Художественная обработка бересты 24-25

Муниципальное автономное образовательное учреждение
дополнительного образования Беломорского муниципального района
«Беломорский центр дополнительного образования»

«Принята»
на заседании Педсовета
МАОУ ДО «Беломорский ЦДО»
от «31» августа 2022 г
Протокол № 1 от 31.08.2023 г.

«Утверждаю»
Директор МАОУ ДО
«Беломорский ЦДО»
Е.Ю. Кузнецова
01.09.2023 г.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности

«Художественная обработка бересты»
Возраст учащихся: 10-14 лет
Срок реализации: 3 года

Cоставитель:
Рыбакова Татьяна Игоревна
педагог дополнительного образования

Беломорск
2023 г
1

СОДЕРЖАНИЕ

Раздел № 1 «Комплекс основных характеристик программы»
1.1 Пояснительная записка……………………………………………………...3
1.2 Цель и задачи программы…………………………………………………...
1.3 Содержание программы……………………………………………………..
1.4 Планируемые результаты……………………………………………………
Раздел № 2 «Комплекс организационно-педагогических условий»
2.1 Календарный учебный график……………………………………………..
2.2 Условия реализации программы…………………………………………...
2.3 Формы аттестации…………………………………………………………..
2.4 Оценочные материалы……………………………………………………..
2.5 Методические материалы…………………………………………………..
Приложение №1 "Вводный контроль"
Приложение №2 Индивидуальная карточка результатов освоения
программы (по годам обучения)
Приложение №3 Сводная таблица освоения образовательной программы

2

I. Раздел № 1 «Комплекс основных характеристик программы»
1.1.Пояснительная записка
Направленность программы «Художественная обработка бересты» по содержанию
является художественной, по фукциональному назначению прикладной, по форме
организации – групповой, по времени реализации- трехгодичной.
Данная программа разработана на основании следующей нормативно – правовой базы:
 Конституция РФ
 Федеральный закон «Об образовании в РФ» № 273 – ФЗ от 29.12.2012
 Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»
от 25.07.1998 г. №124-Ф3
 Государственная программа Российской Федерации «Развитие дополнительного
образования детей до 2020 годы», утвержденная Постановлением Правительства
Российской Федерации 22.11.2012 г., № 2148-р.
 Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная
распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р
 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 г. N
41 "Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические
требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных
организаций дополнительного образования детей".
 Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам утвержденного приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013 № 1008.
Программа разработана на основе авторской программы «Сохранение и развитие
промысла художественной обработки бересты как традиционного ремесла народов
Карелии» автора Дудкиной Г.М.
Новизна программы состоит в том, что, в ходе обучения по программе впервые
применен здоровьесберегающий принцип реализации программы в соответствии с
санитарными нормами.
Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время внеурочная
деятельность и дополнительное образование должны быть направлены на применение
обучающимися метапредметных знаний, умений, навыков, а также на развитие
универсальных учебных действий. Также актуальность программы заключается
в обращении к духовному наследию прошлого, изучении и освоении культурного
наследия родного края и его национальных традиций, восстановлении их социально –
культурных функций, что является важнейшей идейно – нравственной задачей культурно
– образовательной политики государства.
В наше время заметно возрос интерес к народному художественному творчеству.
Народное искусство сохраняет традиции преемственности поколений, влияет на
формирование художественных вкусов.
Программа направлена в том числе на:
 создание условий для развития ребенка;
 обеспечение эмоционального благополучия ребенка;
 приобщение детей к общечеловеческим ценностям;
 развитие мотивации к познанию и творчеству;
 профилактику асоциального поведения;
 создание условий для социального, культурного и профессионального
самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, ее интеграции в
систему мировой и отечественной культур;
 интеллектуальное и духовное развития личности ребенка;
 укрепление психического здоровья;
взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей.
3

Педагогическая целесообразность программы «Художественная обработка
бересты». Программа создаёт условия для развития творческого потенциала обучающихся
в процессе изготовления художественных изделий из бересты и других природных
материалов. В теоретической части программа предусматривает ознакомление: с видами
природного материала, их свойствами; с разными видами декоративно-прикладного
искусства; историей берестяного ремесла; основами декоративной композиции. В
практической части дети обучаются изготовлению оригинальных сувениров, составлению
композиций из бересты и вспомогательных материалов. Предложенная организация
образовательного процесса является педагогически целесообразно.
Педагогическая целесообразность программы так же заключается в том, что она
позволяет решить важные педагогические задачи: формирование гуманистического
мировоззрения у детей, воспитание коммуникабельных, всесторонне-развитых,
образованных членов общества, способных создавать и ценить прекрасное независимо от
будущей профессии. При этом навыки, полученные на занятиях могут быть полезными
обучающимся для дальнейшего профессионального самоопределения, и социализации в
обществе.
Основа художественного ручного труда дает богатый развивающий потенциал для
детей. Это не только обучение, но и самореализация в творчестве, развитие творческих
способностей, неповторимой индивидуальности, расширение кругозора, воспитание с
учетом современных условий жизни семьи, быта, дизайна.
Данная программа базируется на знаниях и умениях, полученных обучающимися на
уроках ИЗО, технологии, математики, реализует связь с литературой и историей.
В программе подобраны такие изделия, которые позволяют детям получить
достаточно полное представление об искусстве художественной обработки бересты в
целом, а также освоить основные приемы и способы плетения.
Занятия носят в основном практический- ориентированный характер.
Воспитание эстетического вкуса обучающихся должно осуществляться через
понимание ими художественных и технологических возможностей бересты, умение
сохранять и выявлять красоту материала.
С первых занятий следует стимулировать творческий подход к выполнению
изделий, опираясь на важный принцип народного искусства - работу по методу
творческого варьирования типовых композиций. Такой подход способствует развитию у
обучающихся творческой инициативы, активно влияет на качество работ ребят.
Большое внимание на занятиях следует уделять правилам и приемам безопасной
работы.
Цель программы «Художественная обработка бересты» - приобщить детей к
традиционной народной культуре через занятия декоративно- прикладным творчеством –
художественной обработкой бересты.
Задачи:
1. Образовательные:
 Познакомить с историей берестяного промысла, как частью национального наследия
 Познакомить с искусством обработки бересты
 Научить правильной и безопасной организации труда
 Обучить приемам и методам работы с берестой, технологическим приемам в
изготовлении берестяных изделий
2. Воспитательные:
 Формировать представление о народном мастере, как творческой личности, духовно
связанной с культурой и природой родного края.
 Через системность, последовательность занятий воспитать трудолюбие, терпение.
 Воспитывать коммуникативные навыки
Воспитывать личностные качества участников программы.
4

