Мозайка 24-25

Муниципальное автономное образовательное учреждение
дополнительного образования Беломорского муниципального района
«Беломорский центр дополнительного образования»

«Принята»
на заседании Педсовета
МАОУ ДО «Беломорский ЦДО»
от «31» августа 2022 г
Протокол № 1 от 30.08.2024 г.

«Утверждаю»
Директор МАОУ ДО
«Беломорский ЦДО»
Е.Ю. Кузнецова
02.09.2024 г.
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности

«Мозайка»
Возраст учащихся: 8 - 9 лет
Срок реализации: 1 год

Cоставитель:

Анхимкова Оксана Владимировна
Должность:

педагог дополнительного образования

Беломорск
2024 г

СОДЕРЖАНИЕ

Раздел № 1 «Комплекс основных характеристик программы»
Пояснительная записка ................................................................................ 3
Цель и задачи программы ............................................................................. 8
Содержание программы ................................................................................ 9
Планируемые результаты ............................................................................. 10
Раздел № 2 «Комплекс организационно-педагогических условий»
Календарный учебный график..................................................................... 11
Условия реализации программы .................................................................13
Формы аттестации ........................................................................................14
Оценочные материалы ................................................................................ 16
Методические материалы ........................................................................... 17
Список литературы ...................................................................................... 20

2

Раздел № 1 «Комплекс основных характеристик программы»

1.1.Пояснительная записка
Приобщение детей к искусству закладывает основы художественного
мышления. Декоративно-прикладное искусство (ДПИ) - это особый мир
художественного творчества, разнообразная область художественных предметов,
создаваемых на протяжении многовековой истории развития человеческой
цивилизации.
Путем изучения и освоения различных техник и приемов ДПИ ребенок
знакомится с национальными художественными традициями страны, в которой он
живет, что способствует воспитанию любви к родному краю, бережному
отношению к его историческому наследию.
Программы дополнительного образования способствуют изучению большего
разнообразия приемов, тем, используемых материалов и их необычных сочетаний,
чем основные школьные программы по технологии. Они направлены на раскрытие и
развитие индивидуальных способностей детей, углубляют и закрепляют знания и
умения, полученные в школе.
Данная программа разработана на основании следующей нормативно – право
вой базы:
 Конституция Российской Федерации
 Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273–ФЗ от
29.12.2012 г.
 Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской
Федерации» от 25.07.1998 г. №124-Ф3
 Концепция развития дополнительного образования детей
до
2030
года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федераци
31марта 2022г. №678-р
 Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил
2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
 Приказ Министерства Просвещения РФ от 09.11.2018 г № 196 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»
 Методические рекомендации МО и Н РФ по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) от
18.11.2015 г. (№09-3242)
 Устав и другие локальные акты МАОУ ДО "Беломорский ЦДО".

3

Направленность программы
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа
«Мозайка» (далее программа) имеет художественную направленность.
Данная программа построена с учетом возрастных особенностей детей,
учитывает их творческие возможности и предпочтения для адекватного
самовыражения ребенка посредством ДПИ.
Работа с разными конструкционными материалами имеет большое значение
для всестороннего развития ребенка. Изучаемые по программе виды ручного труда
способствуют воспитанию таких качеств личности как внимание, аккуратность,
трудолюбие, дисциплинированность и др.
Дети усваивают систему политехнических понятий, познают свойства
материалов, овладевают технологическими операциями, знакомятся со схемами учатся их читать и составлять, учатся применять теоретические знания на практике.
Украшая свои изделия, учащиеся развивают эстетический вкус, приобретают
определенные эстетические навыки.
Результат занятий не только конкретный - поделки, но и невидимый для глаз развитие наблюдательности, глазомера, пространственного воображения, не
стандартного мышления.
Для повышения мотивации детей к занятиям организуются различные
творческие конкурсы, выставки на различных уровнях.
Актуальность программы и педагогическая целесообразность
В искусстве, созданном народом, переплелись воедино верность традиции,
коллективный опыт и природное начало. Приобщение детей к памятникам
народного искусства, путем посещения музеев, виртуальных выставок ДПИ и пр.
позволяет детям соприкоснуться с особым складом мышления наших предков,
которое во многом отличается от нашего, с особым складом познания и освоения
ими окружающего мира через созидательно-творческую деятельность, связанную с
созданием жизненно необходимых предметов.
В процессе изучения ДПИ должны быть поставлены и разрешены следующие
главные вопросы: "что?", "как?" и "зачем?".
Восприятие произведения ДПИ начинается с вопроса "что?". Он связан с
наиболее сильными зрительными впечатлениями (внешний облик предмета,
материал, цвет, фактура, функция), первыми эстетическими переживаниями
Вопрос "как?" предполагает более пристальное всматривание в образный
строй вещи, внимание к технике, в которой она выполнена (роспись, резьба по
дереву, вышивка, ткачество, ковка и т.д.), к средствам данного искусства.
Восприятие вещи помогает полнее осознать особенности образного языка ДПИ.
Вопрос "зачем?" и ответ на него помогает установить незримую смысловую
связь обратного строя вещи с ее социальной функцией, с мировосприятием
человека; предполагает раскрытие некой тайны, проливающей свет на смысловое
значение образов.
Невозможно сформировать художественное мышление обучающихся без
ответа на эти вопросы, без осознания продукта творческого труда в системе связи
человека с миром на разных ступенях исторического развития.
4

