Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
дополнительного образования
Беломорского муниципального района
«Беломорский центр дополнительного образования»
Принята:
на заседании Педсовета
МАОУ ДО «Беломорский ЦДО»
Протокол № 1
«30».августа 2023г.
«Утверждаю»
Директор МАОУ ДО «Беломорский ЦДО»
Е.Ю. Кузнецова
02.09.2023 г.
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙП
ОДПИСЬ
Сертификат:00A17467C185D2E7824F52A1C6B32D3598
Владелец: Кузнецова Елена
ЮрьевнаДействителен: с 29.06.2022 до 22.09.2023
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа художественной направленности
«Маленькие роли»
Возраст обучающихся: 7 – 14 лет
Срок реализации программы: 2 года
Автор - составитель:
Провоторова Елена Васильевна,
педагог дополнительного образования
Бекренева Наталья Ивановна,
методист
1
Беломорск, 2023 год
Содержание
Раздел № 1 «Комплекс основных характеристик программы»
1.1.
Пояснительная записка
1.2.
Цель и задачи программы
1.3.
Планируемые результаты
1.4.
Содержание программы
Раздел № 2 «Комплекс организационно-педагогических условий»
2.1.
Календарный учебный график
2.2.
Условия реализации программы
2.3.
Формы аттестации
2.4.
Оценочные материалы
2.5.
Методические материалы
2.6.
Список литературы
Приложения:
с. 3-6
с.7-8
с.9-12
с.13-14
с.15
с.16
с.17
с.19
с.20-24
с.24
С.25
2
Раздел № 1 «Комплекс основных характеристик программы»
1.1. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа художественной направленности «Маленькие роли»
разработана на основании следующей нормативно – правовой базы:
Конституция Российской Федерации
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273–ФЗ
от 29.12.2012 г.
Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской
Федерации» от 25.07.1998 г. №124-Ф3
Концепция
развития дополнительного образования детей
до
2030
года, утвержденная распоряжением Правительства Российской
Федерации 31 марта 2022г.
№678-р
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил
2.4.364820 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
Приказ Министерства Просвещения РФ от 09.11.2018 г № 196 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
Методические рекомендации МО и Н РФ по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы) от 18.11.2015 г. (№09-3242)
Устав и другие локальные акты МАОУ ДО "Беломорский ЦДО".
Игра – естественное состояние человека. Детство каждого происходит в
мире ролевых игр, помогающих ему освоить правила и законы взрослых.
Детские игры подобны импровизационным театральным постановкам, где
кукла, как и реальный человек, имеет свою одежду, свои игрушки и свои вещи.
Ребенок становится и постановщиком, и режиссером, и актером. Он руководит
своим маленьким кукольным миром, копируя то, как делают это взрослые. Но
каждый ребенок играет по-своему: кому-то нравится строить, а кому-то
3
воевать. По тому, как и в какие игры играют наши дети, судить о том, как будет
в будущем выглядеть мир, когда они станут взрослыми.
Театрализованная деятельность помогает ребенку решать многие
проблемные ситуации опосредованно от какого – либо персонажа. Это
помогает ему преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость. На
театрализованных занятиях дети играют, творят, создают. Здесь они
знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы,
краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют их думать,
анализировать, делать выводы и обобщения.
Сформировать правильные модели поведения, показав, как можно и должно
играть – одна из важнейших задач, в осуществлении которой может помочь
кукольный театр.
Универсальным механизмом развития личности, обеспечивающим ее
вхождение в мир культуры и адаптации к существованию в современном мире,
является творчество.
Творческая деятельность человека, как правило, обусловлена теми
способностями, которые формируются в школьные годы. Она стимулирует
развитие индивидуальности ребенка, его талантов, умственных и физических
способностей, служит средством углубления знаний.
Особым видом творческой деятельности детей является изучение и
практическое освоение театрального искусства. Музыка, слово, театр настолько
переплетены, что для их изучения требуется комплексный подход.
Актуальность программы. Сегодня развитие театрального искусства является
актуальным и заключается в том, что, занимаясь по программе кукольного
театрального искусства «Маленькие роли», ребенок через преодоление
внутренних зажимов и комплексов становится открытым и свободным.
Универсальность театрального искусства позволяет показать свои вокальные,
музыкальные, литературные, физические и актерские данные, что ведет к
воспитанию конкурентоспособной личности,
Новизна программы заключается в том, что, вместе с обучением
мастерству актера-кукольника, предполагаются занятия по декоративноприкладному искусству в области изготовления кукол, декораций, реквизита к
кукольным спектаклям.
Педагогическая целесообразность программы:
На современном этапе развития нашей страны особую важность приобретает
одна из самых важных функций образовательных учреждений – социализация
ребенка. Образовательная программа призвана расширить культурное
пространство для самореализации, самоактуализации и саморазвития личности,
стимулировать обучающегося к творчеству, создать каждому ребенку
благоприятную почву для профессиональной ориентации, развития личностных
качеств, становлению его как субъекта собственной жизни.
4
В основу образовательного процесса программы положены следующие
принципы:
-
гуманизации;
-
демократизации;
-
последовательности;
-
системности;
-
сотрудничества;
-
увлекательности и творчества;
-
учета возрастных и индивидуальных особенностей.
Адресат программы. Возраст детей участвующих в реализации данной
программы: 7-14 лет.
Особенности организации образовательного процесса: На обучение по
дополнительной общеразвивающей программе «Маленькие роли» принимаются
все желающие, достигшие возраста 7 лет. Приѐм детей осуществляется на
основании письменного заявления родителей (или законных представителей).
Наполняемость группы не менее 12 человек. Особенности состава учащихся:
неоднородный (смешанный), постоянный.
Форма
обучения
–
очная.
В
период
невозможности
организации
образовательного процесса в очной форме (карантин, праздничные дни) может
быть
организовано
самостоятельное
изучение
программного
материала
учащимися с последующим контролем со стороны педагога.
Сроки реализации программы: программа рассчитана на 2 гола. Первый год
обучения 136 часов, второй 144 часа. Всего 280 часов.
Занятия проходят 2 раза в неделю по 2 часа. 4 часа в неделю.
1.2 Цели и задачи программы
Цель программы: развитие творческих способностей детей средствами
кукольного театрального искусства.
Задачи программы:
5
Обучающие:
1.
