слуха, голоса) и исполнительских навыков во владении
инструментом, но и расширяет кругозор обучающихся, содействует
формированию культуры общения, способствует общему развитию каждого
ребёнка. Образовательный результат программы соориентирован на требования
ФГОС второго поколения по предмету «Музыка».
Возраст детей, участвующих в реализации программы
Программа рассчитана на учащихся 10-16 лет, не имеющих специальной
подготовки и допускает обучение детей без музыкальных способностей. В
объединение в основном приходят дети среднего и старшего школьного
возраста с выраженным интересом к музыкальным занятиям на гитаре, с
желанием проявить собственные творческие способности. Зачисляются как
мальчики, так и девочки.
Прием на обучение по программе «Гитарная пристань» осуществляется по
результатам собеседования.
Зачисление в группу производится по заявлению родителей (законных
представителей) или подростка старше 14 лет.
Условие – наличие инструмента.
В ходе реализации данной программы возможен набор детей в коллектив на
вакантные места, на второй год обучения. Так, в объединения второго года
обучения могут быть зачислены обучающиеся, не занимающиеся в группе первого
года обучения, но успешно прошедшие входную диагностику на наличие базовых
знаний и умений, прослушивания, а также в качестве перевода из других
образовательных организаций.
Процесс обучения и воспитания в объединении базируется на
дифференцированном подходе к детям с учётом их возрастных и индивидуальных
особенностей: общего развития, типа нервной системы и эмоциональности,
музыкальных способностей и возможностей, интересов и склонностей.
Учёт индивидуальных психо-физических особенностей и анатомофизиологических возможностей исполнительского аппарата разновозрастных
детей, занимающихся в объединении «Гитарная пристань» имеет огромное
значение при прогнозировании ожидаемого образовательного результата.
Обучение игре на гитаре рекомендуется начинать не ранее, чем с 10 лет, так как
извлечение звука на данном инструменте требует определенных физических
усилий.
В процессе реализации программы создаются педагогические условия для
оптимального развития одаренных детей, включая детей, чья одаренность на
настоящий момент может быть еще не проявилась, а также детей, в отношении
которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии
их способностей.

7

Выявление и развитие одаренных детей осуществляется на основе итогов
конкурсов, выставок и иных соревновательных мероприятий, достигнутых
практических результатов в основных областях деятельности.
Реализация программы возможна в форме дистанционного обучения, с
использованием современных информационных и телекоммуникационных
технологий.
Объем и сроки освоения программы
Программа «Гитарная пристань» рассчитана на 2 года обучения.
Общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения,
необходимых для освоения программы составляет 232 часа.
1 год обучения – 134 часа.
2 год обучения - 98 часов
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 академических часа с перерывом в 10
минут. Продолжительность 1 учебного часа для детей заявленного возраста
составляет 45 минут.
Форма обучения – очная, с элементами дистанционного обучения.
Язык преподавания – русский.
Формы и методы работы:
Организация деятельности обучающихся в объединении «Гитарная пристань»
осуществляется с использованием следующих форм:
 коллективной;
 групповой;
 индивидуально–групповой;
 индивидуальной
Коллективная форма применяется при работе с информационным материалом
во время теоретической части урока, когда весь коллектив слушает и
воспринимает новую информацию, участвует в ее обсуждении, в восприятии
музыкальной терминологии; при обобщении и обсуждении занятий в процессе
рефлексии.
Групповая форма обучения применяется преимущественно при организации
ансамблевого музицирования обучающихся (дуэт, трио). Работа в малых группах
эффективна
при
подготовке
публичных
выступлений,
выполнении
самостоятельных заданий. Учитывая тот факт, что в группах обучаются дети
разных
возрастов,
способностей
и
психологических
особенностей,
индивидуальной работе с обучающимися предается особое значение. Данная
форма обучения предусматривает работу и с одаренными детьми при подготовке
их к творческим конкурсам, фестивалям и концертным выступлениям.
Индивидуальная форма обучения применяется параллельно с коллективной
формой проведения занятий в виде индивидуальных занятий для одаренных детей
при подготовке к концертам или творческим конкурсам, а так же в рамках
8

дополнительной работы с неуспевающими, новичками или часто болеющими
детьми.
Формы организации учебных занятий в объединении «Гитарная пристань»
сохраняют, усиливают и развивают естественное побуждение подростка к
творческому самовыражению, дополняются прочными теоретическими знаниями,
практическими умениями и навыками владения музыкальными инструментами.
Исходя из цели и задач объединения, в процессе занятий могут быть
использованы следующие формы организации учебного процесса:












учебные занятия;
практические занятия;
репетиции;
концерты;
беседы;
творческие гостиные;
мастер-классы;
лекции – диалоги;
круглые столы, встречи, конференции;
прослушивание аудио и просмотр видео – фрагментов;
работа с электронно-образовательными ресурсами (программы-приложения
на платформе Андроид) и в сети Интернет;
 динамические паузы для выполнения здоровьесберегающих упражнений;
 творческие, самостоятельные работы и проекты;
 индивидуальная или коллективная рефлексия.
Использование современных
образовательных
технологий (СОТ)
в
объединении «Гитарная пристань» даёт возможность прогнозировать
положительные изменения не только в развитии музыкально-исполнительских и
вокальных способностей учащихся, но и в развитии эмоциональной сферы
ребёнка, его воображения, интуиции, образного и ассоциативного мышления,
способности к сопереживанию и творческой деятельности. Процесс обучения игре
на музыкальном инструменте сам по себе носит деятельностный практикоориентированный характер и выстраивается в соответствии с основными
положениями современной стратегии образования, включающими в себя
компетентностно-ориентированный подход и личностно-ориентированную
направленность.
В рамках личностно – ориентированных технологий самостоятельным
направлением
выделяется технология
сотрудничества,
способствующая
формированию коммуникативной компетенции учащихся. В результате занятий,
организованных в соответствии с технологией обучения в сотрудничестве,
технический уровень учащихся возрастает без особых усилий, существенно
миминизируется дефицит времени на подготовку наиболее успешных и
9

талантливых детей. Как следствие – год от года будет появляться и расти
количество обучающихся, становящихся призерами разноуровневых творческих
конкурсов исполнительского мастерства.
Технология дифференцированного обучения, используемая на занятиях в
музыкальном объединении, позволяет организовать образовательный процесс в
объединении с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей: общего
развития, типа нервной системы и эмоциональности, музыкальных способностей
и возможностей, интересов и склонностей. Для учащихся с ярко выраженными
умственными и музыкальными способностями, устойчивостью внимания,
развитостью
воображения,
широтой
интересов, педагогом
разработаны
компетентно-ориентированные
задания
теоретической
и
практикоориентированной направленности, отличающиеся повышенной сложностью.
Практико-ориентированные задания для детей, не обладающих особыми
музыкальными способностями, отличаются доступностью и простотой в
воспроизведении, исполнительский репертуар подбирается с учётом их
исполнительских возможностей. Развитию интеллектуального, творческого
потенциала личности учащегося с достаточным уровнем коммуникативных
умений способствует использование в объединении методики коллективных
творческих дел. Использование в образовательном процессе игровых
технологий обеспечивает «живой» интерес детей к музыкальной культуре,
настраивает их на более детализированное восприятие изучаемых произведений.
Музыкальные игры, используемые на занятиях в объединении, открывают детям
пути к разнообразным эмоционально двигательным впечатлениям, являются
обязательным дополнением и к технологиям обучения в связи с особенностями
возраста обучающихся. Музыкально-ритмические упражнения как и работа со
скороговорками, направленная на формирование артикуляционного аппарата и
вокальной дикции исполнителя, также содержат элемент игры, поэтому всегда
интересны детям любого возраста. Использование на занятиях в
объединении электронно-образовательных ресурсов (электронных программприложений на платформе Андроид) повышает заинтересованность обучащихся
предметом обучения, способствует лучшему усвоению изучаемого материала,
сокращает потери времени при проведении занятий и самостоятельной работе
юных гитаристов. В музыкальном объединении плодотворно используются такие
приложения как - «Гитар-тьютор», «Песни под гитару», «НМ-песенник».
Установленные на смартфонах обучающихся, эти программы, и имеют в своём
содержании: электронную базу аккордов; тюнер для настройки гитары;
электронную базу разножанровых песен с аккордовой системой обозначения,
ссылкой на видео-уроки в ютуб; встроенный - метроном, музыкально-игровые
тренажёры для развития музыкального слуха и голоса. Программы незаменимы
как при выполнении домашних заданий, так и во время коллективной работы в
классе.
Занятие включает и теоретическую и практическую часть, направленную на
формирование и развитие музыкально-исполнительских умений и навыков
10