3. Развивающие:



Развивать художественно-творческие способности учащихся (фантазию, образное
мышление, индивидуальность, творческое отношение к труду).
 Способствовать развитию мелкой моторики
Метапредметные:
развивать воображение, внимание, фантазию, память, пространственное мышление,
художественно – эстетический вкус, индивидуальные художественно – творческие
способности детей.
Личностные:
 развивать личностные качества: целеустремленность, отзывчивость, любознательность;
 формировать через знакомство с культурным прошлым родного края чувство
гражданственности, патриотизма и национальной гордости;
 воспитывать уважительное отношение к трудовой деятельности человека.
Отличительные особенности данной образовательной программы
Программа модифицированная: за основу взята авторская программа «Сохранение и
развитие промысла художественной обработки бересты как традиционного ремесла
народов Карелии» автора Дудкиной Г.М. и обобщен опыт многолетней практики
обучения детей в свете современных потребностей и интересов автора данной программы,
педагога дополнительного образования.
Преимущества данной программы перед аналогичными:
1. Программа (3 года) предполагает постепенное усложнение содержания обучения,
привитие прочных умений и навыков обучаемым.
2. В программе конкретизирована система ежегодных творческих отчетов обучаемых,
дополнен перечень видов изделий для данных отчетов.
Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы: от
10 до 14 лет. Дети этого возраста способны выполнять практическую работу при обучении
художественной обработке бересты.
Возрастные особенности.
Средний школьный возраст — самый благоприятный для творческого развития. В
этом возрасте учащимся нравится решать проблемные ситуации, находить сходство и
различие, определять причину и следствие. Стоит обратить внимание на такую
психологическую особенность данного возраста, как избирательность внимания. Они
откликаются на необычные, захватывающие уроки и классные дела, а быстрая
переключаемость внимания не дает возможности сосредотачиваться долго на одном и том
же деле, Однако, если создаются трудно преодолеваемые и нестандартные ситуации
ребята занимаются предлагаемой работой с удовольствием и длительное время. Особое
значение для подростка в этом возрасте имеет возможность самовыражения и
самореализации.
Прием осуществляется на добровольной основе в соответствии с интересами и
склонностями детей. Специальных требований при наборе детей в объединение не
предъявляется. В группах могут заниматься дети с ОВЗ. Занятия проводятся по группам.
Наполняемость групп - до 15 человек.
Сроки реализации образовательной программы:
Программа рассчитана на 3 года, которые делятся на три периода обучения:
 Первый период является подготовительным, в ходе которого дети овладевают
основными навыками для работы с берестой, Дети посещают занятия 2 раза в неделю
по 2 часа (45-10-45) с обязательным 10-ти минутным перерывом. (144 часа в год);
 Во время второго периода происходит совершенствование навыков и приобретений
новых умений. Занятия проводятся два раза в неделю по два часа (45-10-45) с
обязательным 10 минутным перерывом (144 часов в год);
 Третий период посвящен самостоятельному созданию традиционных изделий и в то
же время авторских работ. Занятия проходят два раза в неделю по два часа (45-10-45)
5

с обязательным 10 минутным перерывом (144 часов в
год). Итого программой предусмотрено 432 часа.
Формы занятий
Основной формой организации деятельности обучающихся по данной программе
является традиционное, комбинированное занятие (2 учебных часа). Применяются
индивидуальная и групповая формы работы. В начале занятия теоретические знания
даются всей группе, дальнейшая работа ведется с каждым учеником индивидуально,
учитывая его возможности, возрастные и личностные особенности.
Для наиболее сознательного и прочного усвоения знаний, овладение умениями и
навыками, предусмотренных программой при обучении детей используются такие
формы и методы как:
формы проведения занятий
рассказ
практическое занятие
самостоятельная работа
экскурсии
участие в выставках

методы проведения занятий
словесный
наглядный
практическая творческая деятельность
Репродуктивный
использование ИКТ

Вспомогательными формами выступают экскурсии, походы, рабочие выставки как
форма подведения итогов.
На занятиях дети знакомятся с историей развития данного художественного
промысла, его традициями, мастерами, с историей родного края. Освоение материала
в основном происходит в процессе практической творческой деятельности.
Режим занятий:
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 учебных часа на каждом году обучения.
1.2.Цель и задачи программы
Целью программы является овладение знаниями и представлениями о
художественной обработке бересты, формирование практических умений и навыков,
развитие творческих способностей и индивидуальности учащегося, а также работа с
одаренными учащимися по подготовке к участию в конкурсах различного уровня.
Задачи программы:

познакомить с историей берестяного промысла, как частью национального наследия;

обучить правилам заготовки, хранения и экономного расходования бересты;

обучить приемам и методам работы с берестой;

обучить правильной и безопасной организации труда;

обучить приемам работы с инструментами;

обучить приемам самостоятельной разработки изделий;

ознакомить с основными законами рисунка и композиции при выполнении эскиза
для изделия;

научить творчески использовать полученные умения и практические навыки;

научить планировать последовательность выполнения действий и осуществлять
контроль на разных этапах выполнения работы.

сформировать знания о художественных промыслах;

сформировать осознанное отношение к историческому прошлому, традициям и
промыслам;

раскрыть и развить потенциальные творческие способности каждого ребенка;

сформировать личность, творчески относящуюся к любому делу;
6




развивать художественный вкус, фантазию;
воспитать внимание, аккуратность, трудолюбие.
1.3 Содержание программы

II.

Учебный план.
Первый год обучения

№
Раздел, тема
пп
1
Введение. Вводный контроль

Количество часов
Всего Теория Практика
4
4

Формы аттестации

Опрос, практическое
задание.
2 Художественная обработка бересты – традиционный вид народного искусства Карелии.
2.1 Плоское плетение.
24
24
Рабочие выставки,
анализ работ.
2.2 Косое плетение.
60
4
56
Творческая работа по
теме. Выставка работ.
2.3 Прямое плетение.
12
2
11
Рабочие выставки,
анализ работ
2.4 Работа с пластовой берестой.
22
2
20
Рабочие выставки,
анализ работ
3
20
6
14
Итоговая творческая работа
Тестирование,
Итоговый контроль.
творческая работа.
4

Итоговое занятие.

