Муниципальное автономное образовательное учреждение
дополнительного образования
Беломорского муниципального округа
«Беломорский центр дополнительного образования»
«Принята»
назаседании Педсовета
МАОУ ДО «Беломорский ЦДО»
от «30» августа 2024 г
Протокол№1от30.08.2024 г.
«Утверждаю»
ДиректорМАОУ ДО
«Беломорский ЦДО»
Е.Ю.Кузнецова
02.09.2024 г.
ДОКУМЕНТПОДПИСАНЭЛЕКТ
РОННОЙПОДПИСЬЮ
Сертификат:00A17467C185D2E7824F52A1C6B32D3598
Владелец: Кузнецова Елена
ЮрьевнаДействителен: с 29.06.2022 до 22.09.2023
Дополнительнаяобщеобразовательнаяобщеразвивающаяпрограмма
художественной направленности
"Эстрадноепение"
длядетей5-17лет
срок реализации:3года
Составители:
ФедосоваА.В.
педагогдополнительногообразования
БекреневаН.И., методист
Беломорск
2024
2
СОДЕРЖАНИЕ
Раздел№1«Комплекс основных характеристик программы»
Пояснительная записка. …………………………………………с.3-9
Цель и задачи программы............................................................с.10
Содержание программы ............................................................с.11-31
Планируемые результаты.............................................................с.32
Раздел№2«Комплекс организационно-педагогических условий»
Календарный учебный график.......................................................с.33
Условия реализации программы....................................................с.34
Формы аттестации ........................................................................с.35-36
Оценочные материалы
...............................................................с.37-38
Методические материалы .............................................................с.39
Список литературы...........................................................................с.40
Приложения ..................................................................................с.41-43
3
Раздел№1«Комплекс основных характеристик программы»
1.1. Пояснительная записка
Человек наделен от природы особым даром - голосом. Это голос помогает
человеку общаться с окружающим миром, выражать свое отношение к
различным явлениям жизни.
Певческий голосовой аппарат- необыкновенный инструмент, таящий в
себе исключительное богатство красок и различных оттенков. Пользоваться
певческим голосом человек начинает с детства по мере развития музыкального
слуха и голосового аппарата. С раннего возраста дети чувствуют потребность
в эмоциональном общении, испытывают тягу к творчеству.
Приобщение детей к певческому искусству способствует развитию их
творческой фантазии, погружает в мир классической поэзии и драматического
искусства.
В настоящее время существует много различных форм творческой
деятельности, но одна из самых интересных, эффективных, эмоциональных,
захватывающих и доступных – эстрадное пение.
Эстрадное музыкальное искусство точно соответствует интересам
современных детей и подростков. Студия эстрадного вокала является сегодня
одной из основных форм массового приобщения подрастающего поколения к
музыкальному искусству и решения одной из приоритетных проблем
педагогики и психологии - развития творческих способностей детей. Именно
творческие способности стимулируют формирование особых качеств ума:
наблюдательности, умению сопоставлять, анализировать, комбинировать,
находить связи и зависимости – качеств, необходимых любому молодому
человеку 21 века.
Музыка, и сопутствующие ей вокальные, дыхательные, артикуляционные
упражнения, применяемые на занятиях по вокалу, помогают устранить или
смягчить присущую ребенку непоседливость, чрезмерную утомляемость,
угловатость, замкнутость, подавленность.
Занятия вокалом – это форма продуктивной деятельности. Вокал как
деятельность мы можем рассматривать с двух позиций: профессиональный
вокал как самоцель деятельности и вокал как средство, необходимое для
построения целостной гармоничной личности.
Образовательная программа является модифицированной и относится к
программам художественной направленности.
Программа «Эстрадное пение» разработана в соответствии с
нормативными документами:
• Конституция Российской Федерации
• Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273–
ФЗ от 29.12.2012 г.
• Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской
Федерации» от 25.07.1998 г. №124-Ф3
4
• Государственная
программа
Российской
Федерации
«Развитие
дополнительного образования детей до 2020 годы», утвержденная
Постановлением Правительства Российской Федерации 22.11.2012 г., № 2148-р.;
• Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта
2022г. 678-р.;
• Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных
общеразвивающих
программ
(включая
разноуровневые
программы)
(Минобрнауки г. Москва, АНО ДПО «Открытое образование», 2015 г.);
• Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09
ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным
образовательным
программам»;
• Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил
2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
•
Локальный акт МАОУДО «Беломорский ЦДО» «Положение о
разработке,
порядке
утверждения,
реализации
и
корректировки
общеобразовательных программ»
Новизна программы «Эстрадное пение» в том, что она разработана для детей,
которые сами стремятся научиться красиво и грамотно петь. При этом дети не
только разного возраста, но и имеют разные стартовые способности. В данных
условиях программа «Эстрадное пение» - это механизм, который определяет
содержание обучения вокалу учащихся, методы работы педагога по
формированию и развитию вокальных умений и навыков, приемы воспитания
вокалистов. Дети приходят с разным уровнем подготовки, поэтому и темп
освоения детьми образовательной программы различный. Первый год обучения
самый сложный, у детей формируются начальные навыки исполнительского
мастерства, чистого интонирования, певческого дыхания; они учатся чистому и
слаженному пению в ансамбле с сопровождением и без сопровождения
инструмента или фонограммы; развивают гармонический и мелодический слух,
эстетический вкус. После освоения основных вокально- певческих навыков,
учащиеся пробуют себя в различных вокальных конкурсах. Это новая ступень в
освоении мастерства вокалиста, новая свежая волна, которая несёт обучающихся
в океан музыкальной культуры и вокального творчества. Освоив основные задачи
программы, участники объединения выступают на концертных площадках
различного масштаба, одерживают победы в конкурсах, фестивалях, смотрах
различного уровня.
В основе обучения лежат адаптированные автором данной программы методики
таких мастеров, как Н.А. Адулов, А.А.Сергеев, Г.А.Струве. В совокупности с
вышеназванными методиками применяются некоторые упражнения дыхательной
гимнастики по методике А.Н. Стрельниковой, речевые упражнения,
разработанные по принципу педагогической концепции Карла Орфа, элементы
методики В.В. Емельянова, направленные на эффективную тренировку
голосового аппарата с высоким эстетическим качеством. Совокупность данных
методов позволяет научить юных вокалистов слышать и слушать себя, осознавать
5
и контролировать певческую природу, овладеть методами и приемами,
снимающие мышечные и психологические зажимы, достигнуть великолепных
результатов.
Актуальность программы в том, что эстрадное пение вызывает огромный
интерес у подрастающего поколения, является мощным фактором формирования
общей культуры, что крайне актуально в современном обществе. Невозможно
отрицать значительный социальный запрос на выступления юных вокалистов на
концертных площадках при проведении мероприятий различного уровня.
Обучение по данной программе поможет учащемуся развить музыкальную
одаренность, определиться в мире профессий, позволит приобрести необходимые
знания и навыки для продолжения обучения вокальному мастерству в
учреждениях соответствующего профиля.
С наиболее одаренными детьми программа позволяет выстроить
индивидуальный образовательный маршрут, может применяться как для
углубленного развития вокальных навыков отдельных солистов, так и для работы
с ансамблем исполнителей, имеющими равноценные возможности.
Педагогическая целесообразность дополнительной общеобразовательной
программы заключается в развитии умений творческой певческой деятельности,
совершенствовании специальных вокальных навыков, творческом развитии
учащихся.
Отличительные особенности программы
Главное отличие данной образовательной программы от других программ в том,
что воспитание юных вокалистов происходит на репертуаре, который основан на
русскоязычных песнях. Песенный репертуар состоит из русских народных песен,
песен советского периода и до песен современных авторов, джазовых композиций.
Для привития художественного вкуса и эталона звучания на занятиях педагог
знакомит учащихся с лучшими образцами отечественной и зарубежной вокальной
музыки
Помимо формирования практических навыков в области эстрадного вокала
учащиеся приобретают навыки работы с микрофоном, овладевают сценическим
движением.
Занятия в объединении органично сочетают в себе учебный процесс с
конкретной деятельностью коллектива, где каждый участник на всех этапах
обучения будет иметь исполнительскую практику. То есть, возможность выступить
перед зрительской аудиторией. С каждым выходом на сцену обучающийся
получает дополнительный творческий стимул к дальнейшим занятиям и
приобретает необходимую для певца эмоциональную устойчивость к публичным
выступлениям.
Реализация содержания данной программы происходит на3-хуровнях:
Стартовом - дети дошкольного и младшего школьного уровня, которые
только пришли в коллектив «Северная Сорока» и осваивают эту программу с
азов.
6
Базовом – дети, у которых уже есть опыт эстрадного пения и выступлений на
сцене.
Продвинутом – на этом уровне педагог и учащиеся выступают как
равноправные участники образовательного процесса.
В объединение принимаются дети после музыкального прослушивания. Дети
приходят с разным уровнем подготовки, поэтому и темп освоения детьми
образовательной программы различный. Единицы обладают терпением и
выдержкой при изучении музыкальной грамоты, освоении основ вокального
творчества, как сквозь сито просеиваются более мелкие частицы, а крупные,
весомые остаются внутри, так и из объединения отсеиваются дети, чей интерес к
вокальному творчеству был невесомым, а увлечение им – поверхностным.
