Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
дополнительного образования
Беломорского муниципального округа
«Беломорский центр дополнительного образования»
УТВЕРЖДАЮ
Директор МАОУ ДО
Рассмотрена
на заседании
педагогического совета
МАОУ ДО «Беломорский
ЦДО»
Протокол № 1 30.08.2024
«Беломорский ЦДО»
Е.Ю. Кузнецова
02.09.2025г.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
социально – гуманитарной направленности
«Патриоты»
Срок реализации: 2 года
Уровень программы: базовый
Возраст обучающихся: 8-14 лет
Разработчик программы:
Педагог дополнительного образования
Рыжова А.С.
Беломорск
2024
Содержание
1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ ........ 2
1.1. Пояснительная записка ................................................................................ 2
1.2. Цельизадачипрограммы .............................................................................. 7
1.3. Содержаниепрограммы ................................................................................. 9
1.4. Планируемые результаты ......................................................................... 19
2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО – ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ
ПРОГРАММЫ ................................................................................................... 22
2.1. Календарный учебный график на 2024 – 2025 учебный год .................... 22
2. 2. Материально-техническое обеспечение ................................................... 23
2.3. Формыаттестации ........................................................................................ 26
2.4. Оценочныематериалы ................................................................................. 28
2.5. Методическиематериалы ............................................................................ 28
Литература .......................................................................................................... 32
1.
КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК
1.1. Пояснительная записка
Патриотизм – система ценностей, которыми располагает человек и
общество, важнейший духовно-нравственный фактор сохранения общественной
стабильности, независимости и безопасности государства. В настоящее время в
нашей стране возрождается система патриотического воспитания детей и
подростков.
Данная
программа
является
средством
развития
мотивации
творческого потенциала обучающихся в процессе совместной добровольной,
продуктивной творческой деятельности. Программа ориентирована на освоение
социальных
ценностей,
формирование гражданского сознания,
чувств
и
поведения обучаемых, подготовку их к жизни в обществе.
Проблема патриотического воспитания и гражданского становления
подрастающего поколения сегодня одна из актуальных задач государства и
общества. В Национальной доктрине образования в Российской Федерации
определена не только государственная политика в области образования, но и дан
социальный заказ государства на воспитание человека с активной жизненной
позицией, трудолюбивого и высоконравственного, патриота своей Родины,
уважающего права и свободы личности, традиции и культуру других народов,
проявляющего национальную и религиозную терпимость. Изменения военнополитической обстановки в мире требуют укрепления экономической мощи
Отечества, повышения его обороноспособности, отлаженной работы всей
системы патриотического воспитания подрастающего поколения, подготовки его
к защите Родины.
Обществу нужны
здоровые,
мужественные,
смелые,
инициативные,
дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы работать и
учиться на его благо. Поэтому особое место в воспитании подрастающего
поколения отводится воспитанию патриотизма, чувства любви к Родине.
Дополнительная
общеразвивающая
(общеобразовательная)
программа
(далее ДООП) «Патриоты» разработана в соответствии со следующими
нормативно-правовыми документами:
ФедеральныйЗаконот13марта1995года№32-ФЗ(ред.от30.12.2012)
«Одняхвоинскойславыипамятныхдатах России»
Федеральный Закон от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ (ред. от
04.03.2013, изм. 21.03.2013) «О воинской обязанности и военной службе»
Указ Президента Российской Федерации от 20 октября 2012 года № 1416
«О совершенствовании государственной политики в области патриотического
воспитания»,
Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан
Российской Федерации на 2016 — 2020 годы» от 30 декабря 2015 г. № 1493
ПриказМинистерствапросвещенияРоссийскойФедерацииот09.11.2018г.
№196 «Порядок организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»,
ПисьмоМинистерстваобразованияинаукиРоссийскойФедерацииот
18.11.2015г.№09-3242«Методическиерекомендациипопроектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы)»,
Концепциядополнительногообразованиидетей до 2030 года,
СаНПиН2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»;
Устав организации и другие локальные документы и акты,
регламентирующие работу в рамках реализации дополнительной
общеобразовательной программы
Локальныйакт «Положение о разработке, порядке утверждения,
реализации и корректировки общеобразовательных программ».
Локальный акт "Положение о сетевой форме реализации
дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ"
Программа
«Патриоты»
имеет
социально-гуманитарную
направленность и способствует формированию у молодежи готовности и
практической способности к выполнению гражданского долга и конституционных
обязанностей по защите Отечества.
Содержание программы основывается на принципах:
последовательности,
гуманизации,
системности,
культуросообразности.
ДООП «Патриоты» учитывает запрос основных стейкхолдеров
(заинтересованных в реализации данной программы лиц): родители, классные
руководители, дети среднего школьного возраста, подростки до 16 лет.
Образовательный запрос выражается в потребности сохранения, укрепления
здоровья, эмоционального комфорта, формирования коммуникативных навыков и
лидерских компетенций, формирование патриотических качеств у подрастающего
поколения, подготовке к участию в военно-патриотических играх "Зарница". Дети
в объединении имеют возможность проявить себя, удовлетворить свои
потребности в творческой деятельности, самоутвердиться, приобретают свою
индивидуальность.
В реализации данной образовательной программы также заинтересованы
внешние стейкхолдеры (Совет ветеранов, районный военкомат, средние
общеобразовательные школы). Точками взаимодействия являются совместные
творческие проекты, различные социальные акции, смотры, военно- спортивные
игры.
Уровень ДООП «Патриоты»– базовый. Базовый уровень предполагает
удовлетворение познавательного интереса обучающего, расширение его
информированности, обогащении практических умений и навыков в
определенной образовательной области. Направлен на анализ осуществляемой
деятельности (осознание принципа построения целого, выявления взаимосвязи
компонентов) и выполнение конкретных практических действий с изучаемыми
объектами.
Инновационность программы состоит в тщательно отобранном
теоретическом и практическом материале.
Содержание занятий, объем и
интенсивность нагрузок зависят от возраста и физического состояния здоровья
обучающихся.
Актуальность программы. Патриотизм – система ценностей, которыми
располагает человек и общество; важнейший духовно-нравственный фактор
сохранения общественной стабильности, независимости и безопасности
государства. В настоящее время в нашей стране возрождается система
патриотического воспитания детей и подростков. Данная программа является
средством развития мотивации творческого потенциала обучающихся в процессе
совместной добровольной, продуктивной творческой деятельности. Программа
ориентирована на освоение социальных ценностей, формирование гражданского
сознания, чувств и поведения обучаемых, подготовку их к жизни в обществе.
Педагогическая
целесообразность.
Программа
педагогически
целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию
индивидуальных способностей учащихся, развитию у учащихся интереса к
различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной,
одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё
свободное время.
