Золотой сувенир

Муниципальное автономное образовательное учреждение
дополнительного образования Беломорского муниципального района
«Беломорский центр дополнительного образования»

«Принята»

«Утверждаю»

на заседании Педсовета
МАОУ ДО «Беломорский ЦДО»

Директор МАОУ ДО
«Беломорский ЦДО»

от «31» августа 2022 г

Е.Ю. Кузнецова

Протокол № 1 от 31.08.2022 г

01. 09.2022 г.
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
Сертификат: 00A17467C185D2E7824F52A1C6B32D3598
Владелец: Кузнецова Елена Юрьевна
Действителен: с 29.06.2022 до 22.09.2023

Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа художественной
направленности
«Золотой сувенир»

Возраст учащихся: 12-16 лет
Срок реализации: 1 год

Автор-составитель:

Рыбакова Татьяна Игоревна
педагог дополнительного образования

Беломорск
2022 г.

Оглавление

Раздел 1 «Комплекс основных характеристик программы»
1.1. Пояснительная записка ................................................................. с.3-6
1.2. Цель и задачи программы ............................................................ с.7
1.3. Содержание программы ................................................................ с.8-9
1.4. Планируемые результаты............................................................... с.10
Раздел 2 «Комплекс организационно-педагогических условий»
2.1. Календарный учебный график ....................................................... с.11
2.2. Условия реализации программы .................................................... с.122.3. Формы аттестации ........................................................................... с.15
2.4. Оценочные материалы .................................................................... с.15-16
2.5. Методические материалы ............................................................... с. 17-19
2.6. Список литературы........................................................................... с.20
Приложения. ............................................................................................ с.22-30

Раздел 1. «Комплекс основных характеристик программы»
1.1.Пояснительная записка

Программа "Сувенир" разработана на основе авторской программы
«Сохранение и развитие промысла художественной обработки бересты как
традиционного ремесла народов Карелии» автора Дудкиной Г.М.
Направленность программы: художественная.
Программа написана с учетом нормативно-правовых документов:
 Конституция РФ;
 Федеральный закон «Об образовании в РФ» № 273 – ФЗ от 29.12.2012г.;
 Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской
Федерации» от 25.07.1998 г. №124-Ф3;
 Государственная
программа
Российской
Федерации
«Развитие
дополнительного образования детей до 2020 годы», утвержденная
Постановлением Правительства Российской Федерации 22.11.2012 г., №
2148-р.;
 Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная
распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г.
№ 1726-р;
 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 4
июля 2014 г. N 41 "Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации
режима работы образовательных организаций дополнительного образования
детей";
 Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным
общеобразовательным
программам
утвержденного
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от
29.08.2013 № 1008;
 Устав МАОУ ДО "Беломорский ЦДО";
 Положение об аттестации обучающихся МАОУ ДО "Беломорский ЦДО".
Обоснование необходимости разработки и внедрения предлагаемой
программы в образовательный процесс
Культурное развитие личности, богатство человеческой индивидуальности
во многом определяются и обеспечиваются социально-культурными
условиями ее бытия. Культурное пространство — это среда повседневного
обитания человека.
У детей необходимо развивать чувство уважения к своему прошлому, к
щедрой фантазии и мастерству рабочих рук, оставивших богатейшее
наследие. При каждом удобном случае необходимо давать ребёнку понятие о
красоте. Первоисточником понятий о красоте всегда служила и служит
природа. Откуда у ребёнка начинается путь познания вообще и познание
красоты? С удивления. За удивлением приходит любопытство,
любознательность, а за ними – познание. Работая над эскизами, создавая
композиции, дети приобретают знания и опыт в области стилизации форм

растительного и животного мира, обработки берёсты, знакомятся с видами
резьбы, с различными технологиями изготовления изделий, узнают о
необходимости применения подсобных материалов для декорирования
изделий.
Художественная обработка бересты – как вид декоративно-прикладного
искусства - имеет свой язык и законы. Слово «декор» означает украшение,
слово «прикладное» указывает на практическую функциональную
полезность создаваемого предмета. Таким образом, преследуется двоякая
цель: сделать удобным, красивым и полезным предметное окружение
человека. Данный вид прикладного искусства имеет чёткую практикоориентированную направленность.
И еще...
Долгосрочная ДООП "Художественная обработка бересты"
реализуется в нашем учреждении уже 22 года с 1998 г. Но реализуется эта
программа в сельской школе поселка Летнереченский. Каждый ученик этой
школы прошел обучение по данной программе. А вот в городе Беломорске
таких программ нет. Поэтому по многочисленным просьбам я решила
сделать программу стартового уровня, с минимальным набором готовых
изделий самой простой сложности.
Актуальность программы обеспечена востребованностью среди детей и
их родителей. Основная цель образовательного процесса – развитие
творческого потенциала ребёнка. Художественная обработка бересты - один
из своеобразных видов народного искусства с глубокими национальными
корнями, формулирующими эстетический и этический вкус, развивающий
чувство прекрасного.
Программа направлена в том числе, на
 создание условий для развития ребенка;
 на обеспечение эмоционального благополучия ребенка;
 приобщение детей к общечеловеческим ценностям;
 развитие мотивации к познанию и творчеству;
 профилактику асоциального поведения;
 создание условий для социального, культурного и профессионального
самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, ее
интеграции в систему мировой и отечественной культур;
 интеллектуальное и духовное развития личности ребенка;
 укрепление психического здоровья.
Отличительные особенности и новизна данной программы состоит в
конкретизации методов обучения по каждому из разделов, содержание
учебно-тематического планирования имеет минимальную сложность, но зато
расширено за счёт введения информации о методическом сопровождении
программы. Изучение разделов программы предусматривает обязательное
изучение
терминологии.
Впервые
программа
предусматривает

содержательные материалы в виде разработанных совместно с детьми таблиц
по оцениванию детских работ.
Педагогическая целесообразность проявляется в том, что программа
решает не только проблему занятости детей (особенно мальчиковподростков) в свободное время, но и создание значимого для детей
микросоциума, в котором гармонизируется эмоциональная сфера,
формируются первые навыки толерантного поведения, а внутренний мир
ребёнка обогащается впечатлениями прекрасного.
Совместная деятельность педагога и ребенка даёт возможность обучать и
обучаться. При составлении и реализации программы учитываются
элементарные дидактические правила:
 От лёгкого к трудному;
 От известного к неизвестному;
 От простого к сложному.
Педагогические принципы, используемые при реализации программы,
предполагают взаимосвязь, взаимообогащение знанием, умением, общением.
В работе с детьми главным является уважение ребёнка, отношение к нему
как к полноценной личности.
Основными
принципами
построения
программы
являются:
реалистичность, управляемость, реализуемость. Курс программы нацелен на
знакомство с историей берестяного ремесла, обеспечение индивидуальной
траектории развития ребёнка с учётом возрастных особенностей и даёт детям
необходимые теоретические знания, развивает умения и навыки и формирует
художественный и эстетический вкус, позволяет учитывать разный уровень
развития и разную степень освоенности содержания детьми.
Практическая значимость изучаемого предмета обуславливается
обучением рациональным приемам применения знаний на практике,
переносу своих знаний и умений, как в аналогичные, так и в измененные
условия.
Уровень программы: стартовый. Предполагает использование и
реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала,
минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания
программы.
Адресат программы: Дети старше 12 лет. Дети этого возраста способны
выполнять практическую работу при обучении художественной обработке
бересты.
Возрастные особенности. Средний школьный возраст — самый
благоприятный для творческого развития. В этом возрасте учащимся
нравится решать проблемные ситуации, находить сходство и различие,
определять причину и следствие. Стоит обратить внимание на такую
психологическую особенность данного возраста, как избирательность
внимания. Они откликаются на необычные, захватывающие уроки и классные
дела, а быстрая переключаемость внимания не дает возможности