Педагогическая целесообразность программы «Мозайка» заключается в
развитии творческой, познавательной, социальной активности детей.
С педагогической точки зрения важен не только сам факт изготовления
ребятами изделий в различных техниках из различных материалов и участия в
выставках и конкурсах разных уровней, а приобретенный детьми в процессе этой
работы устойчивый интерес к ДПИ и профессиональной направленности.
Программа построена с учетом возрастных и индивидуальных особенностей
обучающихся начального звена.
Дети заявленного возраста импульсивны, быстро переключаются с одного
вида деятельности на другой. Работа по данной программе предполагает подачу
теоретического материала в форме диалога и использование мультимедиа.
Практический материал разнообразен. Предполагает работу по заданному
образцу, внесение элементов творчества в изделие.
Практические и теоретические навыки в дальнейшем ребенок сможет
использовать в работе над проектом по созданию изделий по собственному
замыслу.
Новизна и отличительные особенности программы
Педагог должен стремиться выстраивать содержание занятия по ДПИ с учетом
специфики региона, области, края, перенося основной акцент на местное народное
творчество (жилище, орнаменты вышивок, крестьянская утварь, костюм,
традиционные народные промыслы).
Педагог должен помнить, что результат выполнения задания во многом будет
зависеть от уровня его профессионального мастерства, художественного вкуса, а так
же постоянного контроля за работой детей, от своевременного анализа,
выявляющего сильные и слабые стороны в детских работах. От того, насколько
успешно владеет педагог этим организационно-педагогическим инструментарием,
напрямую зависит успех в решении учебно-творческих задач.
В студии «Паучок», в которой будет реализовываться данная программа,
любят заниматься не только девочки, но и мальчики. Заинтересовать их можно
соответствующим подбором изделий, а так же интересной и разнообразной
подачей учебного материала.
Занятия могут проводиться в произвольной форме по замыслу педагога. Это
занятия-экскурсии реальные или виртуальные, занятия-квесты, занятия-игры и пр.
Отличительной особенностью программы «Мозайка» является то, что она
имеет универсальный характер и рассчитана на любого ребенка, т. е. инициирует
резервные возможности как детей с нормой, так и с проблемами в развитии, разница
заключается только в качестве достигаемого результата.
Уровень программы
Программа «Мозайка» стартового (ознакомительного) уровня, который
предполагает знакомство детей с основами различных техник ДПИ.
Для обучающихся программы ознакомительного уровня – это возможность
попробовать себя в новом виде художественной деятельности, возможность
определиться с выбором направления деятельности.
5