2

2

ИТОГО

144

20

124

Учебный план. Второй год обучения.
№
пп
1

Раздел, тема
Введение. Вводный контроль

Количество часов
Теоретич. Практич.
Всего
занятия
занятия
4
4

Формы
аттестации
Опрос.

2 Художественная обработка бересты. Знакомство с творчеством ведущих мастеров
Карелии.
2.1 Косое плетение. Промежуточный 58
4
54
Творческая
контроль.
работа по теме.
2.2 Мелкая пластика
30
1
29
Рабочие
выставки,
анализ работ
2.3 Комбинированное плетение.
6
1
5
Рабочие
выставки,
анализ работ
2.4 Работа с пластовой берестой
26
4
22
Рабочие
выставки,
анализ работ
7

3

Итоговая творческая работа
Итоговый контроль.

18

2

4

Итоговое занятие.

2

2

ИТОГО

144

18

16

Тестирование,
творческая
работа.

126

Учебный план. Третий год обучения.
№
Раздел, тема
пп
1

Введение. Вводный контроль.

Количество часов
Форма
Теоретич. Практич. аттестации
Всего
занятия
занятия
4
4
Опрос.

2 Художественная обработка бересты. Знакомство с творчеством В.Костылева,
Шантеревой. Центры резьбы и росписи по бересте.
2.1 Косое плетение. Промежуточный
52
2
50
Творческая
работа по теме.
контроль.
Выставка работ.
2.2 Игрушка из бересты.
32
2
30
Рабочие
выставки,
анализ работ.
2.3 Прорезная береста.
14
2
12
Рабочие
выставки,
анализ работ
2.4 Роспись по бересте.
14
2
12
Рабочие
выставки,
анализ работ
3 Итоговая творческая работа
26
4
22
Тестирование,
Итоговый контроль.
творческая
работа.
4 Итоговое занятие.
2
2
ИТОГО

144

18

126

8

Краткое содержание программы
Первый год обучения
№
Раздел, тема
Всего
Содержание
пп
часов
1
Введение. Вводный 4
Цели и задачи курса. История берестяного промысла.
контроль
Свойства бересты. Инструменты, материалы.
Организация рабочего места. Правила техники
безопасности. Правила обращения с колющими и
режущими инструментами. Правила противопожарной
безопасности. Правила поведения в общественных
местах. Правила поведения в общественном
транспорте.
2 Художественная обработка бересты – традиционный вид народного искусства
Карелии.
Теория Виды плоского плетения. Функциональное
2.1 Плоское плетение. 24
значение предметов, выполненных в данной технике.
Практика.
Изготовление образцов: закладки, очельника,
наконечников 3-х видов, квадратной подставки, оберег
«Звезда».
60
Теория Косое плетение и его особенности. Изучение
2.2 Косое плетение.
образцов изделий, выполненных в традиционной
технике косого плетения. Технология косого
переплетения с учетом толщины и ширины лент.
Декоративное оформление предметов быта.
Практические работы: освоение рабочих приемов
косого переплетения, техника подтяжки берестяных
лент, виды оформления края изделия, плетение
вспомогательных элементов «ручка», «ножка».
Практика.
Изготовление солонки с зубчатым краем, прямым
краем, солонки на ножках, конфетницы с
комбинированным краем, конфетницы с ручкой,
корзиночки, сухарницы, шкатулки. Творческая работа
по итогам темы. Промежуточный контроль.
Теория Знакомство с прямым переплетением лент.
2.3 Прямое плетение.
12
Приемы прямого переплетения лент и их особенности.
Практика.
Практические работы: корзиночка, солонка с узкой
горловиной.
Теория Распространение изделий из пластовой бересты
2.4 Работа с пластовой 22
на территории Карелии. Изучение приемов работы с
берестой.
пластовой берестой. Технология изготовления туесов.
Практика.
Выполнение эскизов туесов, изготовление туесов с
различными видами крышек. Оформление рубашек
туесов косым плетением, прямым плетением,
выжиганием. Творческая работа по итогам темы.

9

Итоговая
творческая работа
Итоговый контроль.

3

20

Творческая работа на основе знаний и умений,
полученных в течение года.
Теория. Выбор темы, сбор информации, планирование.
Практика. Выполнение эскиза, расчет количества
нужного материала, подготовка к работе.
Выполнение итоговой творческой работы в материале.

Итоговое занятие.
ИТОГО
Второй год обучения.
4

№
пп

Раздел, тема

2
144

Всего
часов

Защита творческой работы

Содержание

Цели и задачи курса. Пудож и Олонец – центры
сохранения промысла обработки бересты. Значение
берестяных изделий для крестьянского хозяйства.
Материалы и инструменты. Правила техники
безопасности. Правила обращения с колющими и
режущими инструментами. Правила противопожарной
безопасности. Правила поведения в общественных
местах. Правила поведения в общественном
транспорте.
2 Художественная обработка бересты. Знакомство с творчеством ведущих мастеров
Карелии.
Теория Углубленное изучение приемов, используемых
2.1
58
Косое плетение.
в косом плетении. Наращивание лент. Уменьшение
Промежуточный
количества пар берестяных лент в работе. Плетение
контроль.
узкой горловины, внутреннего слоя. Виды оформления
плетеных работ: перевив, двойной перевив,
«треугольник».
Практика. шкатулка с внутренним слоем, футляр для
очков, хлебница, рыбацкие солоницы, поставец.
Теория Современные виды плоского плетения.
2.2
Мелкая пластика 30
Применение и назначение изделий, выполненных в
технике плоского плетения. Практические работы:
изготовление различных бусин, брошей, браслетов,
цветов, композиция.
Теория Возможности комбинированного плетения.
2.3
Комбинированное 6
плетение.
Использование элементов прямого и косого плетения в
одной работе.
Практика: плетение солонки-птички.
Теория Техника тиснения по бересте. Использование
2.4
Работа с пластовой 26
традиционных орнаментов в данной технике.
берестой
Оформление туесов в технике наслоения.
Практические работы выполнение эскизов для
тиснения по бересте, создание композиций из
нескольких предметов. Закрепление навыков,
полученных при изучении техники тиснения и
наслоения.
1