Базовый этап обучения продолжают более способные воспитанники. У детей
уже сформированы начальные навыки исполнительского мастерства, они чисто
интонируют, поют на дыхании; поют чисто и слаженно в ансамбле несложные
песни в унисон с сопровождением и без сопровождения инструмента,
фонограммы; уних развит гармонический и мелодический слух, эстетический
вкус. Ребята пробуют себя в различных вокальных конкурсах. Это новая ступень в
освоении мастерства вокалиста, новая свежая волна, которая несёт обучающихся
в океан музыкальной культуры и вокального творчества.
Состав заключительного этапа программы поистине звёздный – воспитанники
объединения выступают на концертных площадках различного масштаба,
одерживают победы в конкурсах, фестивалях, смотрах различного уровня.
Программа является интегрированной как по способу организации
образовательного процесса (сочетает освоение искусства вокала, литературного
творчества), так и по содержанию.
В связи со спецификой предмета, разделение учебного материала на отдельные
темы весьма условно, так как невозможно обучать вокальному пению отдельно по
каждому направлению вне связи с другими.
Непременным условием освоения программы является создание ситуации
успеха, творческой атмосферы, которые позволяют учащимся наиболее полно
передавать свои чувства и переживания, постигая правила вокального искусства.
Основываясь на принципах концентричности и повторности, опираясь на
сформированный опыт учащихся, обучение по данной программе позволяет
добиться высокого уровня и качества образовательных результатов.
Адресат программы – это дети от 5 до 17 лет. При реализации программы
предполагается деление обучающихся на три уровня не только по возрасту, но и
по степени владения эстрадным вокалом.
Младшая группа – включает в себя дошкольников и детей младшего
школьного возраста
Средняя группа–это в основном дети среднего школьного возраста, уже
7
имеющие некоторый опыт эстрадного пения и даже выступлений.
Старшая группа – это подростки старшего школьного возраста, добившиеся
высокого уровня и качества образовательных результатов и сюда же можно
отнести особо одаренных детей.
Каждая из 3-х групп имеет свою специфику и требует особого вокально –
педагогического подхода.
Для каждого возрастного периода подбирается свой репертуар, так для детей 59 лет, когда певческий аппарат ещё неокрепший, выбираются детские и
народные песни небольшого диапазона, с понятным для детей содержанием.
Детей в этом возрасте отличает подвижность, любознательность, конкретность
мышления, большая впечатлительность, подражательность и вместе с тем,
неумение долго концентрировать свое внимание на чем-либо.
Учащиеся в возрасте от 10 до 14 лет вступают в пору голосовой мутации, что
требует чуткости к изменениям в тембре голоса и осторожности в выборе
репертуара, чтобы не перенапрячь голосовой (певческий) аппарат. Особенно
меняются голоса у мальчиков, что выражается в осиплости тембра, потере
высоких нот диапазона. Ранний подростковый период характеризуется частой
сменой настроения, повышенной чувствительностью к критике, желанием
самоутвердиться. Неудача вызывает у воспитанников резкую потерю интереса к
делу, а успех сообщает эмоциональный подъем. В этом возрасте учащиеся
нуждаются в эмоциональной поддержке педагога и родителей.
В возрасте 15-17 лет учащиеся способны управлять голосом, овладеть
нюансировкой. Юношеский возраст, по сравнению с подростковым,
характеризуется повышением уровня самоконтроля, более осознанным
подходом к занятиям. Центральными психологическими новообразованиями
юношеского возраста являются профессиональное самоопределение и
мировоззрение.
Репертуар отбирается педагогически целесообразный для каждой возрастной
группы.
Основной формой образовательного процесса является занятие, которое
включает в себя часы теории и практики.
Условия набора в объединение
Для обучения по данной программе принимаются учащиеся, имеющие
выраженные музыкальные способности: музыкальный слух, чувство ритма,
владеющие основами вокальной техники и стремящиеся научиться красиво и
грамотно петь.
Объём и срок освоения программы:4года обучения.
8
Режим занятий:
Младшая группа – 1 академический час-занятия вокальной группы и по 30
минут на каждого ребенка – сольное пение. Итого по 2 часа в неделю.
Средняя группа- 1 академический час-занятия вокальной группы и по30
минут на каждого ребенка – сольное пение. Итого по 2 часа в неделю.
Старшая группа- занимается в основном сольным пением по 1 разу по 30
минут на каждого ребенка в неделю.
С целью подготовки детей к конкурсам, фестивалям, предусмотрены
индивидуальныезанятиядлякаждогоучащегося1развнеделюпо1часу(36 часов в
год). У наиболее одаренных детей в вокальном творчестве – занятия приходят
по индивидуальному расписанию.
Таким образом
1 Год обучения -по2часанакаждогоребенка
2 Год обучения –по2часанакаждогоребенка
3 Год обучения –2часанакаждогоребенка+индивидуальныедополнительные
занятия.
4 Год
обучения- 2
часа на
каждого
ребенка
+индивидуальные дополнительные занятия
Объем часов программы
1Год обучения –72часа
2Год обучения –72часа
3Год обучения –72часа
4Год обучения–72часа
ВСЕГО– 288часовпопрограмме
Форма обучения: занятия по программе проводятся в основном очной форме.
Однако, в случае непосещения занятий учащимися по причине неблагоприятных
погодных условий, на период карантина и чрезвычайных ситуаций, занятия
проводятся с применением дистанционных образовательных технологий и
электронного обучения при реализации дополнительной общеобразовательной
программы согласно расписанию, что позволяет каждому ребенку в
соответствии с его уровнем подготовки и особенностями восприятия изучать
материал вне занятий.
Организация дистанционного обучения на усмотрение педагога может
осуществляться посредством следующих платформ: социальная сеть ВКонтакте:
https://vk.com;
социальная
сеть
Instagram: https://www.instagram.com/; электронная почта и облачные
хранилища; ЯКласс: https://www.yaklass.ru. Организация онлайн-консультаций,
на усмотрение педагога, может осуществляться посредством следующих
программ: Skype, Zoom, Youtube,
Основной формой образовательного процесса является занятие, которое
включает в себя часы теории и практики.
Беседа, на которой излагаются теоретические сведения, которые
9
иллюстрируются поэтическими и музыкальными примерами, наглядными
пособиями, видеоматериалами.
Практические занятия, на которых дети осваивают правильную постановку
дыхания, опору, разучивают песни композиторов классиков, современных
композиторов, знакомятся с образцами вокальной музыки.
Занятие-постановка, репетиция, сводная репетиция,
на которой
отрабатываются концертные номера. Развиваются актерские способности детей.
Открытое занятие, проводится для педагогов, родителей.
Заключительное занятие, завершающее тему–занятие-концерт.
Проводится для самих детей, педагогов, гостей.
Выездное занятие–посещение выставок, музеев, концертов, праздников.
Другие формы работы: концертная деятельность, участие в конкурсах,
фестивалях, смотрах.
Структура занятия:
Занятие состоит из двух–трех частей:
Части занятия
Младшие группы
Старшая группа
Распевание
5-10мин
5-15мин.
Теория
5-10мин
5-15мин
Работа
над 5-15мин
5-25мин
произведением
В ходе реализации программы сочетается групповая (работа в вокальной
группе) и индивидуальная работа (сольное пение).
Обеспечение образования для лиц с ОВЗ.
Для обеспечения образования инвалидов и лиц с ограниченными
возможностями здоровья реализация данной программы может
осуществляться в адаптированном виде, с учетом специфики освоения и
дидактических требований, исходя из индивидуальных возможностей и по
личному заявлению обучающегося.
1.2. Цель и задачи программы
Приобщение обучающихся к искусству сольного эстрадного пения и пения
в вокальной группе, развитие мотивации к творчеству, формирование
высоких духовных качеств и эстетики поведения средствами вокального
искусства.
Задачи:
10
Личностные
развить этические чувства, доброжелательность, эмоциональнонравственную отзывчивость; способность сопереживать чувствам других
людей посредством знакомства с музыкальным искусством различных
национальных традиций, стилей, эпох;
развить эстетические потребности, ценности и чувства;
развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в
разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить
выход из спорных ситуаций;
способствовать приобретению сценического и творческого опыта.
Метапредметные:
способствовать формированию навыков организации и
самоорганизации работы на занятиях и дома;
способствовать формированию чувства долга, ответственности,
самоконтроля;
сформировать
навыки
самостоятельной работы
с
музыкальным (репертуарным) материалом;
развить мотивацию и потребность в саморазвитии и самостоятельности.
Образовательные(предметные)
сформировать элементарные умения и навыки вокального
исполнительства;
дать представление
об
основах
музыкальной
грамоты, как
средстве выразительности для музыкального исполнительства;
развить гармонический и мелодический слух;
развить певческое дыхание;
развить преодоление мышечных зажимов;
расширить диапазон голоса;
способствовать развитию музыкального: слуха,
музыкальной
памяти, чувства метроритма;
формировать чувство вкуса, оценочного музыкального мышления;
способствовать формированию устойчивого
интереса к
вокально- исполнительской культуре.
11
1.3. Содержание программы
Учебно-тематический план
Младшая группа–ансамбль1-го обучения
№ РАЗДЕЛ,ТЕМА
1год обучения
Форма
контроля
Кол-вочасов
всего теория практика
Вводное занятие. Инструктаж. ПБ,
ППБ.