учащихся, практико-ориентированное закрепление теоретического материала и
состоит из
 вначале техническая разминка пальцев и вокальные упражнения,
 далее повторение аккордов и приемов,
 затем основная тема (теория и показ),
 практическое закрепление навыков.
Начальные теоретические знания и практические навыки в области
элементарной музыкальной грамоты, метроритмической организации звукового
материала учащиеся приобретают в течение первого года обучения. В этот период
времени воспитанники объединения «Гитарная пристань» осваивают основные
приемы игры на гитаре и получают начальные навыки публичных выступлений.
Второй год обучения дает возможность воспитанникам развить практические
навыки гитарного аккомпанемента попробовать себя в сольной и ансамблевой
игре на музыкальном инструменте, овладеть основами вокального мастерства:
певческим дыханием, артикуляцией, звукообразованием, и существенно
пополнить свой исполнительский репертуар. Практика ансамблевого исполнения
(дуэт, трио) формирует стойкие дружественные связи между детьми,
сосуществующими в едином творческом коллективе, способствуя формированию
навыков коммуникации и сотрудничества учащихся.
1.2. Цель и задачи программы.
Цель программы – формирование гармоничной, социально-активной личности
на основе развития музыкальных способностей через приобщение к игре на гитаре
и различным видам исполнительской деятельности.
Задачи:
Обучающие:
 освоение знаний об устройстве музыкального инструмента – гитара;
 освоение аккордовой и табулатурной записи для гитары, а также
элементов нотной грамоты;
 освоение технических приёмов игры на инструменте, необходимых для
аккомпанемента;
 освоение песенного репертуара.
 овладение навыком игры в ансамбле.
 развивать интерес к музыке;
 выявлять творческие способности и творческие возможности детей с целью
дальнейшей профессиональной ориентации наиболее одаренных и талантливых из
них;
 формировать практические умения в использовании Интернет-ресурсов в
процессе самообразования.
Развивающие:
 Содействовать развитию технических навыков игры на инструменте;
11

 развивать музыкальные способности (музыкальный слух, память,
эмоциональную отзывчивость на музыку);
 содействовать формированию и развитию основных вокальных навыков
(певческого дыхания, звукообразования, артикуляции и дикции);
 развивать представления о качестве исполнения, самоконтроль;
 развивать навыки социального общения через совместную деятельность;
 содействовать в формировании и развитии духовно-нравственной стороны
личности воспитанников.
Воспитательные:
 Привить детям любовь к музицированию;
 разбудить интерес к гитарной музыке и авторской песне;
 способствовать формированию музыкального вкуса;
 содействовать формированию творческой активности, инициативности,
эмоциональной восприимчивости, чувства ответственности и самостоятельности;
 воспитывать толерантность;
 содействовать в формировании мотивации на ведение здорового образа жизни,
ответственности за собственное здоровье;
 содействовать в воспитании национального самосознания, чувства любви к
своей Родине.
1.3. Содержание программы.
2. УЧЕБНЫЙ ПЛАН

Учебный план первого года обучения
№
п/п
1
1.1
1.2

2
2.1
2.2

3
3.1

Название раздела, темы
Ведение в программу
Набор учащихся в группу
Организационное занятие.
Техника
безопасности
занятиях

Количество часов
Всего Теория Практика
4
4
0
2
2
0
2
2
0
на

Знакомство с инструментом и 6
теорией
История гитары. Знакомство с 2
устройством инструмента
Нотная грамота. Расположение 4
нот на инструменте.

4

2

1

1

3

1

Организация игровых
12
движений
Правильная
посадка. 4
Постановка рук.

5

7

2

2

Формы аттестации/
контроля
беседа,
опрос,
индивидуальная
работа, контрольное
занятие.
контрольное занятие,
опрос
контрольное занятие;
опрос,
выполнение
практического
задания.
контрольное занятие;
опрос,
выполнение
практического
12

задания.
контрольное занятие;
опрос,
выполнение
практического
задания.
контрольное занятие;
опрос,
выполнение
практического
задания.

3.2

Упражнения на координацию 4
движений.

2

2

3.3

Основные
звукоизвлечения

1

3

4.

Развитие
музыкально- 20
слуховых представлений
Изучение длительностей нот. 10
Изучение
ритмических
упражнений, детских попевок,
считалок и т.д.

4

16

2

8

контрольное занятие;
опрос,
выполнение
практического
задания.

4.2

Изучение детских песен, пьес, 10
народного фольклора (попевки,
песенки, танцы, прибаутки)

2

8

контрольное занятие;
опрос,
выполнение
практического
задания.

5

8

17

5.1

Изучение
репертуара
Изучение
закрепление
навыков

1

4

контрольное занятие;
опрос,
выполнение
практического
задания.

5.2

Работа над упражнениями, 12
развивающими аппарат

4

8

контрольное занятие;
опрос,
выполнение
практического
задания.

5.3

Подробный
произведения

3

5

контрольное занятие;
опрос,
выполнение
практического задания

6

Освоение
аккомпанемента
Освоение
аккомпанемента

навыков 60

8

22

навыков 20

3

17

4.1

6.1

приёмы 4

учебного 25
этюдов
на 5
освоенных

разбор 8

6.2

Совместное исполнительство

20

2

18

6.3

Работа
над
созданием 20
художественного
образа
в
партиях
Выступления,
участие
в 7
мероприятиях.

3

16

0

7

7

контрольное занятие;
опрос,
выполнение
практического
задания.
контрольное занятие;
опрос,
выполнение
практического задания
контрольное занятие;
опрос,
выполнение
практического задания

13

ИТОГО

134

33

101

Содержание программы первого года обучения.
Раздел I. Введение в программу.
Тема 1.1 Набор учащихся в группу. Организационное занятие. Техника
безопасности на занятиях
Знакомство с учащимися, поступившими в учебное объединение. Решение
организационных
вопросов; инструктаж по технике безопасности; игры и упражнения на снятие
тревожности.
Методы обучения: наглядно-зрительный.
Форма подведения итогов: опрос.
Раздел II. Знакомство с инструментом и теорией
Тема2.1 История гитары. Знакомство с устройством инструмента.
Исторические и общие сведения о гитаре. Диапазон гитары. Посадка с
инструментом. Постановка правой руки. Постановка левой руки. Движение
пальцев при игре. Способы извлечения звука. Настройка гитары.
Целью изучения данной темы является посадка с инструментом; выполнение
простейших игровых движений правой и левой руками отдельно; соединение
работы правой и левой рук.
Теория: Рациональная постановка игрового аппарата и освобождение от лишнего
мышечного напряжения. Необходимость в регулярной настройке гитары, что
является основой чистого звукоизвлечения. Понятия: «апояндо» и «тирандо».
Случаи использования «апояндо» и «тирандо». Правила звукоизвлечения при
«апояндо» и «тирандо».
Практика: Формирование правильных постановочных навыков при игре на
гитаре: положение рук, ног, корпуса. Ознакомление и разучивание приемов
настройки гитары под камертон и от первой струны. Извлечение звуков
«апояндо». Извлечение звуков «тирандо».
Методы обучения: практический, объяснительно-иллюстративный, нагляднозрительный.
Форма подведения итогов: контрольное занятие, опрос.
Тема 2.1 Нотная грамота. Расположение нот на инструменте.
Теория: Знакомство с основными названиями звуков, нотоносцем, скрипичным
ключом (ключ соль). Понятие о ритме, темпе, такте и его размерах, о паузах и их
длительности. Название нот. Ноты в скрипичном ключе. Расположение нот
первой, второй, малой октав на нотном стане. Длительности. Соотношение
длительности нот. Ритм. Размер. Знаки альтернации. Основные лады музыки.
Обозначение громкости звука. Сокращение нотного письма: реприза, вольты.
Буквенное обозначение нот.