Для родителей – это возможность разобраться с логикой дополнительного
образования, понять преемственность его ступеней, наметить общую линию
индивидуального развития своего ребенка.
Для педагога – это реальный шанс сформировать контингент детей, а также,
стимул к разработке базовой программы.
Адресат программы (примерный портрет учащегося, для которого
будет актуальным обучение по данной программе)
Обучение по программе «Мозайка» ведется в группе, комплектующейся из
обучающихся 8 -9 лет.
Обучатся по данной Программе могут так же и дети с легкой степенью ОВЗ –
т.е. дети, которые могут видеть и понимать объяснения педагога, у которых руки
могут выполнять несложные манипуляции с бумагой, карандашом, линейкой и
ножницами. Ограничение для детей с плохим зрением, т.к. вся работа требует
умения смотреть и видеть. Могут обучаться дети с НОД с соблюдением режима
работы и отдыха, с индивидуальным подходом.
В результате реализации данной программы дети обучатся нескольким
приемам ДПИ, познакомятся с различными материалами, научатся сочетать
различные материалы и техники в своих работах.
У младших школьников кисть руки еще не окрепла, мышцы развиты
недостаточно, координация движений несовершенна. Чтобы свободно владеть
простейшими инструментами (ножницами, линейкой, циркулем и др.) нужна
планомерная тренировка. Следует иметь в виду и то, что навыки, приобретенные
в этом возрасте, сохраняются очень долго.
Психологические и физиологические особенности учащихся младшего
возраста
предполагают
достаточно
быстрое
достижение
результата
деятельности при не очень больших трудозатратах.
Это вовсе не означает, что упорство, точность и аккуратность не должны
занимать подобающего места на начальном этапе обучения. Эти качества
необходимо развивать в течение всего учебного года. Эти навыки дают детям
возможность приобрести знания, умения, навыки в изготовлении изделий ДПТ.
Объем и сроки освоения программы
Программа «Мозайка» рассчитана на 1 год обучения. Общее количество
учебных часов, запланированных на весь период обучения, необходимых для
освоения программы составляет 72 часа.
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа. Продолжительность 1 учебного
часа для детей заявленного возраста составляет 45 минут.
Режим обучения
Образовательная деятельность, организованная в рамках программы,
осуществляется 1 раз в неделю по 2 академических часа.
Занятия проводятся в учебном помещении, оборудованном в соответствии с
установленными нормами и требованиями к кабинету.
Занятия включают теоретическую и практическую часть.
Наполняемость группы - не менее 10 человек.
6

Форма обучения – преобладает очная.
По данной программе допускается возможность реализации индивидуального
образовательного маршрута.
Особенности организации образовательного процесса
Посещать занятия с детьми могут и их родители по предварительной
договоренности с педагогом. Так же периодически будут проводиться праздничные
мероприятия с мастер-классами для детей и родителей, в ходе которых дети будут
выступать в роли наставников для своих родителей, обучая их приемам ДПИ,
которые сами ранее освоили.
Включение родителей в совместную с детьми художественно-познавательную,
творческую поисковую деятельность будет способствовать совместным
размышлениям-диалогам по поводу ДПИ, осуществлению творческих проектов;
общение будет придавать художественной деятельности ребенка социальнообщественный смысл.
Для многих родителей такая совместная деятельность может стать
своеобразной "школой просвещения". В конечном же итоге совместная
деятельность детей и родителей способствует их лучшему пониманию друг друга и
сближению на творческом и духовном уровне.

7

1.2. Цель и задачи программы
Цель программы:
посредством ДПИ.

формирование

у детей

духовно-культурных

ценностей

Задачи программы:
Обучающие:
- формировать у детей навыки ручного труда;
- обучать приемам самостоятельной и коллективной работы, самоконтроля и
взаимоконтроля;
- обучать использованию инструментов, необходимых для художественного
творчества;
- обучать работе с шаблонами;
Развивающие:
- развивать интерес к ДПИ;
- развивать интеллектуальные и практические умения самостоятельно приобретать и
применять на практике полученные знания;
- развивать мыслительные, творческие, коммуникативные способности
обучающихся;
- развивать умения работать с различными источниками информации,
исследовательские и практические умения.
Воспитательные:
- воспитание культуры общения, умения работать в коллективе;
- воспитание устойчивого интереса к изучению ДПИ;
- воспитание уважения к труду;
- формирование потребность в творческой деятельности, стремление к
самовыражению через художественное творчество.

8

1.3. Содержание программы
Учебный план
№

Название раздела

1
2

Вводное занятие
История зарождения и роль ДПИ в жизни
человека, в его развитии
Аппликация – виды и используемые материалы
Народная кукла
Шитье – от пришивания пуговицы до чердачной
куклы
Работа с нитками
Вязание крючком
Творческий проект с применением изученных
приемов ДПИ
Итоговое занятие
ИТОГО:

