Муниципальное автономное образовательное учреждение
дополнительного образования Беломорского муниципального района
«Беломорский центр дополнительного образования»
«Принята»
на заседании Педсовета
МАОУ ДО «Беломорский ЦДО»
от «31» августа 2022 г
Протокол № 1 от 31.08.2022 г.
«Утверждаю»
Директор МАОУ ДО
«Беломорский ЦДО»
Е.Ю. Кузнецова
01.09.2022 г.
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
Сертификат: 00A17467C185D2E7824F52A1C6B32D3598
Владелец: Кузнецова Елена Юрьевна
Действителен: с 29.06.2022 до 22.09.2023
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности
«Волшебная кисть»
Возраст учащихся: 5-6 лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель:
Анхимкова Оксана Владимировна,
педагог дополнительного образования
Беломорск
2022 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Раздел № 1 «Комплекс основных характеристик программы»
Пояснительная записка ......................................................................3
Направленность программы ................................................................................... 3
Актуальность программы ...................................................................................... 5
Новизна программы… ............................................................................................. 5
Педагогическая целесообразность программы.................................................... 6
Практическая значимость изучаемого предмета .................................................. 6
Уровень программы… ............................................................................................ 6
Адресат программы… .............................................................................................. 7
Объем и срок освоения программы… ................................................................... 8
Форма обучения… .................................................................................................... 8
Особенности организации образовательного процесса ....................................... 8
Цель и задачи программы ................................................................................9
Содержание программы ................................................................................ 10
Планируемые результаты ............................................................................. 11
Раздел № 2 «Комплекс организационно-педагогических условий»
Календарный учебный график .................................................................... 12
Условия реализации программы ................................................................. 13
Формы аттестации ......................................................................................... 14
Оценочные материалы ................................................................................. 16
Методические материалы ............................................................................. 17
Список литературы ....................................................................................... 20
3
Раздел № 1 «Комплекс
основных характеристик программы»
Пояснительная записка
В.А. Бухвалов описывает творческую деятельность, как главный
интеллектуальный капитал личности человека, определяющий успех в жизни.
«Творческая деятельность – это то, что нельзя купить ни за какие деньги, этому
можно только научиться».
В мировой педагогике стало общепринятым начинать развитие творческих
способностей в детском возрасте на материале искусства и всевозможных детских
игр. Сам процесс детского творчества развивается на основе двух подходов. С одной
стороны, как указывал Л. С. Выготский, нужно культивировать творческое
воображение, с другой стороны, в особой культуре нуждается процесс воплощения
образов, создаваемых творчеством. Только там, где имеется достаточное развитие
одной и другой стороны, детское творчество может развиваться правильно.
Программа «Волшебная кисть» основана на комплексном подходе,
ориентирована не столько на прямую передачу детям специальных умений и
навыков, сколько на решение задач активизации их внутреннего потенциала,
повышения мотивации к различным видам художественной деятельности, развития
творческой
активности,
формирования
межличностного
поведения
и
конструктивного общения на основе эмоционально-значимой деятельности. Данная
программа разработана на основании следующей нормативно – правовой базы:
Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»;
Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение
Правительства РФ от 4.09.2014 № 1726-р);
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 №
41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические
требования к устройству, содержанию и организации режима работы
образовательных организаций дополнительного образования детей»;
Приказ Минобрнауки России от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»;
Методические рекомендации МОиНРФ по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) от 18.11.2015
г.(№09-3242);
Устав МАОУ ДО «Беломорский ЦДО»;
Локальный акт «Положение о разработке, порядке утверждения, реализации и
корректировки общеобразовательных программ».
Направленность программы
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа
«Волшебная кисть» (далее программа) имеет художественную направленность.
Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в
себе творческие способности, открыть его сердце добру и красоте, помочь осознать
свое место и назначение в этом прекрасном мире.
4
Актуальность программы
Дошкольное образование является важной основой непрерывного образования
подрастающего поколения, где закладываются первые азы познания ценностей
окружающего мира ребенка. На современном этапе развития нашего государства, на
фоне экономических и политических изменений, приоритетной задачей
дошкольного образования является всесторонне развитие личности.
Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития
знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной
практической и творческой деятельностью ребенка.
В процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность и
эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности. Рисуя,
ребенок формирует и развивает у себя определенные способности: зрительную
оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются
специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки.
Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами
деятельности обеспечивает детям радость творчества и их всестороннее развитие
(эстетическое, интеллектуальное, нравственно-трудовое, физическое). А также,
позволяет плодотворно решать задачи подготовки детей к школе.
Новизна программы
Новизна программы «Волшебная кисть» заключается в:
-творческом подходе к организации занятий – на каждом занятии дети получают
новые знания и осваивают новый прием работы в игровой форме.