Введение. Вводный 4
контроль

10

3

4

18
Итоговая
творческая работа
Итоговый контроль.
Итоговое занятие. 2
ИТОГО
144

Творческая работа на основе знаний и умений,
полученных в течение года. Самостоятельная работа
учащихся над изделием.
Защита творческой работы

11

Третий год обучения.
№
пп

Раздел, тема

Всего
часов

Содержание

Основные центры художественной обработки бересты в
Северо-Западного региона России и Сибири.
Знакомство с техниками обработки бересты,
традиционными для этих регионов. Материалы и
инструменты. Правила техники безопасности. Правила
обращения с колющими и режущими инструментами.
Правила противопожарной
безопасности. Правила поведения в общественных
местах. Правила поведения в общественном
транспорте.
2Художественная обработка бересты. Знакомство с творчеством В.Костылева,
Шантеревой. Центры резьбы и росписи по бересте.
Теория Крупные работы из бересты. Техника плетения
2.1
52
Косое плетение.
Промежуточный
из широких берестяных лент. Различные виды лаптей:
«с пятки», «с носка», «с подошвы», «сапоги».
контроль.
Практические работы: изготовление кошеля,
корзины, лаптей и др.
Теория Виды берестяных игрушек. Берестяная
2.2
32
Игрушка из
скульптура, ее место в художественной обработке
бересты.
бересты. Знакомство с творчеством ведущих мастеров.
Практические работы: изготовление рожков,
погремушек, скульптуры. Технология плетения
изгибов, окружностей, соединения деталей. Творческая
работа.
Теория Промысел прорезной бересты на Русском
2.3
14
Прорезная
Севере. Техника резьбы по бересте. Композиция.
береста.
Симметрия в декоративной композиции.
Практическая работы Составление эскизов для
прорезной бересты. Выполнение шкатулки в данной
технике.
Теория Роспись пермагорских и устюжских мастеров.
2.4
14
Роспись по
бересте.
Особенности росписи берестяных изделий. Техника
росписи. Практические работы: подготовка эскиза,
изготовление туеса, роспись на туесе.
3
26
Теоретическая и практическая часть. Воплощение
Итоговая
творческой идеи в материале.
творческая работа
Итоговый контроль.
4
Защита творческой работы
Итоговое занятие. 2
1

Введение.
Вводный
контроль.

4

ИТОГО

144 ч.

12

1.4 Ожидаемые результаты освоения программы:
Реализация программы обеспечивает достижение учащимися личностных,
метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах
обучающихся, которые они должны приобрести в процессе освоения данной программы, а
именно:
-формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- проявление дисциплинированности, внимательности, трудолюбия и упорства в
достижении поставленных целей;
- формирование мотивации к творческому труду, работе на результат.
- формирование ответственности за выполняемую работу;
- формирование адекватной самооценки;
- развитие коммуникабельности, толерантности, способности сотрудничать
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных
учебных действий обучающихся, проявляющихся в познавательной и практической
деятельности, и отражают:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности,
поиска средств ее осуществления в разных формах и видах художественной деятельности;
- умение организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства
для достижения её цели;
- умение активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со
сверстниками в достижении общих целей;
- умение продуктивно сотрудничать (общение, взаимодействие) со сверстниками при
решении задач на занятиях и вне занятий
Предметные результаты отражают знания и умения обучающихся в художественной
Предметные
результаты:

1 год обучения

2 год обучения

3 год обучения

Учащийся
должен знать

 правила техники
безопасности;
 требования к подготовке
 материала;
 свойства бересты;
 различать виды плетения
(косое,
 прямое, плоское);
 приёмы косого, прямого
плетения;
 виды оформления
изделий,
 выполненных в технике
косого
 плетения;
 технологию изготовления
туесов;
 сроки и методы заготовки
бересты
 проводить операции
измерения, разметки,

 правила техники
 безопасности;
 особенности
оформления
 туесов в технике
тиснения
 и наслоения;
 традиционные
орнаменты;
 основы составления
 композиции;
 сложные приёмы
косого
 плетения (плетение
внутреннего края,
уменьшение числа лент
в процессе плетения);

 правила техники
 безопасности
 особенности плетения
 из широких лент;
 технику наращивания
 лент;
 технику плетения
изгибов, окружностей;
 технику соединения
деталей плетёных
 понятие симметрии в
декоративной
композиции;
 правила обращения с
ножом резаком и
стамесками;
 особенности росписи
 берестяных изделий;

 применять в работе
сложные приёмы

 наращивать ленты в
плетении;

Учащийся
должен

13

уметь

резания;
 правильно подготовить
материал;
 плести простые работы в
технике
 косого плетения с
прямоугольным
 и квадратным дном;
 определить, исследуя
образец, сколько нужно
приготовить лент для
 работы, определить
ширину, длину дна и
высоту изделия;
 изготовить простой
 туес

косого плетения
(плетения внутреннего
края,
 уменьшение числа
лент в
 процессе плетения);
 сделать эскиз
орнамента;
 собирать туеса с
помощью клея
«Момент»;
 подобрать бересту для
 тиснения;
 правильно
пользоваться
 инструментами для
 тиснения.

 соединять детали в
плетении;
 плести лапти 3-х
видов;
 выполнить эскиз;
 подобрать бересту для
резьбы;
 правильно пользоваться
инструментами для
резьбы;
 выполнять основные
операции росписи по
бересте

14

Раздел № 2 «Комплекс организационно-педагогических условий»

часы
18

2
144

практика

4

- 36
а 35
т 34
т 33
е
с 32
т 31
а 30
ц 29
и
я 28
, 27

26

Теория

28-04

4

часы

21-27

4

4

14-20

4

19-25

07-13

4

4

31-06

4

12-18

24-30

4

4

17-23

4

05-11

10-16

4

к
о 25
н 24
т
23
р
о 22
л 21
ь 20

каникулы

май

03-09

4

4

24-02

17-23

4

4

10-16

03-09

4

19

у 18
ч
е
б 17
н 16
ы16
е 14

д 13
н 12
и 11

10

учебные дни

Апрель

Март

Февраль

27-02

4

4

16-22

4

20-26

09-15

4

4

02-08

4

13-19

25-01

4

06-12

18-24

4

30-05

11-17

4

4

04-10

4

23-29

28-03

4

4

4

4

занятия

Январь

Декабрь

21-27

4

к9
а 8
н7
и6
к5
у4
л3
ы2

14-20

23-29

4

1

Аттестация, контроль

07-13

16-22

4

30-06

09-15

4

2/3 год обучения

Ноябрь

октябрь

02-08

недели

сентябрь

всего

Мес
яца

2.1. Календарный учебный график на 2024-2025 учебный год
Продолжительность обучения по программе «Художественная обработка бересты»:
2/3 год обучения – 144 часа – 36 недель. Начало -02.09.2024г, окончание – 31.05.2025 г.