Дать первичные знания о театральном искусстве и познакомить
с
традициями народного театра: играми, обрядами, обычаями.
2.
Познакомить с разновидностями кукол: пальчиковые, перчаточные
напольные, верховые.
3.
Познакомить с этапами подготовки театрального спектакля.
4.
Научить технике кукловождения, изготовления и вождения кукол.
5.
Научить изготавливать театральные куклы, реквизит и декорации.
6.
Познакомить с организацией кукольного театра.
7.
Научить создавать сценический образ с помощью куклы.
Развивающие:
1.
Развивать интерес к театрально-игровой деятельности.
2.
Развивать эстетические чувства и эмоциональную сферу.
3.
Развивать творческие способности, навыки декоративно-прикладного
искусства.
Воспитательные:
1.
Воспитывать любовь к Родине через приобщение к народному
творчеству.
2.
Воспитывать аккуратность, бережливость, трудолюбие.
1.3 Планируемые результаты
Метапредметными
результатами изучения
курса
является
формирование
следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Обучающийся научится:
понимать и принимать учебную задачу, сформулированную педагогом;
анализировать
причины
успеха/неуспеха,
осваивать
с
помощью
педагога
позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».
Познавательные УУД:
Обучающийся научится:
6
понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении рассказов,
сказок, этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям и инсценировании.
Коммуникативные УУД:
Обучающийся научится:
работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;
предлагать помощь и сотрудничество;
слушать собеседника;
договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности,
приходить к общему решению;
Ожидаемые результаты обучения.
В результате реализации первого года обучения обучающиеся должны
З н а т ь:
-основы сценической речи;
-средства пластической выразительности;
-базовые компоненты театра кукол и его особенности.
У м е т ь:
-проявлять артистическую смелость;
-управлять своим вниманием;
-выражать содержание произведения средствами пластики кукол.
Р а з в и т ь:
- начальные представления о театре кукол;
- усидчивость и терпение в процессе работы с куклой.
В результате реализации второго года обучения обучающиеся должны
З н а т ь:
- основные элементы сценического действия при кукловождении, их
особенности; - построение простейшего сюжета.
У м е т ь:
- выполнять простейшие задания и построить этюд в паре с любым партнёром;
- выполнять упражнения на разминку речевого аппарата.
- описать эмоции, которые испытывает герой этюда или художественного
произведения, дать приблизительное истолкование этим эмоциям.
Р а з в и т ь:
- в течение 2-3 минут тему, предложенную педагогом;
- в течение 5-7 минут групповой рассказ на предложенную тему.
7
1.4 Содержание программы
Учебный план первого года обучения
8
Количество часов
№п/п
Формы контроля
Содержание темы
теар Практи
ия
ка
I.ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ
Всего
часо
в
1
Вводная диагностика.
1
0,5
0,5
2
Промежуточный контроль.
1
0,5
0,5
3
Итоговая аттестация.
1
0,5
0,5
Практическое задание.
Упражнения по технике
речи.
Обновление
сказки.
Экспромт.
II.ОСНОВЫ ТЕАТРАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ
Информационная беседа
4
Вводное занятие. ТБ.
1
0,5
0,5
5
Виды кукол и способы управленияими.
4
1
3
Практическая работа.
6
В гостях у кукольного театра.
4
1
3
Игра
с
куклой.
7
Устройство ширмы и декорации.
4
1
3
Практическая работа.
8
Виртуальная
театр.
4
1
3
Практическая работа.
9
Народный театр.
4
1
3
Произношение
скороговорок, закличек.
экскурсия
в
кукольный
пальчиковой
III. КУЛЬТУРА И ТЕХНИКА РЕЧИ. Ритмопластика.
10
Обучение
технике
взаимодействия
4
нескольких кукол за ширмой.
1
3
Игра
с
куклой.
11
Занятие «Сказочные герои в театре».
1
3
Практическая работа
12
Овладение навыками кукловождения на
4
основе сказки «Колобок»
Работа
над
интонацией
персонажей на основе сказки
10
«Теремок».
Работа над постановкой сказки
10
«Заюшкина избушка».
Средства
актёрской
4
выразительности.
1
3
Игра
с
куклой.
перчаточной
1
9
Игра
с
куклой.
перчаточной
1
9
Практическая работа.
1
3
Чтение произведений.
13
14
15
4
перчаточной
16
Импровизация, экспромт в этюдах.
4
1
3
Работа в парах.
17
Особенности работы кукловода.
4
1
3
Отработка
движения куклы
18
Речевая гимнастика.
4
1
3
Работа со скороговорками.
навыков
9
19
Сказкотерапия.
4
1
3
Практическая работа.
20
Работы с куклой на ширме.
4
1
3
Индивидуальная работа
21
Создание
мимики .
22
4
1
3
Игра «Пойми меня без
слов».
Упражнения и этюды для отработки
4
навыков разговора куклы.
1
3
Диалог героев.
образов с помощью жестов,
IV. РАБОТА НАД СПЕКТАКЛЕМ
23
Выбор сказки и работа над ней.
18
2
16
24
Обработка чтения каждой роли.
8
-
8
25
Застольная репетиция спектакля.
4
1
3
26
Генеральные репетиции.
8
1
7
27
Постановка кукольного спектакля.
8
1
7
28
Итоговое занятие.
2
1
1
ВСЕГО
136
26
110
Чтение сказки по ролям.
Умение вживаться в свою
роль.
Заучивание
текста
наизусть.
Игра
с
перчаточной
куклой.
Игра
с
перчаточной
куклой.
Творческий отчет.
Краткое содержание программы.
I.
ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ
1. Входная диагностика в форме практического задания: проговорить фразу
«Колобок, колобок, я тебя съем» с разной интонацией. Прочитать скороговорку
ставя ударение на определенное слово: «От топота копыт, пыль по полю
летит», «От топота копыт, пыль по полю летит».
2.
Промежуточный
контроль
проводится
на
занятиях
в
форме
педагогического наблюдения за выполнением специальных упражнений по
технике речи.
3. Итоговая аттестация обучающихся проводится в конце учебного года.
Экспромт. Обновление сказки. Учащийся берёт билет с названием сказки и
рассказывает её без подготовки с обновлением
Возможные способы определения результативности освоения программы:
10
Наблюдение,
тестирование,
практическое
задание,
спектакли,
журнал
посещаемости, грамоты, отзывы детей и родителей, оформление фотоотчетов.