сосредотачиваться долго на одном и том же деле, Однако, если создаются
трудно преодолеваемые и нестандартные ситуации ребята занимаются
предлагаемой работой с удовольствием и длительное время. Особое значение
для подростка в этом возрасте имеет возможность самовыражения и
самореализации.
Для детей младшего подросткового возраста (12 – 14 лет) ведущей
деятельностью является – общение со сверстниками. Основные
новообразования этого возраста – самосознание, потребность в самопознание
и самоопределении, чувство взрослости, эмансипация от родителей,
формирование «Я» - концепции, чувство одиночества
Для ребят старшего подросткового возраста (15-16 лет) ведущей
деятельностью становится профессионально ориентированная учебная
деятельность. Новообразование данного возраста: способность строить
жизненные планы и выбирать способы их реализации
Значительная часть подростков задумываются о будущей профессии,
выбирают направление профессионального становления (техническое,
гуманитарное и т.п.), начинают готовиться к профессиональной
деятельности. Стремление приобрести профессию — основной мотив
познавательной деятельности, которая активно развивается.
Объём и срок освоения программы
общее количество учебных часов, на весь период обучения – 1 год, 58 часов;
количество часов в неделю - 2 часа;
периодичность занятий - 1 раз в неделю;
продолжительность занятий - 2 по 45мин. с перерывом в 10 мин.
Форма обучения – очная. В целях качественного освоения программы,
воспитания ответственного отношения к результатам своего труда
планируется вовлекать детей в участие в выставках различного уровня,
различной формы участия: очной и заочной. Программа корректируема и
контролируема.
Особенности организации образовательного процесса
Образовательный процесс в системе дополнительного образования детей
представляет собой специально организованную деятельность педагогов и
воспитанников, направленную на решение задач обучения, воспитания,
развития личности.
Образовательный процесс должен отвечать следующим требованиям:
- иметь развивающий характер, т.е. должен быть направлен на развитие у
детей природных задатков и интересов;
- быть разнообразным по форме (групповые и индивидуальные,
теоретические и практические, исполнительские и творческие занятия), так и
по содержанию;
- базироваться на развивающих методах обучения детей.
1.2. Цель и задачи программы

Цель программы: приобщение детей к традиционной народной культуре
через занятия декоративно- прикладным творчеством – художественной
обработкой бересты.
Задачи программы:
Личностные:
 развивать личностные качества: целеустремленность, отзывчивость,
любознательность;
 формировать через знакомство с культурным прошлым родного края
чувство гражданственности;
 воспитывать уважительное отношение к трудовой деятельности человека.
Метапредметные:
Регулятивные:
- способствовать развитию самоконтроля, самостоятельности,
ответственности;
Коммуникативные:
- способствовать развитию навыков сотрудничества, речевой деятельности;
Познавательные:
- обучать анализировать учебные модели, работать с технологическими
картами.
Предметные:
 Познакомить с историей берестяного промысла, как частью
национального наследия
 Познакомить с искусством обработки бересты
 Научить правильной и безопасной организации труда
 Обучить приемам и методам работы с берестой, технологическим
приемам в изготовлении берестяных изделий.

1.3. Содержание программы

Учено - тематический план
№

Название раздела, Количество часов

Формы аттестации/

темы

контроля

Всего

Теория

Практик
а

1

Введение

2

2

Опрос, практическое

-

задание
2

Плоское плетение

12

2

Рабочие выставки,

10

анализ работ.
3

Заварная береста

4

1

Рабочие выставки,

3

анализ работ
4

Мелкая пластика

10

2

Рабочие выставки,

8

анализ работ.
5
№

Итоговое занятие

2

2

всего

30

9

Дата

Время

Форма

Кол

занятия

Тестирование.
21

Тема занятия

Место

Форма

ичес

проведен

контроля

тво

ия

часо
в
1

01.02.22

14:00

Дистанц

Инструктаж по

МОУ

Рабочая

-

ионное

технике

«Соснове

выставка,

15:40

занятие.

безопасности.

цкая

анализ работ

Плоское

СОШ»

2

плетение
лисичка и
зайчик.
2

22.02.22

14:00

Дистанц

МОУ

Рабочая

-

ионное

«Соснове

выставка,

15:40

занятие.

цкая

анализ работ

2

Танк из бересты

СОШ»

3

01.03.22

14:00

Практич

Сшивные

МОУ

Рабочая

-

еская

изделия.

«Соснове

выставка,

15:40

работа

Парусник

цкая

анализ работ

2

СОШ»
4

15.03.22

14:00

Практич

МОУ

Рабочая

-

еская

«Соснове

выставка,

15:40

работа

цкая

анализ работ

2

Рыбка - магнит

СОШ»
5

22.03.22

14:00

Практич

-

еская

15:40

работа

2

Композиция в

МОУ

Рабочая

круге.

«Соснове

выставка,

цкая

анализ работ

СОШ»
6

29.03.22

14:00

Практич

-

еская

15:40

работа

2

Композиция в

МОУ

Рабочая

круге.

«Соснове

выставка,

цкая

анализ работ

СОШ»
7

05.04.22

14:00

Практич

Прямое

МОУ

Рабочая

-

еская

плетение.

«Соснове

выставка,

15:40

работа

Тарелочка

цкая

анализ работ

2

СОШ»
8

12.04.22

14:00

Практич

Прямое

МОУ

Рабочая

-

еская

плетение.

«Соснове

выставка,

15:40

работа

Тарелочка

цкая

анализ работ

2

СОШ»
9

19.04.22

14:00

Практич

-

еская

15:40

работа

2

Косое плетение.

МОУ

Рабочая

Солонка

«Соснове

выставка,

цкая

анализ работ

СОШ»
10

26.04.22

14:00

Практич

-

еская

15:40

работа

2

Косое плетение.