В конце каждого занятия проводится рефлексия в форме выставки работ,
выполненных на занятии. Так же дети высказываются о том, понравилось ли им
занятие, что было самым сложным, а что самым интересным в работе.
-нетрадиционной форме проведения занятий – на первых занятиях дети знакомятся
с таким видом рисования как дудлинг. Учатся держать ручку и выполнять ей
простые элементы, заполняя ими заданный шаблон. Таким образом, происходит
постановка руки к письму. Далее дети знакомятся с инструментами и
приспособлениями для работы, их возможностями и особенностями. Учатся
использовать подручные средства для передачи фактуры или создания элементов
росписи.
Занятия могут проводиться в произвольной форме по замыслу педагога. Это
занятия-игры, занятия-эксперименты, занятия-экскурсии и пр.
Отличительной особенностью данной программы является то, что она имеет
универсальный характер и рассчитана на любого ребенка, т. е. инициирует
резервные возможности как детей с нормой, так и с проблемами в развитии, разница
заключается только в качестве достигаемого результата.
Программа успешно применяется для детей с задержкой психического
развития, с умственной отсталостью легкой и средней степени тяжести, проблемами
социальной адаптации, эмоционально-волевой неустойчивостью, тревожностью,
заниженной
самооценкой,
низкой
работоспособностью,
нарушениями
познавательной деятельности, коммуникации, поведения.
В основе программы лежит безоценочная концепция, дающая радость
общения, удовлетворение результатами своего труда, исключение боязни неудачи
(любой результат положителен), создание обстановки взаимопомощи, понимания,
поддержки.
5
Педагогическая целесообразность программы
Предлагаемые в программе принципы обучения (индивидуальность,
доступность, преемственность, результативность), формы и методы обучения
(групповое и индивидуальное обучение, занятия, конкурсы, соревнования,
экскурсии, и т.д.), методы контроля и управления деятельностью детей (анализ
результатов занятий, конкурсов, выставок и др.), средства обучения доступные для
детей (необходимое наглядное и раздаточное оборудование, инструменты,
материалы и приспособления) действенны в формировании и развитии умений
детей не бояться рисовать, воплощать свои замыслы в рисунке, оформлять свои
поделки.
Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами
деятельности обеспечивает детям радость творчества и их всестороннее развитие
(эстетическое, интеллектуальное, нравственно-трудовое, физическое). А также,
позволяет плодотворно решать задачи подготовки детей к школе.
Практическая значимость изучаемого предмета
Чтобы выразить свои эмоции, ребёнку необходимо какое-нибудь подходящее
творческое занятие. Ведь развитие малыша происходит через познание
окружающего его мира. Неважно, сколько лет юному созидателю, важно, чтобы
занятие нравилось именно ему.
Детское творчество основано на подражании, которое служит важным
фактором развития ребенка, в частности его художественных способностей. Задача
педагога - опираясь на склонность детей к подражанию, прививать им навыки и
умения, без которых невозможна творческая деятельность, воспитывать у них
самостоятельность, активность в применении этих знаний и умений, формировать
критическое мышление, целенаправленность.
Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития
знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной
практической и творческой деятельностью ребенка. В процессе рисования у ребенка
совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный
вкус и творческие способности. Рисуя, ребенок формирует и развивает у себя
определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в
пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки:
координация глаза и руки, владение кистью руки.
Освоение программы «Волшебная кисть» дает возможность обучающимся не
только изучить различные техники изобразительного искусства, но и применить их,
используя комплексно, при выполнении творческого проекта, а также для
оформления своих изделий в других сферах жизни.
Уровень программы
Программа «Волшебная кисть» стартового (ознакомительного) уровня,
который предполагает использование и реализацию общедоступных и
универсальных форм организации материала, минимальную сложность заданий,
предлагаемых для освоения содержания программы.
6
Для обучающихся программы ознакомительного уровня – это возможность
попробовать себя в разных видах деятельности, возможность определиться с
выбором направления деятельности.
Для родителей – это возможность разобраться с логикой дополнительного
образования, понять преемственность его ступеней, наметить общую линию
индивидуального развития своего ребенка.
Для педагога – это реальный шанс сформировать контингент детей, а также,
стимул к разработке базовой программы.
Адресат программы
Данная программа рассчитана на мальчиков и девочек 5-6 лет. В этом возрасте
дети очень активны и стремятся узнавать что-то новое. Развитие творческих
способностей детей этого возраста связано, прежде всего, с обогащением их
сенсорного опыта, формированием образных представлений, развитием
воображения, эмоционально-положительного отношения к действительности,
искусству, художественно-эстетическим деятельностям.
Старший дошкольный возраст играет особую роль в развитии ребенка: в этот
период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы
деятельности и поведения. В течение шестого года жизни совершенствуются
основные нервные процессы – возбуждение и особенно торможение. Это
благотворно сказывается на возможностях саморегуляции.