3
4
5
6
7
8
9

Всего
2
2

Кол-во часов
Теория
практика
2
0
1
1

6
10
10

1
3
2

5
7
8

10
20
10

2
4
2

8
16
8

2
72

1
18

1
54

Краткое содержание программы
№

Раздел программы

1

Вводное занятие – 2
часа

2

История зарождения
и роль ДПИ в жизни
человека, в его
развитии – 2 часа

3

Аппликация – виды и
используемые
материалы – 6 часов
Региональный
компонент

4

Народная кукла – 10
часов
Региональный
компонент

Краткое содержание и практические работы
Теория: Знакомство с детьми. Рассказ-беседа о том, чем
будут заниматься, с чем будут знакомиться дети в ходе
реализации данной программы. Инструктаж по
технике безопасности на занятиях. Правила
дорожного движения.
Теория: Беседа о том, что такое ДПИ; какие виды ДПИ
знают дети; роль ДПИ в жизни человека;
Практика: Заполнение анкеты о том, какими видами
ДПИ знакомы дети; увлечения родителей и родных
ДПИ.
Теория: Беседа о том, что такое аппликация, какие виды
аппликации бывают, используемые инструменты и
материалы для работы.
Практика: Выполнение практических заданий на
заданную тематику с использованием различных
приемов, способов и материалов.
Теория: Беседа о том, что такое народная кукла, ее роль
в жизни человека. Народные куклы нашего края.
Используемые материалы и инструменты в работе.
Правила выполнения народной куклы.
Практика: Изготовление кукол

Формы
контроля
Наблюдение

Анкетирование

Наблюдение.
Выставка
работ
Наблюдение.
Выставка
работ.

9

5

Шитье – от
пришивания
пуговицы до
чердачной куклы – 10
часов

6

Работа с нитками – 10
часов

7

Вязание крючком – 20
часов

8

9

Творческий проект с
применением
изученных приемов
ДПИ – 10 часов
Итоговое занятие – 2
часа

Теория: Знакомство с иглой и правилами работы с
этим инструментом. Назначение иглы. Что такое
пуговицы – история создания и назначение,
применение. Способы закрепления пуговиц. Что
такое Чердачная кукла. Особенности ее
изготовления.
Практика: Пришивание пуговиц различными
способами. Зарисовка эскиза куклы. Создание
выкроек деталей по собственным эскизам. Шитье
куклы и ее эстетическое оформление с
использованием пуговиц.
Теория: Виды пряжи. Назначение и применение
пряжи.
Практика: Выполнение игрушек и сувениров из
пряжи.
Теория: История вязания крючком. Материалы,
инструменты и приспособления для работы.
Основные приемы вязания крючком и их условное
обозначение.
Практика: Выполнение работ в технике вязания
крючком

Наблюдение.
Выставка
работ.

Наблюдение.
Выставка
работ.

Наблюдение.
Выставка
работ.

Теория: Что такое проект? Этапы выполнения
проекта.
Практика: Работа над творческим проектом.

Наблюдение.
Защита
проекта.

Теория: Подведение итогов работы за год.

Выставка
лучших работ

1.4. Планируемые результаты
По окончании обучения по программе «Мозайка» обучающие будут иметь
следующие результаты:
 Личностные результаты
Знать:
- технику безопасности при работе с режуще-колющими инструментами и клеем;
- правила содержания рабочего места;
- основные понятия и приемы изученных техник;
- способы соединения и закрепления деталей;
- приемы самоконтроля.
 Предметные результаты
Уметь:
- работать самостоятельно и в группах;
- работать с инструментами;
- самостоятельно изготавливать изделия по собственному замыслу;
- выполнять работы из подручных материалов;
- оформлять изделие в творческом решении;
10

 Межпредметные результаты
- знание и умение работы с различными инструментами и клеем помогут при
изучении «Технологии»
- навыки создания эскизов и оформление работ в творческом решении способствует
облегчению освоения учебного материала по «ИЗО»
- отработка точности выполнения работ, подсчеты при выполнении эскизов и
изделий пригодятся в «Математике»
- общение с детьми во время работы, различные игры в слова за рабочими столами
во время выполнения работ, развивают память, дикцию и речь, что способствует
дальнейшей успешной работе по таким школьным предметам, как «Чтение»,
«Окружающий мир», «Русский язык»

11

Раздел № 2 «Комплекс организационно-педагогических
2.1.

условий»

Календарный учебный график
Продолжительность обучения по программе «Мозайка» 1 год обучения 36
учебных недель
Начало учебных занятий-09.09.2024г.
Конец учебных занятий-31.05.2025г.
Месяца