II.
ОСНОВЫ ТЕАТРАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ
Знакомство детей с элементарными понятиями, профессиональной
терминологией
театрального
искусства
(особенности
театрального
искусства; виды театрального искусства, основы актерского мастерства;
видами кукол, культура зрителя). Театральная игра – исторически
сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности,
свойственный человеку.
Цель. Познакомить детей с театральной терминологией; с основными
видами театрального искусства; воспитывать культуру поведения в театре.
Задачи. Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно
размещаться на площадке, строить диалог с партнером на заданную тему;
развивать способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные
группы мышц, запоминать слова героев спектаклей; развивать зрительное,
слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление,
фантазию, воображение, интерес к сценическому искусству; упражнять в
четком
произношении
слов,
отрабатывать
дикцию;
воспитывать
требования
безопасности
нравственно- эстетические качества.
4. Вводное занятие.
Теория:
информационная
беседа,
общие
при
проведении занятий. Правила работы в театральном объединении. Знакомство с
программой.
Практика: арт-разминка. Пальчиковая гимнастика. Проведение
вводной диагностики.
5. Виды кукол и способы управления ими.
Теория: расширение знаний о видах кукол. Технология изготовление кукол.
11
Практика: арт-разминка. Пальчиковая гимнастика. Практическая работа,
развитие умения кукловождения.
6.
В гостях у кукольного театра.
Теория: этические нормы поведения в театре. Первичные знания о
театральном искусстве: слово и изображение, слово и действие, актер и
зритель, актер и кукла. Понятие о театральных профессиях (актѐр,
режиссѐр, художник, костюмер, гримѐр, осветитель и др.).
Практика: арт-разминка. Пальчиковая гимнастика. Игра с пальчиковой куклой на
основе сказки «Репка».
7. Устройство ширмы и декорации.
Теория: знакомство с понятием «декорация». Ознакомление с элементами
оформления (декорации, цвет, свет, звук, шумы и т. п.) спектакля
кукольного театра. Первичные навыки работы с ширмой. Понятие о
плоскостных, полуплоскостных и объѐмных декорациях. Изготовление
плоскостных декораций (деревья, дома и т. д.). Понятие о физикотехнических
свойствах
материалов
для
изготовления
театрального
реквизита.
Практика:
арт-разминка.
Пальчиковая
гимнастика.
Практическая
работа,
установка ширмы и изготовление элементов декораций.
8. Виртуальная экскурсия в кукольный театр.
Теория: знакомство с правилами поведения в театре. Просмотр театрального
представления. Обсуждение спектакля.
Практика:
арт-разминка.
Пальчиковая
гимнастика.
Практическая
работа,
обсуждение спектакля, зарисовки.
9.
Народный театр.
12
Теория:. знакомство с понятием «фольклор». Потешный фольклор (загадки,
10.
скороговорки, словесные игры, поддевки, дразнилки, небылицы, перевертыши,
докучные сказки). Обрядовый фольклор: сбор урожая, зимние колядки, весенние
заклички). Жанры (молчанки, скороговорки, считалки, игры и т.д.).
Практика: арт-разминка. Пальчиковая гимнастика. Произношение скороговорок,
закличек. Выработка дикции и артикуляции. Сравнение, метафоры, красноречие.
Постановка кукольного спектакля.
III.
КУЛЬТУРА И ТЕХНИКА РЕЧИ. РИТМОПЛАСТИКА.
Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы
речевого
аппарата.
ритмические,
Ритмопластика
музыкальные
включает
пластические
в
игры
себя
комплексные
и
упражнения,
обеспечивающие развитие естественных психомоторных способностей
детей, свободы и выразительности телодвижении; обретение ощущения
гармонии своего тела с окружающим миром.
Цели. Развивать умение произвольно реагировать на команду или
музыкальный сигнал, готовность действовать согласованно, включаясь в
действие одновременно или последовательно; развивать координацию
движений; учить запоминать заданные позы и образно передавать их;
развивать способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию;
учить создавать образы животных с помощью выразительных пластических
движений.
Задачи. Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, четкую
дикцию, разнообразную интонацию, логику речи; связную образную речь,
творческую фантазию; учить сочинять небольшие рассказы и сказки,
подбирать простейшие рифмы; произносить скороговорки и стихи;
тренировать четкое произношение согласных в конце слова; пользоваться
интонациями, выражающими основные чувства; пополнять словарный
запас.
13
11. Обучение технике взаимодействия нескольких кукол за ширмой.
Теория: правила поведения за ширмой, уважения партнера, методы
бесшумного перемещения.
Практика: арт-разминка, пальчиковая гимнастика. Игра с перчаточной
куклой.
12. Занятие «Сказочные герои в театре».
Теория: беседа «Что такое экспромт, когда используется, где пригодится».
Практика: арт-разминка, пальчиковая гимнастика. Практическая работа.
Разыгрывание темы, сюжета без предварительной подготовки.
13. Овладение навыками кукловождения на основе сказки «Колобок».
Теория: чтение сценария по ролям.
Практика: арт-разминка. Пальчиковая гимнастика. Способы
надевания
перчаточной куклы. Основы кукловождения. Игра с перчаточной куклой.
14. Работа над интонацией персонажей на основе сказки «Теремок».
Теория: чтение сценария по ролям.
Практика: арт-разминка, пальчиковая гимнастика. Основы кукловождения.
Отработка произношения. Игра с перчаточной куклой.
15. Работа над постановкой сказки «Заюшкина избушка».
Теория: чтение сценария по ролям.
Практика: арт-разминка, пальчиковая гимнастика. Основы кукловождения.
Отработка произношения. Практическая работа. Игра с перчаточной куклой
16. Средства актёрской выразительности.
Теория: игровые тренинги на выработку интонаций, движений, жестов,
мимики, темпа, ритма. Ориентирование в предлагаемых обстоятельствах, во
времени и пространстве. Знакомство с репертуарным планом.
14
Практика: арт-разминка, пальчиковая гимнастика. Работа над произношением,
дикцией, дыханием через упражнения, этюдный
тренаж. Игры на развитие
внимания, воображения, памяти. Упражнения на творчество и самовыражение.
Чтение произведений, определение условий для их постановки в кукольном
театре. Определение характерных черт персонажей. Распределение ролей.
17. Импровизация, экспромт в этюдах.