126

2.2. Условия реализации программы
Условия реализации программы
Для реализации данной программы необходимы следующие условия:
Занятие кружка должны проводиться в светлом, сухом, достаточно просторном помещении.
У каждого ребенка должен быть набор необходимых инструментов. Целесообразно также
иметь большой рабочий стол для разборки сортировки бересты. Необходим шкаф для
хранения незаконченных изделий, оборудование и методической литературы, а так же
стенды для размещения образцов изделия.
В процессе работы по данной программе можно использовать
информационно методические материалы:

литературу по разделам: «Техническое и прикладное творчество»;

игры, конкурсы, сценарии, кроссворды, а так же методическую литературу
из прилагаемого к программе списка.
Дидактическое обеспечение:

наглядные пособия, изготовленные кружковцами;

образцы изделий и шаблонов;

образцы изделий декоративно прикладного искусства;
Инструменты и материалы для работы:

Ножницы;

Тупые и острые ножи (резаки);

Шило;

Пробойник;

Ленторез;

Молоток;

Скрепки, проволока, гвозди, прочные нитки;

Штампики, сечки для пробивания отверстий;

Бумага (калька, рисовальная, картон для шаблонов);

Фломастеры, простые карандаши, ластики;

Клей ПВА, клей типа “Момент”, “Титан”;

Линейки, треугольники, циркуль;

Тряпки для удаления излишков клея;

Кусок толстой резины для пробивания отверстий;

Маленькие ножницы;

Пинцет;

Аппарат для выжигания

16

2.3. Аттестация
2.4 Оценочные материалы

Критерии оценки знаний и умений
ТехникоВысокий уровень
экономические
требования
Изделие
Качество
выполненной выполнено точно
по образцу, в
работы
соответствии с
требованиями,
выдержаны
размеры

Средний
уровень

Удовлетворительный
уровень

Достаточный
уровень

Изделие
выполнено по
образцу, размеры
выдержаны, но
качество изделия
ниже требуемого

Изделие выполнено с
небольшими
отклонениями,
качество
удовлетворительное

Учащийся не может
выполнить
самостоятельно
сложные изделия.
Простое изделие
выполнено с
небольшими
отклонениями,
качество
удовлетворительное

Затраты
времени на
выполнение
работы

Работа выполнена
в срок или раньше
срока

На выполнение
работы затрачено
времени больше
установленного по
норме на 10%

На выполнение работы
затрачено времени
больше
установленного по
норме на 25%

Работа выполняется
медленно,
необходима
помощь педагога

Соблюдение
технологии
при
выполнении
работы

Работа выполнена
в соответствии с
технологией

Работа
выполняется в
соответствии с
технологией,
отклонения от
нормы не имели
принципиального
значения

Работа выполняется с
отклонениями от
технологии, но
изделие может быть
использовано по
назначению

Не может
подготовить
материал для
работы, работа
выполняется с
отклонениями от
технологии.

Проявление
творчества,
фантазии

Самостоятельное
воплощение к
творческих идей

Требовалась
незначительная
помощь педагога

Внесение элементов
творчества в
изготовление изделий
по образцу

Помощь педагога в
течение всего
процесса
изготовления
изделия.

Соблюдение
Обязательно при выполнении всех работ
правил
безопасности
труда и
санитарногигиенических
требований

17

2.5. Методическое обеспечение программы
В работе используются все виды деятельности: игра, труд, познание, учение,
общение, творчество.
Основной вид занятий – практический. Занятия носят в основном практический характер.
На сообщение теоретических сведений отводится не более 20% учебного времени. Сведения
связаны с практической работой. Большое внимание на занятиях уделяется правилам и
приемам безопасной работы учащихся.
Методы проведения занятий:

Словесные методы включают в себя беседы, вводное занятие, краткие
сообщения по отдельным темам - это теоретическая готовность детей к практическим
занятиям, поощрение, указание, пояснение. Теоретические сведения - это объяснение нового
материала, информации познавательного характера. Теоретический материал обычно дается
в начале занятия.

Наглядные методы - различные выставки работ детей, которые
позволяют на образцах пояснить выполнение тех или иных элементов работы, либо всей
работы целиком, использование натуры, исследования, показ приемов работы, показ
иллюстраций.

аналитические (сравнение, анализ, самоанализ);

Практические приемы (упражнения) отрабатываются на всех этапах
программы. На практических занятиях надо показывать на практике последовательность
изготовления поделки. Сравнение выполненной работы с наглядным пособием или с
работой другого ученика позволяет ребенку анализировать собственные достижения и
неудачи. С помощью педагога ребенок может исправить ошибки, доработать неудачно
выполненные элементы.

Методы фронтальной работы. Используются при объяснении нового
материала или одинакового для всей группы задания.
Фронтальный показ - это демонстрация наглядного материала, готовых образцов. А так
же разнообразие технических приемов работы. Показ всегда сопровождается пояснением
педагога.