14

Практика: Запись нот на нотный стан, определение длительности нот, счет такта,
определение звука. Написание бемолей, диезов и бекаров на линейках и между
линейками нотного стана.
Методы обучения: объяснительно - иллюстративный, практический
Формы и методы подведения итогов: контрольное занятие; опрос, выполнение
практического задания.
Раздел III. Организация игровых движений
Тема 3.1. Правильная посадка. Постановка рук.
Формирование навыка правильной посадки и постановки рук на инструменте,
развитие координация движений; формирование практических навыков
Теория: Особенности правильной посадки гитариста при игре. Приемы настройки
гитары на слух. Правильное интонирование. Упражнения на открытых и
прижатых струнах. Особенности упражнений на беглость движений пальцев рук
при игре на гитаре. Аккордовая техника левой руки. Особенности использования
приемов игры: баррэ, легато, стакатто, мелизмы, тремоло,
вибрато.
Практика: Упражнения на открытых и прижатых струнах. Упражнения на
беглость движений пальцев рук при игре на гитаре.
Методы обучения: объяснительно - иллюстративный, практический
Формы и методы подведения итогов: контрольное занятие; опрос, выполнение
практического задания
Тема 3.2 Упражнения на координацию движений.
Теория: Развитие координации в движениях обеих рук; в пальцах на левой руке
вырабатывается растяжка; укрепляются мышцы; развивается слуховое восприятие
и улучшается чувство ритма..
Практика: Любое занятие должно начинаться с разминки, цель которой – помочь
рукам привыкнуть к инструменту.
Методы обучения: репродуктивный, словесный, наглядно-зрительный.
Форма подведения итогов: контрольное занятие; опрос, выполнение
практического задания
Тема 3.3 Основные приемы звукоизвлечения.
Теория: Познакомить с приемами извлечения звука. Научить настраивать
инструмент , что является основой чистого звукоизвлечения. Дать понятия:
«апояндо» и «тирандо» и с правилами звукоизвлечения при «апояндо» и
«тирандо».
Практика: Прочтение нот пьесы учащимся. Прохлопывание ритма.
«Проигрывание» пьесы левой рукой такт за тактом без извлечения звука.
Проигрывание пьесы в медленном темпе двумя руками, соблюдая указанную
аппликатуру. Отработка сложных моментов. Заучивание пьесы наизусть. Работа
над звуком и характером.
Методы обучения: репродуктивный, словесный, наглядно-зрительный.
15

Форма подведения итогов:
практического задания

контрольное

занятие;

опрос,

выполнение

Раздел IV Развитие музыкально-слуховых представлений
Тема 4.1 Изучение длительностей нот. Изучение ритмических упражнений,
детских попевок, считалок.
Теория: Дать понятие длительность нот (целая, половинная, четвертная, восьмая,
шестнадцатая). Первоначальное знакомство с музыкой, использование обработок
народных песен и танцев, детских попевок, знакомство с ритмом методом
прохлопывания, пропевания. Контроль над постановкой игрового аппарата.
Развитие музыкально-образного мышления.
Практика: Разбор произведения. Детальная работа над технически трудными
местами. Разучивание наизусть, собрание частей в единое целое.
Методы обучения: репродуктивный, словесный, наглядно-зрительный.
Форма подведения итогов: контрольное занятие; опрос, выполнение
практическогозадания
Тема 4.2 Изучение детских песен, пьес, народного фольклора (попевки,
песенки, танцы, прибаутки).
Теория: Выучивание нотного и литературного текстов. Изучение ритмических
упражнений, детских попевок, считалок и т.д. Изучение детских песен, пьес,
народного фольклора (попевки, песенки, танцы, прибаутки).
Практика: Подбор по слуху небольших попевок, пьес, знакомых песен.
Методы обучения: репродуктивный, словесный, наглядно-зрительный.
Форма подведения итогов: контрольное занятие; опрос, выполнение
практического задания
Раздел V Изучение учебного репертуара.
Тема 5.1 Изучение этюдов на закрепление освоенных навыков.
Теория: Анализ музыкального произведения. Знакомство с автором, стилем,
характером, фразировкой, динамикой. Подбор художественно оправданной
удобной аппликатуры.
Практика: Разбор произведения. Детальная работа над технически трудными
местами. Разучивание наизусть, собрание частей в единое целое.
Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый, словесный, нагляднозрительный.
Форма подведения итогов: контрольное занятие, академический концерт
(исполнение двух-трех разнохарактерных произведений).
Тема 5.2 Работа над упражнениями, развивающими аппарат.
Теория: Исполнение художественных произведений требует абсолютного
владения техническими элементами, которые их составляют. Необходимость
приучать учащегося к работе над инструктивным материалом (упражнения,
16

гаммы, этюды). Такая работа необходима для развития игрового аппарата,
выработки ощущения контакта с инструментом, а в дальнейшем – владения всеми
музыкально-выразительными средствами исполнения. Польза, которую принесет
изучение инструктивного материала, будет тем больше, чем интереснее
поставленные при этом музыкальные задачи.
Практика: Работа над гаммами до-мажор, ля-минор в первой позиции с
открытыми струнами. Ритмичное исполнение трезвучий в диапазоне изучаемой
гаммы.
Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый, словесный, нагляднозрительный.
Форма подведения итогов: контрольное занятие, академический концерт
(исполнение двух-трех разнохарактерных произведений).
Тема 5.3. Подробный разбор произведения
Теория: Использование в образовательной деятельности только ярких
интересных в художественном отношении произведений, всестороннее раскрытие
содержания изучаемого произведения для развития музыкальности ребенка.
Подробный разбор произведения: композитор, темп, характер произведения,
размер, фразировка, аппликатура, динамика. Прочтение нот пьесы учащимся.
Практика: Проигрывание пьесы в медленном темпе двумя руками, соблюдая
указанную аппликатуру. Отработка сложных моментов. Заучивание пьесы
наизусть. Работа над звуком и характером. Прохлопывание ритма.
«Проигрывание» пьесы левой рукой такт за тактом без извлечения звука.
Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый, словесный, нагляднозрительный.
Форма подведения итогов: контрольное занятие, академический концерт
(исполнение двух-трех разнохарактерных произведений).
Раздел VI Освоение навыков аккомпанемента.
Тема 6.1 Освоение навыков аккомпанемента.
Теория: Первоначальная таблица аккордов. Последовательности аккордов.
Использование аккордных схем. Линия баса. Ритмические рисунки партии
аккомпанемента. Обозначение музыкального лада, аккордов латинскими буквами.
Нитка (однолинейный нотоносец). Знакомство учащихся с аккордовыми схемами
в тональности ля минор и до мажор, их использованием и закономерностями
взаимодействия аккордов друг с другом. Знакомство с основными, часто
встречающимися моделями ритма.
Практика: Знакомство с басами, их разновидностями (тонический, доминанта),
случаями повторения или добавления баса в известных последовательностях.
Методы обучения: частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный,
репродуктивный.
Форма подведения итогов: контрольное занятие.
Тема 6.2. Совместное исполнительство.
17