Октябрь

Декабрь

октябрь

Февраль

Январь

Март

Апрель

май

часы

Сентябр
ь

практика
теория
всего

26-31

19-25

12-18
05-11
28-04

21-27

14-20

07-13

31-06
24-30

17-23
10-16

03-09
24-02

17-23
10-16

03-09

27-02

20-26

13-19

06-12

30-05
23-29
16-22

09-15

02-08

25-01

18-24
11-17
04-10

28-03

21-27

14-20

07-13

30-06

23-29

09-15

16-22

чебны
е

3
6

едели

35
34

33
32

31

30

29

72

2

28

2 2

27
26
25

2

24

20

2

23

19

2

22
21

18

2

17

14

2

16

13

2 2

15

12

11
10
9

8

7

6

5

4

3

2

1

2

2
2

2

2

2

2

2

2

2 2

2 2

2 2
2

2 2 2

2 2

2

2

2

2
2

Аттестация

учебные дни

каникулы

54

18

Колво
часов

2.1 Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
Площадь и помещения для проведения занятий по программе «Мозайка»
должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим и противопожарным
требованиям.
В кабинете должны быть:
- компьютер и мультимедийная система;
- устойчивые столы с легко моющим покрытием, стулья, соответствующие ГОСТу;
- тематический подбор картинок, фотографий, презентаций и фильмов;
- бумага белая офисная, цветная бумага и цветной картон;
- клей ПВА и «Мастер»;
- термопистолеты и стержни к ним;
- швейные иглы;
- швейные нитки;
- лоскуты различных тканей;
- пуговицы;
- наполнитель (синтепон или холлофайбер);
- нитки вязальные;
- крючки вязальные.
Материалы и инструменты для работы приобретаются детьми
самостоятельно, либо закупаются педагогом на группу за счет добровольного
родительского софинансирования.
Информационное обеспечение
Для полноценной реализации программы необходимо наличие –аудио, -видео
аппаратуры на занятии, - фотоаппаратуры – для фиксации этапов работы, для фото
работ и детей, чтобы в дальнейшем можно было использовать фотографии в
различных заочных конкурсах, для создания фильмов о работе объединения и т.д.
Во время поведения занятий для лучшего усвоения материала рекомендуется
использование ЦОР по каждой теме.
№
п/п
1
2
3
4

1.
2.
3.
4.
5.

Название ЦОР

Дата
создания

Автор ЦОР

Раздел, тема

Интернет-ресурсы:
http://festival.1september.ru/articles/581035/
http://uglichkukla.narod.ru/Teh_Izonit.htm
http://www.bu-magia.ru/quilling.html
http://pochemu4ka.ru/index/0-382
http://www.perunica.ru/tradicii/1527-russkie-obryady-i-tradicii-narodnaya-kukla.html
13

Кадровое обеспечение
Реализовывать программу «Мозайка» может любой педагог, владеющий
техниками
и
приемами
ДПИ,
соответствующий
всем
требованиям
профессионального стандарта по должности «Педагог дополнительного
образования» или учитель технологии.
Помощь вспомогательного и обслуживающего персонала при реализации
программы не требуется.

2.3 Формы аттестации
Аттестация обучающихся является важным показателем качества
образовательных услуг. Все вопросы аттестации учащихся в Учреждении
регулируются «Положением об аттестации учащихся». Оно определяет основные
моменты, связанные с эти процессом: цели, задачи, принципы аттестации, ее виды и
формы, критерии оценки, организационные этапы.
Предметом аттестации являются знания, умения, навыки детей,
личностное развитие, полученные ими в процессе обучения.
Основными принципами аттестации являются учет индивидуальных и
возрастных особенностей, свобода выбора педагогом методов и форм проведения
аттестации и оценки результатов; открытость результатов аттестации для
родителей.
При определении уровня обученности в Учреждении используются
следующие показатели: высокий, средний и низкий уровни.
Результаты аттестации отражаются в ведомости установленной формы.
Учащиеся, успешно прошедшие итоговую аттестацию по Программе, получают
удостоверение о завершении курса обучения.
Цель контроля заключается в сборе и анализе полученных результатов; их
соответствии поставленным целям, а также в прогнозировании дальнейших
перспектив развития личности ребенка.
Задачи контроля:
 определение уровня теоретической подготовки и степени сформированности
практических умений и навыков учащихся;
 анализ полноты реализации темы, раздела или всего курса дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы объединения;
 соотнесение планируемых и реальных результатов образовательной деятельности;
 выявление
причин, способствующих или препятствующих полноценной
реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы;
 внесение необходимых корректив в содержание и методику образовательной
деятельности объединения.

14

Виды контроля и сроки проведения:
Входной контроль: проводится при наборе, на начальном этапе формирования
коллектива (в сентябре) или для учащихся, которые желают обучаться по данной
программе не сначала учебного года и года обучения. Данный контроль нацелен на
изучение: интересов ребенка, его знаний и умений, творческих способностей.


Текущий контроль: проводится в течение учебного года, возможен на каждом
занятии, по окончании изучения темы, раздела программы.