Постановка вокального дыхания
Постановка голоса
Навыки эмоционального
исполнения
2
2
-
-
4
4
3
1
2
1
3
2
2
8
1
7
6
Пение учебно-тренировочного
материала
Пение с движениями.
наблюдение
наблюдение
Наблюдение,
участие в
Конкурсе
или концерте
наблюдение
3
1
2
7
8
Репертуарная практика
Работа с микрофоном
3
3
1
1
2
2
9
Сценическая практика.
6
1
5
всего
36
11
25
1
2
3
4
5
Наблюдение,
участие в
конкурсе илив
концерте
наблюдение
Наблюдение,
тест
Участие в
Конкурсах
и концертах
Содержание программы.
Каждое занятие в студии эстрадного вокала обязательно предполагает
следующие виды деятельности, образующие его структуру:
вокальные распевания, включающие в себя упражнения на выработку
правильного дыхания, опоры звука, чистой интонации, артикуляции,
вокального строя, грамотного ансамблевого звучания;
работа над репертуарными произведениями;
ознакомление с образцами отечественной и зарубежной вокальной музыки.
Мероприятия воспитательно-познавательного характера.
Содержание учебного материала для ансамбля младшей группы.
1. Вводное занятие.
Знакомство с группой учащихся. Ознакомление учащихся с рабочим
кабинетом. Сведения о предмете. Техника безопасности (техника
безопасности, соответствующая инструкциям).
12
Правила поведения на занятиях и в образовательном учреждении
(внимание, аккуратность, вежливость, форма для занятий, сменная обувь и
т.д.)
2. Постановка вокального дыхания.
Теория: Главные принципы дыхания. Технология вдоха. Вдох не должен
нарушать смысл слова. Вдох между фразами в быстром произведении.
Упражнения на грамотное распределение дыхания. Дыхательные
упражнения на разные виды техники: «Свечка (3, 5, 7 свечей)», «Упрямая
свечка», « Кошечка», «Комарик» и др.
Практика: Дыхательная гимнастика (для постановки правильного
дыхания по Стрельниковой).Упражнения для развития и укрепления
диафрагматического дыхания.
Форма контроля: наблюдение.
3. Постановка голоса.
Теория: Правильная постановка корпуса при пении, правильное
ощущение гортани (нижняя челюсть свободная). Выработка грамотных
голосовых, речевых, певческих навыков.
Певческая установка и навыки певческого дыхания. Три основных части
голосового аппарата. Мягкая и твердая атака звука. Общее здоровье организма
человека – главное условие здорового голоса.
Практика: Пение в унисон упражнений и мелодий разучиваемых песен.
Выравнивание гласных, выработка навыка резонирования, активность работы
артикуляционного аппарата.
Форма контроля: наблюдение.
4. Навыки эмоционального исполнения.
Теория: музыкально-эстетическое содержание и исполнительский смысл
конкретного вокального произведения.
Практика: Выразительность
мимики лица. Выражение глаз,
выразительность движения и жестов.
Форма контроля: наблюдение, участие в конкурсе или концерте.
5. Пение учебно-тренировочного материала.
Теория: Разогрев голосового аппарата вокалиста – распевания.
Развиваем способность слушать свои ощущения. Контроль за собственным
телом с помощью зеркала.
Практика: Исполнение распеваний, содержащие дыхательные
упражнения, мелодии-попевки на необходимые виды техники (пение с
закрытым ртом, на определённые гласные, слоги, на улучшение
звукообразования, на отработку мелодических или ритмических сложностей).
Распевки на дикцию, на развитие и укрепление певческого дыхания в мажореи
миноре. Выполняем упражнения на развитие артикуляции. Скороговоркидля
дикции. Распевки на дикцию. Основы артикуляционной разминки
(упражнение для губ, языка, освобождение челюсти).
Форма контроля: наблюдение.
13
6. Пение с движениями.
Теория: Двигательные упражнения и танцевальные движения,
Диагностика развития певческих умений. Показатели развитости
музыкальности (музыкальный слух, ладовое чувство, чувство ритма).
Практика: Инсценировка песен.
Форма контроля: наблюдение, участие в конкурсе или концерте.
7. Репертуарная практика.
Теория: Выбор репертуара, доступного по вокально-техническому и
исполнительскому уровню, тесситуре, содержанию.
Слушание песни, её анализ с детьми; разучивание текста песни;
отдельно изучаем мелодию и отрабатываем её интонационные трудности.
Пение песни по партиям.
Практика: Художественная отработка звучания каждого из куплетов
песни. Доведение исполнения песни до уровня, приемлемого для
публичного исполнения.
Форма контроля: наблюдение.
8. Работа с микрофоном.
Теория: правила работы с микрофоном.
Практика: пение в микрофон.
Форма контроля: наблюдение, тест.
9. Сценическая практика.
Практическая работа по созданию эстрадного номера. Тема песни и её
сценическое воплощение. Эмоциональность при исполнении песни.
Учимся двигаться под мелодию исполняемой песни. Учимся вслушиваться
и понимать смысл репертуарных песен. Отработка выхода на сцену и
ухода после выступления.
Форма контроля: участие в конкурсах или концерте.
Учебно-тематический план индивидуальной работы с солистами
младшей группы -1 года обучения
№
1
2
3
4
5
6
Раздел, тема
Форма
Кол-вочасов
всего
теория
практика
контроля
Вводное занятие,
инструктаж
Постановка голоса
Постановка вокального
дыхания
Работа с микрофоном
1
1
-
-
6
7
1
1
5
6
наблюдение
наблюдение
5
1
4
Пение учебноТренировочного материала
Сценическая практика
10
1
9
Наблюдение,
тест
Наблюдение
7
1
6
Участие в
конкурсе или
14
концерте.
Всего
36
6
30
Содержание учебного материала.
1. Вводноез анятие.
Техника безопасности, соответствующая инструкциям образовательного
учреждения. Правила поведения на занятиях и, в целом, в образовательном
учреждении (внимание, аккуратность, вежливость, форма для занятий,
сменная обувь и т.д.)
2. Постановкаголоса.
Теория: Закрепление правильных голосовых, речевых, певческих
навыков, развитие и тренинг голоса для профессиональной вокальной работы.
Певческая установка и навыки
певческого дыхания.
Артикуляционный
аппарат.Теорияобразованиязвукаиработавокальногоаппарата.Развитие
певческого диапазона до 2 октав.
Влияние эмоционального настроя на активность нервной системы во
время пения. Работа над голосом и мероприятия, направленные на здоровый
образ жизни. Возрастные особенности состояния голосового аппарата.
Поиск своей манеры пения и сценического образа.
Практика: Пение с микрофоном упражнений и отрывков из сольной песни
и запись выступления с последующим прослушиванием и просмотром записи.
Форма контроля: наблюдение.
3. Постановка вокального дыхания.
Теория: «Искусство пения есть искусство дыхания».Певческое дыхание и
развитие всего организма. Главные принципы дыхания. Технология вдоха.
Вдох между фразами в быстром произведении.
Практика: Упражнения на грамотное распределение дыхания.
Дыхательные упражнения на разные виды техники: «Свечка (3, 5, 7 свечей)»,и
др.
Дыхательная гимнастика (для постановки правильного дыхания по
Стрельниковой). Закрепление навыков правильного диафрагматического
дыхания.
Форма контроля: наблюдение.
4. Работа с микрофоном.
Теория: правила работы с микрофоном. Практика: пение в микрофон.
Форма контроля: наблюдение ,тест.
5. Пение учебно-тренировочного материала.
Теория: Распевания, содержащие дыхательные упражнения, попевки на
необходимые виды техники (пение с закрытым ртом, на определённые
гласные, слоги, на сглаживание разницы в произношении гласных звуков, на
переходные звуки, на улучшение звукообразования, на расширение диапазона,
на отработку мелодических или ритмических сложностей) в различных
темпах.
15
Орфоэпияпевческая.
Практика: Снятие зажимов и стимуляция чёткой работы различных мышц и
органов. Зеркало - большой помощник в работе над приобретением этой
гармонии и естества.
Доведение исполнения песни до уровня, пригодного для публичного
исполнения. Тренинг на эмоции и сценическую речь, отрабатываем навыки
актёрского мастерства.
Форма контроля: наблюдение.
6. Сценическая практика.
Теория: Работа над эстрадным номером: раскрыть индивидуальность
исполнителя, выстроить драматургию номера, определить его идею, знать и
учитывать природу специфических выразительных средств жанра.
«Мелочи» сценического поведения и концертного костюма исполнителя.
Основные принципы поведения на сцене. Творческая мобилизованность.
Умение действовать и это действие выразить пением, словом, мимикой, жестом,
звуком, пластикой.
Практика: Актёрское решение исполняемых песен. Уметь сочетать пение с
различными танцевальными движениями. Учащийся должен уметь работать с
микрофоном: регулировать положение микрофона относительно рта.
Форма контроля: участие в конкурсе или концерте.
Учебно-тематический план
Средняя группа–ансамбль2 год обучения.
№
Тема
Кол-во часов
всег
о
1
2
3.
4
Водное занятие. Техника
безопасности.
Дыхательные упражнения
Вокальные упражнения
Разбор репертуара.
Форма
теори
я
контроля
практик
а
1
1
4
4
4
0.5
0.5
наблюдение
наблюдение
Наблюдение
3.5
3.5
4
,
5
Дикция и артикуляция
5
анализ
Наблюдение
5
,
6
7
8
9
Пение учебноТренировочного материала.