Теория: театрализация сказок и этюдов. Адаптировать известные всем
сказочные сюжеты для коротких театрализованных постановок.
Практика: арт-разминка, пальчиковая гимнастика. Работа в парах. Закрепление
самовыражения детей навыков импровизации.
18. Особенности работы кукловода.
Теория: понятие о разнообразии движений различных частей кукол.
Особенности психологической подготовки юного артиста-кукловода.
Понятие о театральных профессиях (актѐр, режиссѐр, художник,
костюмер, гримѐр, осветитель и др.).
Практика: арт-разминка, пальчиковая гимнастика. Закрепление навыков
жестикуляции и физических действий. Отработка навыков движения куклы
по передней створке ширмы. Отработка навыков движения куклы в глубине
ширмы.
Расчѐт времени тех или иных сцен, мизансцен и протяжѐнности всего
спектакля.
19. Речевая гимнастика.
Теория: понятие о речевой гимнастике и об особенностях речи различных
персонажей кукольного спектакля (детей, взрослых персонажей, различных
зверей). Голосовые модуляции. Понятие об артикуляции и выразительном
чтении различных текстов (диалог, монолог, рассказ о природе, прямая
речь, речь автора за кадром и т.п.).
15
Практика: арт-разминка, пальчиковая гимнастика. Отработка (тренинг)
сценической речи. Работа со скороговорками.
20. Сказкотерапия.
Теория: беседа «Что такое сказка терапия. Для чего нужна сказкотерапия».
Практика: арт-разминка, пальчиковая гимнастика. Практическая работа.
Составление сказки. Рисование сказки. Обыгрывание сказки.
21. Работа с куклой на ширме.
Теория: обучить воспитанников навыкам и умениям актёрского мастерства
в работе с перчаточными куклами на ширме. Формировать устойчивый
интерес к искусству театра кукол. Развивать личность ребёнка, способного к
творческому самовыражению.
Практика: арт-разминка, пальчиковая гимнастика. Индивидуальная работа.
Выполнение этюдов с перчаточной куклой на ширме.
22. Создание образов с помощью жестов, мимики.
Теория:
знакомство
упражнений и игр.
учащихся с искусством пантомимы с помощью
Обобщение представлений понятий «пантомима»,
«мимика», «жест», «эмоция».
Практика:
арт-
разминка,
пальчиковая
гимнастика.
Тренироваться
изображать с помощью жестов и мимики определённое действие. Средствами
мимики и жестов предавать наиболее характерные черты какого-либо
персонажа. Игра «Пойми меня без слов».
23. Упражнения и этюды для отработки навыков разговора куклы.
Теория: беседа « Что такое этюд?»
Практика: арт-разминка, пальчиковая гимнастика. Читать этюды для
развитие внимания, памяти, фантазии, этюды на игру с предметами.
16
IV.
РАБОТА НАД СПЕКТАКЛЕМ
Цель: знакомство с пьесой, сказкой, работой над спектаклем – от этюдов
к рождению спектакля.
Задачи. Учить исполнять этюды по сказкам, басням; развивать навыки
действий с воображаемыми предметами; формировать навыки работы с
перчаточной куклой, учить находить ключевые слова в отдельных фразах
и предложениях и выделять их голосом. Развивать умение пользоваться
интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния
(грустно,
радостно,
сердито,
удивительно,
восхищенно,
жалобно,
презрительно, осуждающе, таинственно и т.д.); пополнять словарный
запас, образный строй речи.
24. Выбор сказки и работа над ней.
Теория: выбор сказки. Чтение сценария. Распределение и пробы ролей
(два состава). Разучивание ролей с применением голосовых модуляций.
Оформление спектакля: изготовление аксессуаров, декораций, подбор
музыкального оформления. Понятие об актѐрском мастерстве и о
художественных средствах создания театрального образа. Драматургия,
сюжет, роли. Знакомство детей с музыкальными произведениями,
которые будут звучать в спектакле.
Практика:
арт-разминка,
пальчиковая
гимнастика.
Соединение
словесного действия (текст) с физическим действием персонажей.
Отработка музыкальных номеров, репетиции.
25. Обработка чтения каждой роли.
Теория: распределение ролей для постановки в кукольном спектакле. Чтение
сказки по ролям. Обучение детей коллективной работе. Формирование
четкой и грамотной речи.
17
Практика: арт-разминка, пальчиковая гимнастика.Работа над ширмой, за
ширмой, чтение каждым кукловодом своей роли. умение вживаться в свою
роль.
26. Застольная репетиция спектакля.
Теория: знакомство с понятием «Застольная репетиция», первым этапом
репетиционного процесса.
Практика: арт-разминка, пальчиковая гимнастика. Первую читку сюжета по
ролям. Уточнение реплик.
27. Генеральные репетиции.
Теория: подготовка помещения для презентации кукольного спектакля.
Установка ширмы и размещение всех исполнителей (актѐров). Звуковое,
цветовое и световое оформление спектакля. Установка оборудования для
музыкального
и
светового
сопровождения
спектакля
(имитация
различных шумов и звуков). Управление светом, сменой декораций.
Окончательное
распределение
ролей.
Разбор
итогов
генеральной
репетиции.
Практика: арт-разминка, пальчиковая гимнастика. Организация и
проведение спектакля; организация и проведение гастролей (подготовка
коробок для хранения и перевозки ширмы, кукол и декораций); показ
спектакля учащимся начальных классов, дошкольникам; участие в
смотре школьных кукольных театров.
27. Постановка кукольного спектакля.
Теория: повтор этюдов и сцен из спектаклей. Осмотр кукол, декораций,
реквизита используемых в показе. Подбор музыкального и шумового фона.
Распределение
технических
обязанностей
по
спектаклю,
установка
оформления.
Практика: арт-разминка, пальчиковая гимнастика. Установка декораций к
18
кукольным спектаклям. Арт - разминка.
Вождение куклы. Голос куклы
Музыкальное оформление спектакля. Показ спектакля зрителям
28.Итоговое занятие.
Теория: анализ показа. Подведение итогов. Награждение.
Практика: арт-разминка, пальчиковая гимнастика. Творческий отчет – показ
спектакля.
Учебно-тематический план. Второй год обучения.
№
Количество
часов
Прак-ка
Теория
Всего
Название темы занятия
Формы
аттестации/контроля
I. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ
1.
Вводная диагностика.
2
1
1
2.
Промежуточный контроль.