Промежуточный контроль: проводится в конце I полугодия (в декабре-январе)
и II полугодия (апрель-май) учебного года. Данный контроль нацелен на изучение
динамики освоения предметного содержания учащимися, метапредметных
результатов, личностного развития и взаимоотношений в коллективе.


Итоговый контроль: проводится в конце обучения по дополнительной
общеобразовательной программе, как правило, в апреле-мае. Данный контроль
нацелен на проверку освоения программы, учет изменений качеств личности
каждого учащегося.


Формы проведения контроля обучающихся определяются педагогом в
соответствии
с
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программой.

2.4.Оценочные материалы
Критериями оценки результативности обучения могут являться:
• критерии оценки уровня теоретической подготовки: соответствие уровня
теоретических знаний программным требованиям;
• критерии оценки уровня практической подготовки: соответствие уровня развития
практических умений и навыков программным требования; свобода владения
специальным оборудованием и оснащением; качество выполнения практического
задания; технологичность практической деятельности;
• критерии оценки уровня личностного развития детей: культура организации
практической деятельности; культура поведения; творческое отношение к
выполнению практического задания; аккуратность и ответственность при работе.
Предмет оценивания: набор основных знаний, умений, практических навыков по
изучаемому виду деятельности; универсальные учебные действия; перечень
важнейших личностных свойств и другое.
Методика выявления, диагностики и оценки получаемых результатов
разрабатываются педагогом в соответствии с требованиями, принятыми в
15

образовательной организации.
Критерии оценки результатов:
Высокий (5 баллов) – обучающийся активно использует свое воображение при
создании творческой работы, умеет работать с материалами и оборудованием,
владеет основными знаниями техник и приемов декоративной работы с бисером,
самостоятельно декорирует изделие. Работа индивидуальна, аккуратна.
Обучающийся проявляет самостоятельность при создании и защите мини-проекта.
Средний (3-4 балла) – обучающийся стремиться проявить фантазию при создании
творческой работы, умеет работать с материалами и оборудованием, владеет
основными знаниями техник и приемов декоративной работы с бисером, но иногда
нуждается в подсказке. Работа выполняется не очень аккуратно, с небольшими
ошибками, которые обучающийся стремится исправить. Декорирует изделие с
помощью педагога. Нуждается в помощи при создании и защите мини-проекта.
Низкий (1-2 балла) – обучающийся не проявляет фантазию при создании
декоративной работы, выполняет работу только по образцу, не умеет работать с
материалами и оборудованием. Представления о техниках и приемах декоративной
работы с бисером сформированы слабо или не сформированы. Работа не аккуратна,
нет стремления украсить свое изделие, исправить допущенные ошибки. Может
создать и защитить мини-проект только при непосредственном участии взрослого.
Все результаты наблюдения, диагностик, активности обучающихся и пр.
заносятся педагогом в сводную таблицу, на основании которой в конце года
подводится итог творческого роста ребенка, степень освоения им образовательной
программы. (См приложение 2)

2.5. Методические материалы
Формы организации образовательной деятельности
Формы занятий очные, групповые. Следует помнить, что наиболее
эффективным методом работы с детьми любого возраста является наглядный вид
деятельности. Поэтому педагогу необходимо использование ИКТ и различных
дидактических материалов.
Следует поощрять смелость в высказывании детьми своего мнения, поисках
новых форм и декоративных средств выражения образа, проявление фантазии и
возможного разнообразия в работе. Предоставляя детям как можно больше
самостоятельности, педагог вместе с тем должен направлять их, помогать в решении
поставленной задачи.
В целях воспитания общественной активности детям предлагается выполнить
коллективные или групповые работы. Такое выполнение заданий – наиболее
эффективная форма организации труда, т.к. при наименьших затратах времени и сил
16