Индивидуальная работа
Выполнение задания детьми обычно проходит неравномерно: одни дети уже выполнили
работу, а другие только начинают, поэтому педагог проводит и индивидуальную работу,
иногда необходимо дополнительно объяснить задание.
Примерная структура занятия:
-вступительная беседа;
-повторение изученного материала;
-объяснение технологии изготовления изделия;
-практическая работа;
-подведение итогов
Каждое занятие по темам программы, как правило, включает теоретическую часть и
практическое выполнение задания.
Теоретические сведения – это может быть повтор пройденного материала, объяснение
нового, информация познавательного характера о видах декоративноприкладного искусства, народных промыслах, старинных традициях. Новую тему, то или
иное задание надо объяснять просто и доходчиво, обязательно закрепляя объяснение
показом наглядного материала (таблицы, технологические карты, схемы, шаблоны, готовые
образцы).Теория преподносится в форме рассказа-информации или беседы, сопровождаемой
вопросами к детям. Использование наглядных пособий повышает интерес к изучаемому
материалу, способствует развитию внимания, воображения,
наблюдательности, мышления.
18

На занятиях используются различные виды наглядности: показ иллюстраций,
рисунков, проспектов, журналов, фотографий, образцов изделий, демонстрация трудовых
операций, различных приемов работы, которые дают достаточную возможность детям
закрепить их в практической деятельности. При проведении практических работ в
процессе работы с различными инструментами и приспособлениями идет постоянно
напоминание детям о правилах пользования инструментами и соблюдении правил
гигиены, санитарии и техники безопасности. Для проведения практических работ у
каждого ребенка имеется набор инструментов и материалов, необходимых для
конкретного занятия.
Во время учебного занятия предусматривается разнообразие и смена видов
деятельности. На начальном этапе обучения детям оказывается помощь в планировании
процесса изготовления берестяного изделия: деление его на части, подбор инструментов,
подготовка бересты к работе, определение количества материала для данного изделия.
При знакомстве с различными приемами и техникой выполнения плёта,
предусматривается принцип «от простого к сложному». Несложность исполнения первых
работ рождает у детей уверенность в своих силах.
Основное место на занятиях отводится практическим работам, которые
включают выполнение графических зарисовок, изготовление поделок и сувениров.
Во время учебного занятия предусматривается разнообразие и смена видов
деятельности.
На начальном этапе обучения детям оказывается помощь в планировании процесса
изготовления берестяного изделия: деление его на части, подбор инструментов,
подготовка бересты к работе, определение количества материала для данного изделия.
При знакомстве с различными приемами и техникой выполнения плёта,
предусматривается принцип «от простого к сложному». Несложность исполнения первых
работ рождает у детей уверенность в своих силах.
В процессе обучения у детей развивается творческое воображение. На основе
проработанных изделий приобретается опыт, необходимый для создания новых образцов,
а рабочие навыки являются основой для творчества.
По мере обучения детям предоставляется возможность самостоятельно распределить
инвентарь, подготовить бересту для плетения, экономно и целесообразно использовать её,
организовать выставку, провести анализ выполненной работы, спланировать процесс
изготовления изделия.
В процессе изготовления работ из бересты большое внимание обращается на подбор
изделий, над которыми работают дети. Народное искусство было всегда преимущественно
бытовое. Изучая его приемы, традиции, своеобразную художественную структуру, дети
создают нужные для всех изделия, которые сразу найдут себе применение (очельники,
конфетницы, туеса, корзинки и. т. д) Такое обучение делает занятия серьезными,
практически необходимыми. Успех детей в изготовлении изделий декоративноприкладного искусства рождает в них уверенность в своих силах, воспитывается
готовность к проявлению творчества в любом виде труда, они преодолевают барьер
нерешительности, робости перед новыми видами работы.
Участие в конкурсах, в выставках работ дают возможность ребенку заявить о своих
творческих способностях, способствуют становлению личности и самореализации
В образовательном процессе применяются такие
педагогические технологии:
Все обучающие, развивающие, воспитательные, социальные технологии,
используемые в данной образовательной программе, направлены на то, чтобы:
- разбудить активность детей;
- вооружить их оптимальными способами осуществления деятельности;
- подвести эту деятельность к процессу творчества;
- опираться на самостоятельность, активность и общение детей.
19

1) Игровая технология (Эльконин Д.Б) – которая объединяет достаточно обширную
группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных
педагогических игр. Их основная цель – обеспечение личностно-деятельного характера
усвоения знаний, умений, навыков. Основным механизмом реализации являются методы
вовлечения обучаемых в творческую деятельность. Именно игровые технологии
нацелены на развитие восприятия, внимания, памяти, мышления, творческих
способностей детей.
2) Технология личностно-ориентированного обучения (Яниманская И.С) – организация
воспитательного процесса на основе глубокого уважения к личности ребёнка, учёте
особенностей его индивидуального развития, отношения к нему как к сознательному,
полноправному и ответственному участнику образовательного процесса. Это
формирование целостной, свободной, раскрепощённой личности, осознающей своё
достоинство и уважающей достоинство и свободу других людей. Личностноориентированные
технологии используются
для
развития
индивидуальных
познавательных способностей ребенка на основе использования имеющегося у него опыта
жизнедеятельности. В результате личностно-ориентированного подхода у детей
появляется интерес к занятиям, учебно-воспитательный процесс становится более
интересным, привлекательным и результативным. Создаются условия для развития
личностных возможностей обучающихся, включая формирование его рефлексивного
мышления и собственного мнения.
3) Здоровьесберегающие технологии (Сонькина В.Д) –ориентированы на сохранение,
поддержание, и укрепление здоровья детей, путем формирования знаний о здоровом
образе жизни. Образовательная программа, включающая здоровьесберегающие
технологии, способствует формированию основ самоконтроля и саморегуляции. Дети
совершенствуются духовно, физически и интеллектуально
4)Информационные технологии – все технологии, использующие специальные
технические информационные средства: компьютер, аудио-, видео-, теле- средства
обучения.
Использование перечисленных выше технологий характеризует целостный
образовательный процесс детского объединения и является формой организации
творчества детей, где каждый ребенок не только обеспечивается полной свободой
творческой инициативы, но и нуждается в продуманной стратегии, отборе средств
выражения, планировании деятельности.
Реализация программы проходит по линейной структуре, от простого к сложному, с
дифференциацией по индивидуальным способностям и потребностям обучающихся.
Приобщение детей к творчеству идет очень индивидуально: одни проходят этот
этап быстро, другие дольше остаются лишь исполнителями, и только, накопив
определенный навык, наблюдая за работой других детей, начинают пробовать свои силы в
творчестве.
Руководитель объединения может изменять темы в зависимости от контингента
учащихся, от условий работы, возможностей объединения, характера заготовленного
материала,
интересов
ребенка.