МОУ

Рабочая

Солонка

«Соснове

выставка,

цкая

анализ работ

СОШ»
11

03.05.22

14:00

дистанц

2

Плоское

МОУ

Рабочая

-

ионное

15:40

занятие

плетение. Олень

«Соснове

выставка,

цкая

анализ работ

СОШ»
12

10.05.22

14:00

дистанц

-

ионное

15:40

занятие

2

Плоское

МОУ

Рабочая

плетение. Такса

«Соснове

выставка,

цкая

анализ работ

СОШ»
13

17.05.22

14:00

Практич

МОУ

Рабочая

-

еская

«Соснове

выставка,

15:40

работа

цкая

анализ работ

2

Роза из бересты

СОШ»
14.

24.05.22

14.00

Беседа,

–

анкетир

15.40

ование

2

Итоговое

МОУ

Тестировани

занятие

«Соснове

е

цкая
СОШ»
28

Содержание тем и разделов
№

Название раздела,
темы

1

Введение

2

Плоское плетение

Количес
тво
часов
2

12

Содержание
Цели и задачи курса. История берестяного
промысла. Свойства бересты.
Инструменты, материалы. Организация
рабочего места. Правила техники
безопасности. Правила обращения с
колющими и режущими инструментами.
Правила противопожарной
безопасности. Правила поведения в
общественных местах. Правила поведения
в общественном транспорте.
Вводный контроль.
Теория Виды плоского плетения.
Функциональное значение предметов,
выполненных в данной технике.
Требования к подготовке материала.

3

Заварная береста

4

4

Мелкая пластика

14

5

Итоговое занятие

2

итого

30

Практика.
Изготовление образцов: закладки, оберега
«Звезда» наконечников 2-х видов(стрекоза,
рыбка) квадратной подставки, оберег
«Звезда», магнитов из бересты.
Теория Использование свойств бересты в
изготовлении различных сувениров.
Правила техники безопасности при
организации процесса.
Практика: Изготовление подвески
«шаркунок», рожка из бересты.
Теория Использование свойств бересты в
изготовлении различных сувениров.
Практика: Изготовление сувенира подвеска
«треугольник», подвески «сердечко»,
брелока шарик из 2х полос, ангел из
бересты, новогодний сувенир.
Итоговое тестирование.

1.4. Планируемые результаты освоения программы

Посредством входной диагностики становится ясно, с какими знаниями
приходят дети о главных дисциплинах предмета: композиция, технология.
Промежуточная и итоговая аттестация
показывает результаты
формирования умений, степень усвоения правил технологии, законы
композиции. Это указывает, насколько правильно выбраны методы и приёмы
обучения, использованы образовательные технологии, и какие моменты в
процессе обучения подлежат корректировке, усилению.
Личностные

Метапредметные

Предметные

 Доброжелательное
отношение к окружающим.
 Уверенность в своих силах.
 Способность преодоления
нерешительности, страха
перед новыми видами
деятельности.
 Уважительное отношение к
трудовой деятельности
человека.

Регулятивные: научится
планировать,
контролировать,
анализировать свои
действия, соблюдать
правила безопасности,
содержать в порядке
рабочее место.
Коммуникативные: готов к
конструктивному
сотрудничеству с педагогом
и детьми.
Познавательные: умеет
анализировать учебные
образцы, работать с
инструкционными картами.

Знает:
- правила техники безопасности;
сведения из истории берестяного
промысла;
- требования к подготовке
материала;
- свойства бересты;
- историю народного промысла;
- приемы изготовления сувенирных
изделий из бересты;
- критерии оценивания изделий;
- правила поведения в коллективе.
Умеет
- проводить операции измерения,
разметки, резания;
- правильно подготовить материал;
- определить, исследуя образец,
технологию выполнения изделия,
количество лент для работы.
- самостоятельно выполнять
простые виды изделий
- презентовать свою работу,
обсуждать изделия свои и других
учащихся
- вести себя в соответствии с
нормами и правилами

Предполагаемые результаты освоения данной программы:
- качественное освоение образовательной программы,
- участие в очной или заочной форме учащихся в конкурсах, выставках
различного уровня,
- положительная динамика формирования личностных качеств учащихся,
высокая сохранность коллектива.

Раздел №2 «Комплекс организационно – педагогических условий»
2.1 Календарный учебный график на 2020-2021 учебный год
Продолжительность обучения по программе «Сувенир» - 15 учебных недель
Начало учебных занятий - 15.09.2020 г - для первого года обучения

Год
обуче
ния

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

май

Всего
часов
по
ДООП

02-07

09-14

16-21

23-28

30-05

04-09
28-02
21-26
14-19
07-12

11-16

08-13
01-06
25-30
18-23

15-20

08-13
01-06
22-27

15-20

22-27

29-03

05-10

12-17

19-24

10-15
03-08
26-01

17-22

7

8

9

10

11

12

15
14
13

16

20
19
18
17

21

24
23
22

25

26

27

28

29

30

33
32
31

34

2

2

2

2

2

2

- аттестация, контроль

2

2 2

30

- учебные дни

- каникулы

9

ПРАКТИКА

26-31

6
2

ТЕОРИЯ

19-23

5

2 2

2

24-29

12-17

4
3

2

2 2

Ноябрь

05-10
28-03

21-26

1

1ГОД
ОБУЧЕ
НИЯ

14-19
Учебные
недели

Сентябрь Октябрь

Конец учебных занятий 22.12.2020 г.

21

2.2. Условия реализации программы
Кадровое обеспечение:
Программу ведет педагог дополнительного образования с педагогическим
образованием и опытом ведения программы данной направленности.
Реализующий данную программу владеет следующими профессиональными
и личностными качествами:
• обладает специальным умением заготовки бересты, ее хранением,
подготовки к обработке и приемами изготовлений из нее изделий различной
сложности;
• владеет навыками и приёмами организации занятий дополнительного
образования;
• знает физиологию и психологию детского возраста;
• умеет вызвать интерес к себе и преподаваемому предмету;
• умеет создать комфортные условия для успешного развития личности
воспитанников;
• умеет видеть и раскрывать творческие и спортивные способности
воспитанников.
Материально-техническое оснащение:
Занятия проходят в оборудованном кабинете: удобные столы,
дополнительное освещение на каждом столе. Есть необходимый набор
резцов и приспособлений для выполнения заданий. В кабинете имеется
компьютер, что обеспечивает выход в INTERNET, доступ к справочным
поисковым системам, возможность использования локальной сети
учреждения. Кроме того, в учреждении есть возможность использования
сканера и принтера для тиражирования раздаточных и дидактических
материалов.
Занятия проходят в свободное от уроков в школе время. Форма занятий
коллективная. По предлагаемой программе предполагается набрать одну
группу детей в возрасте от 12 до 16 лет. Группы занимаются по программе с
сентября по декабрь месяц. Наполняемость групп в соответствии с
СанПиНом - 8-10 человек. При условии успешной реализации данной
программы- ее можно повторить во 2-м полугодии 2020-2012 у.г
Учебные задания выполняются индивидуально, коллективно и
небольшими группами.
№

Наименование

Количеств
о (шт.)
1

Ресурсная база
ЦДО

1.