Теория: Анализ музыкального произведения. Знакомство с автором, стилем,
характером, фразировкой, динамикой. Удобное положение, зрительный и
слуховой контакт между участниками. Синхронность в исполнении.
Практика: Прослушивание партии в исполнении педагога. Выучивание и
свободное исполнение музыкальной партии. Ритмическое единство звучания.
Слуховая адаптация при соединении партий к совместному звучанию. Звучание в
слуховом сознании единого звучания.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный.
Форма подведения итогов: контрольное занятие.
Тема 6.3. Работа над создание художественного образа в партиях.
Теория: Развитие навыка голосоведения. Непрерывность развития каждой
партии. Динамическое подчинение аккомпанемента мелодии. Анализ
музыкального произведения. Культура звука. Динамические особенности
звучания мелодии входящей в состав аккорда.
Практика: Разбор каждой партии. Добиваться равновесия в динамике звучания.
Основной навык-выделение любым пальцем правой руки нужного звука.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный.
Форма подведения итогов: контрольное занятие.
Учебный план второго года обучения
№ Название раздела, темы
Количество часов
п/
Всег Теори Практик
п
о
я
а
1 Раздел I. Ведение в 2
1
1
программу
2
1
1
1. Организационное занятие
1 Техника безопасности на
занятиях
2. Развитие
музыкально- 22
6
16
слуховых представлений
2. Работа
над 9
3
6
1 выразительностью
исполнения
мелизмы
(украшения). Скольжения.
Работа над фразировкой.
2.
2

Работа над различными 13
ритмическими
сочетаниями:
тремоло,
легато. Pacreago и другие
народные штрихи

3

10

Формы
аттестации/
контроля
беседа, опрос

контрольное
занятие;
опрос,
выполнение
практического
задания.
контрольное
занятие;
опрос,
выполнение
практического
задания.

18

10

28

3.
1

Техническое
развитие 38
учащихся
Арпеджио,
аккорды: 10
стандартные аппликатуры.
Аккордовые
последовательности
с
барре

4

6

контрольное
занятие;
опрос,
выполнение
практического
задания.

3.
2

Этюды и упражнения на 16
различные виды техники.
Развитие игровых навыков

2

14

3.
3

Организация движений
позиционной игры
беглости, пассажи,
флажолеты

12

4

8

контрольное
занятие;
опрос,
выполнение
практического
задания.
контрольное
занятие;
опрос,
выполнение
практического
задания

4

9

21

4.
1

Подробное
изучения 30
произведений
Транспонирование.
10
Конструирование моделей
ритма.
Совместное
исполнительство

3

7

контрольное
занятие;
опрос,
выполнение
практического
задания.

4.
2

Изучение
учебного 10
репертуара
из
индивидуального плана

3

7

4.
3

Развитие
аккомпанемента

навыков 10

3

7

контрольное
занятие;
опрос,
выполнение
практического
задания
контрольное
занятие.

Выступления и участие в 6
мероприятиях
ИТОГО
98

0

6

26

72

3

5

3.2. Содержание программы второго года обучения.
Раздел I. Введение в программу.
Тема 1.1 Организационное занятие. Техника безопасности на занятиях
19

Теория:Знакомство с техникой безопасности и правилами поведения на занятиях
и концертах, режимом работы, правилами гигиены голосового аппарата,
знакомство с основными темами занятий. История струнно-щипковых
музыкальных инструментов. Известные исполнители и композиторы,
произведения для гитары.
Методы обучения: наглядно-зрительный.
Форма подведения итогов: опрос, беседа
Раздел II. Развитие музыкально-слуховых представлений
Тема 2.1. Работа над выразительностью исполнения мелизмы(украшения).
Скольжения. Работа над фразировкой.
Теория:Развитие музыкально-образного мышления. Знакомство с музыкальной
формой, фразировкой, жанровыми особенностями. Развитие начальных навыков
смены позиций. Повышение требовательности к качеству исполнения. Развитие
музыкального вкуса на основе классической и современной музыки. Знакомство с
музыкальной формой, фразировкой, жанровыми особенностями.
Практика: Работа над различными ритмическими сочетаниями (пунктирный
ритм, синкопа).
Методы обучения: объяснительно - иллюстративный, практический
Форма подведения итогов: контрольное занятие; опрос, выполнение
практического задания
Тема 2.2 Работа над различными ритмическими сочетаниями:тремоло,
легато. Pacreago и другие народные штрихи.
Теория: Работа в пьесах над штрихами и ритмом. Транспонирование – перенос
аккомпанемента и мелодии в другую тональность.
Практика:Упражнения для развития беглости пальцев, техники легато и баррэ.
Упражнения для развития большого пальца. Переходы со струны на струну,
скольжение на одной струне, замещение. Выработку четкой артикуляции, технику
развития тремоло, усложнение аккордовой и полифонической фактуры, на
смешанную технику. Освоение приемов legato, rasgeado.
Методы обучения: репродуктивный, словесный, наглядно-зрительный.
Форма подведения итогов: контрольное занятие; опрос, выполнение
практическогозадания
Раздел III Техническое развитие учащихся
Тема 3.1 Арпеджио, аккорды: стандартные аппликатуры. Аккордовые
последовательности с барре.
Теория:Знакомство со стандартной аппликатурой: арпеджио, аккорды.
Знакомство с барре.
Практика: Упражнения и этюды на разнообразные варианты арпеджио,
отработка взаимодействия пальцев. Прослушивание заданных пьес в исполнении
педагога. Игра гамм и арпеджио, отработка правильного интонирования.
Методы обучения: репродуктивный, словесный, наглядно-зрительный.
20

Форма подведения итогов:
практического задания.

контрольное

занятие;

опрос,

выполнение

Тема 3.2 Этюды и упражнения на различные виды техники. Развитие
игровых навыков.
Теория: Особенности исполнения этюдов. Подбор этюдов и упражнений связан с
техническими трудностями изучаемых пьес.
Практика:Отработка этюдов на различные виды техники в медленных темпах,
обращать особое внимание на постановку игрового аппарата.
Методы обучения: репродуктивный, словесный, наглядно-зрительный.
Форма подведения итогов: контрольное занятие; опрос, выполнение
практического
Тема 3.3 Организация движений позиционной игры беглости, пассажи,
флажолеты.
Теория:Развитие уверенности и беглости пальцев обеих рук. Дальнейшее
развитие исполнительских навыков и самостоятельности учащегося.
Совершенствование техники игры.
Практика:Упражнения для развития беглости пальцев. Упражнения для развития
большого пальца.
Методы обучения: репродуктивный, словесный, наглядно-зрительный.
Форма подведения итогов: контрольное занятие; опрос, выполнение
практическогозадания
Раздел IV Подробное изучения произведений.
Тема 4.1 Транспонирование.Конструирование моделей ритма. Совместное
исполнительства.
Теория:Закрепление понятия средств музыкальной выразительности на материале
упражнений, дидактических игр и изучаемых произведений. Освоение,
закрепление и развитие основных технических навыков исполнения у ученика в
работе. Освоить ритмические рисунки.
Практика: Разбор произведения. Детальная работа над технически трудными
местами. Разучивание наизусть, собрание частей в единое целое.
Методы обучения: репродуктивный, словесный, наглядно-зрительный.
Форма подведения итогов: контрольное занятие; опрос, выполнение
практического задания
Тема 4.2Изучение учебного репертуара из индивидуального плана
Теория: Подбор репертуара в соответствии с индивидуальными интересами
учащегося, с ориентиром на общие требования к художественному содержанию.
Самостоятельная работа над произведением. Анализ музыкального произведения.
Знакомство с автором, стилем, характером, фразировкой, динамикой. Подбор
художественно оправданной удобной аппликатуры.
21

Практика: Разбор произведения. Детальная работа над технически трудными
местами. Разучивание наизусть, собрание частей в единое целое.
Методы обучения: словесный, наглядный, репродуктивный, частично-поисковый.
Форма подведения итогов: контрольное занятие, академический концерт
(исполнение двух-трех разнохарактерных произведений).
Тема 4.3 Развитие навыков аккомпанемента
Теория: Развитие приобретенных навыков. Подбор по слуху. Изучить основные
гитарные тональности ля-минор, ля-мажор, ми-минор, до-мажор. Буквенноцифровую запись аккордов. Стандартная аппликатура. Характерные ритмические
рисунки партий аккомпанемента.
Практика:Различать на слух и исполнять мажор и минор, аккорды в
тональностях ля-минор, ля-мажор, ми-минор, до-мажор. Использовать буквенноцифровую запись аккордов.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный.
Форма подведения итогов: контрольное занятие.
Тема 5. Выступления и участие в мероприятиях.