Работа с микрофоном,
стойкой
Строение сцены.
Вокальное здоровье.
8
8
4
0.5
1
1
1
1
3.5
анализ
наблюдение
тест
тест
тест
16
10
11
Правила поведения перед
выступлением, правила
поведения на сцене.
Концертная деятельность.
1
1
3
-
3
итого
36
5,5
30,5
Тест,
сценическая
практика
Выступления
На сцене.
Содержание учебного материала.
1.
Вводное занятие.
Техника
безопасности,
соответствующая
инструкциям
образовательного
учреждения. Правила поведения на занятиях и, в целом, в образовательном
учреждении (внимание, аккуратность, вежливость, форма для занятий, сменная обувь
и т.д.)
2.
Дыхательные упражнения.
Теория: «Искусство пения есть искусство дыхания».Певческое дыхание и развитие
всего организма. Главные принципы дыхания. Технология вдоха. Вдох между
фразами в быстром произведении.
Практика: Дыхательные упражнения делаются практически на каждом занятии.
Упражнения на грамотное распределение дыхания. Дыхательные упражнения на
разные виды техники: «Свечка (3, 5, 7 свечей)», и др.
Дыхательная гимнастика (для постановки правильного дыхания по Стрельниковой).
Закрепление навыков правильного диафрагматического дыхания.
Форма контроля: наблюдение.
Вокальные упражнения.
Теория: Навыки правильного звуковедения, плавное соединение регистров.
Практика: Выполняются учащимися для навыка правильного звуковедения,
плавного соединения регистров, для «разогрева» перед исполнением репертуара.
Оттачивается чувство ритма, появляется точность при воспроизведении нот. Развитие
слуха.
Форма контроля: наблюдение.
4.Разбор репертуара.
Практика: Разбор репертуара. Определение эмоциональной шкалы произведения.
Разучивание текста, смысла песни, а так же мелодии.
Форма контроля: наблюдение, анализ.
5.Дикцияиартикуляция.
Практика: Чтение различных упражнений для развития дикции. Артикуляционные
упражнения. Снятие челюстных зажимов.
Форма контроля: наблюдение, анализ.
6.Пение учебно-тренировочного материала.
Практика: Пение материала под аккомпанемент концертмейстера, разучивание
под минус. Разбор на партии. Дыхание перед началом пения. Одновременный вдох и
начало пения. Различный характер дыхания перед началом пения зависимости от
характера исполняемого произведения: медленное, быстрое. Смена дыхания в
процессе пения; различные его приемы (короткое и активное в быстрых
произведениях, более спокойное, но также активное в медленных).Цезуры,
знакомство с навыками «цепного»дыхания (пение выдержанного звука в конце
3.
17
произведения; исполнение продолжительных музыкальных фраз на «цепном
дыхании»)
Форма контроля: наблюдение.
7.Работа с микрофоном и стойкой.
Теория: Правильная постановка микрофона. Виды микрофонов. Практика: Работа
на снятие звука.
Форма контроля: тест
8.Строение сцены.
Теория: Устройство сцены, сценическое пространство, кулисы. Правила
поведения на сцене и за сценой.
Форма контроля: тест
9.Вокальноездоровье.
Теория: Правила вокального здоровья: что и как нужно делать для сохранения
голоса, правильное положение корпуса.
Форма контроля: тест
10.
Правила поведения перед выступлением, правила поведения на
сцене.
Теория: Правила снятия напряжения перед выступлением. Правила поведения за
кулисами, правила выхода на сцену, поведения на ней и уход ас нее.
Форма контроля: тест, сценическая практика
11.
Концертная деятельность.
Практика: Выступления на различных мероприятиях и конкурсах. Форма
контроля: выступление на сцене.
Учебно-тематический план для солистов2годаобучения.
№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9
10.
Тема
Форма
контроля
Кол-во часов
всего
теория
Вводное занятие. Техника
безопасности
Дыхательные упражнения
Вокальные упражнения
Правила работы с
микрофоном
Работа с микрофоном
Артикуляция и дикция
1
1
4
4
1
0,5
0,5
1
5
5
0,5
Правила поведения на
сцене
Подбор и разбор
репертуара
Пение учебноТренировочного материала
Концертная деятельность
2
2
практика
3,5
3,5
наблюдение
наблюдение
тест
5
4,5
наблюдение
Наблюдение,
анализ
тест
5
5
4
4
Наблюдение,
анализ
наблюдение
2
2
Выступление
На сцене
18
11.
Создание концертного
номера
3
Итого
36
3
5,5
Наблюдение,
выступления
На сцене
30,5
Содержание учебного материала.
Вводное занятие.
Техника безопасности, соответствующая инструкциям образовательного
учреждения. Правила поведения на занятиях и, в целом, в образовательном
учреждении (внимание, аккуратность, вежливость, форма для занятий, сменная
обувь и т.д.)
2.
Дыхательные упражнения.
Теория: «Искусство пения есть искусство дыхания».Певческое дыхание и развитие
всего организма. Главные принципы дыхания. Технология вдоха. Вдох между
фразами в быстром произведении
Практика: Упражнения на грамотное распределение дыхания. Дыхательные
упражнения на разные виды техники: «Свечка (3, 5, 7 свечей)»,и др.
Дыхательная гимнастика (для постановки правильного дыхания по
Стрельниковой). Закрепление навыков правильного диафрагматического дыхания.
Форма контроля: наблюдение
3.
Вокальные упражнения.
Теория:
Навыки
правильного
звуковедения,
плавного соединения
регистров, для «разогрева» перед исполнением репертуара. Оттачивается чувство
ритма, появляется точность при воспроизведении нот. Развитие слуха.
Практика: Практические
упражненияи
распевки для правильного
звуковедения, плавного соединения регистров.
Форма контроля: наблюдение
4.
Правила работы с микрофоном.
Теория: Основные правила работы, правильная постановка микрофона, правила
снятия звука.
Форма контроля: тест
5.
Работа с микрофоном.
Практика: Работа с микрофоном, учитывая правила. Форма
контроля: наблюдение
6.
Дикция и артикуляция.
Теория: Роль различных упражнений для развития дикции и снятия челюстных
зажимов.
Практика: Пение
различных упражнений
для развития дикции.
Артикуляционные упражнения. Снятие челюстных зажимов.
Форма контроля: наблюдение, анализ.
7.
Правила поведения на сцене.
Теория: Правила снятия напряжения перед выступлением. Правила
поведения за кулисами, правила выхода на сцену, поведения на ней и ухода с
нее.
Форма контроля: тест.
1.
19
Подбор и разбор репертуара.
Практика: Разбор репертуара. Разучивание текста, смысла песни, а также
мелодии. Определение эмоциональной шкалы произведения.
Форма контроля: наблюдение, анализ.
9.
Пение учебно-тренировочного материала.
Практика: Пение материала под аккомпанемент концертмейстера, разучивание
под минус. Разбор на партии. Дыхание перед началом пения. Одновременный
вдох и начало пения. Различный характер дыхания перед началом пения
зависимости от характера исполняемого произведения: медленное, быстрое.
Форма контроля: наблюдение.
11. Концертная деятельность.
Практика: Выступления на различных мероприятиях и конкурсах. Форма
контроля: концертные выступления.
12.Создание концертного номера.
Практика: Подготовка номера для изученной песни.
Форма контроля: концертные выступления.
8.
Учебно-тематический план для ансамбля 3 года обучения
№
Тема
Кол-вочасов
Форма
контроля
всего
теория
практика
1
0,5
0,5
0,5
4,5
3,5
2,5
1.
2.
3.
4.
Техника безопасности
Дыхательные упражнения
Вокальные упражнения
Артикуляция и дикция
1
5
4
3
5.
5
5
5
5
наблюдение
4
4
8.
Разбор и разучивание
материала
Пение учебноТренировочного материала
Создание концертного
номера
Концертная деятельность
наблюдение
наблюдение
Наблюдение,
анализ
наблюдение
3
3
9.
Двухголосие.
6
6
Концертные
выступления
Концертные
выступления
Наблюдение,
анализ
Итого
36
6.
7.
2,5
33,5
Содержание учебного материала.
1. Техника безопасности.
Техника безопасности, соответствующая инструкциям образовательного
учреждения. Правила поведения на занятиях и, в целом, в образовательном
учреждении (внимание, аккуратность, вежливость, форма для занятий, сменная
20
обувь и т.д.)
2. Дыхательные упражнения.
Теория: Главные принципы дыхания. Технология вдоха. Вдох между фразами в
быстром произведении.
Практика: Продолжение работы над дыханием, его коррекция, разучивание новых
упражнений.
Форма контроля: наблюдение.
3. Вокальные упражнения.
Теория: Оттачивание
чувство
ритма появляется точность при
воспроизведении нот. Развитие слуха.
Практика: Продолжение работы над голосом, развитие диапазона, интонирования и
т.д.
Форма контроля: наблюдение.
4. Артикуляция и дикция.
Теория: Упражнений для развития дикции и снятия челюстных зажимов. Практика:
Чтение
различных упражнений
для развития дикции.
Артикуляционные упражнения. Повышение сложности упражнений.
Форма контроля: наблюдение, анализ.
5. Разбор и разучивание материала.