удается выполнить трудоемкую работу. К тому же совместное выполнение заданий
способствует
сплочению коллектива,
содействует
воспитанию чувства
взаимопомощи, взаимоконтроля.
Большое воспитательное значение имеет рефлексия. Оценка должна носить
объективный, обоснованный характер. Наиболее подходящая форма оценки –
коллективное обсуждение и анализ. Это приучает детей анализировать работу,
поступки свои и других, радоваться не только своей, но и общей удаче.
На усмотрение педагога темы занятий, указанные в учебно-тематическом
плане могут меняться местами.
Начало учебных занятий проводится во фронтальной форме, когда педагог
объясняет учебный материал всей группе одновременно, общается с обучающимися
непосредственно в ходе своего рассказа. Дети всей группой обсуждают, сравнивают
и обобщают результаты.
Далее активно используется индивидуальная учебная деятельность: учащимся
даются самостоятельные задания с учетом их возможностей, проводится работа в
малых группах и в парах с целью сплочения коллектива и улучшения коммуникации
детей.
В конце каждого занятия проводится рефлексия в форме защиты минипроектов с целью закрепления изученного материала и устранения пробелов.
Формы занятий:
- беседа;
- игра;
- выставка;
- конкурс;
- мозговой штурм;
- праздник;
- презентация;
- практическая работа;
- защита проекта.
Методы воспитания и обучения:
- Словесные;
- Наглядные;
- Практические;
- Метод стимулирования и мотивации;
- Музыкотерапия;
- Контроль ситуации.
- Занятия комбинированного типа. В каждое занятие включены упражнения,
направленные на развитие познавательных психических процессов (памяти,
внимания, мышления, воображения)
- Структура каждого занятия включает в себя: ритуал приветствия, вступление,
разминка, основная часть, заключительная часть, ритуал прощания.

17

Используемые технологии обучения
- Игровая технология (Эльконин Д.Б) – которая объединяет достаточно обширную
группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме
различных педагогических игр.
Их основная цель – обеспечение личностно-деятельного характера усвоения
знаний, умений, навыков. Основным механизмом реализации являются методы
вовлечения обучаемых в творческую деятельность.
Именно игровые технологии нацелены на развитие восприятия, внимания,
памяти, мышления, творческих способностей детей. Учитывая психологию детей
данного возраста и беря во внимание то, что ведущей деятельностью в этот период
является игра, занятия выстраиваются в форме познавательных и развивающих игр.
- Личностно-ориентированная технология (Яниманская И.С) – организация
воспитательного процесса на основе глубокого уважения к личности ребёнка, учёте
особенностей его индивидуального развития, отношения к нему как к
сознательному, полноправному и ответственному участнику образовательного
процесса.
Благодаря такому подходу в обучении происходит формирование целостной,
свободной, раскрепощённой личности, осознающей своё достоинство и уважающей
достоинство и свободу других людей.
Личностно-ориентированные технологии используются для развития
индивидуальных познавательных способностей ребенка.
В результате личностно-ориентированного подхода у детей появляется интерес
к занятиям, учебно-воспитательный процесс становится более интересным,
привлекательным и результативным. Создаются условия для развития личностных
возможностей обучающихся, включая формирование его рефлексивного мышления
и собственного мнения.
Здоровьесберегающие технологии (Сонькина В.Д) – ориентированы на
сохранение и укрепление здоровья детей, привитие навыков здорового образа
жизни.
Эти технологии включают в себя условия обучения ребенка (отсутствие
стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания),
рациональную организацию учебного процесса (в соответствии с возрастными,
половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями),
соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка а
так же рационально организованный двигательный режим на занятии.
- ИКТ технологии - все технологии, использующие специальные технические
информационные средства: компьютер, аудио-, видео-, теле- средства обучения.
Они позволяют сделать учебную деятельность более содержательной,
сделать занятие более интересным, наглядным и динамичным, повысить качество
об учен- ия.
Звуки влияют на психоэмоциональное состояние человека, поэтому
музыкотерапия является важным инструментом регулирования самочувствия и
18

психокоррекции.
Гармоничное и универсальное влияние мелодий применяется при
налаживании процесса личностного развития. Музыка избавляет от стресса,
возбуждает творческие способности и облегчает физическое состояние. Поэтому
для создания доверительной и непринужденной обстановки на занятии фоном
включается музыка, репертуар тщательно подбирается соответственно теме занятия.
Музыка настраивает детей на работу и задает необходимый ритм.
Все обучающие, развивающие, воспитательные, социальные технологии,
используемые в данной образовательной программе, направлены на то, чтобы:
- разбудить активность детей;
- вооружить их оптимальными способами осуществления образовательной
деятельности;
- подвести эту деятельность к процессу творчества;
- опираться на самостоятельность, активность и общение детей.
Важнейшей задачей педагога является правильный подборе видео- и аудио
файлов, планирование образовательного процесса. От этого будет зависеть
достижение поставленных в программе задач.
Любые изменения, отклонения выявляются через наблюдения педагога.

Критерии эффективности программы:
- свободное владение инструментами;
- улучшение взаимоотношений в коллективе;
свободное владение изученными методами и приема
из этого, строится индивидуальный маршрут работы с ребенком.