Эмоциональные реакции в этом возрасте становятся более стабильными,
уравновешенными. Ребенок не так быстро утомляется, становится более вынослив
психически. Дети начинают чаще по собственной инициативе воздерживаться от
нежелательных действий. Но в целом способность к произвольной регуляции своей
активности все ещё выражена недостаточно и требует внимания взрослых.
Формируются социальные представления морального плана. Постепенно
происходит переход от импульсивного, ситуативного поведения к поведению,
опосредованному правилами и нормами. Дети активно обращаются к правилам при
регулировании своих взаимоотношений со сверстниками. Старшие дошкольники
уже отличают хорошие и плохие поступки, имеют представление о добре и зле,
могут привести соответствующие конкретные примеры из личного опыта и
литературы. В оценке сверстников они достаточно категоричны и требовательны, в
отношении собственного поведения более снисходительны и недостаточно
объективны.
Расширяются
интеллектуальные
возможности
детей.
По
своим
характеристикам головной мозг шестилетнего ребенка приближается к показателям
мозга взрослого человека. Ребенок не только выделяет существенные признаки в
предметах и явлениях, но и начинает устанавливать причинно-следственные связи
между ними, пространственные, временные и другие отношения.
Расширяется общий кругозор детей. Интересы старших дошкольников
постепенно выходят за рамки ближайшего окружения детского сада и семьи. Детей
привлекает широкий социальный и природный мир, необычные события и факты.
Их интересуют обитатели джунглей и океанов, космоса, далеких стран и многое
другое. Старший дошкольник пытается самостоятельно осмыслить и объяснить
полученную информацию.
7
Происходит развитие всех познавательных психических процессов. У детей
повышается острота зрения и точность цветоразличения, развивается
фонематический и звуковысотный слух, значительно возрастает точность оценок
веса и пропорций предметов.
Рисование – любимое занятие старших дошкольников, ему они посвящают
много времени. Дети с удовольствием демонстрируют свои рисунки друг другу,
обсуждают их содержание, обмениваются мнениями. Любят устраивать выставки
рисунков, гордятся своими успехами.
Наполняемость в группе составляет 10 человек. Также принимаются детиинвалиды и дети с ограниченными возможностями.
Объем и срок освоения программы
Программа «Волшебная кисть» рассчитана на 33 часа. Занятия проводятся 1
раз в неделю по 1 часу. Продолжительность 1 учебного часа для детей заявленного
возраста составляет 25 минут.
Форма обучения
Форма обучения по данной программе только очная, т.к. программа
стартового уровня и требует прямого контакта педагога с детьми.
Если же вдруг возникнут форс-мажорные обстоятельства, не позволяющие
личного общения, роль педагога придется исполнять родителям, после
предварительного общения и консультации с педагогом.
Особенности организации образовательного процесса
Занятия проводятся в группах одной возрастной категории что позволяет
доступно объяснить материал с максимальной усвояемостью.
Проводятся занятия в форме теории и практики, могут быть, как коллективные
так и самостоятельные выполнения заданий, а так же индивидуальные занятия.
8
Цель программы
Цель программы: создание условий для развития творческого потенциала,
заложенного в ребёнке природой, что поспособствует дальнейшему формированию
его вкуса и развитию ребёнка, как личности.
Задачи программы:
Личностные:
- способствовать трудовому и эстетическому воспитанию обучающихся;
- способствовать воспитанию любви к искусству;
- развивать самостоятельность детского творчества;
- воспитывать усидчивость, трудолюбие и способность работать в коллективе;
Метапредметные:
- развивать творческие способности детей;
- развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству
художника;
- развивать умение ориентироваться в проблемных ситуациях;
- развивать любознательность, расширять кругозор.
Образовательные (предметные):
- дать основы различных техник рисования;
- познакомить с возможностями декорирования предметов, форм;
- научить смешивать краски для получения нужного цвета;
- научить выполнять двойной мазок;
- формировать художественно-образное мышление.
9
Содержание программы
Учебно-тематический план
№
Название раздела, темы
Количество часов
Всего
Теория
Практика
Формы аттестации/
контроля
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
Вводное занятие
Какого цвета осень?