Социальный
заказ
государства
на
воспитание
образованного,
нравственного, предприимчивого, готового самостоятельно принимать решения в
ситуации выбора, способного к сотрудничеству и межкультурному
взаимодействию, обладающего чувством ответственности за судьбу страны,
нашел отражение в этой программе. Программа обладает перспективой для
дальнейшей работы и имеет все условия для системы преемственности
деятельности школьников на уровне среднего общего образования.
Отличительные особенности программы. Состоит в тщательно
отобранном теоретическом и практическом материале. Содержание занятий,
объем и интенсивность нагрузок зависят от возраста и физического состояния
здоровья обучающихся.
Новизна. Среди базовых национальных ценностей российского общества
на первом месте находится патриотизм. Новизна программы заключается в самом
содержании, в стремлении изучать проблему патриотического воспитания
углубленно, расширено, с использованием современных интерактивных методов
и форм обучения и воспитания (индивидуальные и групповые проекты,
исследовательская деятельность, виртуальные экскурсии, серии презентаций,
фестивали фильмов, ролевые игры) и диагностических методик по оценке
качества патриотического воспитания.
Программа направлена на развитие социальной активности, мобильности
и адаптируемости личности.
Адресат ДООП «Патриоты».
Программа рассчитана на детей и подростков 9 -14лет. Условия набора
детей – принимаются все обучающиеся, не имеющие ограничений по здоровью,
как мальчики, так и девочки. Наличие специальной подготовки не требуется.
Количество обучающихся: от 10 до15 человек. Программа строится с учетом
возрастных психологических особенности детей среднего школьного возраста.
Средний школьный возраст характеризуется стремлением к общению со
сверстниками и появлению признаков, свидетельствующих о стремлении
утвердить свою самостоятельность, независимость. В этом возрасте учащийся
ощущает свою принадлежность и причастность к определенной социальной
группе. Он уже не просто подражает в поведении старшим, а анализирует и
оценивает историю, традиции, существующую систему ценностей и мораль того
общества, которое его воспитывает. Эта сложная работа вызывает у ребенка
яркий эмоциональный отклик. В этот период ярко проявляются нравственные,
интеллектуальные и патриотические чувства. Для этого возраста свойственно
стремление утвердить свое «Я», показать и проверить его. Для энергичного и
любознательного младшего подростка необходимо предлагать деятельность,
соответствующую его возрастной психологии. В этот период преобладает
возбуждение над торможением (но это процесс управляемый); мышление
абстрактное. Но с опорой на конкретно-образное; внимание произвольное; память
также произвольная. Важной особенностью социального развития является
развитие самосознания, стремление к самоопределению, самоутверждению.
Новообразованием в подростковом возрасте является представление о себе уже
как «не о ребенке». Ярко выражено чувство взрослости. Происходит физическое,
социальное
созревание,
интенсивное
формирование
личности,
рост
интеллектуальных и моральных сил. Характерно возникновение самосознания.
Это
порождает
стремление
к
самоутверждению,
самовыражению,
самовоспитанию. Переходный период характеризуется кардинальными
изменениями мотивации.
Срок освоения программы: 2 года.
Объем часов - 246 часов:
Реализация программы предусматривает опору на учёт возрастных и
особенностей учащихся, в связи с чем программа разделена на 2 уровня:
•
1-й год обучения - стартовый (подготовительный), рассчитанный на
102 часа, рассчитанный на учащихся 9-14 лет;
•
2-й год обучения - базовый (обучающий), рассчитанный на 144 часов
для детей 9-14 лет.
Форма обучения: очная, групповая.
Состав группы- постоянный.
Режим занятий:
1й год обучения: 2 раза в неделю: 1 занятие - 1 академический час, 2-е
занятие – 2 академических часа по 45 минут с 10 минутным перерывом.
Всего 102 часа.
2й год обучения: 2 раза в неделю по 2 академических часа с 10
минутным перерывом. Всего 144 часа.
1.2. Цель и задачи программы
Цель программы: формирование основ патриотизма, а именно, воспитание
качеств человека, которые составляют основу его коммуникативной, гражданской
и социальной активности, развитие творческих способностей, воспитание
уважения к культуре и истории.
Задачи:
Обучающие:
- развивать чувство ответственности и долга перед Родиной;
- формировать умение длительно сохранять правильную осанку во время
статичных поз и в процессе разнообразных видов двигательной деятельности;
- формировать потребность иметь хорошее телосложение в соответствии с
принятыми нормами и представлениями;
Метапредметные результаты:
- обучать работать индивидуально и в группе;
- организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками;
- формировать навыки ответственно относиться к порученному делу,
проявлять дисциплинированность;
- формировать добросовестное выполнение учебных заданий, осознанное
стремление к освоению новых знаний и умений, повышающих результативность
выполнения заданий;
- способствовать
пониманию
необходимости
занятий
физкультурой,
постигать знания овладения жизненно важными двигательными умениями и
навыками, исходя из целесообразности и эстетической привлекательности.
Предметные результаты:
Формировать
мотивацию
к
углубленному
изучению
общевоенных
дисциплин;
Формировать понимание роли и значения строевой подготовки в
формировании личностных качеств;
Обучать умению взаимодействовать с одноклассниками и сверстниками,
оказывать им помощь при освоении новых двигательных действий;
Формировать умение выполнять комплекс строевых приемов на месте и в
движении;
Формировать способность проявлять дисциплинированность и уважение к
товарищам по команде и соперникам во время игровой и соревновательной
деятельности, соблюдать правила игры и соревнований.
Формировать желание улучшать результаты в беге, в прыжках в длину,
Обучать умению подтягиваться и отживаться, бросать гранату.
1.3. Содержание программы
1 – й год обучения
№ п/п
Изучаемыеразделытемы
Количествочасов
Всего
Формыаттестации
Теория Практика /контроля
часов
1
2
3
4
Введение
4
2
2
Строевая подготовка
Физическая подготовка
Мероприятия военнопатриотической
направленности.
Аттестационные мероприятия
44
44
6
4
2
-
40
42
6
4
2
2
Итого
102
10
92
Тест
Уровень подготовки
Строевой смотр.
Сдача нормативов.
Наблюдение
Промежуточный
контроль.
Итоговый
контроль.
2-йгодобучения
№ п/п
Изучаемыеразделыитемы
Количествочасов
Всего Теория Практика
часов
Введение
2
1
1
1. Мы в России живем.
2
2
-
2. Исторические и боевые
традиции Отечества, РК и г.
Беломорска
3. Вооруженные силы России
4. Физическая подготовка
5. Строевая подготовка
6. Огневая подготовка
20
16
4
10
38
38
12
8
2
6
2
38
36
6
Формыаттестации
/контроля
Тест
Уровень
подготовки
Наблюдение. Беседа.
Зачет.
Тест.
Игры.
Сдача нормативов
Участие впараде
Тест, зачет по сборке и
разборке автомата.