Компьютер

2.

4

ЦДО

3.

Дополнительный свет (настольные
светильники)
Подкладные доски

10

ЦДО

4.

Кочедык

10

Ресурс педагога

5.

Клей «Момент»

1

ЦДО

6.

Карандаши мягкие

10

ЦДО

7.

Шило

10

Родители учащихся

8.

Линейка металлическая

6

СП «Главный корпус»

9.

Циркуль измерительный

3

СП «Главный корпус»

10.

Ластик

10

СП «Главный корпус»

11.

Ножницы

10

Родители учащихся

12.

Деревянные бельевые прищепки

50

ЦДО

13.

Наждачная бумага

1

ЦДО

14.

Губки

10

Родители учащихся

15.

Растительное масло

1

ЦДО

16.

Бумага для эскизов

10

ЦДО

17.

Аппарат для выжигания.

1

Ресурс педагога

Психологическое обеспечение программы включает в себя следующие
компоненты:
 Создание комфортной, доброжелательной атмосферы на занятиях;
 Проведение психологического тестирования с целью выявления
направленности личности;
 Побуждение творческого воображения учащихся к практической и
творческой деятельности;
 Применение индивидуальных групповых и массовых форм обучения.
Методическое оснащение программы обусловлено наличием большого
банка идей: в бумажном и электронном форматах. Эти материалы имеют
разную степень сложности, и у детей есть возможность выбрать вариант для
выполнения изделия: соответствующий его уровню на данном этапе или
попробовать выполнить более сложную задачу.
В арсенале педагога — копилка наглядных пособий и образцов изделий.
Для выполнения различных этапов работ по изготовлению изделий есть все
необходимые трафареты и средства для их создания.
Программа разработана с учётом региональных особенностей – мы живём
в таёжном краю. В связи с этим у нас нет проблем по обеспечению учебного
процесса материалом.
Реализация программы предусматривает сотрудничество с разными
лицами (стейкхолдерами), могущими влиять на нашу деятельность и
заинтересованными в результатах и продуктах объединения. Программой
предусмотрены различные формы взаимодействия: собрание, собеседование,
консультации и др.

Стейкхолдеры

Сфера

Кем
фактически
является
Заказчик,
клиент

Дети

Человек

Родители,
законные
представители

Человек

Заказчик

Администраци
я ЦДО

Государст
во

Заказчик

Педагогически
й коллектив

Человек

Заказчик,
партнер

Отдел
культуры АМО
"Беломорский
муниципальный
район"

Общество

Клиент,
заказчик

Интересы, требования

Как получаю
информацию

Социализация,
присмотр и занятость,
формирование
коммуникативных
навыков.
Получение ЗУНов по
программе
Формирование
коммуникативных
навыков,
индивидуальное
сопровождение
ребёнка, присмотр и
занятость. Получение
ЗУНов по программе
Комплектование
объединения,
сохранность

Анкетирование

Участие в
традиционных и
юбилейных
мероприятиях, и др.
Участие в выставках,
социализация и
профориентация

Переговоры

Анкетирование

Устав ЦДО,
должностная
инструкция

Электронная
рассылка
положений,
переговоры

Возможности,
которые
предоставляет
Реализация
образовательной
программы

Реализация
образовательной
программы,
подкрепление
материальнотехнической базы
объединения, помощь в
сопровождении
Оплата труда,
предоставление
помещений,
материалов,
оборудования
Поощрительные
подарки, дипломы,
благодарственные
письма
Поощрительные
подарки, дипломы,
благодарственные
письма, экскурсии по
мастерским, мастерклассы, возможность
работать со СМИ

Организационно-педагогические условия реализации программы:
 творческое и деловое сотрудничество с детскими творческими
объединениями ДДТ;
 сотрудничество с родителями;
 возможность выхода участников объединения во внешнюю среду
(организация экскурсий, выходов в зрелищные и развлекательные центры).
Системное взаимодействие со стейкхолдерами (лиц, целевых групп и
организаций, заинтересованных в продуктах и результатах реализации
программы), позволяет понять необходимость и эффективность
сотрудничества.
Эффективное взаимодействие со стейкхолдерами на системной основе
поможет объединению:
 понять, какие ожидания есть у заинтересованных сторон в отношении
деятельности объединения;
 получить от стейкхолдеров информацию, которая поможет повысить
эффективность деятельности;
 выявить и привлечь потенциальных партнеров и добровольцев;
 определить новые возможности для достижения своей миссии и цели;

 повысить эффективность внутриорганизационных коммуникаций.
2.3.Формы аттестации
В процессе реализации программы предусматривается проведение входной
диагностики и аттестационных мероприятий в конце реализации программы,
т.е в декабре. Мониторинг проводится с использованием различных методик.
Все процедуры мониторинга взаимосвязаны между собой, т.е. учитываются
итоги предыдущего этапа, и проводятся в соответствии с Уставом ЦДО.
После освоения курса программы дети получают свидетельство об освоении
образовательной программы.
Формы мониторинга результативности
 Входная диагностика (опрос, тестирование, наблюдение).
 Текущий контроль
(наблюдение, опрос, тестирование, проекты,
совместное обсуждение работ, выставки по итогам работы на занятии). При
организации процедуры текущего контроля необходимо предусмотреть
уровень освоения разделов программы обучающимися и определять задания
сопоставимые с их возможностями и способностями;
 Итоговая аттестация (выставка, контрольная работа, итоговая творческая
работа). Эта процедура наиболее значимая в процессе определения
результатов освоения программы.

2.4.Диагностические (оценочные) материалы
Контроль и оценивание результатов (ЗУНов)
В процессе обучения контролю подлежат знания, умения и навыки детей.
Применяется контроль текущий, периодический и итоговый. На проверку
знаний и умений надо смотреть как на неотъемлемую часть обучения.
Контроль осуществляется разными методами.
Текущий контроль надо осуществлять систематически по мере изучения
того или иного материала. Наблюдение - одна из форм текущего контроля.
Текущий контроль может быть в форме тестирования после изучения
каждого раздела. Текущий контроль может быть беглым, т.е. в виде опроса
учащихся на занятии. Важно, что опрос – не только тренировка памяти детей,
а выявление глубокого, осознанного понимания изученного материала.
Достоинство опроса в живом общении, контакте педагога и учащегося, а
также в возможности индивидуализировать вопросы, варьировать, уточнять
их.
Итоговый контроль можно проводить в форме коллективного анализа,
выставки, творческого отчёта
Контроль формирования личностных и метапредметных результатов
(УУД)
В процессе обучения контролю подлежат не только знания, умения и
навыки, но и, что более важно в связи с изменившейся парадигмой
образования, универсальные учебные действия. Используемые технологии
дают возможность направлять и контролировать формирование личностных
и метапредметных результатов, позволяют определить уровень освоения
знаний, умений, навыков ребенка, его творческую активность.
Механизм оценивания реализации программы
Чтобы добиться результатов, нужно планомерно реализовывать цель через
коллективное обсуждение работ, выполнение творческих работ,
самостоятельную разработку эскизов, презентации своих работ и замыслов,
участие в коллективных делах объединения.
Оценка результатов каждого ребёнка и группы в целом даётся на I этапе
педагогом. Затем значительное место уделяется коллективной оценке
творческих работ и процессу их выполнения
Критерием могут выступать при выполнении изделия:
 Технологически правильное выполнение работ на каждом этапе:
подготовить бересту, разметить и вырезать ленты для плетения, склейка,
сплести изделия разными способами;
 Внешний вид изделия: аккуратность исполнения.
 Удачное воплощение замысла.
 Творчество: самостоятельно изготовленная вещь.
Коллективное обсуждение работ позволяет определить степень понимания
и усвоения детьми той или иной задачи и выполнения её.
Также коллективное обсуждение работ даёт возможность оценить степень
сплочённости коллектива и уровень его развития через словесную оценку, и