Волшебный лес
Осенние листья
Ежик с грибочком
Бабушкин компот
Осенний натюрморт
Мой домашний аквариум
Мы медузы, мы медузы
Веселый осьминог
Северное сияние
Мишка в свитерочке
Первые снежинки
Следы на снегу
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
Вводный контроль
Наблюдение. Опрос
Наблюдение. Опрос
Наблюдение. Опрос
Наблюдение. Опрос
Наблюдение. Опрос
Самост. работа
Наблюдение. Опрос
Наблюдение. Опрос
Наблюдение. Опрос
Наблюдение. Опрос
Наблюдение. Опрос
Наблюдение. Опрос
Наблюдение. Опрос
15
Елочная игрушка
1
0,5
0,5
Промежуточный
контроль
16
17
18
19
20
Сшила Таня сарафан
Чудо-шапка
Лоси по лесу брели
Мудрый филин
Весёлые снеговики
Поздравительный коллаж к 23
февраля
Поздравительный коллаж к 8
Марта
Масленица
Солнышко лучистое в гости к
нам пришло
Петушок – золотой гребешок
Чудо-дерево
Сосна
Зимняя ель
Вальс цветов
Музыкальные фантазии
Жар – птица
Полет фантазии
Итоговое занятие
итого
1
1
1
1
1
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
Наблюдение. Опрос
Наблюдение. Опрос
Наблюдение. Опрос
Наблюдение. Опрос
Самост. работа
1
0,5
0,5
Наблюдение. Опрос
1
0,5
0,5
Наблюдение. Опрос
1
0,5
0,5
Наблюдение. Опрос
1
0,5
0,5
Наблюдение. Опрос
1
1
1
1
1
1
1
1
1
33
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
1
17.5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
15.5
Наблюдение. Опрос
Наблюдение. Опрос
Наблюдение. Опрос
Наблюдение. Опрос
Наблюдение. Опрос
Наблюдение. Опрос
Наблюдение. Опрос
Самост. работа
Итоговый контроль
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
10
Содержание программы
№
Раздел программы
1
Вводное занятие
2
Постановка руки.
Работа гелевой
ручкой
Какого цвета осень?
3
Волшебный лес
4
Осенние листья
5
Ежик с грибочком
6
Бабушкин компот
7
Осенний натюрморт
8
Знакомство с
гуашевой краской и
ее особенностями
Мой домашний
аквариум
9
Мы медузы, мы
медузы
10
Веселый осьминог
11
Северное сияние
12
Комбинированная
Краткое содержание и практические
работы
Теория: Знакомство с детьми, с правилами
поведения на занятиях, правила содержания
рабочего
места,
правила
техники
безопасности. Работа гелевой ручкой.
Теория: беседа об осени, ее приметах
Практическая работа: рисуем зонтик и
дождь – освоение изображения точки и
пунктирной линии. Работа гелевой ручкой.
Теория: беседа о нашем крае, о лесе, его
значении для человека
Практическая работа: рисуем деревья –
освоение изображения различных линий.
Работа гелевой ручкой.
Теория: беседа о том, что происходит с
деревьями осенью
Практическая работа: рисуем листочки –
освоение изображения дуг и линий. Работа
гелевой ручкой.
Теория: беседа о зверях, живущих в наших
лесах. Как они готовятся к зиме.
Практическая работа: прорисовка ежика и
грибочка. Работа гелевой ручкой.
Теория: беседа о том, что осенью люди
делают заготовки на зиму
Практическая работа: рисуем ягоды в
банке – освоение изображения кругов.
Работа гелевой ручкой.
Теория: беседа об изученных приемах.
Практическая работа:
самостоятельная
работа. Итоговая работа гелевой ручкой.
Теория: беседа о домашних питомцах и их
значении в жизни человека.
Практическая работа: зарисовка рыбок и
водорослей на заданном фоне гуашью.
Теория: беседа об обитателях морей.
Практическая
работа:
пальчиковое
рисование медузы на заданном фоне.
Работа гуашью.
Теория: беседа о том, чем отличается
осьминог от медузы
Практическая работа: отпечаток ладошки
прорисовать и превратить в осьминога.
Работа гуашью.
Теория: беседа о красивом природном
явлении – северное сияние
Практическая работа: совершенствование
умения
детей рисовать (северное
сияние) в технике монотипия, дополнение
рисунка аппликативными
формами
животных
Теория: беседа о животных, обитающих в
Формы проверки
знаний и умений
Наблюдение
Устный опрос
Наблюдение
Устный опрос
Наблюдение
Устный опрос
Наблюдение
Устный опрос
Наблюдение
Устный опрос
Наблюдение
Устный опрос
Самостоятельная
работа
Наблюдение
Устный опрос
Наблюдение
Устный опрос
Наблюдение
Устный опрос
Наблюдение
Устный опрос
Наблюдение
техника
Мишка в свитерочке
13
Первые снежинки
14
Следы на снегу
15
Елочная игрушка
16
Орнамент
Сшила Таня сарафан
17
Чудо-шапка
18
Лоси по лесу брели
19
Мудрый филин
20
Весёлые снеговики
21
Поздравительный
коллаж к 23 февраля
22
Поздравительный
коллаж к 8 Марта
23
Масленица
наших лесах, об их повадках и
особенностях
Практическая работа: формирование
умения применять изученные приемы
рисование красками и гелевой ручкой,
комбинируя их
Теория: беседа о зимних природных
явлениях
Практическая
работа:
развитие
воображения,
творчества,
обучение
передавать образ природы в рисунках,
использовать различные способы.