Практика: Работа над песней, разбор вокальных техник,эмоциональная
составляющая произведения, выбор солистов, или деление по частям между
участниками ансамбля.
Форма контроля: наблюдение.
6. Пение учебно-тренировочного материала.
Практика: Пение материала под аккомпанемент концертмейстера, разучивание
под минус. Разбор на партии. Дыхание перед началом пения. Одновременный
вдох и начало пения. Различный характер дыхания перед началом пения
зависимости от характера исполняемого произведения: медленное, быстрое.
Смена дыхания в процессе пения; различные его приемы (короткое и активное в
быстрых произведениях, более спокойное, но также активное в медленных).
Цезуры, знакомство с навыками«цепного»дыхания (пение выдержанного звука в
конце произведения; исполнение продолжительных музыкальных фраз на
«цепном дыхании»)
Форма контроля: наблюдение.
7. Создание концертного номера.
Практика: Создание образа произведения, сценических движений. Форма
контроля: концертные выступления.
8.
Концертная деятельность.
Практика: Выступления на различных площадках. Форма
контроля: концертные выступления.
9.
Двухголосие.
Практика: Работа над гармоническими полифоническим слухом. Простой вид
подголосков к небольшим мелодиям.
Форма контроля: наблюдение, анализ.
Учебно-тематический план индивидуальной работы с солистами
21
3 год обучения.
№
Тема
Кол-во часов
Форма
контроля
всего теория практика
1
5
5
1
3
1
0,5.
0,5.
0,5.
4,5
5
0.5
2,5
наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение
3
0,5.
2.5
наблюдение
2
0,5.
1.5
наблюдение
2
1
1
2
2
0,5.
0,5.
0,5.
0,5.
0.5
1,5
0.5
0.5
1.5
1.5
наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение
3
2
-
3
2
наблюдение
наблюдение
15
Техника безопасности.
Дыхательные упражнения.
Вокальные упражнения.
Эмоциональная шкала артиста.
Певческие регистры. Грудной.
Субтон.
Певческие регистры. Грудной.
Нос.
Певческие регистры. Грудной.
Народный звук.
Вибрато.
Упражнения на динамику.
Певческие регистры. Микст.
Мелизмы.
Работа над артикуляцией и
дикцией.
Подбор и разбор репертуара.
Пение учебно-тренировочного
материала.
Создание концертного номера.
2
2
16
Концертная деятельность.
3
3
Концертные
выступления
Концертные
выступления
ИТОГО
36
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
6
30
Содержание учебного материала.
1. Вводное занятие.
Техника безопасности, соответствующая инструкциям образовательного
учреждения. Правила поведения на занятиях и, в целом, в образовательном
учреждении (внимание, аккуратность, вежливость, форма для занятий, сменная
обувь и т.д.)
2. Дыхательные упражнения.
Теория: «Искусство пения есть искусство дыхания». Певческое дыхание и
развитие всего организма. Главные принципы дыхания. Технология вдоха. Вдох
между фразами в быстром произведении.
Практика: Упражнения на грамотное распределение дыхания. Дыхательные
упражнения на разные виды техники: «Свечка (3, 5, 7 свечей)» и др.
Дыхательная гимнастика (для постановки правильного дыхания по
Стрельниковой). Закрепление навыков правильного диафрагматического
дыхания.
22
Форма контроля: наблюдение.
3.
Вокальны е упражнения.
Практика: Выполняются учащимися для навыка правильного звуковедения,
плавного соединения регистров, для «разогрева» перед исполнением репертуара.
Оттачивается чувство ритма, появляется точность при воспроизведении нот.
Развитие слуха.
Форма контроля: наблюдение.
4.
Эмоциональная шкала артиста.
Теория: Актерское мастерство для певца.
Практика: Различные упражнения для развития актерского мастерства на сцене.
Форма контроля: наблюдение.
5.
Певчески ерегистры. Грудной регистр. Субтон.
Теория: Откуда берется звук и как им управлять. Знакомство с понятием
«Регистр» и
учимся
правильному
субтону
с
помощью
специальных упражнений
С помощью раскрытия данной темы, ученик начинает понимать свой
«вокальный аппарат».
Практика: В данном разделе мы учимся применять субтон на практике.
Форма контроля: наблюдение.
6. Певческие регистры. Грудной регистр.«Вокальный нос».
Теория: Продолжение предыдущей темы. «Матовый» и «глянцевый» нос Практика:
Учимся воспроизводить звук в грудном регистре с помощью
носа, учимся слышать «матовый» и «глянцевый»нос. Учимсяприменять данный
навык.
Форма контроля: наблюдение.
7. Певческие регистры. Грудной регистр, народный звук. Бэлтинг.
Теория:
Продолжаем
изучать
грудной
регистр.
Данный
подраздел направлен на «народный звук».
Практика: Воспроизведение грудного регистра с помощью разучивания
упражнения «Наши забили гол».
Форма контроля: наблюдение.
8. Вибрато.
Теория: Вокальное украшение «Вибрато».
Практика:
Упражнения
для создания красивого вибрато.
Учимся
применять данный навык в песнях.
Форма контроля: наблюдение.
9.
Упражнения на динамику.
Теория: Динамика в эстрадном произведении.
Практика: Различные упражнения на разные виды динамики. Форма
контроля: наблюдение.
10. Певческиерегистры.Микстовыйрегистр.
Теория:
Микстовый,
так называемый
«средний» регистр.
Техника
применения в песнях.
Практика: Разучивание упражнений на плавный переход из грудного в микстовый и
далее в головной регистр.
Форма контроля: наблюдение.
11.Мелизмы.
23
Теория: Вокальное украшение «Мелизм».Виды мелизмов.
Практика: Упражнения для создания мелизма. Применение в песне. Форма
контроля: наблюдение.
12. Работа над артикуляцией и дикцией.
Теория: Развивать согласованность артикуляционных органов, которые
определяют качество произнесения звуков речи, разборчивость слов или дикция
(умение открывать рот, правильное положение губ, освобождение от зажатости и
напряжения
нижней
челюсти,
свободное
положение
языка
ворту).Особенностипроизношенияприпении:напевностьгласных,умениеихокругл
ять, стремление к чистоте звучания неударных гласных. Быстрое и четкое
выговаривание согласных.
Практика: Упражнения для лучшей дикции- скороговорки, чистоговорки и т.п.
Форма контроля: наблюдение.
13.Подбориразбор репертуара.
Практика: Подбор репертуара согласно возрасту и вокальным данным солиста.
Разучивание текста, мелодии, расстановка вокальных украшений.
Форма контроля: наблюдение.
14.Пение учебно-тренировочного материала.
Практика: Разучивание под аккомпанемент и под фонограмму-1.
Форма контроля: наблюдение.
15.Создание концертного номера.
Практика: Создание концертного номера как продолжение разучивания песни.
Подбор Сценического образа и движений.
Форма контроля: концертные выступления.
16. Концертная деятельность.
Практика: Выступления на концертах, конкурсах.
Форма контроля: концертные выступления.
Учебно-тематический план для младшей группы
Дошкольники4-7 лет
№
Тема
Правила безопасности.
Знакомство с голосовым аппаратом.
Дыхательные упражнения
Вокальные упражнения.
Правила работы с микрофоном.
Вокальное здоровье.
Строение сцены.
Правила поведения на сцене.
Игры и движение под музыку.
Ритмические игры
10. Работа над артикуляцией и дикцией.
11. Разбор репертуара
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
Кол-вочасов
Форма
контроля
всего
1
2
2
2
2
1
1
1
4
теория
1
2
1
0.5
1
1
1
1
0,5
практика
1
1.5
1
-
3,5
тест
наблюдение
наблюдение
тест
опрос
тест
опрос
наблюдение
3
2
-
3
2
наблюдение
наблюдение
24
12. Пение учебно-тренировочного
материала
13. Создание концертного номера.
2
2
наблюдение
2
2
14. Эмоциональная шкала артиста.
15. Работа с микрофоном и фонограммой
16. Концертная деятельность.
1
2
2
1
Концертные
выступления
наблюдение
наблюдение
Концертные
выступления
30
10
всего
2
2
20
Содержание учебно-тематического плана.
Правила безопасности.
Правила безопасного поведения в учреждении, правила ПБ.
2.
Знакомство с голосовым аппаратом.
Теория:
Строение голосового аппарата. Дыхательный
аппарат.
Роль
певческого дыхания в звукообразовании.
Форма контроля: тест
3.
Дыхательные упражнения.
Теория: Постановка опорного дыхания.
Практика: Упражнения на дыхание.
Форма контроля: наблюдение
4.
Вокальные упражнения.
Теория: Как тренировать голосовой аппарат.
Практика: Различные упражнения на звуковедение, на четкость пропеваемых
нот.
Форма контроля: наблюдение.
5. Правила работы с микрофоном.
Теория: Виды микрофона. Части микрофона. Постановка микрофона.
Практика: Работа с микрофоном и снятие звука. Стойка.
Форма контроля: тест
6. Вокальное здоровье.
Теория: Правила образа жизни вокалиста для сохранности голоса.
Форма контроля: опрос.
7.
Строение сцены.
Теория:
Знакомство со
сценой,
и
тем, как она устроена.
Структура сценического пространства.
Форма контроля: тест
8. Правила поведения на сцене.