анализ работы проверяется приобретение необходимых ребёнку знаний,
умений и навыков.
Решение воспитательных задач отслеживается через общение детей друг с
другом, с педагогом, в поведении, поступках, отношение к другим людям:
ровесникам, взрослым
Развитие личностных качеств ребёнка оценивается через проявление
инициативы, трудолюбия, самостоятельности, настойчивости.
Основными критериями оценки эффективности реализации
данной программы являются:
- мотивационно-ценностный критерий (стремление к осуществлению
творческих работ);
- инструментальный критерий (степень сформированности умений и
навыков практической деятельности);
-деятельностный критерий (участие в конкурсах, выставках, фестивалях)

2.5. Методические материалы
Качественная организация занятия и продуктивная деятельность детей
невозможна без знания педагогом форм и методов проведения занятия в
детском объединении.
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия.
 Словесные методы обучения: рассказ, беседа и др. Эти методы-- это
теоретическая готовность детей к практическим занятиям, поощрение,
указание, пояснение. Теоретические сведения - это объяснение нового
материала, информации познавательного характера. Теоретический материал
обычно дается в начале занятия.
 Наглядные методы обучения: показ видеоматериалов, иллюстраций, показ
образцов, исполнение педагогом, наблюдение, работа по образцу и др.
К наглядным методам относятся различные и выставки работ детей, которые
позволяют на образцах пояснить выполнение тех или иных элементов
работы, либо всей работы целиком, использование натуры, исследования,
показ приемов работы, показ иллюстраций.
 Практические методы обучения: тренинг, тренировочные упражнения,
практические работы и др. Эти методы преобладают при реализации данно
программы. Выполнение задания детьми обычно проходит неравномерно:

одни дети уже выполнили работу, а другие только начинают, поэтому
педагог проводит и индивидуальную работу, иногда необходимо
дополнительно объяснить задание.
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей.
 Объяснительно-иллюстративные методы обучения: при таком методе
обучения дети воспринимают и усваивают готовую информацию.
 Репродуктивные методы обучения: в этом случае учащиеся воспроизводят
полученные знания и освоенные способы деятельности.
 Частично-поисковые методы обучения: участие детей в коллективном
поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом.
 Исследовательские методы обучения: самостоятельная творческая
работа.
Возможные формы организации деятельности учащихся на занятии.
Групповая, индивидуальная, индивидуально-групповая, мелкогрупповая и
др.
В нашем объединении есть возможность использовать различные формы
занятий: традиционное занятие, нетрадиционное занятие, комбинированное
занятие, практическое занятие, тренинг, игра (деловая, ролевая), праздник,
аукцион, экскурсия, мастерская, дискуссия, конкурс, фестиваль, творческая
встреча и т.д.
В процессе реализации программы предполагается возможность изменять
форму занятия, заявленную в учебно-тематическом планировании. Наиболее
эффективная форма обучения основывается на активном включении
учащихся в учебный процесс.
Активные формы и методы проведения учебных занятий – это способы и
приёмы воздействия, побуждающие:
• к мыслительной активности;
• к проявлению творческого подхода в поиске путей повышения качества
образования;
• к реализации полученных знаний на практике.
При реализации программы используются следующие образовательные
технологии:
Проблемное обучение (обучение на основе «учебных ситуаций») Между
обучением и психическим развитием человека всегда стоит его деятельность.
Образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих
детское действие
Проектная деятельность
Триада: замысел, реализация, продукт Метод проектов как педагогическая
технология обучения сотрудничеству:
• Программно формируется умение детей работать в группе, принимать
помощь от одноклассников и оказывать помощь, вести занятие
(фрагмент/часть занятия), оформлять результат (презентация);
• Особое внимание уделяется обучению детей работе с источниками
информации (таблицы, справочники и словари и т.д.).

Уровневая дифференциация
Основа:
дифференциация требований к уровню освоения, выделение базового
(репродуктивные умения) и повышенных (продуктивные умения) уровней
Основные принципы:
• открытость системы требований,
• предъявление образцов деятельности,
• посильность базового уровня, обязательность его освоения всеми
учащимися (репродуктивные умения),
• добровольность в освоении повышенных уровней требований
(продуктивные умения).
Информационные и коммуникационные технологии
Образовательная деятельность на основе ИКТ:
• открытое (но контролируемое) пространство информационных источников,
• информационная поддержка образовательного процесса.
Частично-поисковый
метод решает
одну из
главных задач
образовательного процесса — развитие познавательного интереса
обучающихся к получению новых знаний, умений и навыков как по
предмету, так и в плане развития личностных свойств. Этот метод наиболее
эффективен при работе над проектами.
Для проведения мониторинга формирования УУД необходимо
использовать комплекс теоретических и эмпирических методов, сочетание
которых даёт возможность всесторонне проводить мониторинг, к примеру,
методы диагностики формирования УУД:
 собеседование;
 анкетирование;
 педагогическое наблюдение;
 педагогический анализ;
 психологическая диагностика.
Средства мониторинга:
 анкеты для родителей и детей;
 входящая, текущая и итоговая диагностика;
 психологические тесты;
 практические тесты;
 компетентностные задания;
 оценочные карты (критерии оценки работ, материалы для проведения
опроса по теме).
Программа «Сувенир» обогащена учебно-методическим комплектом,
включающим разработки занятий по различным разделам образовательной
программы [6].
Алгоритм учебного занятия.

Занятия носят в основном практический характер. На сообщение
теоретических сведений отводится не более 20% учебного времени. Сведения
связаны с практической работой. Большое внимание на занятиях уделяется
правилам и приемам безопасной работы учащихся.
Этапы занятия
Организационный момент. Приветствие. Организация
рабочего места.
Мотивационно- целевой этап. Краткий рассказ педагога о
предстоящей деятельности, теоретические сведения,
требования к работе. Демонстрация образца. Проблемные
вопросы. Анализ образца. Формулировка цели.
Подготовительный этап. Составление плана предстоящей
работы. Инструктаж о технике безопасности. Подготовка
материала.
Практическая часть. Поэтапное выполнение по показу
педагога или по инструкционной карте, презентации и т.д.
Оценочный этап. Рабочая выставка и рефлексия. Оценка
достижения поставленной цели.