Теория: чтение стихов о снеге
Практическая работа: Набрызг. Обучение
новым способам рисования. Развитие
фантазии и воображения. Дорисовка
недостающих деталей.
Теория: беседа об изученных приемах и
техниках рисования.
Практическая работа: самостоятельная
работа
с
применением
изученного
материала
Теория: Изучение техники рисования
орнамента
Практическая
работа:
Оформление
сарафана орнаментом
Теория: Виды орнаментов
Практическая работа: Роспись шапки
орнаментом
Теория:
Растительный
и
животный
орнамент. Стилизованный рисунок
Практическая работа: Оформление фона
тарелки растительным и животным
орнаментом
Теория: Стилизованный рисунок
Практическая работа: Рисование филина
на дереве
Теория: Закрепление изученного материала
Практическая работа: Самостоятельная
работа по рисованию снеговичка с
оформлением фона и применением
изученных техник
Теория: беседа о празднике и о традициях,
связанных с ним.
Практическая
работа:
Развитие
воображения,
творчества,
обучение
использования
различных
техник
в
коллективной работе.
Теория: беседа о празднике и о традициях,
связанных с ним.
Практическая
работа:
Развитие
воображения,
творчества,
обучение
использования
различных
техник
в
коллективной работе.
Теория: Праздник и традиции с ним
Устный опрос
Наблюдение
Устный опрос
Наблюдение
Устный опрос
Самостоятельная
работа
Наблюдение
Устный опрос
Наблюдение
Устный опрос
Наблюдение
Устный опрос
Наблюдение
Устный опрос
Самостоятельная
работа
Наблюдение
Устный опрос
Наблюдение
Устный опрос
Наблюдение
24
Солнышко лучистое в
гости к нам пришло
25
Петушок – золотой
гребешок
26
Совершенствование
навыков рисования
Чудо-дерево
27
Сосна
28
Зимняя ель
29
Вальс цветов
30
Музыкальные
фантазии
31
Жар – птица
связанные.
Практическая
работа:
Рисование
Масленицы
Теория: Значение солнца для человека
Практическая работа: Рисование солнца.
Стилизованный рисунок
Теория: Петушок – вестник весны
Практическая работа: Создание открытки
с петушком
Теория: беседа о деревьях, растущих в
наших лесах. Правила рисования ствола и
ветвей дерева.
Практическая
работа:
рисование
фантазийного дерева по собственному
замыслу
Теория: отличие сосны от других деревьев.
Изучение приема рисования «тычок».
Практическая работа: рисование сосны с
применением тычка
Теория: особенности рисования ели,
нанесение снега на ветви
Практическая работа: рисование ели и
нанесение снега на ветви
Теория: изучение техники двойного мазка
Практическая работа: рисование цветов и
листьев в технике двойного мазка
Теория: беседа о музыке, ее влиянии на
человека
Практическая
работа:
произвольное
бессознательное рисование под музыку
Теория: беседа о сказках, в которых
встречается жар-птица и что это за птица.
Практическая работа: знакомство с
народными традициями в изображении птиц,
изучение рисования предметов сложной
формы от общего к деталям.
32
Полет фантазии
Теория: Закрепление умения детей рисовать
понравившейся
техникой.
Развитие
интереса
к
самостоятельной
художественной деятельности.
Практическая работа: самостоятельная
итоговая работа
33
Итоговое занятие
Теория: Подведение итогов работы за год
13
Устный опрос
Наблюдение
Устный опрос
Наблюдение
Устный опрос
Наблюдение
Устный опрос
Наблюдение
Устный опрос
Наблюдение
Устный опрос
Наблюдение
Устный опрос
Наблюдение
Устный опрос
Наблюдение
Устный опрос
Самостоятельная
работа
Выставка лучших
работ
Планируемые результаты
К концу года обучения дети должны свободно владеть кистью и не бояться
рисовать, экспериментировать. Они должны научиться любить и ценить свое
творчество, стремиться к зарождению собственного стиля, а не быть
подражателями.
По окончании обучения по программе «Волшебная кисть» ожидаемые
результаты развития и обучения детей должны быть следующими:
Личностные:
- знать и соблюдать правила поведения на занятиях, правила техники безопасности
при работе, правила содержания рабочего места;
- научиться любить и ценить свою работу, уважать труд других;
- самостоятельно выполнять несложные творческие задания;
- научиться работать в коллективе, доводить начатое дело до логического
завершения.
Метапредметные:
- подбирать инструмент для работы;
- составлять элементы в целый узор;
- смешивать краски для получения нужного цвета или оттенка;
- выполнять творческие проекты.