20

2.6 Используемая литература
Литература для педагога
1. Балдина О. Русские народные картинки. – М.: Молодая гвардия, 1972.
2. Буриков В. Г., Власов В. Н. Домовая резьба. - М.: Нива России, 1994.
3. Голубева Н.Н. Аппликация из природных материалов. – М.: Культура и традиции, 2002.
4. Горяева И. А., Островская О.В. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. М.: Просвещение 2001.
5. Данилова Л.И. Окно с затейливой резьбой. – М.: Просвещение, 1986.
6. Дидактические материалы по экологии (региональный компонент). Учебное пособие
для учителлей начальных классов. // сост. М.Н. Колбасенко, З.П. Севастьянова Архангельск , 1997.
7. Донец Е., Рачков П. Плетение из лозы и лыка. - М.: РАНКО-пресс. 1994.
8. Дудкина Г.М. Авторская программа «Срхранение и развитие промысла
художественной обработки бересты как традиционного ремесла народов Карелии». –
Петрозаводск, 1998.
9. Клевцов В.И. Плетение из бересты. – СПб.: Лениздат, 1996.
10. Клыков С.С. Работа с берестой. – Архангельск: АО ИППК РО, 1995.
11. Областная школа народных ремесел. Учебные программы. Архангельск 1997, 2000.
12. Русская изба - иллюстрированная энциклопедия. – СПб.: Искусство-СПБ, 2001.
13. Трапезников Ф.Ф. Плетение из ивового прута и бересты. - М.: Нива России, 1995.
14. Уткин П.И., Королева Н.С. Народные художественные промыслы. - М.: Нива
России, 1992.
15. Федотов Г.Я. Волшебный мир дерева. - М.: Просвещение, 1987.
16. Финягин В.В.Изделия из бересты. – М.: ООО Издательство Астрель: ООО
Издательство АСТ, 2001.
17. Хворостов А.С., Новиков С.Н. Мастерим вместе с папой. - М.: Просвещение, 1991.
18. Черныш И.В. Поделки из природных материалов. Основы художественного ремесла.
- М.: "ACT- ПРЕСС " 2000.
19. Черемухина Л.А. Северная кухня. - Архангельск: Северо-Западное книжное
издательство, 1992.
20. Шмаков С. Нетрадиционные праздники в школе. - М.: Новая школа, 1997.
21. Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В. Изобразительное искусство. Учебник для 4 класса
начальной школы. – М.: Просвещение, 2006.
22. Энциклопедия обрядов и обычаев. // сост. Л.И. Брудная, З.И Гуревич, О.Л.
Дмитриева – СПб.: Респекс, 1996.
23. Янин В.Л. Берестяная почта столетий. – М.: Педагогика, 1979.
Литература для учащихся:
1. Голубева Н.Н. Аппликация из природных материалов. – М.: Культура и традиции,
2002.
2. Гульянц Э.К., Базин И.Я. Что можно сделать из природного материала - M. 1991.
3. Нагибина М.И. Природные дары для поделок и игры. – Ярославль, 1997.
4. Нагибина М.И. Плетение для детворы из ниток, прутьев и коры. –Ярославль, 1997.
5. Перевертень Г.И. Самоделки из разных материалов. - М. 1985.
6. Русская изба - иллюстрированная энциклопедия. – СПб.: Искусство-СПБ, 2001.
7. Трапезников Ф.Ф. Плетение из ивового прута и бересты. - М.: Нива России, 1995.
8. Финягин В.В.Изделия из бересты. – М.: ООО Издательство Астрель: ООО
Издательство АСТ, 2001.
9. Хворостов А.С., Новиков С.Н. Мастерим вместе с папой. - М.: Просвещение, 1991.
10. Шмаков С. Нетрадиционные праздники в школе. - М.: Новая школа, 1997.
ЦОРы, используемые в работе
комплект компьютерных презентаций по пластовой бересте, видам плетения (косому,
прямому, комбинированному),
21

Приложение№1
Вводный опрос для 1 года обучения.
Цель - выяснить уровень знаний, наличие мотивации к обучению.
Вопросы:
1. Нравятся ли Вам берестяные изделия?
2. Плетёт ли кто-нибудь из членов вашей семьи из бересты?

3.Умеете ли Вы плести из бересты?
4. Пригодятся ли Вам эти знания и умения в жизни?
5. Нравится ли вам посещать культурные мероприятия (выставки, экскурсии и т.д.)?

6.Назовите правила обращения с ножницами.

Вводный опрос для 2 года обучения.
Цель определить уровень знаний на начало учебного года.
Вопросы:
1.Перечислите правила техники безопасности.
2.Какими свойствами обладает береста?
3. Сколько лент требуется для плетения изделия с квадратным дном?
4. Сколько лент требуется для плетения изделия с прямоугольным дном?
5. Какими способами украшают изделия, плетенные из бересты?
Вводный опрос для 3 года обучения.
Цель определить уровень знаний на начало учебного года.
Вопросы.
1. Перечислите правила техники безопасности.
2. Ленты для плетения должны быть одинаковыми .(Нужное подчеркнуть или отметить)

-по толщине - по длине
-по количеству слоев

-по цвету

-по ширине

- по эластичности

3. Как применяются изделия из бересты?
4. Сколько лент требуется для плетения изделия с квадратным дном?
5. Сколько лент требуется для плетения изделия с прямоугольным дном?
6. Назовите предметы крестьянского быта, выполненные из бересты.

22

Приложение
Словарь терминов
Инкрустация – украшение поверхности (деревянной) изделия элементами из
соломки.
Коточик – металлический выгнутый стержень с плоской поверхностью с удобной
деревянной ручкой для проделывания проходов между ленточками во время
плетения. Ленторез – служит для приготовления берестяных лент разной
ширины, состоит из двух деревянных пластин и металлического лезвия.
Междоузлие (коленце) – часть ствола злаков между узлами.
Нож-косяк – нож с длинной рукояткой и острым коротким лезвием.
Пресс – тяжесть, груз для прижимания склеиваемых деталей.
Пробойник – инструмент из стальной трубки для выбивания одинаковых
элементов из соломы, бересты.
Плетежок (плетенка) – косичка, плетеная тесемка из
соломы. Сбежистость – постепенное уменьшение толщины
ствола к вершине. Шаблон – готовый образец, по которому
изготавливают изделие.
Штампик – инструмент из древесины, трубочек, один из торцов которых
имеет форму одного из элемента орнамента (цветок, квадрат, круг и др.) и
ударом молотка делают оттиск на бересте.
Формы
аттестации
Текущий
контроль
Проводится в конце изучения каждой темы - мини выставка с презентацией
своего изделия и последующим анализом работ (см. Приложение №1)
Промежуточная аттестация
Диагностика уровня ключевых, метапредметных и предметных компетенций
учащихся – вводная - сентябрь, итоговая - май.
Иагъэнютоговая аттестация
Оценка качества обученности учащихся по завершению обучения по
образовательной программе - творческая работа и тестирование, а также
наградные документы за участия в конкурсах различного уровня по профилю