Зачет по стрельбе.
7. Медицинская подготовка
6
4
2
8. Чрезвычайные ситуации.
Гражданская оборона.
9. Военная топография
4
2
2
4
2
2
10. Участие в мероприятиях
11. Аттестационные мероприятия
Промежуточный контроль:
Итоговый контроль
ИТОГО
6
4
2
6
2
144
43
101
Тест на знание мед.
терминов.
Зачет по оказанию1ДП
Зачетпонадеваниюпрот
ивогаза.
Зачет знание карты и
умения
ориентироваться
Наблюдение
Зачет
Содержание учебного плана
1-
й год обучения. Стартовый уровень.
Введение. 4 часа
Теория: Знакомство с деятельностью объединения и ДООП «Патриоты».
Техника безопасности на занятиях по физической, строевой подготовке.
Практика:
По
завершению
темы
предусмотрен
устный
опрос.
Анкетирование.
Форма контроля: Вводный контроль - тест по строевой и физической
подготовке.
Раздел 1. Строевая подготовка- 44 часа.
Теория. Строи и управление ими. Строевая стойка. Повороты на месте.
Движение. Расчѐт на 1,2. Перестроение в 2 шеренги (в 2 колонны) Расчѐт по 3
– перестроение в 3 шеренги (в 3 колонны). Выход из строя (из 1 шеренги, из 2
шеренги, из 3 шеренги) Ходьба на месте. Ходьба в движении. Парадный шаг.
Перестроения в движении. Движение шагом. Движение бегом. Движение
строевым шагом. Повороты в движении: «Напра-во», «Нале-во», «Кругом –
Марш».
Практика. Отработка всех приемов строевой подготовки.
Форма контроля: Строевой смотр.
Раздел 2. Физическая подготовка - 44 часа.
Тема 2.1. Легкая атлетика - 16 ч
Теория: Техника безопасности на занятиях.
Практика: легкая атлетика- бег на короткие дистанции, бег на длинные
дистанции, челночный бег 10 х10 м.; прыжки в длину, силовые упражнения:
подтягивания, отжимания от пола, подтягивание на перекладине, подъём
туловища из положения «лёжа», броски гранаты в цель.
Форма контроля: Зачет- сдача нормативов.
Тема 2.2. Кроссовая подготовка- 4 часа.
Теория: Правила ходьбы и бег по пересеченной местности. Бег в гору и
под гору. Чередование ходьбы и бега.
Практика: Отработка ходьбы и бега по пересеченной местности. Бег в
гору и под гору. Чередование ходьбы и бега.
Форма контроля: Осенний и весенний кроссы на 2 км.
Тема 2.3. Лыжная подготовка - 6 часов.
Теория: Особенности попеременного двухшажного хода, подъемы
"лесенкой", "елочкой". Спуски
в высокой, средней, низкой стойки.
Торможение падением. Повороты переступанием. Полуконьковый ход.
Одновременный двушажный коньковый ход. Подъемы и спуски. Торможение
и поворот "упором".
Практика: Отработка особенностей лыжного хода .
Форма контроля: участие в соревнованиях.
Тема 2.4. Спортивные игры - 18 часов.
Теория: Разъяснение правил и особенностей спортивных игр
Практика: пионербол. Эстафеты. Баскетбол. Футбол. Волейбол.
Форма контроля: Наблюдение.
Раздел 3. Участие в мероприятиях патриотической направленности
- 6 часов.
Участие в следующих мероприятиях: по плану.
День
неизвестного солдата,
День
вывода
советских
войск
из
Афганистана, торжества, посвященные Дню защитника Отечества, военнопатриотическая игра "Школа безопасности", парад школьных войск "Во славу
России!".
Форма контроля: наблюдение.
Раздел 4. Аттестационные мероприятия. 4 часа.
Промежуточный контроль - в декабре.
Итоговый контроль - в мае.
й год обучения. Базовый уровень.
2Введение - 2 часа.
Теория: Знакомство с деятельностью объединения и ДООП «Юный
патриот». Техника безопасности на занятиях по физической, стрелковой,
строевой подготовке.
Практика:
По
завершению
темы
предусмотрен
устный
опрос.
Анкетирование.
Форма контроля: Вводный контроль - тест.
Раздел 1. Мы в России живем -2 часа.
Теория: Символы государства – герб, гимн и флаг. Гимн России. Россия
– наша Родина. Москва – столица Российского государства. История
появления символов. Понятия: «герб», «флаг», «гимн», «символ», значение
цветов и образов.
Практика:
Подготовить
сообщение
"Медаль
в
моем
доме".
Интерактивная игра "Символика России".
Форма контроля: Беседа. Зачет на знание текса гимна России.
Раздел 2. Исторические и боевые традиции Отечества, РК и г.
Беломорска- 20 часов.
Тема 2.1. Слава русского оружия и Дни воинской славы - 4 часа.
Теория: Дни воинской слав России. Указ об учреждении Дней воинской
славы Росси. Даты и события, вошедшие в перечень. Ледовое побоище,
Куликовская битва, Русская армия и флот в XVIII веке, Полтавская битва,
взятие крепости Измаила, Отечественная война 1812 г, Бородинское сражение.
Создание Красной Армии.
Практика: составление таблицы "Слава русского оружия и дни воинской
славы". Викторина "Дни воинской славы".
Форма контроля: Интеллектуальная игра - "Полководцы и битвы"
Тема 2.2. ВОВ - общее представление, этапы, основные битвы - 4 часа.
Теория: Основные этапы Великой Отечественной войны. Города-герои
Великой Отечественной войны. Боевые награды Великой Отечественной
войны. Переломные моменты В О В.Основные битвы ВОВ.
Практика:
"Виртуальное
путешествие
по
городам
-героям".
Практическая работа с историями битв (причины, схема сражения,
воссоздание эпохи).
Форма контроля: Интеллектуальная игра "Знатоки ВОВ".
Тема 2.3. Великие полководцы России 20 века и герои -2 часа.
Теория: Полководцы XX века: Брусилов, Жуков, Рокоссовский,
Антонов, Конев. Создание новых видов и родов вооруженных сил. Герои
Советского Союза. Военачальники. Героизм женщин.
Практика: Работа с интернет источниками.
Форма контроля: Викторина "Великие полководцы"
Тема 2.4. Карелия в годы Великой Отечественной войны - 4 часа
Теория: Первые дни войны, оккупация, партизанской движение,
освобождение Петрозаводска.
Практика: Виртуальное путешествие «По военной Карелии".
Форма контроля: Интеллектуальная игра "Карелия в годы ВОВ".
Тема 2.5. Беломорск прифронтовая столица Карелии -2 часа
Теория: Беломорск в годы ВОВ войны. Экскурсия с краеведческий
музей.