2.6 Список литературы
Литература для педагога
1. Балдина О. Русские народные картинки. – М.: Молодая гвардия, 1972.
2. Буриков В. Г., Власов В. Н. Домовая резьба. - М.: Нива России, 1994.
3. Голубева Н.Н. Аппликация из природных материалов. – М.: Культура и
традиции, 2002.
4. Горяева И. А., Островская О.В. Декоративно-прикладное искусство в
жизни человека. - М.: Просвещение 2001.
5. Данилова Л.И. Окно с затейливой резьбой. – М.: Просвещение, 1986.
6. Дидактические материалы по экологии (региональный компонент).
Учебное пособие для учителлей начальных классов. // сост. М.Н. Колбасенко,
З.П. Севастьянова - Архангельск , 1997.
7. Донец Е., Рачков П. Плетение из лозы и лыка. - М.: РАНКО-пресс. 1994.
8. Дудкина Г.М. Авторская программа «Срхранение и развитие промысла
художественной обработки бересты как традиционного ремесла народов
Карелии». – Петрозаводск, 1998.
9. Клевцов В.И. Плетение из бересты. – СПб.: Лениздат, 1996.
10. Клыков С.С. Работа с берестой. – Архангельск: АО ИППК РО, 1995.
11. Областная школа народных ремесел. Учебные программы. Архангельск
1997, 2000.

12. Русская изба - иллюстрированная энциклопедия. – СПб.: Искусство-СПБ,
2001.
13. Трапезников Ф.Ф. Плетение из ивового прута и бересты. - М.: Нива
России, 1995.
14. Уткин П.И., Королева Н.С. Народные художественные промыслы. - М.:
Нива России, 1992.
15. Федотов Г.Я. Волшебный мир дерева. - М.: Просвещение, 1987.
16. Финягин В.В.Изделия из бересты. – М.: ООО Издательство Астрель: ООО
Издательство АСТ, 2001.
17. Хворостов А.С., Новиков С.Н. Мастерим вместе с папой. - М.:
Просвещение, 1991.
18. Черныш И.В. Поделки из природных материалов. Основы
художественного ремесла. - М.: "ACT- ПРЕСС " 2000.
19. Черемухина Л.А. Северная кухня. - Архангельск: Северо-Западное
книжное издательство, 1992.
20. Шмаков С. Нетрадиционные праздники в школе. - М.: Новая школа, 1997.
21. Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В. Изобразительное искусство. Учебник для 4
класса начальной школы. – М.: Просвещение, 2006.
22. Энциклопедия обрядов и обычаев. // сост. Л.И. Брудная, З.И Гуревич,
О.Л. Дмитриева – СПб.: Респекс, 1996.
23. Янин В.Л. Берестяная почта столетий. – М.: Педагогика, 1979.

Литература для учащихся:
1. Гульянц Э.К., Базин И.Я. Что можно сделать из природного материала - M.
1991.
2. Нагибина М.И. Природные дары для поделок и игры. – Ярославль, 1997.
3. Нагибина М.И. Плетение для детворы из ниток, прутьев и коры. –
Ярославль, 1997.
4. Перевертень Г.И. Самоделки из разных материалов. - М. 1985.
5. Русская изба - иллюстрированная энциклопедия. – СПб.: Искусство-СПБ,
2001.
6. Трапезников Ф.Ф. Плетение из ивового прута и бересты. - М.: Нива
России, 1995.
7. Финягин В.В.Изделия из бересты. – М.: ООО Издательство Астрель: ООО
Издательство АСТ, 2001.
8. Хворостов А.С., Новиков С.Н. Мастерим вместе с папой. - М.:
Просвещение, 1991.
9. Шмаков С. Нетрадиционные праздники в школе. - М.: Новая школа, 1997.

Приложение 1.

Словарь терминов
Берёста (в настоящее время некоторые словари допускают произношение
«береста́», до 1980-х считавшееся просторечным или ошибочным) —
верхний слой (наружная часть) коры берёзы. Внешняя сторона берёсты
обычно белого цвета с сероватым оттенком, реже — розовато-коричневого.
Внутренние слои, обращённые к лубу, бывают различных оттенков — от
жёлтого до коричневого.
Инкрустация – украшение поверхности (деревянной) изделия элементами из
соломки.
Коточик – металлический выгнутый стержень с плоской поверхностью с
удобной деревянной ручкой для проделывания проходов между ленточками
во время плетения.
Ленторез – служит для приготовления берестяных лент разной ширины,
состоит из двух деревянных пластин и металлического лезвия.
Междоузлие (коленце) – часть ствола злаков между узлами.
Нож-косяк – нож с длинной рукояткой и острым коротким лезвием.
Пресс – тяжесть, груз для прижимания склеиваемых деталей.

Пробойник – инструмент из стальной трубки для выбивания одинаковых
элементов из соломы, бересты.
Плетежок (плетенка) – косичка, плетеная тесемка из соломы.
Сбежистость – постепенное уменьшение толщины ствола к вершине.
Узел – утолщение на стволе злаков.
Шаблон – готовый образец, по которому изготавливают изделие.
Штампик – инструмент из древесины, трубочек, один из торцов которых
имеет форму одного из элемента орнамента (цветок, квадрат, круг и др.) и
ударом молотка делают оттиск на бересте.
Лент.а В лесу выбирается гладкая без сучков и трещин берёза. На ней
делается вертикальный надрез ножом 4-6 см. для снятия ленты. Далее кору
нужно отслаивать по спирали вокруг ствола вниз. Опытный мастер снимает
непрерывную ленту длиной в 100 метров. Важно следить за тем, чтобы
глубина надреза была небольшой, в пределах пробкового слоя, чтобы берёзка
не засохла и через 10-15 лет на ней снова появилась защитная кора
Пласт Для снятия пласта нужно сделать вертикальный надрез на всю
достижимую высоту дерева и отслаивать пластами того размера, в
зависимости от того, как вы планируете хранить бересту. Предварительно
можно почистить ствол от верхнего белого слоя, тем самым уменьшить
объём работ в мастерской.
Сколотень (цилиндр)
Спиливать дерево удобнее на высоте 1-1,20 метра. Далее для себя обозначить
все потенциальные места. Для снятия сколотня выбирается всё та же
белоствольная берёза с наименьшим количеством сучков, трещин и
неровностей. Необходимый инструмент:
Приложение 2