Теория: Правила снятия напряжения перед выступлением. Правила поведения
за кулисами, правила выхода на сцену, поведения на ней и ухода с нее.
Форма контроля: опрос.
9.
Игры и движение под музыку.
Теория: Что такое ритм. Разные виды ритма.
Практика: Ритмическая работа (прохлопывание ритмического рисунка),
движение под различные под музыку, игра «Зеркало».
1.
25
Форма контроля: наблюдение.
10.
Работа над дикцией и артикуляцией.
Практика: Развитие согласованности артикуляционных органов, которые
определяют качество произнесения звуков речи, разборчивость слов или дикции
(умение открывать рот, правильное положение губ, освобождение от зажатости и
напряжения нижней челюсти, свободное положение языка ворту). Скороговорки
и чистоговорки.
Форма контроля: наблюдение.
11.
Разбор репертуара.
Практика: Разучивание текста. Разучивание мелодии.
Форма контроля: наблюдение.
12.
Пение учебно-тренировочного
материала.
Практика: Пение под аккомпанемент, под минусовки.
Форма контроля: наблюдение.
13.
Создание концертного номера.
Практика: Подбор сценического образа, разучивание движений. Форма
контроля: концертные выступления.
14.
Эмоциональная шкала артиста.
Теория Эмоции для артиста. Упражнения на мимику. Упражнения на различие
эмоций, громкость, Артистизм.
Форма контроля: наблюдение.
15.
Работа с микрофоном и фонограммой.
Практика: разучивание и исполнение песен с микрофоном и под фонограмму.
Форма контроля: наблюдение.
16. Концертная деятельность.
Форма контроля: концертные выступления.
26
Календарный учебный график. Хор,4годобучения.
Месяц
число
время
Форма
занятия
сентябрь
13
17-40
20
17-40
Теоретическое,
практическое
Практическое
27
17-40
Практическое
1
4
17-40
Практическое
1
11
17-40
Практическое
1
18
17-40
Практическое
1
25
17-40
Практическое
1
1
17-40
Теоретическое, 1
Октябрь
Ноябрь
Колво
часов
1
тема
Форма
контроля
Вводно езанятие
беседа
1
Повтор изученного
материала.
Вокальные и
артикуляционные
упр-я.
Повтор изученного
материала. Пение с
движением, повтор
концертных
номеров.
ВВОДНЫЙ
КОНТРОЛЬ.
Наблюдение
, опрос
Новый материал,
ознакомление.
Вокальные и
артикуляционные
упр-я.
Дыхательные упр-я.
Знакомство с
жанрами музыки.
Народнаям узыка.
Вокальные и
артикуляционные
упр-я.
Дыхательные упря. Разбор нового
мат-ла. 1 куплет.
Вокальные и
артикуляционные
упр-я.
Дыхательные упря. Разбор
материала,2куплет,
припев.
Вокальные и
артикуляционные
упр-я.Дыхательные
упр-я. Деление
партийвпесне,
двухголосье.
Повторение правил
Наблюдение
наблюдение
Наблюдение
, беседа
Наблюдение
Наблюдение
Опрос,
27
практическое
1
2
17-40
практическое
Праздничный
концерт«Нам
75!»
практическое
22
17-40
практическое
1
26
13-00
выступление
1
29
17-40
практическое
1
06
17-40
Практическое
1
13
17-40
Практическое
1
8
12
17-40
14-00
15
1
Поведения на сцене,
работы с
микрофоном.
Знакомство с
жанрами музыки.
Академическая
музыка. Разбор
Нового материала.
ПБ «Осторожно,
тонкий лед».
Подготовка к
праздничному
концерту,
повторение
номеров.
Репетиции на сцене.
Выступление
беседа,
наблюдение
Повторение жанров
музыки. Распевки,
упражнения.Р абота
с материалом,
создание
концертного
номера.
Генеральная
Репетиция насцене
Концерт к Дню
матери
Пение учебнотренировочного
материала.
Повторение
изученного
материала.
Знакомство с
жанрами музыки.
Кантри. Сведение
концертного
номера.
наблюдение
Пение по
подгруппам.
Вокальные и
артикуляционные
упр-я.
Дыхательные упря. Правила
безопасности.
Концертный номер.
ПРОМЕЖУТОЧНЫ
Наблюдение
наблюдение
Наблюдение
, беседа
Декабрь
Наблюдение
, опрос,
28
20
17-40
25
Январь
Февраль
Практическое
1
выступление
1
10
17-40
практическое
1
17
17-40
практическое
1
24
17-40
Практическое,
теоретическое
1
31
17-40
практическое
1
07
17-40
Практическое
1
14
17-40
Практическое
1
ЙКОНТРОЛЬ.
Генеральная
Репетиция
перед
выступлением.
Сцена.
Новогодний
утренник
Повторение
изученного
материала.
Повторение
изученного
материала, правил,
строения
вокального
аппарата.
Знакомство с
жанрами музыки.
Латиноамериканска
я музыка.
Разучиваниенового
материала.
Вокальные и
артикуляционные
упр-я.Дыхательные
упр-я.
Пение учебнотренировочного
материала.
Вокальные и
артикуляционные
упр-я.Дыхательные
упр-я.Знакомствос
жанрами музыки.
Джаз.
Разбор1куплетаи
припева.Разборпо
партиям.
Разучивание 2
куплета.Пение
учебнотренировочного
материала.
Вокальные и
артикуляционные
упр-я.Дыхательные
упр-я.
Пениес движением.
Знакомство с
жанрамимузыки.
Рок.
беседа.
наблюдение
Опрос,
наблюдение
Опрос,
беседа.
наблюдение
наблюдение
Наблюдение
, беседа
29
Март
Апрель
21
17-40
практическое
1
28
05
07
17-40
14-00
17-40
практическое
концерт
Практическое
1
1
1
14
17-40
практическое
1
18
21
14-00
17-40
фестиваль
Практическое,
теоретическое
1
28
17-40
практическое
1
29
17-40
Практическое
1
04
17-40
Практическое
1
11
17-40
Практическое
1
Пениес движением.
Пениепо
подгруппам.
Вокальные и
артикуляционные
упр-я.Дыхательные
упр-я.
Репетицияна сцене.
Повторение
пройденного
материала.
Репетицияна сцене.
Репетицияна
сцене
фестиваль
Повторение
изученного
материала.Разбор
новогоматериала.
Двухголосье.
Знакомство с
жанрамимузыки.
Авторскаяпесня.
Пение учебнотренировочного
материала.
Вокальные и
артикуляционные
упр-я.Дыхательные
упр-я. Двухголосье
Пение учебнотренировочного
материала.
Вокальные и
артикуляционные
упр-я.Дыхательные
упр-я.Двухголосье.
Пение
тренировочного
материала.
Вокальные и
артикуляционные
упр-я.Дыхательные
упр-я.Двухголосье.
Новый материал.
Пение
тренировочного
материала.
Вокальные и
артикуляционные
наблюдение
Наблюдение
наблюдение
Наблюдение
наблюдение
Беседа,
наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
, беседа.
Беседа,
наблюдение
30
Май
1
2
17-40
Практическое
Концерт
объединения
Практическое
02
17-40
Практическое
1
05
16
14-00
18-00
Практическое
Теоретическое
2
1
практическое
1
18
22
17-40
14-00
25
23
1
упр-я.Дыхательные
упр-я.Двухголосье.
Разбор 1 и2
куплета.Репетиции
на сцене.
Репетициина сцене.
Концерт
объединения
Пение
тренировочного
материала.
Вокальные и
артикуляционные
упр-я.Дыхательные
упр-я.Двухголосье.
Создание
концертного
номера.Знакомство
с жанрами музыки.
Эстрадная песня
Репетиция перед
конкурсом.
Споемте, друзья!.
Повторизученного
материала.
Итоговыйконтроль.
Итоговыйконтроль.
Выступление.
наблюдение
Беседа,
наблюдение
наблюдение
наблюдение
Тест.
наблюдение
31
1.4. Планируемые результаты освоения программы
Предметные результаты
Окончив обучение по данной программе, учащиеся будут знать:
Различные вокальные направления, иметь представление о лучших образцах
вокальной музыки;
Творчество композиторов и авторов поэтического текста исполняемых
произведений;
Приёмы вокальной техники ( в рамках программы);
Средства вокального исполнительства;
Стилистические особенности исполняемых произведений;
Средства выразительного исполнения;
Обучающиеся будут уметь:
качественно исполнять произведения без сопровождения и с сопровождением, под
фонограмму «минус», владея приобретенными знаниями и навыками;
слушать себя и анализировать качество своего исполнения;
обучающиеся буду владеть:
навыками оценки исполнения произведений;
навыками поведения в процессе концертной деятельности, психологической и
технической готовностью к публичным выступлениям;
навыками художественного и технического единства исполнения;
методами коррекции возникающих
ошибок,
способами преодоления
вокально-исполнительских трудностей.
Метапредметные результаты:
Обучающиеся будут:
уметь ставить цель и определять пути ее достижения;
приобретут опыт творческой деятельности (в рамках программы);
научатся работать с
различными
источниками информации, овладеют
способами решения задач поискового и творческого характера;
будут владеть навыками самопрезентации.
Личностные результаты:
Обучающиеся после окончания данной программы:
будут иметь активную жизненную позицию;
будут соблюдать нравственные нормы;
будут стремиться к освоению новых знаний и умений в выбранном виде
деятельности, иметь потребность в опыте исполнительской деятельности;
будут заинтересованы в дальнейшем обучении вокальной технике, выборе
профессии по данному профилю.