Образовательные (предметные):
- выполнять основные элементы узоров;
- знать возможности декорирования предметов, форм;
- научиться выполнять двойной мазок.
14
Раздел № 2 «Комплекс организационно-педагогических
условий»
11-16
18-23
25-30
01-06
08-13
15-20
22-27
01-06
08-13
15-20
22-27
29-03
05-10
12-17
19-24
26-01
03-08
10-15
Всего часов
Теория
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
30
17.5
04-09
21-26
28-03
05-10
12-17
19-23
26-31
02-07
09-14
16-21
23-28
30-05
07-12
14-19
21-26
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
28-02
14-19
Учебные
недели
1ГОД
ОБУЧЕ
НИЯ
учебные дни
каникулы
аттестация, контроль
15
май
Апрель
Март
Февраль
Январь
Декабрь
Ноябрь
Октябрь
Сентяб
рь
Год
обуче
ния
Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
Площадь и помещения для проведения занятий по программе «Волшебная
кисть»
должны
соответствовать
санитарно-эпидемиологическим
и
противопожарным требованиям.
В кабинете должны быть:
- компьютер и мультимедийная система;
- устойчивые столы с легко моющим покрытием, стулья или скамейки,
соответствующие ГОСТу;
- мольберт и настенная доска;
- изобразительные материалы (гелевые ручки, гуашь)
- кисти разных размеров и жесткости;
- емкости для воды, губки, салфетки;
- бумага белая и тонированная, картон, разовые картонные тарелки и стаканы без
рисунка, трафареты, шаблоны, печатки, трубочки для коктейля;
- репродукции картин известных художников;
- изделия мастеров народных промыслов России;
- тематический подбор картинок, фотографий, презентаций и фильмов.
Информационное обеспечение
Для полноценной реализации программы необходимо наличие –аудио, -видео
аппаратуры на занятии, - фотоаппаратуры – для фиксации этапов работы, для фото
работ и детей, чтобы в дальнейшем можно было использовать фотографии в
различных заочных конкурсах, для создания фильмов о работе объединения и т.д.
Во время поведения занятий для лучшего усвоения материала рекомендуется
использование ЦОР по каждой теме.
Кадровое обеспечение
Реализовывать программу «Волшебная кисть» будет педагог дополнительного
образования Анхимкова Оксана Владимировна.
Стаж педагогической деятельности – 14 лет
Квалификационная категория – соответствие занимаемой должности.
Педагог имеет большой опыт работы с детьми разных возрастных групп,
коммуникабелен, креативен, регулярно занимается самообразованием.
16
Формы аттестации
Образовательный процесс в системе дополнительного образования детей
представляет собой специально организованную деятельность педагогов и
обучающихся, направленную на решение задач обучения, воспитания и развитие
детей.
В учреждениях дополнительного образования происходит индивидуализация
обучения детей, которая осуществляется самим обучающимся (т.е. ребенок
сам осуществляет выбор интересного для себя вида деятельности). Педагог в
дополнительном образовании выступает не только как носитель знаний, но и как
помощник в становлении личности обучающегося.
Однако и в учреждениях дополнительного образования необходимо проводит
контроль и аттестацию обучающихся. В педагогической теории и практике
измерение и оценка результатов образовательного процесса всегда остаются в
центре внимания, поскольку они лежит в основе определения эффективности и
дальнейшего пути совершенствования содержания, методов и организации
обучения.
Первое, что необходимо сделать педагогу, когда ребенок пришел заниматься
по программе - это зафиксировать его начальный уровень (знаний, навыков,
развития и т.п.). Ведь не зная начального уровня, невозможно оценить достигнутый
результат.
В середине года проводится текущая контроль или аттестация. Это позволит
педагогу увидеть имеющиеся недоработки и вовремя скорректировать работу с
обучающимися.
В конце учебного года проводится итоговая аттестация/контроль, когда
проверяется уровень усвоения программы, изученной за текущий год обучения.
Педагоги дополнительного образования свободны в выборе форм
контроля/аттестации. Поэтому лучше остановиться на той форме, которая бы была
интересной и увлекательной для обучающихся. Здесь подойдут самые разные
формы: игра, конкурс мастерства, выставка, викторина и т.п.
Цель контроля заключается в сборе и анализе полученных результатов; их
соответствии поставленным целям, а также в прогнозировании дальнейших
перспектив развития личности ребенка.
Задачи контроля:
определение уровня теоретической подготовки и степени сформированности
практических умений и навыков учащихся;
анализ полноты реализации темы, раздела или всего курса дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы объединения;
соотнесение планируемых и реальных результатов образовательной деятельности;
выявление
причин, способствующих или препятствующих полноценной
реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы;
внесение необходимых корректив в содержание и методику образовательной
деятельности объединения.