Практика: Подготовить устное выступление по выбору «Воины моей
семьи»,
«Горжусь своими предками».
Форма контроля: Квест-игра "Беломорск- прифронтовая столица"
Раздел 3. Вооруженные силы России - 10 часов.
Тема 3.1. Современные ВС России - 4 часа.
Теория: Армия России на современном этапе. Виды и рода войск ВС РФ.
Ракетные войска. Сухопутные войска. Военно-воздушные силы. Военноморской флот. Пограничные войска. Внутренние войска.
Практика: Викторина. Экскурсия в воинскую часть. Тема 3.2. Знаки
отличия. Ордена и медали-2 часа. Теория: Знаки отличия. Ордена и медали.
Практика: Рисуем знаки отличия.
Форма контроля: Викторина.
Тема 3.3. Воинские профессии - 4 часа.
Теория: Профессия военного: описание и содержание деятельности.
Необходимые умения. Область применения. Военные профессии для девушек.
Встреча "Люди в погонах".
Практика: Кейс «Комплектация современной
одежды
формы
для военнослужащих разных родов войск».
Форма контроля: Игра.
Раздел 4. Физическая подготовка -38 часов
Тема 4.1. Легкая атлетика - 20 часов.
Теория: Техника безопасности на занятиях.
Практика: легкая атлетика: бег на короткие дистанции, бег на длинные
дистанции, челночный бег 10х10 м.; прыжки в длину, силовые упражнения:
подтягивания, отжимания от пола, подтягивание на перекладине, подъём
туловища из положения «лёжа», броски гранаты в цель.
Форма контроля: зачет.
Тема 4.2. Кроссовая подготовка- 4 часа.
Практика: Ходьба и бег по пересеченной местности. Бег в гору и под
гору. Чередование ходьбы и бега. Осенний и весенний кроссы на 5 км.
Форма контроля: участие в кроссах.
Тема 4.3. Лыжная подготовка - 6 часов.
Практика:
попеременный
двухшажный
ход,
подъем
"лесенкой",
"елочкой". Спуск в высокой, средней, низкой стойке. Торможение падением.
Повороты переступанием. Полуконьковый ход. Одновременный двушажный
коньковый ход. Подъемы и спуски. Торможение и поворот "упором".
Форма контроля: участие в соревнованиях.
Тема 4.4. Спортивные игры - 8 часов.
Теория: Баскетбол - штрафной бросок; вырывание и выбивание мяча;
передача мяча на месте, при встречном движении и отскоком от пола; игра в
защите, опека игрока; учебная игра. Волейбол - чередование способов
перемещения (лицом, боком, спиной, вперед); передачи мяча над собой, во
встречных колоннах; отбивание мяча кулаком через сетку; нижняя прямая
подача из-за лицевой линии; прием подачи; учебная игра.
Практика: отработка умений играть в спортивны игры.
Форма контроля: наблюдение.
Раздел 5. Строевая подготовка- 38 часов. Тема 5.1. Строй и строевые
приемы - 14 часов.
Теория: Строй и его элементы- предварительная и исполнительная
команды. Управление строем Обязанности солдат перед построением и в
строю. Ответ на приветствие на месте. Строевая стойка и выполнение команд.
построение водну шеренгу, перестроение в две шерен-ги, построение в одну
колонну. Выход из строя и возвращение в строй, ответ на приветствие.
Практика: Выполнение команд: "Становись", "Равняйсь", "Смирно",
"Вольно", "Заправиться", "Головные уборы снять", "Головные уборы надеть",
"Из строя выйти".
Форма контроля: Участие в параде «Школьных войск»
Тема 5.2. Повороты на месте - 8 часов.
Теория: Повороты на месте направо и налево, кругом. Перестроение из
одной шеренги в две и обратно. Повороты кругом в движении.
Практика: повороты на месте, повороты в движении.
Форма контроля: зачет.
Тема 5.3. Строевой шаг - 16 часов.
Теория: Движение в строю. Движение в колонне в обход, по кругу.
Движение в колонну по одному, по два, по три. Выполнение воинского
приветствия на месте и в движении.
Практика: передвижения в составе отделения, взвода, повороты в
движении, отход, подход к начальнику, отдание воинского приветствия,
передвижение с песней, действия командира отделения.
Форма контроля: зачет.
Раздел 6. Огневая подготовка - 12 часов.
Тема 6.1. История оружия от древних времен до современности -2 часа.
Теория: Примитивное оружие. Средневековое оружие. Виды стрелкового
оружия. Оружие современности. Оружие массового поражения.
Практика: Знакомство с видами оружия.
Форма контроля: Викторина «Виды оружия и его назначене»
Тема 6.2. Виды вооружения Российской армии - 2 часа.
Теория: Холодное, огнестрельное, метательное.
Практика: Знакомство в АК.
Форма контроля: зачет
Тема 6.3. Автомат Калашникова. АКМ-74.- 8 часов.
Теория: Назначение, боевые свойства, общее устройство автомата.
Требование безопасности при обращении со стрелковым оружием и
боеприпасам. Материальная часть автомата Калашникова. Основы стрельбы
из стрелкового оружия. Явление выстрела. Выстрел и его периоды.
Траектория и ее элементы. Прямой выстрел. Техника безопасности при
стрельбе.
Практика: Игра - Назови части автомата "Калашникова". Разборка и
сборка автомата Калашникова. Порядок неполной разборки и сборки
автомата. Подготовительные упражнения с пневматической винтовкой ИЖ-38.
Изготовка для стрельбы лежа с упора. Стрельба из пневматической винтовки.
Зачеты по сборке и разборке АКМ и по меткости стрельбы. из АКМ.
Форма контроля: зачет по сборке и разборке АК.
Раздел 7. Основы медицинских знаний -6 часов.
Тема 7.1. Принципы оказания первой медицинской помощи в
неотложных ситуациях- 2 часа.
Теория: Осмотр места происшествия. Осмотр пострадавшего. Признаки
жизни и смерти.
Практика: Тест "Признаки жизни и смерти".
Формы контроля: Беседа.
Тема 7.2. Ранения и кровотечения- 2 часа
Теория: Виды ранений. Обработка ран. Виды и правила наложения
повязок на раны. Виды кровотечений. Способы остановки кровотечений.
Правила наложения жгута.
Практика: Практика: Остановка кровотечения, пальцевое прижатие
артерии. Наложение жгута, обработка ран, наложение повязок.
Формы контроля: Зачет.
Тема 7.3. Травмы опорно-двигательного аппарата - 2 часа
Теория: Вывихи, растяжения, разрывы связок. Переломы конечностей.
Оказание первой помощи. Правила наложения шин.
Практика: Наложение шин и мобилизация организма. Способы
транспортировки пострадавшего Изготовление носилок из подручных средств:
палок и куртки, палок и веревок, только палок.
Формы контроля: Зачет.