1.4. Планируемые результаты
Проверка результатов обучения:
Данная программа предполагает проведение промежуточной аттестации и
итоговой аттестации в форме выступления или зачёта.
промежуточная аттестация (декабрь) – в форме зачетного занятия;
итоговая аттестация проводится (май) – в форме экзамена-концерта, итоги
участия в конкурсах, концертах, фестивалях.
Ожидаемые результаты:
- освоены элементарные приёмы игры на гитаре;
- развиты музыкальные способности в соответствии с психофизическими
особенностями обучающегося;
- сформирована мотивация к игре на гитаре.
Предметные знания: -знают основы теории музыки; -знают музыкальные
особенности произведения (фраза, предложение, динамика и
т.д.);
- знают музыкальную терминологию и аббревиатуру; -знают приёмы и основные
принципы игры на инструменте;
- умеют читать ноты с листа.
Метапредметные знания:
- умеют самостоятельно анализировать и разбирать произведения русских и
22

зарубежных авторов; -умеют оценивать и сравнивать своё исполнение и других
исполнителей;
- умеют общаться со сверстниками и взрослыми в коллективе; -умеют
организовать культурный досуг, участвуют в социально-творческих акциях.
Личностное развитие
- могут познавать мир через художественные образы музыкальных произведений;
- с уважением относятся к культурным традициям своего народа и других народов
мира;
- умеют преодолевать психофизические зажимы и органично существовать на
сценической площадке.

23

Раздел №2 «Комплекс организационно – педагогических условий»
2.1 Календарный учебный график на 2024-2025 учебный год
Продолжительность обучения по программе «Гитарная пристань» - 2 года, в т.ч.
1 год обучения – 134 часа с 01.10.2023г. по 31.05.2024- 33учебных недели
2 год обучения 98 часов – 24 учебных недели.
Год
обучения

Сентябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

17

18

19

20

22

4

4

4

4

4

4

4

4 4

26

4

2 год
обучения

учебные дни

каникулы

аттестация/контроль

24

Практика

16

4

98

теория

15

4

Всего

14

4

26

14

4

26

13

4

25

12

4

19-25

11

4

24
23

0

4

часы

12-18
05-11

28-04

21-27

14-20

07-13

31-06

24-30

17-23

10-16

03-09

24-02

17-23

10-16

03-09

9

4 4

27-02

8

7
6
4

20-26

13-19
06-12

30-05
23-29

16-22

09-15

02-08

25-01
18-24

11-17

04-10

28-03

4

Ноябрь

21-27

5

4

14-20

07-13

4

4

30-06

3

4

23-29

2

1
4

16-22

09-15
Учебные
недели

Октябрь

72

25

2.2. Условия реализации программы
Кадровое обеспечение

Деятельность по реализации ДООП осуществляется педагогом дополнительного
образования соответствующего занимаемой должности и владеющего инструментом,
и отвечающим профессиональным стандартам (Приказ Министерства труда и
социальной защиты РФ от 05.05.2018г. № 298н «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»).
Занятия проводятся в светлом просторном кабинете.
Главное условие зачисления детей на программу – наличие инструмента у
каждого.
Материально-технические условия реализации программы
Технические
средства:
метроном,
наличие
аудиозаписей,
звуковоспроизводящая аппаратура, копировальная техника для обеспечения
обучающихся нотным материалом (ансамблевыми партиями).
Для реализации программы необходимы учебные издания: сборники,
хрестоматии, издания, содержащие нотный материал по программе, методическая
литература, музыкальные словари. Дополнительные источники: музыкальная
энциклопедия; поисковые системы, интернет- ресурсы.
2.3. Формы аттестации
В начале учебного года педагог проводит входной контроль (первичную
диагностику), определяет имеющиеся музыкальные данные обучающихся (слух,
ритм). На прослушивании обучающийся представляет исполнение одного куплета
песни по желанию, воспроизведение заданных ритмических рисунков,
интонационное воспроизведение заданных звуков. По итогам прослушивания
педагог имеет возможность составить индивидуальные планы работы с
обучающимися, план работы с коллективом и подобрать репертуар. Важным
моментом обучения игре на гитаре детей младшего школьного возраста является
правильный выбор инструмента.
Необходимо подобрать акустический образец подходящего размера (см.
Таблица 1).
Таблица 1
Возраст обучающегося
7-11 лет
старше 11 лет

Размер гитары
взрослого размера (85-90 см)
взрослый инструмент (95,5 см)

В процессе реализации программы используются следующие виды контроля:
 входной контроль (сентябрь): беседа с элементами практических заданий);
 текущий контроль (педагогическое наблюдение; практические работы,
демонстрация навыков);
 промежуточный контроль (в течение учебного года): показ произведений,
контрольный урок;
26

 итоговый контроль (май): итоговое занятие - выступление на отчетном
концерте.
Методы выявления результатов воспитания: наблюдение, беседа. Методы
выявления результатов развития: показ практики.
По итогам изучения определенных тем учебного (тематического) плана педагог
проводит контрольные уроки для проверки знания ансамблевых партий
(индивидуально с каждым участником ансамбля), прослушивания самостоятельно
выученных произведений, проверки навыков чтения с листа в ансамбле.
Важной формой контроля результатов по итогам реализации дополнительной
общеразвивающей программы «Гитарная пристань» (гитара) является концертное
выступление. Оценка концертного выступления дается педагогом в виде словесной
характеристики в ходе обсуждения с обучающимися, в которой отмечаются как
положительные стороны исполнения, так и имеющиеся недостатки.
Критериями оценки выступления обучающихся в ансамбле является уровень
владения ансамблевыми навыками:
 звуковой баланс ансамблевых партий
 ритмический ансамбль
 единство артикуляции, фразировки
 единство динамики, агогики и другие стороны ансамблевого взаимодействия.
В ходе обсуждения педагог отмечает:
№ п/п
1.

Уровень владения
ансамблевыми навыками
Высокий уровень

2.

Средний уровень

3.