2
1
1
3.
Итоговая аттестация.
2
1
1
2
1
1
4
1
3
Практическая работа.
4
1
3
Игра с
куклой.
4
1
3
Индивидуальная работа.
4
1
3
Репетиции.
4
1
3
Фольклорный театр.
4
Работа с куклой за столом и
4
ширмой:
1
3
1
3
Практическое задание.
Упражнения по технике
речи.
Этюд.
II. РАБОТА С КУКЛОЙ
4.
Вводное занятие. ТБ.
5.
Способы обновления сказки.
6.
Сочинение сказки.
7.
Этюды.
8.
Миниатюры.
праздники.
9.
10.
11.
Информационная беседа
перчаточной
Календарные
Театр верховых кукол.
Игра с перчаточной
куклой.
Скороговорки, заклички.
Отработка
движений
куклы
19
III. КУЛЬТУРА И ТЕХНИКА РЕЧИ
РИТМОПЛАСТИКА
12.
13.
14.
15.
16.
Игровой речевой тренинг.
4
Упражнения
для
отработки
навыков разговора куклы.
4
Музыкальная гостиная
пляшут и поют».
1
3
Практическая работа.
1
3
Практическая работа.
1
3
Игра с
куклой.
1
3
Чтение реплик.
4
1
3
Отработка
навыков
движения куклы
«Куклы
4
Совершенствование
выразительности
движений,
4
интонационной выразительности.
Средства
выразительности.
актёрской
перчаточной
17.
Импровизация, экспромт
в этюдах.
4
1
3
Работа в подгруппах.
18.
Речевая гимнастика.
4
1
3
Работа
скороговорками.
19.
Закрепление навыков работы с
куклой на ширме индивидуально с 4
каждым ребенком.
Совершенствовать умение детей
создавать образы с помощью 4
жестов, мимики .
Упражнения
и
этюды
для
отработки
навыков
разговора 4
куклы.
1
3
Индивидуальная работа
1
3
Игра «Пойми меня без
слов».
1
3
Диалог героев.
Чтение сказки по ролям.
Умение вживаться в
свою роль.
Заучивание
текста
наизусть.
Игра с перчаточной
куклой.
Игра с перчаточной
куклой.
Творческий отчет.
20.
21.
со
IV. РАБОТА НАД СПЕКТАКЛЕМ
22.
23.
Выбор сказки и работа над ней.
26
2
24
Обработка чтения каждой роли.
6
1
5
24.
Застольная репетиция спектакля.
6
1
5
25.
Генеральные репетиции.
10
1
9
26.
Постановка
спектакля.
Итоговое занятие.
18
1
9
2
144
1
28
1
116
27.
Всего:
кукольного
20
Краткое содержание программы.
ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ
I.
1. Входная диагностика в форме практического задания: сочинение
собственной сказки.
2. Промежуточный
контроль
в
форме
практического
задания:
построить этюд в паре с любым партнером.
3. Итоговая аттестация обучающихся проводится в конце учебного года
в форме отчетного концерта (спектакль, сценка, сказка)
Возможные
способы
определения
результативности
освоения
программы:
Наблюдение, тестирование, практическое задание, спектакли, журнал
посещаемости,
грамоты,
отзывы
детей
и
родителей,
оформление
фотоотчетов.
II.
«РАБОТА С КУКЛОЙ»
Цель. Создание условий для игры на развитие согласованности действий.
Задачи. Обучать детей детально работать над ширмой;
Проделывать упражнений индивидуально с каждым ребенком;
Работа с куклой на задание (куклы встречаются друг с другом, здороваются,
и т.д.). Обучение слушать партнера. Отрабатывать упражнений с предметом
(куклы тащат мешок, строят дом, и др.)
4. Вводное занятие. Общие требования безопасности при проведении
занятий.
Знакомство
с
темами.
Знакомство
с
репертуарным
планом.
5. Способы обновления сказки.
Теория: понятие «обновление сказки».
Практика: арт – разминка, пальчиковая гимнастика. Переделывание старой
сказки на новый лад. Практическая работа.
21
6. Сочинение сказки.
Теория: Беседа «Сказку сами сочиняем, а потом в нее играем». Понятие
«говорить по - разному», «четко говорить».
Практика: арт – разминка, пальчиковая гимнастика. Строить диалоги между
героями в придуманных обстоятельствах. Групповые и индивидуальные
репетиции.
7. Этюды.
Теория: понятие «Этюд». Этюды с куклой на развитие внимания.
Практика: арт – разминка, пальчиковая гимнастика. Работа за ширмой с
куклой, отработка согласованности слов и действий кукловода по сюжету
постановки. Этюдный тренаж. Индивидуальная работа.
8. Миниатюры. Календарные праздники.
Теория: понятие «миниатюры» подбор тематических миниатюр.
Практика: арт – разминка, пальчиковая гимнастика. Индивидуальные и
групповые репетиции. Этюдный тренаж.
9. Театр верховых кукол.
Теория: просмотр презентации. Бе седа – рассуждение: «Что такое роль и
образ в кукольном спектакле». Техника кукловождения.
Практика: арт – разминка, пальчиковая гимнастика. Отработка работы кукол с
предметами. Дикция, текст, речь. Индивидуальные и групповые репетиции
кукольного спектакля.
10. Фольклорный театр.
Теория: понятие «фольклорный театр». Общая характеристика.
Практика: арт –
разминка,
пальчиковая
гимнастика.
Групповые
и
индивидуальные репетиции. Обучение навыкам добиваться выразительности
действия кукол. Постановка связной, громкой, эмоционально окрашенной речи.
11. Работа с куклой за столом и ширмой:
Теория: беседа: «Жест и его значение в работе
актера – кукольника».
22
Практика: арт – разминка, пальчиковая гимнастика.
Отработка техники
движений куклы на руке. Отработка основного ритма движения кукол,
танцевальных движений куклы. Упражнения на отработку выразительности
жестов в работе с куклой: Репетиции.
III.
КУЛЬТУРА И ТЕХНИКА РЕЧИ. РИТМОПЛАСТИКА.
Культура и техника речи. Игры и упражнения, направленные на развитие
дыхания и свободы речевого аппарата.
Задачи. Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, четкую
дикцию, разнообразную интонацию, логику речи; связную образную речь,
творческую фантазию; учить сочинять небольшие рассказы и сказки,
подбирать простейшие рифмы; произносить скороговорки и стихи;
тренировать четкое произношение согласных в конце слова; пользоваться
интонациями, выражающими основные чувства; пополнять словарный
запас.