Раздел 8. Чрезвычайные ситуации и гражданская оборона - 4 часа.
Тема 8.1. Виды ЧС. Безопасность и защита человека в ЧС- 2 часа.
Теория: ЧС техногенного, локального, аварийного и криминального характера.
Поведение человека в таких ЧС.
Практика: Подача сигналов бедствия.
Формы контроля: Зачет
Тема 8.2. Гражданская оборона и средства индивидуально защиты 2 часа.
Теория: Гражданская оборона - современные средства поражения,
мероприятия ГО по защите населения. Средства индивидуальной защиты
органов дыхания и кожи. Респираторы. Назначение, устройство и правила
пользования респиратором Р-2. Изолирующий противогаз. Устройство.
Применение.
Фильтрующий
противогаз.
Назначение,
устройство
общевойского противогаза.
Практика: Отработка нормативов по надеванию противогаза и
пребывания в противогазе.
Форма контроля: Зачет.
Раздел 9. Военная топография - 4 часа.
Тема 9.1. Карты, топографические обозначения - 2 часа.
Теория:
Назначение
и
краткая
характеристика
топокарт,
топографические знаки. Порядок подготовки карты к работе. Чтение военных
топографических карт.
Практика: Ориентирование по карте при помощи условных знаков и
компаса, измерение расстояний при помощи масштаба.
Форма контроля: Зачет.
Тема 9.2. Ориентирование на местности по карт - 2 часа.
Теория: Определение расстояний до ориентира по видимому размеру.
Ориентирование
по
компасу
и
окружающим
предметам.
Измерение
расстояний в парах шагов.
Практика: Прохождение маршрута по азимуту и расстоянию, прокладка
маршрута.
Форма контроля: зачет.
Раздел
10.
Участие
в
мероприятиях
патриотической
направленности - 6 часов.
Участие в следующих мероприятиях: по плану.
День
неизвестного солдата,
День
вывода
советских
войск
из
Афганистана, торжества, посвященные Дню защитника Отечества, военнопатриотическая игра "Школа безопасности", парад школьных войск "Во славу
России!"
Раздел 11. Аттестационные мероприятия.
Промежуточный контроль - в декабре.
Итоговый контроль - в мае.
1.4. Планируемые результаты
В результате освоения программного материала ожидается формирование
и овладение
учащимися личностных,
метапредметных и
предметных универсальных учебных действий.
На стартовом уровне - 1-го года обучения основным результатом освоения
программы станет:
- умелое выполнение одиночных строевых приёмов;
- слаженные действия в составе подразделения (команды);
- участие
в
торжественных, памятных, города и округа;
- готовность к демонстрации комплексов строевой подготовки на параде
школьных войск "во славу России!".
Личностные результаты:
У учащихся будет сформировано:
чувство ответственности и долга перед Родиной;
умение длительно сохранять правильную осанку во время статичных
поз и в процессе разнообразных видов двигательной деятельности;
потребность иметь хорошее телосложение в соответствии с принятыми
нормами и представлениями;
Метапредметные результаты:
Учащиеся научатся:
работать индивидуально и в группе;
организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками;
ответственно относиться к порученному делу, проявлять
дисциплинированность;
добросовестно выполнять учебные задания, осознанно стремиться к
освоению новых знаний и умений, повышающих результативность
выполнения заданий;
понимать необходимость занятий физкультурой, постигать знания
овладения жизненно важными двигательными умениями и навыками, исходя
из целесообразности и эстетической привлекательности.
Предметные результаты:
У детей будет сформирована:
- мотивация к углубленному изучению общевоенных дисциплин;
- понимание роли и значения строевой подготовки в формировании
личностных качеств;
- умение взаимодействовать с одноклассниками и сверстниками, оказывать
им помощь при освоении новых двигательных действий;
- умение выполнять комплекс строевых приемов на месте и в движении;
- способность проявлять дисциплинированность и уважение к товарищам по
команде и соперникам во время игровой и соревновательной деятельности,
соблюдать правила игры и соревнований.
- желание улучшать результаты в беге, в прыжках в длину,
- учащиеся научатся подтягиваться и отживаться, бросать гранату.
На базовом уровне - 2-го года обучения основным результатом освоения
программы станут :
Личностные результаты:
У учащихся будет сформировано и усвоена
система гуманистических, демократических и традиционных ценностей
многонационального российского общества;
чувство ответственности и долга перед Родиной;
понимание ценности здорового и безопасного образа жизни,
физической закалки и выносливости;
положительная мотивация у молодых людей к прохождению военной
службы и подготовке юношей к службе в Вооруженных Силах Российской
Федерации;
гражданско-социальная активность, патриотизм, противодействие
идеологии экстремизма;
осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена
детского коллектива;
система нравственных установок личности на основе присущей
российскому обществу системы ценностей.
необходимость выполнения правила внутреннего распорядка и
соблюдения дисциплины;
Метапредметные результаты:
У обучающихся будут сформированы регулятивные умения:
o определятьцельдеятельности;
o обнаруживать и формулировать
проблемы;устанавливатьпричинно-следственныесвязи;
o вырабатывать навыки контроля и самооценки процесса и
результатадеятельности.
o навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной
форме, в том числе творческого характера.
Обучающиесяовладеютпознавательнымиумениями:
осуществлятьпоискнужнойинформации,самостоятельнополучатьнов
ыезнания:
находить
ответынавопросы,используяразныеисточникиинформации,свойжизненны
й опыт;
составлять электронную презентацию;
перерабатывать полученную информацию: делать выводы в
результатесовместной деятельности;
Обучающиесяприобретуткоммуникативныеумения:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом
речевойситуации;
высказыватьиобосновыватьсвоюточкузрения;
слушатьислышатьдругих,пытаясьпонятьипринятьинуюточкузрения,корре
ктироватьпри необходимостисвоюточкузрения;
договариватьсяиприходитькобщемурешениювсовместнойдеятельности;
корректноформулироватьизадаватьвопросы.
сознавать ответственность за общее дело.
Предметные результаты
Врезультатеосвоения программы,обучающиесябудут знать:
меры безопасности во время занятий, тренировок, соревнований,
стрельб;
технику
безопасности
при работе
с
автоматом
Калашникова, противогазом, правила пожарной безопасности;
воинские традиции Советской и российской армии;
текс гимна России, не менее 15 орденов и медалей;
не менее 10 русских и российских военачальников;
главные сражения ВОВ;
символы воинской чести;
государственную символику России;
элементы строя и обязанности в строю;
материальную часть автомата Калашникова;
принципы оказания первой
медицинской
помощи
в
чрезвычайных ситуациях.