23

Приложение 2
Индивидуальная карточка результатов освоения программы первого года обучения
П.Д.О. Рыбакова Татьяна Игоревна
Воспитанник
Показатели

1

2

3

Теоретические знания
а) знания спец технологий работы с материалами;
Практические умения и навыки, предусмотренные программой.
-Плоское плетение, ,
Изготовление: закладки, очельника, наконечников 3-х видов, квадратной подставки, оберег «Звезда».
- косое плетение
Изготовление солонки с зубчатым краем, прямым краем, солонки на ножках, конфетницы с комбинированным
краем, конфетницы с ручкой, корзиночки, сухарницы, шкатулки.
- прямое плетение
Изготовление корзиночки, солонки с узкой горловиной.
- Работа с пластовой берестой
Изготовление туесов с различными видами крышек. Оформление рубашек туесов косым плетением, прямым
плетением, выжиганием
Творческая работа .
владение специальным инструментом: резаки, чеканы, пробойники, шило, нож, ножницы, работа с клеем
ПВА, «Момент»
творческие навыки:
а) работа по замыслу;
б) самостоятельная работа.
Умение оформлять готовые изделия.
общие учебно-коммуникативные умения:
а) умение работать в коллективе;
б) умение слушать и слышать педагога.
учебно-организационные умения и навыки:
а) умение организовать свое рабочее место;
б) навыки соблюдения правил техники безопасности в процессе работы;
в) исполнительское мастерство (качество, аккуратность, чистота)
Выставочная деятельность: На уровне объединения.

Первый год обучения
Конец 1
Конец 2 п/г
п/г

Методы диагностики
Контрольные занятия
Контрольные
задания. Наблюдения

Наблюдения

Наблюдения

Наблюдения

24

Приложение 2
Индивидуальная карточка результатов освоения программы второго года обучения
П.Д.О. Рыбакова Татьяна Игоревна
Воспитанник
Показатели

1

Теоретические знания
а) Правила обращения с колющими и режущими инструментами
Практические умения и навыки, предусмотренные программой.
-косое плетение, ,
Изготовление: шкатулки с внутренним слоем, футляр для очков, хлебница, рыбацкие солоницы,

Первый год обучения
Конец 1
Конец 2 п/г
п/г

Методы диагностики
Контрольные занятия
Контрольные
задания. Наблюдения

поставец.
- мелкая пластика
Изготовление различных бусин, брошей, браслетов, цветов, композиций..
- комбинированное плетение
Изготовление солонки-птички

- Работа с пластовой берестой
Создание композиций из нескольких предметов
Творческая работа
2

3

владение инструментом: Резак, чеканы, пробойники. Работа с клеем, природным материалом.
творческие навыки: а) работа по замыслу; б) умение самостоятельно изготавливать различные
детали. в) выполнение эскизов
общие учебно-коммуникативные умения:
а) умение работать в коллективе;
б) умение слушать и слышать педагога.
учебно-организационные умения и навыки:
а) умение организовать рабочее пространство;
б) навыки соблюдения правил техники безопасности в процессе работы;
в) исполнительское мастерство.
Выставочная деятельность: На уровне ЦДО.

Наблюдения
Опрос
Собеседование
Наблюдения

Наблюдения

25

Приложение 2
Индивидуальная карточка результатов освоения программы третьего года обучения
П.Д.О. Рыбакова Татьяна Игоревна
Воспитанник
Показатели

1

Теоретические знания
а) Правила обращения с колющими и режущими инструментами
Практические умения и навыки, предусмотренные программой.
-косое плетение, ,
Изготовление крупных работ: изготовление кошеля, корзины, лаптей и др.:
- игрушки из бересты
Изготовление рожков, погремушек, скульптуры. Технология плетения изгибов, окружностей,

Первый год обучения
Конец 1
Конец 2 п/г
п/г

Методы диагностики
Контрольные занятия
Контрольные
задания.

соединения деталей.
- прорезная береста

Выполнение шкатулки в данной технике.
- Роспись по бересте
Изготовление туеса, роспись на туесе.
Творческая работа
2

3

владение инструментом:
Резак, чеканы, пробойники, стамески. Работа с клеем.
творческие навыки: а) работа по замыслу; б) самостоятельное изготовление эскизов, элементов
изделий, оформление работы.
учебно-коммуникативные умения и навыки: а)
умение работать в коллективе;
б) умение адекватно реагировать на поправки и замечания педагога.
учебно-организационные умения и навыки: а)
умение организовать рабочее место;
б) навыки соблюдения правил техники безопасности;
в) исполнительское мастерство
Выставочная деятельность: На уровне города, района и Республики.

Контрольные задания

Наблюдение.
Собеседование.
Контрольный
опрос.

Наблюдения

26

Приложение №3
Сводная таблица освоения образовательной программы
«Художественная обработка бересты»
За 20
–20
учебный год
П.Д.О. Рыбакова Татьяна Игоревна
ФИ ребенка

Общее количество баллов
Практические

Владение спец.

Творческие

Учебно-

Учебно-

Участие в

навыки

оборудованием

навыки

коммуника

организа

выставочной

тивные навыки

торские умения

деятельности

Конец
1 п/г

Конец
1 п/г

Конец
1 п/г

Конец
2 п/г

Конец
1 п/г

Конец
2 п/г

Конец 1
п/г

Конец
2 п/г

Конец
2 п/г

Конец
2 п/г

Конец
1 п/г

Конец
2 п/г

итого

Конец
1 п/г

Конец
2 п/г

1-26 баллов – программный курс не усвоен. 27-47 баллов – минимальный курс освоения программы. 48-80 баллов – низкий уровень освоения программы.
81-140 баллов – средний уровень освоения программы. 141-180 баллов – хороший уровень освоения программы
181-220 баллов – максимальный уровень освоения программы

Общее количество баллов (100% освоение программы (максимальный уровень) 2040
27

26


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
МАОУ ДО "Беломорский ЦДО"

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».