Ритмопластика включает в себя комплексные ритмические, музыкальные
пластические игры и упражнения, обеспечивающие развитие естественных
психомоторных
способностей
детей,
свободы
и
выразительности
телодвижении; обретение ощущения гармонии своего тела с окружающим
миром.
Задачи. Развивать умение произвольно реагировать на команду или
музыкальный сигнал, готовность действовать согласованно, включаясь в
действие одновременно или последовательно; развивать координацию
движений; учить запоминать заданные позы и образно передавать их;
развивать способность искренне верить в любую воображаемую
ситуацию; учить создавать образы животных с помощью выразительных
пластических движений.
12. Игровой речевой тренинг
23
Теория: понятие: «Артикуляционная гимнастика». Видеоурок- речевого
дыхания, тренировка выдоха, посредством произношения скороговорок.
Видеоурок - развитие диапазона голоса «Этажи», «Маляр», «Колокола».
Игра в скороговорки и чистоговорки. игры на внимание, на развитие
памяти и т.д.)
Практика: арт – разминка, пальчиковая гимнастика.
интонационной выразительностью речи.
Работа над
Чистоговорки. Упражнения на
одновременную тренировку звучания и движения. Работа со стихотворными
произведениями.
13. Упражнения для отработки навыков разговора куклы.
Теория: беседа: «Дикция и ее значение в создании образа».
Практика: арт – разминка, пальчиковая гимнастика. Игра в скороговорки
(главное слово: ударное, сильное, среднее, слабое).
Упражнение на
правильность произношения слов, звуков. Упражнения на мелодичность
голоса. Упражнения и этюды для отработки навыков разговора куклы.
Диалог героев.
14. Музыкальная гостиная «Куклы пляшут и поют».
Теория: беседа: «Музыка и движение куклы».
Практика: арт – разминка, пальчиковая гимнастика. Работа с куклой на
задание. Работа над характером ролью. Репетиции– отработка пластики рук.
Игра с перчаточной куклой. Этюдный тренаж.
15. Совершенствование выразительности движений, интонационной
выразительности.
Теория: беседа: «Особенности речи в характере персонажа».
Практика: арт – разминка, пальчиковая гимнастика.
Упражнения на
одновременную тренировку звучания и движения. Чтение реплик.
16. Средства актёрской выразительности.
Теория: беседа – диалог «Творческие качества – актера- кукольника».
24
Практика: арт – разминка, пальчиковая гимнастика.
Упражнения на
развития навыков общения со зрителем через куклу. Отработка навыков
движения куклы.
17. Импровизация, экспромт в этюдах.
Теория: коллективное сочинительство (что было бы, если бы…).
Практика: арт – разминка, пальчиковая гимнастика. Игры – драматизации с
куклами на выдуманные истории. Работа в подгруппах. Этюдный тренаж.
18. Речевая гимнастика.
Теория:
работа
над
артикуляцией.
Голосовые
модуляции.
Речевая
гимнастика. Работа со скороговорками, чистоговорками.
Практика: арт – разминка, пальчиковая гимнастика. Практическая работа:
отработка (тренинг) сценической речи, Этюдный тренаж.
Игра в скороговорки и чистоговорки.
19. Закрепление навыков работы с куклой на ширме индивидуально с
каждым ребенком.
Теория: закрепление движений различных частей кукол. Отработка
навыков движения куклы по ширмы, над ширмой, в глубине ширмы.
Особенности психологической подготовки юного артиста-кукловода.
Практика: закрепление навыков жестикуляции и физических действий.
Практическая работа: расчѐт времени тех или иных сцен, мизансцен и
протяжѐнности всего спектакля. Этюдный тренаж.
20. Совершенствовать умение детей создавать образы с помощью
жестов, мимики.
Теория: беседа: «Жест и его значение в работе актера – кукольника».
Практика:
арт-
разминка,
пальчиковая
гимнастика.
Тренироваться
изображать с помощью жестов и мимики определённое действие. Средствами
мимики и жестов предавать наиболее характерные черты какого-либо
персонажа. Игра «Пойми меня без слов».
21. Упражнения и этюды для отработки навыков разговора куклы.
Теория: беседа: «Особенности речи в характере персонажа».
25
Практика:
арт-
разминка,
пальчиковая
гимнастика.
Диалог
героев.
Театральные игры на определение характера персонажа.
V.
РАБОТА НАД СПЕКТАКЛЕМ
Цель: знакомство с пьесой, сказкой, работой над спектаклем – от этюдов
к рождению спектакля.
Задачи. Учить исполнять этюды по сказкам, басням; развивать навыки
действий с воображаемыми предметами; формировать навыки работы с
перчаточной куклой, учить находить ключевые слова в отдельных фразах
и предложениях и выделять их голосом. Развивать умение пользоваться
интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния
(грустно,
радостно,
сердито,
удивительно,
восхищенно,
жалобно,
презрительно, осуждающе, таинственно и т.д.); пополнять словарный
запас, образный строй речи.
22. Выбор сказки и работа над ней.
Теория: выбор сказки. Чтение сценария. Распределение и пробы ролей
(два состава). Разучивание ролей с применением голосовых модуляций.
Оформление спектакля: изготовление аксессуаров, декораций, подбор
музыкального оформления. Понятие об актѐрском мастерстве и о
художественных средствах создания театрального образа. Драматургия,
сюжет, роли. Знакомство детей с музыкальными произведениями,
которые будут звучать в спектакле.
Практика: арт-разминка, пальчиковая гимнастика. Соединение
словесного действия (текст) с физическим действием персонажей. Отработка
работы кукол с предметами. Отработка походки куклы, жеста, оценки,
общения. Упражнения с воображаемыми предметами. Индивидуальные и
групповые репетиции кукольного спектакля. Отработка музыкальных
номеров, репетиции.
23. Обработка чтения каждой роли.
26
Теория: распределение ролей для постановки в кукольном спектакле. Чтение
сказки по ролям. Обучение детей коллективной работе. Формирование
четкой и грамотной речи.
Практика: арт-разминка, пальчиковая гимнастика.Работа над ширмой, за
ширмой, чтение каждым кукловодом своей роли. умение вживаться в свою
роль.
24. Застольная репетиция спектакля.