17
Виды контроля и сроки проведения:
Входной контроль: проводится при наборе, на начальном этапе формирования
коллектива (в сентябре) или для учащихся, которые желают обучаться по данной
программе не сначала учебного года и года обучения. Данный контроль нацелен на
изучение: интересов ребенка, его знаний и умений, творческих способностей.
Текущий контроль: проводится в течение учебного года, возможен на каждом
занятии, по окончании изучения темы, раздела программы.
Промежуточный контроль: проводится в конце I полугодия (в декабре-январе).
Данный контроль нацелен на изучение динамики освоения предметного содержания
учащимися,
метапредметных
результатов,
личностного
развития
и взаимоотношений в коллективе.
Итоговый контроль: проводится в конце обучения по дополнительной
общеобразовательной программе, как правило, в апреле-мае. Данный контроль
нацелен на проверку освоения программы, учет изменений качеств личности
каждого учащегося.
Формы проведения контроля обучающихся определяются педагогом в
соответствии
с
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программой.
Параметры подведения итогов:
- уровень знаний, умений, навыков обучающихся: высокий, средний, низкий
- количество обучающихся, полностью освоивших образовательную программу,
освоивших программу в необходимой степени (количество и проценты);
- совпадение прогнозируемых и реальных результатов в образовательном и
воспитательном процессе (совпадают полностью; совпадают в основном);
- перечень основных причин невыполнения детьми образовательной программы;
перечень факторов, способствующих успешному освоению образовательной
программы;
- рекомендации по коррекции образовательной программы, изменению методик
преподавания.
Форма фиксирования и обобщения достижений учащихся – диагностические
карты. Диагностическая карта педагогического мониторинга качества обучения по
дополнительной общеразвивающей программе включают три основных блока (по
планируемым результатам):
Предметные результаты;
Метаредметные результаты;
Личностные результаты
Критерии связаны с целями и задачами программы и состоят из показателей,
внешне проявляющихся признаков. Диагностическая карта заполняется по каждой
группе обучающихся. На основании диагностических карт педагогического
мониторинга педагог составляет сводную аналитическую справку.
18
Для более полного анализа педагогической деятельности целесообразно вести
постоянный мониторинг результатов участия учащихся в конкурсных мероприятиях
всех уровней и заносить в диагностическую карту.
Оценочные материалы
Критериями оценки результативности обучения могут являться:
• критерии оценки уровня теоретической подготовки: соответствие уровня
теоретических знаний программным требованиям;
• критерии оценки уровня практической подготовки: соответствие уровня развития
практических умений и навыков программным требования; свобода владения
специальным оборудованием и оснащением; качество выполнения практического
задания; технологичность практической деятельности;
• критерии оценки уровня личностного развития детей: культура организации
практической деятельности; культура поведения; творческое отношение к
выполнению практического задания; аккуратность и ответственность при работе.
Предмет оценивания: набор основных знаний, умений, практических навыков по
изучаемому виду деятельности; универсальные учебные действия; перечень
важнейших личностных свойств и другое.
Методика выявления, диагностики и оценки получаемых результатов
разрабатываются педагогом в соответствии с требованиями, принятыми в
образовательной организации.
Критерии оценки результатов:
Высокий (5 баллов) – обучающийся активно использует свое воображение при
создании творческой работы, умеет работать с материалами и оборудованием,
владеет основными знаниями техник и приемов рисования, самостоятельно
декорирует изделие. Работа индивидуальна, аккуратна. Обучающийся проявляет
самостоятельность при создании и защите мини-проекта.
Средний (3-4 балла) – обучающийся стремиться проявить фантазию при создании
творческой работы, умеет работать с материалами и оборудованием, владеет
основными знаниями техник и приемов рисования, но иногда нуждается в
подсказке. Работа выполняется не очень аккуратно, с небольшими ошибками,
которые обучающийся стремится исправить. Декорирует изделие с помощью
педагога. Нуждается в помощи при создании и защите мини-проекта.
Низкий (1-2 балла) – обучающийся не проявляет фантазию при создании
декоративной работы, выполняет работу только по образцу, не умеет работать с
материалами и оборудованием. Представления о техниках и приемах рисования
сформированы слабо или не сформированы. Работа не аккуратна, нет стремления
исправить допущенные ошибки. Может создать и защитить мини-проект только при
непосредственном участии взрослого.
19
Все результаты наблюдения, диагностик, активности обучающихся и пр.
заносятся педагогом в сводную таблицу, на основании которой в конце года
подводится итог творческого роста ребенка, степень освоения им образовательной
программы.
Методические материалы
Формы организации образовательной деятельности
Формы занятий очные, групповые. Следует помнить, что в возрасте 5-6 лет
основным видом мышления является наглядно- образное мышление. Этот возраст
сенситивен к обучению, опирающемуся на наглядность, поэтому педагогу
необходимо использование ИКТ и различных дидактических материалов.