Критерии оценки работ детей
Самостоятельность в работе:
 Самостоятельное выполнение работы (от выбора образца до исполнения);
 Выполнение работы с помощью педагога.
Трудоемкость:
 Плетение мелких деталей;
 Выполнение сложных элементов;
 Размер работы.
Цветовое решение:
 Гармоничность цветовой гаммы;
 Интересное, необычное цветовое решение, богатство сближенных
оттенков;
 Неудачное решение, цвета теряются, сливаются.
Креативность:
 Работа выполнена по образцу
 Работа выполнена по своему замыслу, эскизу.
Качество исполнения:

Изделие аккуратное, выполнено с соблюдением технологии;
 Изделие содержит небольшие дефекты;
 Изделие содержит грубые дефекты.
Оригинальность работы:
 Оригинальность темы;
 Использование различных техник;
 Вариативность, образность
Критерии воспитанности
Отношение к старшим:
 Вежливость в общении;
 Послушание в выполнении заданий;
 Оказание посильной помощи нуждающимся в ней;
 Доброжелательное отношение к старшим.
Отношение к сверстникам:
 Активное участие в совместной деятельности и играх;
 Чувство эмпатии.
Отношение к самому себе:
 Умение аргументировать свою позицию;
 Самокритичность; уверенность в себе;
 Лидерские качества.
Отношение к семье:
 Проявляет ли интерес к делам семьи, ее проблемам;
 Переживает ли совместно с другими невзгоды и радости;
 Выполняет ли поручения старших;
 Проявляет ли заботу о членах семьи;
 Правильно ли реагирует на замечания;
 Вежлив ли в общении со всеми членами семьи.



Приложение 3

Барометр настроения "Цветопись"
Цвет передаёт психологическое настроение. Изучая «Цветопись», можно
узнать, чем «дышит» коллектив.
Цветопись – цветовой дневник настроения.
1.

Красный - восторженное

2.

Оранжевый – радостное, тёплое

3.

Жёлтый – светлое, приятное

4.

Зелёный – спокойное

5.

Синий – неудовлетворительное,
грустное

6.

Фиолетовый - тревожное,
напряжённое

7.

Чёрный – упадок, уныние

Проведение «Цветописи» наиболее целесообразно проводить после
первого и последнего занятия новой темы раздела. Но это не исключает
возможность проведения «Цветописи» после каждого занятия. Опыт
показывает, что дети охотно ставят «цветную» точку в конце занятия.
Методика: «Цветопись». Авт. Лутошкин А.Н.
Предмет диагностики: применяется для изучения динамических
особенностей личностных и групповых эмоциональных состояний,
психологического климата коллектива, самочувствия личности в коллективе.
В практике исследовательской работы цветопись применялась также для
оценки воздействия различных ситуаций на настроение людей, для изучения
эффективности некоторых форм воспитательного процесса и ряда других
явлений.

Приложение 4

№

Критерии определения уровней освоения образовательной программы
«Золотой сувенир»
Параметры и критерии оценки:
Параметры
3 балла
2 балла
1 балл
Общие параметры

1

Трудолюбие и
усидчивость

На протяжении всего
занятия выполняет все
упражнения
самостоятельно,
правильно и столько раз,
сколько требует педагог

На протяжении всего
занятия выполняет все
упражнения
самостоятельно, не
всегда правильно,
меньшее количество
чем требуется

2

Внимание и
память

Воспринимает
объяснения педагога,
повторяет упражнение
точно так же, как

Воспринимает
объяснения педагога,
повторяет
упражнение, но с

На протяжении всего
занятия выполняет не
все упражнения
самостоятельно,
правильно и
значительно меньшее
количество раз,
сколько требует
педагог
Плохо воспринимает
объяснения педагога,
плохо воспроизводит
увиденное

3

Теоретические
знания по
разделам
программы

4

Практические
умения и навыки,
предусмотренные
программой (по
основным
разделам учебнотематического
плана программы)
Владение
специальным
оборудованием и
оснащением

5

6

Креативность в
выполнении
практических
заданий

показывает педагог
Освоил практически весь
объем знаний,
предусмотренных
программой специальные термины
употребляет осознанно и
в полном соответствии с
их содержанием.

ошибками
Объем усвоенных
знаний составляет
более ½- знает
отдельные
специальные
термины, но избегает
их употреблять

овладел практически
всеми умениями и
навыками,
предусмотренными
программой за
конкретный период

объем усвоенных
умений и навыков
составляет более ½;

работает с
оборудованием
самостоятельно, не
испытывает особых
трудностей
выполняет практические
задания с элементами
творчества
самостоятельно.

работает с
оборудованием с
помощью педагога;

испытывает серьезные
затруднения при
работе с
оборудованием;

репродуктивный
уровень – в основном,
выполняет задания на
основе образца;

ребенок в состоянии
выполнять лишь
простейшие
практические задания
педагога;

Овладел менее чем ½
объема знаний,
предусмотренных
программой - не
употребляет
специальные термины
инструменты,
способы плетения
воспроизводит с
помощью педагога.
овладел менее чем ½
предусмотренных
умений и навыков;

Познавательные УУД
Умение
анализировать
учебные образцы,
работать с
инструкционными
картами

Умеет анализировать
самостоятельно, не
испытывает особых
трудностей при работе с
инструкционными
картами

работает с помощью
педагога или
родителей

испытывает серьезные
затруднения,
нуждается в
постоянной помощи и
контроле педагога

Коммуникативные:
Конструктивное
сотрудничество с
педагогом и
детьми

Адекватно воспринимает
информацию, идущей от
педагога, может отстоять
свою точку зрения,
уважает мнение
одноклассников

Не всегда адекватно
воспринимает
информацию, идущей
от педагога. Может
вступить в конфликт с
одноклассниками.

Не умеет
сотрудничать с
педагогом и детьми

Регулятивные
Умение
Всегда
планировать,
контролировать,
анализировать
свои действия,
соблюдать правила

После напоминания
педагога

Очень редко

безопасности,
содержать в
порядке рабочее
место.

Приложение 5

Фонд оценочных средств
Аттестационнопедагогические
материалы

Тест, анализ,
опрос,
наблюдение,
диагностика,
собеседование,
организация
выбора задания

Средства для
оценивания

Цель оценивания

Виды оценивания

Входная
диагностика

Определение
подготовленнос
ти

Внутренне
оценивание

Тематически Определение
й контроль
результатов
обучения
(освоенные
умения,
усвоенные
знания,
сформированны
е компетенции

Внутренне
оценивание,
самооценивание

Критерии
оценивания
по уровням
Знание
терминологи
и,
соблюдение
соблюдение

Требования

Требование
к продукту
Требование
к процессу,
продукту

Итоговый
контроль

Определение
Внутренне
соблюдение Требование
результатов
оценивание,
к процессу,
обучения
самооценивание,
продукту
(освоенные
внешнее
умения,
оценивание
усвоенные
знания,
сформированны
е компетенции)
Занятие
Определение
Внутренне
соблюдение Требование
результатов
оценивание,
к процессу,
обучения
самооценивание
продукту
(освоенные
умения,
усвоенные
знания,
сформированны
е компетенции)
Выставка
Применение
Самооценивание,
соблюдение Требование
знаний на
внешнее
к процессу
практике
оценивание
Виды оценивания — внутреннее (кто учит, тот и оценивает), самооценивание (оценивает тот, кто
учился), внешнее (оценивает не тот, кто учил)