Теория: знакомство с понятием «Застольная репетиция», первым этапом
репетиционного процесса.
Практика: арт-разминка, пальчиковая гимнастика. Первую читку сюжета по
ролям. Уточнение реплик.
25. Генеральные репетиции.
Теория: подготовка помещения для презентации кукольного спектакля.
Установка ширмы и размещение всех исполнителей (актѐров). Звуковое,
цветовое и световое оформление спектакля. Установка оборудования для
музыкального
и
светового
сопровождения
спектакля
(имитация
различных шумов и звуков). Управление светом, сменой декораций.
Окончательное
распределение
ролей.
Разбор
итогов
генеральной
репетиции.
Практика: арт-разминка, пальчиковая гимнастика. Организация и
проведение спектакля; организация и проведение гастролей (подготовка
коробок для хранения и перевозки ширмы, кукол и декораций); показ
спектакля учащимся начальных классов, дошкольникам; участие в
смотре школьных кукольных театров.
27. Постановка кукольного спектакля.
Теория: повтор этюдов и сцен из спектаклей. Осмотр кукол, декораций,
реквизита используемых в показе. Подбор музыкального и шумового фона.
Распределение
технических
обязанностей
по
спектаклю,
установка
оформления.
27
Практика: арт-разминка, пальчиковая гимнастика. Установка декораций к
кукольным спектаклям. Арт - разминка.
Вождение куклы. Голос куклы
Музыкальное оформление спектакля. Показ спектакля зрителям
28.Итоговое занятие.
Теория: анализ показа. Подведение итогов. Награждение.
Практика: арт-разминка, пальчиковая гимнастика. Творческий отчет – показ
спектакля.
28
Раздел № 2 «Комплекс организационно-педагогических условий»
2.1 Календарный учебный график
Продолжительность обучения по программе «Маленькие роли» .
2 учебных года, 280 часа. 36 учебных недель в год. 1 год обучения- 136 часов 2 –й год обучения- 144 часа.
Первый год обучения - начало учебных занятий - 05.09.2023 г., конец учебных занятий – 26.05.2024 года.
Второй год обучения - начало учебных занятий - 02.09.2024 г., конец учебных занятий – 31.05.2025 года
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
33
34
ы
18
1
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
3
3
3
9
0
1
2
3
4
5
6
7
8
9
0
1
2
3
3
3
3
и
17
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
1
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
3
3
3
3 3
9
0
1
2
3
4
5
6
7
8
9
0
1
2
3 4
4
ы
4
1
3
12
1
16
7
1
18
35
36
Каникулы
аттестация
учебные дни
29
144
19-25
12-18
05-11
28-04
21-27
15
14-20
14
07-13
13
31-06
11
4
24-30
10
-
17-23
9
-
10-16
8
4
03-09
7
4
24-02
6
4
17-23
5
4
10-16
4
4
03-09
2
4
27-02
4
20-26
4
13-19
4
06-12
4
30-05
4
23-29
4
и
час
недели
1
16
16-22
4
09-15
4
02-08
4 4
25-01
2 год
12
18-24
11-17
04-10
28-03
21-27
14-20
07-13
30-06
4
23-29
час
3
16-22
09-15
02-08
недели
1
136
4
110
4
1 год
4
всего
4
Практика
4
Теория
06-12
29-05
22-28
-
20-26
15-21
-
часы
13-19
08-14
15
01-07
14
25-31
13
18-24
11
11-17
10
04-10
9
26-03
8
19-25
7
12-18
6
4
05-11
5
4
29-04
4
4
май
22-28
2
4
апрель
1521
4
Март
08-14
4
Февраль
01-07
1319
4
Январь
25-31
06-12
4
18-24
30-05
4
11-17
23-29
4
04-10
16-22
4
27-03
09-15
4
20-26
02-08
25-01
1824
11-17
05-10
4 4
Декабрь
116
Ноябрь
26
Октябрь
28
Сентябрь
2.2 Условия реализации программы
Дидактическое обеспечение образовательной программы:
1. Работы из методического фонда (творческие работы педагога, созданные
куклы).
2. Библиотечный фонд (литература по основам кукольного театра).
3. Дидактические материалы для зрительного ряда (электронная картотека
практических заданий, набор исходных изображений).
4. Наглядные презентации, подготавливаемые педагогом к каждой теме
занятий.
5. Технологические карты-схемы к различным темам занятий.
Оборудование
1. Кабинет, оборудованный в соответствии с санитарно-гигиеническими
требованиями.
2. Демонстрационное оборудование (экран, проектор, интерактивная доска).
3. Столы, стулья.
4. Ширма, куклы, реквизит.
Кадровое обеспечение
Реализовывать
программу
соответствующий
всем
«Маленькие
роли»
будет
педагог,
требованиям профессионального стандарта по
должности «Педагог дополнительного образования».
Очень
важна
грамотная
вспомогательного
и
и
поставленная
обслуживающего
речь
педагога.
персонала
при
Помощь
реализации
Программы не требуется за исключением наличия детей ОВЗ на занятиях.
2.3 Формы аттестации
Способы и формы определения результативности освоения программы.
Основными методами отслеживания (диагностики) успешности овладения
учащимися
содержания
программы
являются:
вводная
диагностика,
промежуточный контроль и итоговая аттестации учащихся.
30
Входная
диагностика
учащихся
проводится
с
целью
установления
фактического уровня теоретических знаний и практических умений и
навыков
по
темам
(разделам)
дополнительной
общеобразовательной
(общеразвивающей) программы.
Входная
диагностика
может
проводиться
в
следующих
формах:
теоретический опрос, тестирование; практическая работа.
Промежуточный контроль проводится в середине учебного года, как
оценка
результатов
обучения
за
1
полугодие.
Промежуточная аттестация по программе «Маленькие роли» включает в себя
проверку
практических
умений
и
навыков.
Формы проведения промежуточного контроля: игры и упражнения по
актерскому мастерству, технике речи. Наблюдение педагога.
Итоговая аттестация учащихся проводится с целью выявления уровня
развития способностей и личностных качеств ребенка и их соответствия
прогнозируемым
результатам
освоения
дополнительной
общеобразовательной (общеразвивающей) программы.
Итоговая аттестация учащихся включает в себя проверку теоретических
знаний и практических умений и навыков.
Итоговая аттестация учащихся может проводиться в следующей форме:
Творческий отчет.