не менее 30 топографических условных знаков
Учащиеся научаться:
выполнять строевые команды на месте и в движении;
выполнять сборку-разборку автомата АК-74;
стрелять из пневматического оружия;
читать топографические карты;
ориентироваться на местности;
выполнять комплексы физических упражнений;
оказать элементарную доврачебную помощь пострадавшему, делать
перевязку;
быстро и правильно надевать противогаз;
оказать помощь при чрезвычайных ситуациях.
2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО – ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ «Патриоты»
2.1. Календарный учебный график на 2024 – 2025 и на 2025-2026 учебные годы
Май
Апрель
ПРАКТИКА
ТЕОРИЯ
всего
26-31
34
29
30
31
33
32
19-24
12-17
05-10
228-03
21-26
14-19
20-26
27-02
17-23
10-16
03-09
24-31
13-19
06-12
28
08-14
4
07-12
30-05
27
23-29
01-07
4
31-05
26
24-30
17-23
4 4
24-29
16-22
09-15
02-08
10-16
4
Март
25
24
23
23-01
03-09
4
17-22
10-15
03-08
22
9
27-02
4
24-01
8
20-26
4
Февраль
16-22
09-15
02-08
26-01
21
20
19
18
17
7
13-19
16
6
06-12
29-05
15
14
5
4
22-28
13
3
4
1
10
11
12
2
15=21
08-14
01-07
4 4
17-22
10-15
03-08
27-01
19-25
4
4
20-25
4
4 4 4
13-18
4
3
12-18
05-11
29-04
22-28
15-21
4 4 4
3
9-11
30-04
23-28
16-21
9-14
02-07
25-30
18-23
11-16
04-09
28-02
4
4
3
Январь
Декабрь
Ноябрь
Октябрь
21-26
14-19
7-12
30-05
23-28
4 4 4
4 4 4 4
3
каникулы
аттестация
4
144 43 101
4 4
4
3 3
4 4
4
3
3
3
2 ГОД
ОБУЧЕ НИЯ
Сентябрь
16-21
9-14
02-07
2025-2026 у.г.
3 3 3
3 3 3
3 3
3 3
1ГОД ОБУЧЕ
НИЯ
Учебные дни
102 3 69
3 3 3
3 3 3 3 3 3
3 3 3 3 3
3 3
35
Учебныенедели
часы
месяца
2.2. Условия реализации программы
Занятия по данной программе предполагают использование нескольких
помещений:
строевые занятияи физическая подготовка проходят на базах и за
счет ресурсов партнеровпо сетевому взаимодействию в МОУ "Пушнинская
ООШ», МОУ «Беломорская СОШ №1»
Для
успешной
реализации
программы
необходимо
кадровое,
материально-техническое, информационно-методическое обеспечение:
1.
Кадровое обеспечение.
Квалифицированный педагог дополнительного образования, имеющий
педагогическое образование.
2 Материально-техническое обеспечение
-музыкальный центр;
-компакт диски;
-видеофильмы;
-иллюстрации;
-компьютер, принтер, сканер, мультмедиапроектор;
-экспонаты школьного музея.
- доска школьная
Информационно – методическое обеспечение:
- пособия;
- методическая литература;
- интернет ресурсы.
- журналы и справочники
Психологическое
обеспечение
программы
включает
в
себя
следующие компоненты:
Создание комфортной, доброжелательной атмосферы на занятиях;
Проведение психологического тестирования с целью выявления
направленности личности;
23
Побуждение творческого воображения учащихся к практической и
творческой деятельности;
Применение
индивидуальных
групповых
и
массовых
форм
обучения;
Субъектное взаимодействие педагога и учащегося, построенное на
сотворчестве, оптимизме;
Организация педагогом ситуаций успеха, авансирование успеха,
особенно для обучающихся, неуверенных в себе, с низким уровнем
мотивации и адаптации;
Развитие у учащихся способности к рефлексии своей деятельности;
Взаимодействие со школой и семьёй.
Валеологическиеусловия
В соответствии с рекомендациями валеологии педагог должен
строить занятия с учётом возрастных и физиологических особенностей
учащихся;
Валеологическим сопровождением образовательного процесса в
Объединении "Патриоты" служат эффективные средства и методы работы по
оздоровлению учащихся:
- Смена видов деятельности юнармейцев;
- Комплекс упражнений для релаксации снятия усталости;
- Контроль
за
соблюдением
санитарно-гигиенических
норм
на
занятиях.
Оборудование для проведения занятий:
1
2
3
4
5
6
7
8
Наименование
Компьютерилиноутбук
Мультимедийнаяаппаратура
Настенная магнитная доска для маркера или для мела
Фотоаппарат
Экран
МакетыавтоматовКалашникова,
Пневматические винтовки и пули для стрельбы
ПротивогазыГП-5,ГП-7,
Количество
1
1
1
1
2
2
5
24
9 Респираторы,
10АптечкиАИ-15
11Ватно-марлевыеповязки
12Носилки
13Сапёрныелопатки
14Комплект флажков (желтого, белого, красного цветов) для
передачи сигналов управления строем
15Компасы
16Военная форма (парадная и полевая)
2. Учебныекарты,коллекции,модели
1 Комплект плакатов по начальной военной подготовке
с
наличием в нем таблиц:
а)устройство и тактико-техническая характеристика мин,
гранат;
б)устройствокомпаса;
в)фортификационные сооружения (окопы, траншеи, щели,
ниши, блиндажи, укрытия);
3 Плакатыпо устройству:7,62(5,45)ммавтомата Калашникова
4 Плакаты(таблицы):
а)основы и правила стрельбы из стрелкового оружия
б)меры безопасности при обращении с оружием и
боеприпасами
5 Плакаты:
а)воинские звания и знаки различия;
б)по организации и несению внутренней службы;
в)по организации и несению караульной службы.
Комплект плакатов по строевой подготовке.
10
1
10
1
5
1
5
10
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
6) Дидактический материал: разработки тематических тестов, задач, викторин; онлайн – тесты, инструктивные карточки – памятки для выполнения
практических работ; тематические презентации, видеоуроки, видеофильмы.
25
2.3. Формы аттестации
Аттестация
обучающихся
является
неотъемлемой
частью
образовательного процесса, которая позволяет всем участникам реально
оценить результативность их совместной творческой деятельности, уровень
развития способностей и личностных качеств ребенка, в соответствии с
прогнозируемым результатом.
Для
отслеживания
результативности
образовательного
процесса
используются следующие виды контроля:
входящий (проводится в начале учебного года для выявления уровня
знаний детей). Например, контрольные занятия со сдачей начальных
нормативов по надеванию противогаза и ОЗК, оказанию первой помощи,
стрельбе из пневматической винтовки, сборке и разборке АК-74. Все
учащиеся проходят тестирование по специально разработанным вопросам, а
также сдают контрольные физические нормативы с целью проверки их
начальной
физической
нормативам
с
подготовки
разделением
по
согласно
гендерному
возрастным
оценочным
признаку
с
учетом
природосообразности. Оценка идёт по следующим практическим заданиям:
сгибание в упоре лёжа, прыжок в длину с места, поднимание туловища, вис
на перекладине, бег. Такой же подход к тестированию и сдаче нормативов
проводится в конце учебного года. Это позволяет определить, насколько
успешно
учащиеся
усваивают
пройденный
материал
и
получают
необходимые знания и навыки.