Низкий уровень

Результат
Исполнительские действия обучающихся полностью
совпадают с задачами ансамблевого исполнения:
учащиеся
достигают
оптимального
звукового баланса, соблюдают ритмический
ансамбль, единуюартикуляцию и
фразировку;
в исполнении четко и ясно
прослеживается единство эмоционального строя звучания
ансамблевых партий, что создает цельное
художественное впечатление
Исполнительские действия обучающихся в
основномадекватны задачам ансамблевого
взаимодействия: учащиеся в целом достигают
необходимого звукового баланса, соблюдают
ритмический ансамбль,единую фразировку;
не всегда достигают единства
артикуляции и агогики;
в исполнении недостаточно ясно прослеживается
единство исполнительских намерений.
Исполнительские действия обучающихся недостаточно
адекватны задачам ансамблевого взаимодействия: учащиеся в основном соблюдают ритмический ансамбль,
но не всегда достигают оптимального звукового баланса;
- не соблюдают единство артикуляции, фразировки,
27

динамики и агогики

При проведении мероприятий по контролю результатов обучения в форме
контрольного урока выставляется оценка по пятибалльной системе: «5» (отлично),
если учащиеся демонстрируют высокий уровень владения ансамблевыми навыками;
«4» (хорошо), если отмечен средний уровень; «3» (удовлетворительно), если
отмечен низкий уровень владения навыками ансамблевого исполнения. Оценка «2»
(неудовлетворительно) выставляется, если обучающиеся не справляются с
воспроизведением текста своих партий. Для более детальной оценки результатов
обучения могут использоваться дополнительные к основной оценке знаки «+»
(плюс) и «-» (минус), повышающие и понижающие оценку на полбалла.
2.4. Оценочные материалы
Оценочные средства призваны обеспечить оценку качества приобретенных
знаний, умений и навыков.
Оценка результативности необходима для определения эффективности программы
и внесения в нее корректировок с учетом присущих времени особенностей,
возрастных особенностей учащихся, особенностей развития гитары, музыки и
технологий.
Система контроля результативности обучения организуется следующим образом:
первичный контроль проводится в начале учебного года (проверка
музыкально- слуховых данных детей)
текущий контроль осуществляется по мере изучения теоретических и
практических тем, выполнение заданий педагога от занятия к занятию.
промежуточная аттестация (контрольные занятия в декабре и мае).
итоговый контроль проводится по итогам выполнения образовательной программы (программа подбирается для каждого учащегося в зависимости от общего развития учащегося, его музыкального и технического уровня).
Вид контроля
Текущий

Задачи
 поддержание учебной дисциплины;
 выявление отношения учащегося
изучаемому предмету;
 контроль уровня освоения текущего
учебного материала;
 корректировка плана программы (при
необходимости).

Формы
 контрольные занятия;
 концерты;
 выступления перед
товарищами;
 прослушивания
(подготовка) к конкурсам,
отчетным концертам.

28

Промежуточный

 определение уровня освоения учащимся
программы на определенном этапе
обучения;
 корректировка плана программы (при
необходимости);
 повышение культурно-эстетического
уровня учащегося.

Итоговый

 определяет уровень и качество освоения
программы учебного предмета;
 корректировка плана программы (при
необходимости).

 концерты/конкурсы;
 контрольные задания;
 прослушивания;
 открытые занятия;
 выступления перед
«коллегами»;
 аудио- и видео-записи
домашних заданий;
 опрос родителей;
 зачет (показ части
программы, технический
зачет);
 экзамен.

Сроки проведения.
Во время занятий, выступлений, открытых занятий, бесед с учащимися и
их родителями комплексно наблюдаются (явно и неявно) навыки владения
инструментом,
художественная
трактовка
произведений,
творческоаналитические навыки работы, степень развития музыкальных данных и общего
культурного уровня, легкость восприятия нового материала, изменение
индивидуальных личностных качеств, что, в конечном счёте, позволяет оценить
предметные, метапредметные и личностные составляющие развития учащихся и
внести эти сведения в универсальную диагностическую карту результатов
освоения образовательной программы (далее УДКРООП), разработанную для
всех педагогов учреждения(Приложение 1):
баллы выставляются каждому учащемуся по трёхбалльной шкале по каждому
показателю;
затем все баллы суммируются, и вычисляется среднеарифметический балл (с
точностью до 0.1);
уровень освоения программы выявляется по следующей шкале: от 1.0 до 1.5 –
уровень низкий,
от 1.6 до 2.1 – уровень средний, от 2.2 до 3.0 – уровень высокий.
Данные в карте фиксируются 2 раза в год(декабрь, май) и позволяют оценить
общий уровень освоения, проследить динамику и, при необходимости, на основе
анализа скорректировать программу, внести новые методики обучения.
Чтобы не снижать мотивацию занятий на инструменте и увлечённость музыкой в
целом система выработки критериев и оценки не является строго фиксированной. В
зависимости от музыкальных, физических, психологических и иных особенностей
каждого учащегося могут варьироваться критерии результативности освоения
программы.
Варианты контрольно-измерительных материалов представлены в Приложении.
Критерии готовности обучающегося к игре на гитаре
29

Опытные педагоги выделяют несколько пунктов условной готовности
обучающегося:
1.
Серьезность и усидчивость.
Гитара, как и любой музыкальный инструмент, требует внимания и постоянных
тренировок. Только усидчивый ребенок или подросток смогут достичь успехов долгим
и кропотливым трудом.
2.
Сила пальцев.
Сила пальцев должна быть достаточной для того, чтобы маленький гитарист
мог без особых усилий перебирать струны. Педагоги рекомендуют приобретать для
занятий силиконовые или нейлоновые струны, которые будут щадящими для
детской кожи.
1.
Способность слушать и понимать педагога.
Способность слушать и понимать позволит плодотворно сотрудничать с
педагогом, ведь именно он будет передавать обучающемуся знания и умения.
Обучение по программе начинается непосредственно со знакомства с
инструментом: строение гитары, посадка, постановка рук, звукоизвлечения. Педагог
использует игру в дуэте, что позволяет ему быть партнером для обучающегося.
Подобранный по принципу от простого к сложному и используемый в процессе
реализации
программы
музыкальный
материал
соответствует
уровню
подготовленности обучающихся.
Постановка игрового аппарата является важной и необходимой составной
частью процесса обучения игре на музыкальном инструменте (качество и ровность
звучания). Овладение методикой постановки игрового аппарата является одной из
важных и трудных задач, стоящих перед педагогом, требующей большого опыта,
знаний, терпения и внимания к каждому обучающемуся.
Посадка играющего на музыкальном инструменте является организующим
исполнительским началом. Качество исполнения во многом зависит от собранности,
подтянутости, органичной слитности исполнителя с инструментом. Исполняя
произведение, обучающийся должен сидеть на передней половине устойчивого
жесткого стула без поручней, высота которого пропорциональна его росту. Левая
нога стоит на подставке, бедро образует с плоскостью пола небольшой острый угол,
колено находится на воображаемой линии между левым плечом и ступней. Гитара
кладется выемкой обечайки на левое бедро, грудь слегка касается нижней деки,
корпус гитариста подается несколько вперед. Нос исполнителя и самая высокая
точка корпуса гитары находятся на одной вертикальной линии, головка грифа
располагается на уровне нижней части головы гитариста, плечи сохраняют свое
естественное положение.
Постановка правой руки - один из важнейших компонентов формирования
качества звучания. Это та основа, на которой строятся все движения пальцев.
Правая рука отодвигается от туловища, чтобы позволить предплечью
расположиться на большом овале гитары. Руку надо чувствовать всю от плечевого
сустава, держа ее как бы на весу, хотя предплечье и касается корпуса гитары. Нельзя
опираться на обечайку всем весом руки, ни предплечьем, ни локтевым сгибом. Кисть
30