Уровни освоения программы по критериям определяются в пределе от
0 до 3 баллов.
3 балла - высокий, (характерна творчески преобразующая деятельность
детей, самостоятельная работа, творческие изменения, высокий уровень
мотивации).
2 балла – средний, (активная познавательная деятельность, проявляют
творческую инициативу при выполнении заданий, выражена мотивация на
рост, самостоятельность при выполнении заданий).
31
1 балл - начальный, (репродуктивный, мотивированный на обучение
(занимаются с интересом; нуждаются в помощи педагога).
0 баллов - низкий уровень.
2.4 Оценочный материал
Первый год обучения.
1. Входная диагностика в форме практического задания: проговорить фразу
«Колобок, колобок, я тебя съем» с разной интонацией. Прочитать
скороговорку ставя ударение на определенное слово: «От топота копыт,
пыль по полю летит», «От топота копыт, пыль по полю летит».
2.
Промежуточный
контроль
проводится
на
занятиях
в
форме
педагогического наблюдения за выполнением специальных упражнений по
технике речи.
3. Итоговая аттестация обучающихся проводится в конце учебного года.
Экспромт. Обновление сказки. Учащийся берёт билет с названием сказки и
рассказывает её без подготовки с обновлением
Возможные
способы
определения
результативности
освоения
программы:
Наблюдение, тестирование, практическое задание, спектакли, журнал
посещаемости,
грамоты,
отзывы
детей
и
родителей,
оформление
фотоотчетов.
Второй год обучения.
1. Входная диагностика в форме практического задания: сочинение
собственной сказки.
2. Промежуточный
контроль
в
форме
практического
задания:
построить этюд в паре с любым партнером.
3. Итоговая аттестация обучающихся проводится в конце учебного года
в форме отчетного концерта (спектакль, сценка, сказка)
32
Возможные
способы
определения
результативности
освоения
программы:
Наблюдение, тестирование, практическое задание, спектакли, журнал
посещаемости,
грамоты,
отзывы
детей
и
родителей,
оформление
фотоотчетов.
2.5.
Методические
материалы
особенности
организации
образовательного процесса
Формы занятий.
-
Теоретические занятия.
Обучающимся предполагаются:
1.
обобщающие теоретические знания по темам историко- культурного
характера, дающие представления об основных особенностях театрального
искусства и изучении русского фольклора;
2.
теоретические сведения о различных жанрах театрального искусства;
3.
теоретические сведения о круглогодичных народных календарных
праздниках и обрядах.
-
Практические занятия.
Занятия проводятся по следующим дисциплинам:
4.
актерское мастерство;
5.
освоение на практике круглогодичного календаря и народного театра;
6.
освоение техники кукловождения.
-
Индивидуальные занятия:
Учитывая принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей детей,
со второго года обучения каждому ребенку требуются индивидуальные
занятия по актерскому мастерству.
-
Репетиционно-концертные
занятия
подготовка
и
публичное
представление:
7.
отдельных фрагментов из кукольных спектаклей;
8.
театрализованных представлений;
33
9.
обрядовых действий.
Это способствует закреплению изученного материала, дает ребятам
возможность поделиться своими занятиями и творческими успехами
с другими людьми, доставить удовольствие им и себе.
-
Игровые занятия:
10.
игры-конкурсы на лучший показ персонажа кукольного представления;
11.
на лучшее придумывание загадки, частушки, сказки;
12.
на лучшую импровизацию заданной мелодии;
13.
актерские этюды;
14.
импровизационно-игровые моменты в процессе подготовки сказок,
календарно-обрядовых действ, театрализованных представлений и т.д.
2.6 Список литературы:
1. Нормативно-правовые документы
1. Конституция РФ.
2. Конвенция о правах ребенка, одобренная Генеральной Ассамблеей ООН
20.11 1989г.
3. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации»
4. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 3124-Ф3 (в редакции от 21.12.2004)
«Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»
5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
03.04.2003 №27 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических
правил и нормативов СанПиН 2.4.4.1251-03»
6. Приказ Минобрнауки РФ от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении Порядка
организации
и
осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным общеразвивающим программам»
2. Основная литература и интернет ресурсы.
34
Литература для педагога
1
4. Королев М. «Искусство театра кукол» Л; Искусство , 1973.
6. Соломник И. «Куклы выходят на сцену» - М; Просвещение, 1993.
7. Федотов А. «Секреты театра кукол» - М ; Искусство, 1963.
8. Смирнова Н.И. «Оживают куклы» - М; Дет. Лит. , 1982.
Дайн. - М.: Культура и традиции, 2007.- 120 с.
«Театрализованные занятия в детском саду», Н.Трифонова, Москва, 2001.
«Сказочная мастерская «кудесники» -театр кукол» А.Д. Крутенкова,
Учитель, 2008.
«Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и
младших школьников», Э.Г.Чурилова, Москва, 2001.
«Играем в кукольный театр», Н.Ф.Сорокина, Москва, 2001.
«Давайте устроим театр», Г.Калинина, Москва, 2007.
«Домашний кукольный театр», М.О.Рахно, Ростов – на – Дону, 2008.
Литература для учащихся
1.Генов Г. Театр для малышей. М., 1968.Театр кукол.— Детская
энциклопедия. М., Ю68, т. 12, с. 532—533
2.Поюровский Б. Рассказы о том, как становятся кукольниками. М., 1974.
3.Смирнова Н. Театр Сергея Образцова. М., 1971.
4.Что и как в театре кукол. Сб. статей /Под ред. Л. Г. Шпет, П. А. Асса. М.,
1969.
5. Русские народные сказки
Интернет ресурсы для подготовки занятий
1) Методическое
пособие – практикум
«Ритмика и сценические движения»
http://www.htvs.ru/institute/tsentr35
nauki-i-metodologii
Методическое пособие –
практикум «Культура и техника
речи»
http://www.htvs.ru/institute/tse
ntr-nauki-i-metodologii
2)
Методическое пособие – практикум
«Основы актёрского мастерства»
http://www.htvs.ru/institute/tsentrnauki-i-metodologii
3)
Сайт
«Драматешка»
«Театральные
шумы»
http://dramates
hka.ru/index.ph
p/noiseslibrary
4)
Сайт
«Драмат
ешка»
«Музыка
»
http://dra
mateshka
.ru/index.
php/musi
c
5)
36
1