-
текущий - оперативная и динамическая проверка результатов
обучения, сопутствующая процессу формирования знаний, выработки и
закрепления умений и навыков воспитанников (диагностика), проводится в
течение всего учебного года с целью определения степени усвоения учебного
материала и подбора наиболее эффективных методов и средств обучения),
Текущий контроль уровня достижений учащихся может проходить в
формах:
наблюдения активности на занятии;
26
бесед с учащимися;
анализа творческих работ, проектов;
анкетирования,тестирования.
Викторин и игр.
- Промежуточный (проводится в конце полугодия, четверти или темы
для определения результатов обучения),
-
Итоговый (проводится в конце учебного года с целью определения
уровня развития детей, степени освоения образовательной программы). Это
контрольные итоговые занятия, соревнования, конкурсы, зачет.
Для подведения итогов обучения по программе используются
следующие формы контроля:
-
Творческое задание,
-
тестирование,
-
устный и письменный опрос,
-
дидактическая игра,
-
топографический диктант,
-
соревнование,
-
зачет
Подтверждением
успешности
освоения
программы
служат
следующие показатели:
-
стабильный состав контингента обучающихся
-
успешность выступления в соревнованиях и конкурсах
-
личные показатели обучающихся
По результатам диагностики определяются оптимальные условия для
развития каждого подростка с учетом его возрастных особенностей.
Учащиеся,
успешно
закончившие
курс
дополнительной
образовательной (общеобразовательной) программы «Патриот», получают
свидетельства об окончании ДООП.
27
Критерии оценки результатов на входе реализации программы
Контроль знаний, умений и навыков осуществляется по следующим
показателям: усвоение теоретического материала, владение практическими
умениями и навыками, уровень личностного развития.
Критерии
оценки
результатов
в
ходе
реализации
программы
указываются в диагностической карте «Оценочный лист». Знания, умения и
навыки обучающихся оцениваются по 3-х бальной системе, (1 балл –
минимум, 3 балла – максимум). В конце учебного года проводится
комплексный анализ достижений учащихся 1-го года обучения и 2-го года
обучения по итоговым оценочным листам, после чего делается вывод о
степени освоения программного материала. Учитываются также результаты
участия в соревнованиях, конкурсах и мероприятиях различного уровня. В
соответствии с результатами участия учащегося выставляются баллы в карте
учёта достижений («Оценочные материалы»). По общей сумме баллов
определяется рейтинг учащихся.
Указанные оценочные материалы равной степени могут использоваться
на
усмотрение
педагога
для
всех
видов
контроля
отслеживания
результативности образовательного процесса.
2.4. Оценочныематериалы
Теория: зачет в устной форме по всем темам, и тестирование
Строевая подготовка
1.Строевые приемы, строи подразделений, порядок воинского
приветствия.
Первая медицинская помощь
1. Виды кровотечений
2.Состав аптечки
3.Правила наложения жгута
Выживание в природных условиях
1.Назвать
способы
ориентирования
на
местности,
помогающие
определить стороны горизонта
28
2.Какими способами можно добыть огонь при отсутствии спичек.
3.Назовите способы обеззараживания и очистки воды в полевых
условиях.
Защита от оружия массового поражения
1.Назовите средства индивидуальной защиты населения(дыхания и
кожи)
2.Принцип действия фильтрующего противогаза. Как проверить на
герметичность.
3.Назовите правила пользования средствами защиты кожи
Практика
Физическая подготовка
Бег 500 м
Бег 1000м,3000м
Подтягивание на перекладине
Строевая подготовка
Строевые приемы: на месте и в движении
29
Оценочный лист
Программа кружка «Патриоты»
ФИ ребенка
ТЕОРИЯ
Строевая
подготовка
Огневая
подготовка
Первая
медицинская
помощь
Выживание в
природных
условиях
Защита от
оружия
массового
поражения
ИТОГО
ПРАКТИКА
Физическая
подготовка
Всего
№ ФИО
1
2
3
4
5
6
Педагог -
Знаниеднейвоинскойславы
Знание гос.символики России, текста гимна России,
знаков воинского отличия и родов войск, орденов и
медалей РФ
ЗнаниеосновныхсраженийВОВ
Знание назначения, устройства, защитных свойств
и порядка пользования противогаза.
Знание основного алгоритма действий в ЧС и как
подать сигнал бедствия
Знание приёмов оказания первой доврачебной
помощи пострадавшему
Знаниеусловныхзнаковтопокарты
Умение разбирать и собирать АК -74
Умение стрелять из пневматической винтовки
Умение делать перевязку и наложить шину
Творческаяактивность
Умение предлагать помощь и сотрудничать с
другими
Владениенавыкамисамообслуживания
Навыкиработывкоманде
Навыкисоставленияэлекр.презентации
Уровенькоммуникативныхнавыков
Кол-во мероприятий, в которых принял участие
Кол-вонабранныхбаллов
Степеньосвоенияпрограммы
«Патриоты»
Строеваяподготовка
2024-2025 уч.г.
Физическаяподготовка
Карта учёта достижений («Оценочные материалы»)
Рыжова А.С.
Знаниевыдающихсявоенныхдеятелей
27
2.5. Методические материалы
Печатные пособия
Оборудование и приборы:
•
Аптечка первой медицинской помощи, шины, резиновый жгут,
бинты.
•
Автомат.
•
Учебный манекен для проведения сердечно-легочной реанимации.
•
Персональный компьютер.
•
Мультимедийный проектор, настенный экран.
•
Экранно - звуковые пособия видеофильмы по темам курса
•
Презентации
Методы обучения, используемые на занятиях:
словесные методы обучения: объяснение, беседы, диалог;
работа с книгами (уставами) и журналами военной тематики;
метод
практической
работы:
упражнения,
тренировки;
методы
наблюдения: фото, видеосъемка;
наглядные методы обучения: наглядные материалы (рисунки, плакаты,
фотографии, таблицы, схемы, чертежи), видеоматериалы, слайды, фотографии
Форма обучения – очная. В случаях невозможности проведения занятий
в очном режиме доступно осуществление некоторого числа дистанционных
занятий с использованием электронно-коммуникационных технологий, в том
числе сети интернет.
Формы организации образовательного процесса:
фронтальная,
индивидуальная,
групповая,
Формы организации учебных занятий:
Практические занятия проводятся в группе с целью закрепления и
совершенствования обучающимися ранее приобретенных навыков и умений,
отработки коллективных действий, а также для сплочения коллектива. В
28
практике обучения применяется известный принцип: «Делай, как я». Следовать
образцовому примеру, проявляя творческий подход, - самый короткий путь
овладения воинским мастерством.