33
2. КОМПЛЕКСОРГАНИЗАЦИОННОПЕДАГОГИЧЕСКИХУСЛОВИЙДОПОЛНИТЕЛЬНОЙОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ:
2.1.КАЛЕНДАРНЫЙУЧЕБНЫЙГРАФИКна2024-2025учебный год
Количествоучебныхнедель:36.Количествоучебныхнедельдлядошкольников–30недель.
Дата началареализациипрограммы:02.09.2024г.Датаокончанияреализациипрограммы:31.05.2025
Сентябрь
Ноябрь
декабрь
Теория
Практик
всего
36
35
11
25
36
1
1 1
1
1
1
1
1 1
6
30
36
1
1
1 1 1 1 1
1 1 1
1
1
1 1
1
1
1
1
1
10
20
30
1
каникулы
19-25
34
1
1
12-18
05-11
Учебные дни
33
Контроль- аттестация
28-04
1 1
32
1
21
1
21-27
1
14-20
1
30
29
1
1 1 1
1 1 1
07-13
1
1 1 1 1 1
28
1
1
31-06
24-30
1 1
Дошкольники
1
27
1
17-23
1 1
26
1
10-16
1
25
24
1
03-09
1
1 1
24-02
1
1
23
1
1
17-23
1
1
10-16
1 1
1
03-09
1
май
1 1
27-02
1 1 1
апрель
1 1 1 1 1
22
21
20
19
Солисты
Март
1
20-26
1 1
18
1 1
13-19
1
17
1 1 1
февраль
06-12
13
1
КолвочасовВокальны
еГруппы
4г.об.
30--05
25-30
12
1
23-29
18-24
11
1
16
11-17
10
1
16-22
04-10
9
1
15
20-03
8
1
январь
09-15
21-27
7
1
14
14-20
6
1 1
02-08
07-13
5
4
30-06
23-29
3
2
1
161-22
09-15
02-08
Учебные
недели
Октябрь
2.2. Условия реализации программы
Для успешного осуществления обучения по программе необходимо
следующее материально-техническое оснащение:
просторное, светлое, оборудованное помещение;
фортепиано;
зеркало;
музыкальный центр;
радиомикрофон, кабельный микрофон;
DVD-плейер,
ноутбук;
видеозаписи концертов исполнителей лучших образцов эстрадной
музыки;
аудио записи музыкальных произведений по темам программы;
методические разработки занятий и мероприятий воспитательной
направленности;
фото- и видеоматериалы проведения занятий и мероприятий
воспитательной направленности;
o
электронные носители:CD-диски иUSB- носители.
Информационное обеспечение: в условиях реализации программы
необходим доступ учащихся к фонду интернет-ресурсов.
Кадровое обеспечение: педагог, работающий по данной программе,
должен иметь среднее специальное или высшее образование в области,
соответствующей профилю детского объединения без предъявления
требований к стажу работы. Педагог является выпускницей данного
объединения. Имеет большую сценическую, концертную и конкурсную
практику.
Санитарно-гигиенические требования: занятия должны проводиться в
просторном
помещении,
соответствующем
требованиям
техники
безопасности, противопожарной безопасности, санитарным нормам. Кабинет
должен хорошо освещаться и периодически проветриваться.
34
2.3. Формы аттестации.
Формы контроля разработаны для определения результативности освоения
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«Эстрадное пение». Согласно учебным планам, в программу включены
следующие формы контроля:
собеседование;
наблюдение;
анализ, самоанализ;
опрос (устный, письменный) предполагает вопросы учащимся по
теоретической части программы;
участие в конкурсах, фестивалях, концертной деятельности, в процессе,
которого каждый учащийся детского объединения оценивается по
занятым призовым местам и следующим критериям.
Диагностика проводится 3 раза в год: входящая, текущая, итоговая.
Оценка параметров осуществляется по трехбальной шкале и делится на 3
уровня: ниже среднего, средний, высокий.
Контроль знаний, умений, навыков учащихся обеспечивает оперативное
управление образовательным процессом и выполняет обучающую,
проверочную, воспитательную и корректирующую функции. Разнообразные
формы контроля учащихся позволяют объективно оценить успешность и
качество образовательного процесса. Основными видами контроля являются:
- входящий контроль (педагогический опрос, наблюдение, контрольное
занятие, анкетирование);
текущий(открытое занятие, конкурс, концерт, фестиваль, праздник);
итоговый(конкурс, фестиваль, опрос, открытое занятие, анкетирование и
др.).
Входящий контроль проводится с целью контроля за качеством освоения
какого-либо раздела программного материала и направлен на поддержание
дисциплины, выявление отношения к обучению и носит стимулирующий
характер.
Текущий контроль осуществляется регулярно педагогом, отмечается
отношения обучающегося к занятиям, его старание, прилежность,
инициативность и проявление самостоятельности, темп продвижения.
Текущий контроль определяет успешность развития обучающегося и степень
освоения им образовательных задач на данном этапе.
Промежуточная аттестация проводится в форме контрольного урока раз в
полугодие. Участие в концертах приравнивается к выступлению на
контрольном уроке.
При прохождении итогового контроля обучающимся необходимо
продемонстрировать знания, умения и навыки в соответствии спрограммными
требованиями.
35
Итоговый контроль проводится в форме открытого занятия и итогового
концерта. При проведении итоговой аттестации, учитываются критерии
качества подготовки обучающегося, позволяющие определить уровень
освоения дополнительной общеобразовательной программы: грамотное
исполнение
авторского
текста,
художественная
выразительность,
сформированность устойчивого интереса к музыкальному искусству,
исполнительская культура, развитие музыкального мышления; овладение
практическими умениями и навыками в различных видах музыкальноисполнительской деятельности: сольном, ансамблевом исполнительстве. По
результатам итогового контроля, обучающийся переводится на последующий
год обучения.
Определение вокальных и музыкально –ритмических способностей
детей.
При разработке диагностических методик учитывается, прежде всего:
чтобы они были собственно музыкальными, соответствовали возрасту и
степени музыкальной обученности детей, давали возможность судить об
уровне развития исследуемой способности в совокупности составляющих её
компонентов (ладового чувства, музыкально – слуховых представлений и
чувства ритма).
Каждое задание оценивается по трехбалльной системе, а затем
суммируется. В целях контроля эффективности обучения каждый этап
диагностического исследования следует проводить 3 раза в год: начало
учебного года (входной срез); середина учебного года (контрольный срез);
конец учебного года (итоговый срез).
Первичная диагностика–1год обучения.
Цельюпредварительногоконтроляявляетсявыявлениеификсацияначального
уровня обучаемого. В дальнейшем сравнение исходного уровня обученности с
конечным позволяет измерить «прирост» знаний, анализировать динамику и
эффективность дидактического процесса, а так же сделать объективные виды
о «вкладе» педагога в обученность ребенка.
Формы демонстрации достижений учащихся – музыкально-творческие
и контрольные занятия, класс-концерты, отчетные концерты по окончании
учебного года
Работа с родителями
Для
реализации
воспитательных
задач
родители
(законные
представители) принимают активное участие в культурно-досуговой
деятельности объединения «Северная Сорока». Родители оказывают
посильную помощь в процессе подготовки к концертам, фестивалям и
конкурсам.
Формы отслеживания образовательных результатов и методы контроля:
Журнал учёта работы учебной группы.
36
Анкеты.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов:
Фотографии и видеозаписи с занятий.
Дипломы,г рамоты.
2.4. Оценочные материалы
Определение уровня музыкальных способностей учащихся
При определении уровня основных музыкальных способностей детей
следует учитывать:
Ладовый компонент мелодического слуха;
Слуховой компонент мелодического слуха;
музыкально–ритмическое чувство.
С этой целью учащимся, как правило, предлагается:
определить соотношение двух предлагаемых звуков по высоте,
направление предложенной мелодии;
исполнить знакомую песню с сопровождением и без него,
повторить сыгранную мелодию,
допеть до конца предложенную мелодию,
прохлопать ритмическую основу мелодии,
согласовать
движения с характером знакомого музыкального
произведения, а также незнакомого, после предварительного
прослушивания его.
Для фиксации результатов можно использовать трехуровневую систему
по
всемтремпараметрамдиагностики,предварительноустановивкритерии
оценки. Полученные результаты диагностирования фиксируются
следующим образом:
Результаты диагностирования учащихся
Фамилия,
имя Ладовый компонент Слуховой
учащихся.
мелодического слуха компонент
мелодического
1,2и
3
года
обучения
слуха
1.
Высокий
Высокий
2.
Низкий
Средний
Чувство
ритма
Высокий
Средний
Тестовые задания
Игра «Ритмическое эхо».
Задание позволяет определить: насколько развито у ребенка чувство ритма.
Педагог задает определенный ритм, ребенок должен его повторить.
3балла–точное повторение.
2балла–повторение с ошибкой.
1 балл - отсутствие ритма.
37
Игра «Как тебя зовут»?
Задание позволяет определить: насколько развит у ребенка музыкальный слух.
3 балла – точное повторение мелодии.
2балла–повторение мелодии с ошибкой.
1балл-полноеневоспроизведениемелодии.
Исполнение любимой песни.