Приложение 6

Формы диагностики уровней развития знаний, умений и навыков
 Целенаправленные наблюдения – наблюдение, когда заранее ставят цель и
выбирают условия их проведения.
 Анализ ответов на специально подобранные вопросы
 Анализ практических работ (анализируется аккуратность выполнения
работ, сложность работ, требующих определённых способов действий).
 Индивидуальные беседы (самостоятельный выбор задания, отрицательное
отношение, индифферентность, ситуативный интерес, потребность)
 Групповые беседы (отрицательное отношение, индифферентность,
ситуативный интерес, потребность, анализируется характер помощи
товарищам)
Приложение 7

Методы диагностики формирования УУД
1. Наблюдение — целенаправленное восприятие какого-либо явления, в
процессе которого педагог получает конкретный фактический материал.

Наблюдение — это очень доступный метод. Особую роль в педагогических
наблюдениях играет эксперимент — специально организованная ситуация
для проверки того или иного формируемого качества ребёнка.
2. Собеседование — самостоятельный или дополнительный метод
исследования, применяемый с целью получения необходимой информации
или разъяснения того, что не стало достаточно ясным при наблюдении.
3. Анкетирование — метод массового сбора материала с помощью анкеты.
Учащиеся и родители дают письменные ответы на вопросы.
4. Педагогический анализ — это выделение и рассмотрение отдельных
признаков, особенностей поведения, личностных свойств и качеств
учащихся. Анализируя отдельные факты, группируя, систематизируя их, я
выявляю в них общее и особенное у своих учащихся.
5. Психологическая диагностика. Проводимые с помощью специалистапсихолога тесты во время промежуточной и итоговой аттестации дают
основание для корректировки работы по формированию универсальных
учебных действий учащихся, планирования индивидуального
образовательного маршрута обучающихся.

Приложение 8.

Вводный контроль
Цель - выяснить уровень знаний, наличие мотивации к обучению.
Вопросы:
1.Нравятся ли Вам берестяные изделия?
2.Плетёт ли кто-нибудь из членов вашей семьи из бересты?
3.Умеете ли Вы плести из бересты?
4.Пригодятся ли Вам эти знания и умения в жизни?
5.Нравится ли вам посещать культурные мероприятия (выставки, экскурсии и
т.д.)?
6.Назовите правила обращения с ножницами.

Приложение 9

Итоговый контроль.
Цель: проверить уровень знаний по программе.
Прочитай и подчеркни правильные ответы.
1. С каким словом ученые лингвисты связывают слово "берёза"?
а)резать, б) ёрзать, в)беречь
2.Популярная обувь из бересты в старину это:
а)поршни, б)лапти, в)чуни
3.Какая береста лучше подходит для шаркунка?
а) не расслоенная, б) расслоенная, в)тонкая
4.Берёзовый гриб, используемый для заваривания чая
а)сувель, б)трутовик, в) чага
5.Зачем шаркунок запаривают в кипятке?
а) скрепляет в замок, б) убивает микробы, в)меняет цвет

6. "Бетулин" - это вещество, которое придаёт бересте:
а) запах, б)цвет, в) эластичность
7.Чем хороша берёзовая лучина?
а) ровно расщепляется, б) дает жар, в) хорошо горит без копоти
8.Для чего применяли бересту в строительстве?
а) для красоты, б) для тепла, в) для гидроизоляции
9.В каких веках наши предки писали на бересте?
а)16-17век, б)8 - 10 век, в) 11 - 15 век
10.Каким способом делаются туеса?
а) плетёным, б) комбинированным, в) пластовым
Оценка результата тестирования (% правильных ответов).
50-60% - низкая степень
70-80% - средняя степень
80-100%- высокая степень
Количество выполненных работ % от объёма программы
50-60% - низкая степень
70-80% - средняя степень
80-100%- высокая степень

1
2

Педагог -____________________ Рыбакова Т.
ФИО

Умение планировать, контролировать,
анализировать свои действия,
соблюдать правила безопасности,
содержать в порядке рабочее место.

Умение анализировать учебные
образцы, работать с инструкционными
картами
Конструктивное сотрудничество с
педагогом и детьми

Креативность в выполнении
практических заданий

Владение специальным
оборудованием и оснащением

Практические умения и навыки,
предусмотренные программой (по
основным разделам учебнотематического плана программы)

Теоретические знания по разделам
программы

№

Внимание и память

Трудолюбие и усидчивость

Приложение 10

Итоговая ведомость освоения программы "Золотой сувенир"
Объединение "Береста" Группа _____________ 2020-2021 у.г.
Итоговый контроль
Кол-во
Степень
баллов
усвоения
(из 10)
знаний
Количество
выполненных
работ % от
объёма
программы
Степень
освоения
программ
ы
Результат

Приложение 11

Календарно-тематическое планирование к ДООП "Золотой сувенир"
№

Дата

1

15.09.20

2

22.09.20

3

29.09.20

4

6.10.20

5

13.10.20

6

20.10.20

7

27.10.20

8

03.11.20

9

10.11.20

10

17.11.20

11

24.11.20

12

01.12.20

13

08.12.20

14

15.12.20

15

22.12.20

ИТОГО

Вре
мя

Форма занятия

Беседа,
анкетирование.
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Беседа,
анкетирование

Кол
ичес
тво
часо
в
2

Тема занятия

Место
проведен
ия

Форма контроля

Введение.

ЦДО

Тестирование

2

ЦДО

2

Закладка из
бересты
Оберег «Звезда»

2

Стрекоза

ЦДО

2

Рыбка

ЦДО

2

Беломорский
сувенир
Магнит из
бересты
Рожок из
бересты
Шаркунок

ЦДО

Подвеска
«треугольник»
Подвеска
«сердечко»
Брелок шарик из
двух полос.
Ёлочка

ЦДО

Ангел из
бересты
Итоговое
занятие

ЦДО

Рабочая выставка,
анализ работ
Рабочая выставка,
анализ работ
Рабочая выставка,
анализ работ
Рабочая выставка,
анализ работ
Рабочая выставка,
анализ работ
Рабочая выставка,
анализ работ
Рабочая выставка,
анализ работ
Рабочая выставка,
анализ работ
Рабочая выставка,
анализ работ
Рабочая выставка,
анализ работ
Рабочая выставка,
анализ работ
Рабочая выставка,
анализ работ
Рабочая выставка,
анализ работ
Тестирование
Итоговая выставка

2
2
2
2
2
2
2
2
2
30

ЦДО

ЦДО
ЦДО
ЦДО

ЦДО
ЦДО
ЦДО

ЦДО


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
МАОУ ДО "Беломорский ЦДО"

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».