Тактико-строевые занятия, как правило, предшествуют тактическим
занятиям
и
проводятся с
целью
отработки обучающимися
техники выполнения приемов и способов действий личного состава
(подразделений) в определенных условиях обстановки. Приемы и способы
действий могут отрабатываться путем их повторения. Переход к выполнению
очередного вопроса осуществляется только после того, как отрабатываемые
приемы и способы действий поняты и выполняются четко и правильно. Для
каждого учебного вопроса создается тактическая обстановка.
Тактические занятия – имеют целью отработать приёмы и способы
боевых действий в составе отделения, а также научить командиров уверенно
командовать
подразделениями.
отрабатываются
в
единой
В
ходе
занятий
тактической
учебные
обстановке,
вопросы
строгой
последовательности во времени и темпе, присущем характеру изучаемого вида
боевых действий.
При организации образовательного процесса программа предусматривает
рациональное сочетание традиционных форм и методов проведения занятий и
инновационных технологий.
При формировании теоретических знаний используются следующие
виды занятий: устное изложение учебного материала, обсуждение изучаемого
материала, беседы,
показ (демонстрация),
практическая
и
упражнения (тренировка),
самостоятельная работа,
встречи,
использованием видеоматериалов.
Устное изложение учебного материала применяется при ознакомлении с
основными положениями уставов и других документов, тактико- техническими
данными, устройством вооружения и военной техники, организацией,
вооружением и тактикой действий подразделений вероятного противника.
Устное изложение бывает в виде объяснения, рассказа или лекции.
Обсуждение изучаемого материала
применяется
для
углубления,
29
закрепления
и
систематизации знаний
на
занятиях
по ряду
тем. Оно осуществляется в ходе бесед, классно-групповых занятий.
Беседа представляет собой способ усвоения знаний юнармейцами путём
ответов на вопросы. Она является для обучаемых процессом решения
логически связанных между собой теоретических и практических задач.
Классно-групповое занятие во многом напоминает развёрнутую беседу.
Однако теоретические и практические вопросы обсуждаются на нём более
основательно, чем в ходе беседы. Обучаемые не просто отвечают на вопросы, а
глубоко анализируют факты и явления, сами делают обобщение и выводы,
углубляют и расширяют свои знания.
Кроме этого, используются активные игровые формы деятельности
состязательного характера: турнир, КВН, викторина, дискуссия, игра на
развитие
внимания, памяти,
наблюдательности,
глазомера, которые
активизируют познавательную деятельность учащихся, а также создают на
занятиях обстановку соревнования и состязательности.
Показ
(демонстрация) –
наиболее
эффективный
путь
обучения разучиваемым действиям. Метод показа представляет собой
совокупность приёмов и действий, с помощью которых у обучаемых создаётся
наглядный
образ
изучаемого
предмета,
формируются
конкретные
представления об устройстве вооружения и военной техники. Показ
применяется при изучении строевых приёмов, физических упражнений,
действий с оружием.
Упражнение (тренировка). Под методом упражнений понимается
многократное, сознательное и усложняющееся повторение определённых
приёмов и действий в целях выработки и совершенствования у обучающихся
навыков
и
умений.
Алгоритм учебного занятия:
Организационный этап: приветствие, проверка посещаемости, создание
психологического настроя на учебную деятельность, активизация внимания,
ознакомление учащихся с планом занятия.
Проверочный этап: проверка усвоения знаний предыдущего занятия.
30
Основной (теоретическая и практическая часть): изучение нового
материала.
Контрольный: выявление качества и уровня овладения знаниями и
умениями.
Итоговый: совместное с детьми подведение итога занятия, анализи
оценка успешности достижения цели, определение перспективы последующей
работы.
Структура занятия будет меняться в зависимости от его типа.
31
Литература
Литература для учащихся:
1.
Серия книг «История России». – М: «Белый город», 2006.
2.
Я познаю мир: Дет. энцикл.: История / Под общ. ред. О.Г. Хинн.-
М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1998.
3.
Народные русские сказки: Из сборника А.Н.Афанасьева.- М.:
Худож. лит., 2003.
4.
О.Е. Жиренко, Е.В. Лапина, Т.В. Киселева. Я – гражданин
России! - М.: «ВАКО», 2006.
5.
И.А. Агапова, М.А. Давыдова. Мы – патриоты! - М.: «ВАКО»,
2006.
Литература для учителя:
1.Мазыкина, Н. Методические рекомендации по совершенствованию
военно-патриотического воспитания детей и подростков Н. Мазыкина //
Воспитание школьников.- 2013-2014гг.- N 6.- С. 13-17.(1)
2. Рожков, С. Воспитываем патриотов: Патриотическое воспитание в
школе / С. Рожков // Пед. вестн.- 2013г.- N 12.- С. 7.
3.
Буторина Т.С., Овчинникова Н.П. Воспитание патриотизма
средствами образования. – СПб.: Каро, 2014. – 224 с.
4. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан
Российской Федерации на 2011-2015 гг.». – М.: Росвоенцентр, 2011г. – 61 с.
5. Гражданское образование в российской школе. – М.: Астрель, 2010г.
– 605 с.
6. Конжиев Н.М. Система военно-патриотического воспитания в
общеобразовательной школе. – М.: Педагогика, 2012г. – 144 с.
Литература для родителей:
1. Концепция патриотического воспитания граждан Российской
Федерации. – М.: Росвоенцентр, 2011. – 25 с.
32
2. Суколенов И.В. Теория и практика патриотического воспитания
учащихся в современных условиях. – Курган: КУ, 2006. – 177 с.
3. Н.А. Печень. Символы воинской славы. – М.: ВЛАДОС, 2004.
Интернет-ресурсы:
Совет безопасности РФ http://www.scrf.gov.ru
Министерство внутренних дел РФ http://www.mvd.ru
МЧС России http://www.emercom.gov.ru
Министерство
здравоохранения
и
соцразвития
РФ
http://www.minzdrav-rf.ru
Министерство обороны РФ http://www.mil.ru
Министерство образования и науки РФ http://mon.gov.ru/
Министерство природных ресурсов РФ http://www.mnr.gov.ru
Федеральная
служба
железнодорожных
войск
РФ
http://www.fsgv.ru
Русский образовательный портал http://www.gov.ed.ru
Энциклопедия безопасности http://www.opasno.net
Личная безопасность http://personal-safety.redut-7.ru
Образовательные
ресурсы
Интернета-Безопасность
жизнедеятельности http://www.alleng.ru
«Мой
компас»
(безопасность
ребёнка)
http://moikompas.ru/compas/be zopasnost_det
.
33