Задание позволяет определить музыкальную память, чистоту интонации,
артистичность исполнения.
3 балла – точное воспроизведение музыкального материала и артистичность в
исполнении.
2балла–точноевоспроизведениемузыкальногоматериаласотсутствиемэмоций.
1балл–неправильное воспроизведение музыкального материала.
«Угадай-ка»
Задание позволяет определить: насколько развито у ребенка чувство ритма.
Педагог задает начальный ритм знакомой песни, ребенок должен его
повторить и постараться узнать песню.
3балла–точное повторение и узнавание песни 2
балла – повторение с ошибкой
1балл–невоспроизведение ритма
Для оценивания личностных результатов применяются следующие
методики:
«Диагностика личностной креативности» (Е.Е.Туник);
«Методика определения самооценки детей»(Т.В.Дембо,С.Я. Рубинштейн);
«Цветовой тест Люшера».
Методикаизученияудовлетворённостиродителейработойдетского
объединения «Северная Сорока» по дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программе
«Эстрадноепение»
Вариант бланка анкеты, предлагаемой родителям в конце учебного года.
Дорогие родители!
Заканчиваетсяучебныйгод.Намоченьважнознать,каконпрошел,какой
след оставил в душе Вашего ребенка, как Вы оцениваете нашу работу. Ваши
ответынапредложенныевопросыпомогутнамвдальнейшем сотрудничестве с
Вами по воспитанию и образованию Вашего ребенка.
1. ДовольнылиВысодержаниемпрограммы,развиваетлионатворческиеспособно
сти Вашего ребенка?
2. Какие дополнительные предметы (темы), по Вашему мнению, необходимо
включить в программу или исключить из нее?
38
3. Считаете ли Вы необходимым
привлекать других специалистов по
данному направлению?
4. Использует ли Ваш ребенок полученные знания и умения в школе, в
быту,помогли ли они организовать свободное время ребенка и досуг?
5. НаразвитиекакихкачествхарактераВашегоребенкаповлиялизанятияв
коллективе?
6. КакиедостиженияребенкаВаспорадовали?
7. СжеланиемлиходилВашребенокназанятия,скакимнастроением
возвращался после занятий домой?
8. УстаетлиВашребенокпослезанятий?
9. Приобрел ли ребенок, наВаш
взгляд, новыхдрузей в коллективе,
изменились ли его отношения с друзьями в школе?
10. КакиекачестваценитВашребеноквпедагоге?
11. СчитаетелиВы,чтополученныезнанияпомогутВашемуребенкуввыборе
профессии?
12. Удалосьли,
наВашвзгляд,
Вашемуребенкурешитьпроблемы,
о
которыхВы сообщали нам в начале года?
2.5. Методическое обеспечение.
При организации учебной деятельности используются как традиционные
методы: словесные, наглядные, практические методы обучения, так и
инновационные. Применение активных методов обучения (имитационных,
диалога), наиболее способствуют решению задач в обучении учащихся
подросткового возраста вокальной технике.
В программе широко используются специальные методы педагогов –
музыкантов: В.В. Емельянова, Н.А. Адулов, А.А. Сергеев, Г.А. Струве.
Технологии, применяемые на занятиях, ориентированы на развитие
творческой личности учащихся:
технология развивающего обучения на основе личностно-ориентированного
подхода;
технология индивидуализации обучения;
компетентностного и деятельностного подхода;
здоровьесберегающие технологии;
игровые технологии;
информационно-коммуникационные технологии;
технология портфолио.
В процессе организации образовательной деятельности используются
различные формы: теоретические и практические занятия, концерты,
открытые занятия, творческие отчеты, конкурсы; репетиции в период
подготовки к публичным выступлениям; прослушивание музыкального
материала.
39
Основной формой обучения является комбинированное занятие, в
котором интегрируются теория и практика в следующих видах деятельности:
распевание: комплекс упражнений для развития артикуляции и дикции;
ритмические и стилистические упражнения;
пение вокализов;
работа над произведением;
анализ занятия.
В зависимости от целей и задач, степени готовности музыкального
материала и его особенностей, структура занятия может варьироваться.
40
2. 6. Список литературы.
Основная литература
1. БелоусенкоМ.И..Постановкапевческогоголоса.Белгород, 2006г
2. БуйловаЛ.Н.,БудановаГ.П.Дополнительноеобразование:нормативные
документы и
материалы. — М.: Просвещение, 2008.- 260с.
3. ГонтаренкоН.Б.Сольноепение.-Ростов-наДону:Феникс, 2007.-122с.
4. ЕрёменкоС.И.«Распеваниевдетскомхоре»Краснодар.,2013
5. Музыкальныйсловарьврассказах.–М.,1984.-28с.
6. ОбразцоваТ.Н.«Музыкальныеигрыдлядетей»,г.Москва«ЭтролЛада»2005г.
7. ПоповВ. Методикамузыкальноговоспитания.–М.,1993.-36с.
8. СеттРиггс.Какстатьзвездой:Пособие.Аудиошколадлявокалистов.–М.,
2002.-94 с.
9. СоколоваО.П.Двухголосноепениевмладшемхоре.
10. ЩетининМ.ДыхательнаягимнастикаСтрельниковой –М.,ФИС,2000
Рекомендуемыйсписоклитературыдляучащихся
1. Добровольская Н., Орлова Т.М. Что надо знать учителю о детском голосе.
– М., 1982.-136с.
2. ДыхательнаягимнастикаА.Н.Стрельниковой.–М.,2000.-96с.
3. Михайловский С.Распевание науроках пения и детском хоре
начальнойшколы.
4. Музыкавначальныхклассах.1985.-34с.
5. Музыкальныйсловарьврассказах.1984.-28с.
6. НациональныевокальныешколыРоссии,2001.-26с.
7. Некоторыеаспектывокально-хоровойсистемыВ.В.Емельянова.–
М.,1996.160с.
8. ОгородновД.Е.Воспитаниепевцавсамодеятельномхоре.
–Киев:
Музична Украина, 1980. 211с.
9. Опении(изопытаработыспевцами)Н.М.Малышева.–М.,1988.57с.
10. ПоповВ.Методикамузыкальноговоспитания.–М.,1993.36с.
11. Практическоепособиедляпедагогадополнительногообразования.З.А.
Каргина. – М., 2008. 44с.
12. СеттРиггс.Какстатьзвездой:Пособие.Аудиошколадлявокалистов. –М.,
2002.-94 с.
Интернет-ресурсы
1. https://impro.ooo/
2. http://vokalizm.ru/
https://www.youtube.com/channel/UCv9XwnOSI6XhnApvL7KzM_A
41
Приложение1
Вокально–музыкальная терминология
Аккомпанемент–инструментальноесопровождениесолирующемуголосу Альт –
низкий женский голос
Ансамбль–вместе,слитно
Атаказвука–моментзарождениязвука
Бас – низкий мужской голос
Блюз–печальный, меланхоличный
Вибрато–колебаниязвуказасчетдвижениядиафрагмы Вокальная
музыка – музыка для пения
Вокализ –пениебезсловнагласнуюбуквуили слог
Вступление – начальная часть произведения, инструментальная мелодия
Диапазон–интервалмеждусамымнизкимисамымвысокимзвукамиголоса Дикция
– четкое произношение букв и слогов
Дуэт–два исполнителя
Интервал–соотношениемеждудвумязвукамиповысоте
Интонация–звуковысотнаяточностьисполнениямузыки
Имитация – подражание
Импровизация–неожиданность,непредвиденность Кульминация
– вершина произведения
Кода–заключительнаячастьпроизведения Мелодия
– одноголосный напев
Нюансы–динамическиеоттенки
Песня–музыкальныйжанр,объединяющиймузыкуитекст
Резонаторы, регистры – (грудной, головной)
Романс–произведениедляголосасинструментом
Соло – один исполнитель
Сопрано–высокийженскийголос Тембр
– окраска звука
Тенор–высокиймужскойголос
Трио – три исполнителя
Трэк(track)– дорожка
Унисон–совпадениезвуковповысоте
Фальцет – пение без опоры
F(форте)–громко P
(пиано) – тихо
Legato(легато) – связно
Staccato(стаккато) –отрывисто
Big-bend(биг-бэнд)–большойоркестр
42
34
План воспитательной работы 2024-2025уч.год.,объединение«Северная
Сорока»
Название
мероприятия
Форма
проведения
Сроки
проведения
Онлайн-концерткдню
пожилогочеловека
Чьистихимызнаемс
детства?
Внутриучрежденческий
конкурс рисунков и
поделок«Моедетское
объединение»
Праздничная
программа«Нам75!»
Концерткдню матери
«Молодежнаяволна»
заочная
01.10.22
очная
29.10.22
очная
ноябрь
очная
12.11
выступление
очная
очная
26.11
19.11
выступление
ВыезднойКонкурс
«Диапазон»
Талантливыедети
земли Беломорской
Новогоднийогонек
Концерткдню
защитникаОтечества
Концерт8марта
Фестиваль
муниципальный
Большойконцерт
объединения
«Браво!»Кировск
Конкурс
патриотическойпесни
очная
очная
03.12
декабрь
ВыезднойКонкурс
выступление
очная
заочная
декабрь
февраль
очная
очная
март
март
очная
апрель
очная
очная
апрель
май
43
примечание
Выступлениена
конкурсечтецов
Выезднойконкурс