является как бы продолжением предплечья, она не висит свободно, а держится в
нужном положении. Для ее удержания требуется необходимое и достаточное
напряжение. Запястье должно быть слегка выпуклым. В этом случае пясть
располагается параллельно деке гитары, либо запястье находится чуть выше пястных
суставов относительно деки, но обязательно не ниже. Пальцы располагаются над
правой половиной розетки.
3вукоизвлечение. Работая над правильной постановкой правой руки, нельзя
забывать, что сама по себе постановка - не цель, а необходимое средство для
обеспечения рациональной работы пальцев. Главной же задачей является
формирование основ правильного звукоизвлечения, культуры звука. Для получения
полноценного, глубокого и плотного тона следует предварительно оттягивать струну
пальцем и только потом отпускать. Для этого необходим важный предшествующий
этап: установка пальца на струну, своеобразное туше. Момент прикосновения к
струне должен быть хорошо прочувствован, постепенно занесен в мышечную
память и доведен до автоматизма. Оттягивание струны производится всем пальцем
целиком: от пястного сустава по направлению к передней деке и к соседней струне
одновременно. Ладонь при этом располагается непосредственно над струнами, а
палец скорее толкает струну, нежели тянет. В момент нажима на струну вторая
фаланга большого пальца не должна прогибаться в суставе. Передние фаланги
указательного, среднего и безымянного пальцев, напротив, немного упруго
прогибаются. При этом струна естественно оттягивается в направлении передней
деки, и звук обладает более красивым, глубоким тембром. Большой палец касается
струны одновременно ногтем и подушечкой. После звукоизвлечения возвращение
пальца на струну для следующего звукоизвлечения осуществляется только пястным
суставом. Нельзя тянуться к струне ногтевой фалангой, прогибая палец в суставе. В
настоящее время профессиональная игра на гитаре может осуществляться только
ногтевым
способом, и учащийся с самого начала должен быть ориентирован на это. В то же
время, если у обучающегося ногти тонкие и хрупкие, то можно применять
безногтевой способ. При описанной выше постановке правой руки в процессе
извлечения звука одновременно участвуют и мякоть пальца, и ноготь: кончик
пальца левой стороной нажимает на струну, подушечка проминается, струна
касается ногтя, оттягивается и немного перемещается по кромке ногтя к точке схода.
Постановка левой руки. Удобнее всего рука располагается на грифе, если
пальцы стоят в V - VI позициях на третьей струне. Плечо должно быть свободно
опущено, рука круто согнута (без сжатия) в локтевом суставе, предплечье, запястье
и пясть представляют собой единую линию, большой палец помещается на шейке
грифа напротив первого пальца и направлен вверх. Локоть к туловищу прижимать
нельзя. Кисть почти параллельна грифу, пальцы слегка наклонены влево. Такое
положение пальцев в позиции на одной струне можно считать оптимальным.
Мизинец, в зависимости от длины и физиологических особенностей, может стоять
прямо или даже быть наклоненным чуть вправо. На шестой струне наклон пальцев
практически отсутствует, а по мере приближения к первой струне - увеличивается.
31

С изменением комбинации пальцев на грифе положение руки может меняться,
поэтому под постановкой левой руки следует понимать выбор наиболее удобного
положения кисти для каждого конкретного случая. При игре на шестой струне кисть
выносится вперед, а большой палец касается обратной стороны грифа в нижней его
части. Запястье получается более выпуклым, а пальцы слегка выпрямляются. При
перемещении к первой струне кисть втягивается под гриф, а большой палец
перемещается к середине, или даже к верхней части обратной стороны грифа.
Запястье становится более плоским, а пальцы круче сгибаются.
Основным видом ансамбля по составу является однородный гитарный
ансамбль. В инструментальных ансамблях могут участвовать дети разного уровня
подготовки. Рекомендуется, чтобы в гитарных ансамблях постоянного состава
обучающиеся исполняли попеременно все партии. Кроме того, реализация данного
учебного предмета может проходить в форме совместного исполнения музыкальных
произведений обучающегося с педагогом. Учебный репертуар включает
произведения разных жанров, принадлежащих различным эпохам и стилям.
Необходимо постоянно обновлять и пополнять репертуар ансамбля, соблюдая
принципы постепенности, последовательности и преемственности. На занятиях
необходимо развивать навыки чтения с листа в ансамбле и во время самостоятельной
работы над ансамблевым произведением.

32

2.5. Методическое обеспечение.
Методики, методы и приемы, технологии обучения
В процессе обучения предпочтение отдаётся следующим методам:
словесным (беседа, рассказ, диалог, обсуждение или дискуссия);
наглядным (наблюдение, демонстрация педагогом, прослушивание музыкального
материала, просмотр видеоматериалов, работа по образцу);
практическим методам (самостоятельная работа, разучивание пьес, этюдов,
упражнений и проч., игра в ансамбле или дуэте с другими учащимися);
репродуктивным (учащиеся закрепляют полученные знания и освоенные навыки,
работая по шаблону);
частично-поисковым (анализ и индивидуальная трактовка подачи материала,
используя имеющийся опыт);
контроль с элементами самоконтроля (прослушивание записанного на
диктофон собственного исполнения материала, разбор вместе с педагогом и
самостоятельно);
соревновательный (комбинация игры и элементов метода проблемного
изложения путём взаимодействия учащихся при групповых занятиях).
Методика и организация учебно-воспитательного процесса проводится с
учетом музыкальных, психофизических и возрастных особенностей развития
ребенка, руководствуясь основными принципами обучения в дополнительном
образовании:
воспитывающего обучения;
научности,
связи обучения с практикой,
систематичности и определённости,
доступности,
наглядности,
сознательности и активности.
Ознакомительный материал призван расширить музыкальный кругозор в целом, а
не только в области гитары. Прикладной теоретический материал (включая начало
сольфеджио) в течение всей программы обязательно подкрепляется практическими
иллюстрациями или навыками применения (как правило, в выбранных пьесах и/или
упражнениях). Таким образом, делая упор на практической составляющей обучения,
программа охватывает широкий диапазон базовых навыков, освоив которые,
учащиеся смогут самостоятельно продолжить постижение музыкальных таинств
инструмента. При этом существующая общая последовательность подачи материала
позволяет, развиваясь
«от простого к сложному», не отягощать процесс обучения малопонятными,
угнетающими и оторванными от реального применения упражнениями.
Также
делается
акцент
на
сочетании
традиционных,
прекрасно
зарекомендовавших себя методов обучения игре на инструменте (школы Э. Пухоля,
А. Сеговии, А. Иванова- Крамского) и современных взглядов на этот процесс (А.
Виницкого, К. Фраучи, С. Руднева, В. Козлова).
При игре помимо «технической» стороны исполнения немаловажным является и
индивидуальная трактовка материала, умение учащегося передать (вербализировать)

свои эмоции через средства художественной выразительности, умение анализировать
пьесу и самостоятельно выбирать приёмы игры, удобную аппликатуру, способы
разнообразить исполнение. В процессе решения таких задач у учащихся развиваются
(помимо музыкальных данных) творческо-аналитические навыки мышления,
долгосрочная память, избирательность, сосредоточенность, многообразие подходов
при достижении поставленной цели, что положительно сказывается на общем
развитии учащегося.
В программе заложена возможность использования вариативности требований в
ходе освоения программы. Какие-то пьесы и упражнения доводятся до состояния
готовности представления на выступлениях, какие-то – до готовности представления
на зачёте/экзамене, какие-то – просто для ознакомления и тренировки.
Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:
комфортная среда занятий (в зависимости от возрастных и персональных
особенностей каждому учащемуся подбирается оптимальное процентное
соотношение индивидуальных занятий, групповых и ансамблевых);
использование современных технологий в обучении (активное использование
интернет-ресурсов, технология проблемного обучения и проч.);
индивидуальный подход при подборе репертуара (по возможности учитываются
пожелания учащихся), вариативность при разучивании материала: ноты, табулатуры,
повтор за педагогом, повтор за «коллегой», подбор «на слух» и т.д.;
активная демонстрация педагогом возможностей инструмента, различных
музыкальных жанров;
концертные выступления, участия в конкурсах учащихся и педагога;
работа с родителями.
Форма проведения занятий и организации деятельности учащихся. При
реализации программы используются как очные, так и дистанционные формы
работы. Обучение проводится на русском языке.
К очным формам относятся:
индивидуальные занятия,
занятия малыми группами (до четырёх человек),
ансамблевые занятия (дуэт, трио, квартет). К дистанционным формам относятся:
занятия и консультации в режиме реального времени (видеоконференции) с
помощью специального программного обеспечения (Zoom, Skype, JamKazam и
других),
контроль за ходом освоения программы и консультации не в режиме реального
времени (связь с учащимися посредством сети Internet):
предоставление учащимися видео-, аудио- и прочих материалов для оценки и
контроля педагогом самостоятельной работы,
анкетирование и оценка педагогом усвоения учащимися теоретической части
программы с помощью специальных образовательных и иных ресурсов,
предоставления педагогом видео-, аудио- и прочих материалов учащимся при
выборе и разборе нового репертуара, в качестве иллюстрации или для любых иных
целей, необходимых для реализации программы,
прочие консультации по тематике программы.
34