19

2.6.Список литературы
Для детей:
1. Гандертон Л. Энциклопедия рукоделия. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2004.
2. Грушевская Л. В. Вяжем крючком. - М.: Издательский дом, 2001.
3. Лосич Л. Н. Игрушки-самоделки. – Минск: Элайда, 1998.
4. Моя первая книга по рукоделию./А. П. Смирнова. – М.: Дрофа, 1995.
5. Соловейчик И. П. Нестареющий клубок. – С-Пб: Химия, 1993.
6. Тарасенко С. Ф. Забавные поделки крючком и спицами: Книга для учащихся. –
М.: Просвещение, 1992.
7. Терешкович Т. А. Рукодельница. – Минск: ПОЛЫМЯ, 1993.
8. Фомичева Э. А. Начинаем вязать спицами и крючком: Книга для учащихся. – М.:
Просвещение, 1991.
9. Ханашевич Д. Р. Учитесь вязать крючком: Научно-популярная литература. – М.:
Детский мир, 1986.
10. Ханашевич Д. Р. Я вяжу и вышиваю. – М.: Издательство Малыш, 1987.
11. Шевченко Н. С. Волшебный крючок: Узоры из тесьмы, связанной крючком. –
Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.
Для педагога:
1. Буров А. И. Эстетическое воспитание школьников. - М.: Педагог, 1974.
2. Внеклассная работа по труду: Пособие для учителя. /Составитель А. М. Гукасова, - М.: Просвещение, 1981.
3. Воробьева Д.И. Гармония развития. - С-Пб: Детство-пресс,
4. Горяева Н.А. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в
жизни человека: 5 класс: Методическое пособие. - 2-е изд. - М.: Просвещение,
2007.
5. Гусарова Н.Н. Техника изонити для дошкольников. - С-Пб: Детство-пресс,
6. Давыдова И. С. Педагогическая психология: Учебное пособие. – М.: РИОР, 2006.
7. Кочеткова Н.В. Мастерим игрушки сами: образовательная программа и
конспекты занятий: (для детей 7-14 лет). – Волгоград: Учитель, 2010.
8. Малышева А. Н. Работа с тканью: Старшая и подготовительная группы. –
Ярославль: Академия развития, 2006.
9. Новикова И.В. Бумажные поделки в детском саду. Квиллинг. Удивительные
вещи - своими руками. – Ярославль: Академия развития, 2011.
10. Новикова И.В. Поделки из ниток и пряжи в детском саду. - Ярославль: Академия
развития, 2011.
11. Программы дополнительного художественного образования детей в
каникулярное время: Учебное издание. /Составитель Е.П.Кабкова, - М.:
Просвещение, 2007.

20

Приложение 1

- содержать в порядке рабочее место;
- быть внимательными, не отвлекаться и не мешать другим;
- не размахивать рукой с инструментом, не класть его на край стола;
- в случае плохого самочувствия или травмирования, прекратить работу, поставить в
известность педагога.
ПРИ РАБОТЕ С НОЖНИЦАМИ:

- класть ножницы справа от себя с сомкнутыми лезвиями, направленными от себя;
- следить за тем, чтобы ножницы не оказались под изделием;
- передавать ножницы колечками вперед, держа за сомкнутые лезвия.
ПРИ РАБОТЕ С ИГЛАМИ И КРЮЧКАМИ:

- знать количество игл, взятых для работы, в конце занятия проверить их наличие;
- иглы должны храниться в игольнице, а крючки в специальном футляре или
коробочке;
- не вкалывать иглы в одежду или изделие;
- не брать иглы или крючки в рот, не засовывать в ухо или нос;
- не работать ржавыми или имеющими зазубрины иглами и крючками.
ПРИ РАБОТЕ С КЛЕЕМ:

- пользоваться специальной кисточкой или зубочисткой;
- не пачкать рабочий стол и одежду;
- иметь тряпочку для удаления излишков клея и вытирания кисточки;
- не нюхать клей!

21

Приложение 2
Таблица промежуточного контроля усвоения программы за 1 полугодие

№

Фамилия, имя

Теория
1

2

Практика
3

4

5

Кол-во
баллов

Уровень освоения
программы

1. Знание и соблюдение правил безопасности – 2б.
2. Подбор инструментов и материалов для работы – 2б.
3. Владение предметами учебной деятельности(иглы, ножницы, крючок) – 3б.
4. Владение необходимыми умениями и навыками (организация раб.места, осн. пр.вяз.) – 2б.
5. Эстетичность и креативность – 2б.
Расшифровка результатов:
10-11б. –
высокий 8-9б. –
базовый Менее
8б. – низкий

22

22

23

24

25

26


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
МАОУ ДО "Беломорский ЦДО"

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».