Формы занятий
● Учебное занятие – основная форма работы с детьми. На таких занятиях
обучающиеся занимаются изучением базовых форм, учатся чтению схем, изучают и
выполняют определенные технологические приемы.
● Самостоятельное занятие – дети самостоятельно выполняют работу по
технологической схеме, находят пути решения поставленной задачи.
● Занятие «Помоги другу» - педагог заранее подбирает задания по определенным
темам. Дети делятся на пары и без помощи педагога выполняют задания, в которых
вместе должны найти правильное решение. На таком занятии воспитывается чувство
взаимопомощи, дружеское отношение друг к другу.
● Занятие – конкурс – выполнение заданий происходит в виде соревнования на
самую аккуратную работу.
● Занятие – игра – на таком занятии группа делится на две или несколько команд.
Выполнение заданий происходит в виде соревнования между командами. Такое
занятие может использоваться как форма проверки знаний обучающихся.
● Видео- урок – занятия проходят в форме просмотра видео презентаций по темам
программы.
А также широко используются:
 занятия-экскурсии;
 диалоги, обсуждения, которые помогают развивать способность анализировать,
логически мыслить;
 выполнение самостоятельных исследований;
 игровые ситуации;
 конкурсы, концерты.
На различных стадиях занятий желательно:
- применять разнообразные приемы включения в работу, чтобы каждый ребенок
проявил активность, высказался хотя бы раз за занятие.
- поддерживать всех детей, высказывающих свое мнение.
- добиваться сплоченности, особо акцентируя внимание на тех моментах, когда
группа чувствует себя как одно целое.
- помочь каждому ребенку понять, чего он хочет достигнуть в конце занятия.
Осознание целей создает чувство надежды и целенаправленность в их достижении.
- немедленно реагировать на негативные процессы, происходящие в группе, и
вскрывать их раньше, чем они перейдут в открытую конкуренцию, агрессию
или вражду.
- установить для себя правило оставлять в конце занятия достаточно времени для
того, чтобы получить полную обратную связь от детей о проведенном занятии.
В конце каждого занятия обязательно похвалить всех детей, чтобы оставался
стимул к продолжению общения.
Занятие состоит из следующих структурных компонентов:
 организационный момент;
 повторение материала, изученного на предыдущем занятии;
 постановка цели занятия перед учащимися;
 изложение нового материала;
35

 практическая работа;
 обобщение материала, изученного в ходе занятия;
 подведение итогов, рефлексия.
На занятиях по
программе, как правило, используются
виды деятельности:
 дыхательная и артикуляционная гимнастика;
 пение учебно-тренировочного материала;
 вокально-ансамблевое пение;
 опыт творческой деятельности;






следующие

музыкально-пластическая деятельность;
работа по современным системам и методикам вокального обучения детей;
история вокального искусства;
теоретические знания о голосе и работе голосового аппарата;
анализ занятий и задание на дом.

Для
реализации содержания
образовательного процесса, используются
следующие методические приемы:
общий динамизм проведения занятия;
переход от одних методов к другим;
гибкость в проведении занятий;
изменение ритма занятия;
импровизация (спланированная);
внесение в занятие эмоциональных элементов;
энтузиазм преподавателя;
организация игрового момента;
использование средств и приемов дублирования;
организация условий для интенсивного самонаблюдения;
собеседование и др.
В процессе обучения используются различные методы и приемы:
метод убеждения, позволяющий обращаться к разуму, логике, опираться на
факты, данные науки и практики.
метод проблемного обучения, благодаря которому обучающиеся приобретают
умение ориентироваться в различных ситуациях и самостоятельно принимать
необходимые решения. Метод способствует развитию творческого воображения и
интуиции.
метод групповых обсуждений для стимулирования процессов осознания и
внутреннего опыта.
концентрический метод;
фонетический метод;
объяснительно-иллюстративный метод в сочетании с репродуктивным;
метод мысленного пения (на основе внутрислухового представления);
метод сравнительного анализа;
словесные методы;
наглядные методы: метод иллюстраций и метод демонстраций;
36

практические методы.
Ряд тем программы может быть освоен обучающимися дистанционно с
применением информационно-коммуникационных сетей при опосредованном
взаимодействии обучающихся и педагога.
Для дистанционного обучения используются дистанционные технологии:
интернет-технологии и кейс-технология. Кейс-технология заключается в
комплектовании учебно-методических материалов (текстовые, аудиовизуальные и
мультимедийные) в папку (кейс) и рассылку их учащимся для самостоятельного
(или с помощью родителей) изучения, с консультированием у педагога. Интернеттехнологии применяются для обеспечения учащихся учебно-методическими
материалами и для интерактивного взаимодействия между педагогом и учащимися.
Для дистанционного обучения по программе используется платформа Zoom,
социальная сеть «ВКонтакте», электронная почта.
В зависимости от возраста, индивидуальных особенностей и психологического
состояния обучающихся на момент занятия виды деятельности могут варьироваться.

37

2.6. Список литературы.
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Список используемой педагогом литературы
1. Абрамин Г. Солнечный круг. Музыкальная азбука. – М. 2018
2. Газарян С. В мире музыкальных инструментов. Книга для обучающихся старших классов. – М.,
2017.
3. Сборник авторских программ дополнительного образования детей. – М.: Народное образование,
2017.
4. Павленко Б. М. Поем под гитару. – Ростов - на - Дону: Феникс, 2018.
5.Захаров В. В. Лучшие песни под гитару. – М.: АСТ, 2018.
6 Лихачев Ю. Г. Экспресс-курс игры на гитаре. – М.: АСТ: Астрель, 2017
7.Лихачев Ю. Г. Шпаргалка гитариста. Иллюстрированное пособие по технике игры на гитаре для
начинающих. – М.: Книжкин дом: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2018.
8.Журнал «Музыка в школе». М., № 1-6, 2019.
9. Аршавский И. Н. Ваш ребенок. У истоков здоровья.- М., 2019.
10. Захаров В. В. Лучшие песни под гитару. – М.: АСТ, 2017
11. Лопатина А. А. Секреты мастерства: 62 урока о профессиях и мастерах. – М.: Амрита-Русь,
2019
12. Павленко Б. М. Поем под гитару. – Ростов - на - Дону: Феникс, 2018
13. Целуйко В. М. Психология современной семьи: кн. Для педагогов и родителей. – М.: ВЛАДОС,
2017
14. Ципоркина И. В., Кабанова Е. А. Взрослые дети, или инструкция для родителей. – М.:АСТ.ПРЕСС КНИГА, 2017
15. Эльконин Д. Б. Детская психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: «
Академия», 2019
16. Экерт Я. 500 музыкальных загадок. М.,2017
Литература для обучающихся
1. Агафошин П. Школа игры на шестиструнной гитаре, - М.: «Музыка»,2018
2. Виницкий А. Джазовый альбом, вып.1,2, - М.: «Престо», 2019
3. Гитман А. Начальное обучение на шестиструнной гитаре, - М.: «Музыка», 2018
4. Гитман А. Донотный период в начальном обучении гитаристов, - М.: «Музыка»,
2017
5. Иванов-Крамской А. Школа игры на шестиструнной гитаре, - М.: «Музыка», 2017
6. Каркасси М. Школа игры на шестиструнной гитаре, - М.: «Музыка»,1964 – 2017
7. Кирьянов Н. Искусство игры на шестиструнной гитаре, - М.: «Тоника»,2019
8. Пухоль Э. Школа игры на шестиструнной гитаре, - М.: «Советский композитор» 2019
23

38

39

12

13

14


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
МАОУ ДО "Беломорский ЦДО"

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».