Следует поощрять смелость в высказывании детьми своего мнения, поисках
новых форм и декоративных средств выражения образа, проявление фантазии и
возможного разнообразия в работе. Предоставляя детям как можно больше
самостоятельности, педагог вместе с тем должен направлять их, помогать в решении
поставленной задачи.
В целях воспитания общественной активности детям предлагается выполнить
коллективную работу. Коллективное выполнение заданий – наиболее эффективная
форма организации труда, т.к. при наименьших затратах времени и сил удается
выполнить трудоемкую работу. Такая форма организации труда способствует
сплочению коллектива, содействует воспитанию чувства взаимопомощи,
взаимоконтроля.
Большое воспитательное значение имеет рефлексия. Оценка должна носить
объективный, обоснованный характер. Наиболее подходящая форма оценки –
коллективное обсуждение и анализ. Это приучает детей анализировать работу,
поступки свои и других, радоваться не только своей, но и общей удаче.
На усмотрение педагога темы занятий, указанные в учебно-тематическом
плане могут меняться местами.
Начало учебных занятий проводится во фронтальной форме, когда педагог
объясняет учебный материал всей группе одновременно, общается с обучающимися
непосредственно в ходе своего рассказа. Дети всей группой обсуждают, сравнивают
и обобщают результаты.
Далее активно используется индивидуальная учебная деятельность: учащимся
даются самостоятельные задания с учетом их возможностей, проводится работа в
малых группах и в парах с целью сплочения коллектива и улучшения коммуникации
детей.
В конце каждого занятия проводится рефлексия в форме защиты минипроектов с целью закрепления изученного материала и устранения пробелов.
Формы занятий:
- беседа;
- игра;
- выставка;
- конкурс;
- мозговой штурм;
- праздник;
- презентация;
- практическая работа;
20
- защита проекта.
Методы воспитания и обучения:
- Словесные;
- Наглядные;
- Практические;
- Метод стимулирования и мотивации;
- Музыкотерапия;
- Контроль ситуации.
Занятия комбинированного типа. В каждое занятие включены упражнения,
направленные на развитие познавательных психических процессов (памяти,
внимания, мышления, воображения)
Структура каждого занятия включает в себя: ритуал приветствия, вступление,
разминка, основная часть, заключительная часть, ритуал прощания.
Используемые технологии обучения
- Игровая технология (Эльконин Д.Б) – которая объединяет достаточно обширную
группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме
различных педагогических игр.
Их основная цель – обеспечение личностно-деятельного характера усвоения
знаний, умений, навыков. Основным механизмом реализации являются методы
вовлечения обучаемых в творческую деятельность.
Именно игровые технологии нацелены на развитие восприятия, внимания,
памяти, мышления, творческих способностей детей. Учитывая психологию детей
данного возраста и беря во внимание то, что ведущей деятельностью в этот период
является игра, занятия выстраиваются в форме познавательных и развивающих игр.
- Личностно-ориентированная технология (Яниманская И.С) – организация
воспитательного процесса на основе глубокого уважения к личности ребёнка, учёте
особенностей его индивидуального развития, отношения к нему как к
сознательному, полноправному и ответственному участнику образовательного
процесса.
Благодаря такому подходу в обучении происходит формирование целостной,
свободной, раскрепощённой личности, осознающей своё достоинство и уважающей
достоинство и свободу других людей.
Личностно-ориентированные технологии используются для развития
индивидуальных познавательных способностей ребенка на основе использования
имеющегося у него опыта жизнедеятельности. В основе этой технологии лежит
принцип «3 П»:
- «Понять» – увидеть ребенка «изнутри», посмотреть на мир его глазами,
увидеть побудительные мотивы его поведения.
- «Признать» - позитивное отношение к индивидуальности ребенка,
неависимо от того, радует ли он вас в данный момент или нет. Признать его
индивидуальность.
- «Принять» - всегда учитывать право ребенка на решение тех или иных
проблем.
21
В результате личностно-ориентированного подхода у детей появляется интерес
к занятиям, учебно-воспитательный процесс становится более интересным,
привлекательным и результативным. Создаются условия для развития личностных
возможностей обучающихся, включая формирование его рефлексивного мышления
и собственного мнения.
- Здоровьесберегающие технологии (Сонькина В.Д) – ориентированы на
сохранение и укрепление здоровья детей, привитие навыков здорового образа
жизни.
Эти технологии включают в себя условия обучения ребенка (отсутствие
стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания),
рациональную организацию учебного процесса (в соответствии с возрастными,
половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями),
соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка а
так же рационально организованный двигательный режим на занятии.
- ИКТ технологии - все технологии, использующие специальные технические
информационные средства: компьютер, аудио-, видео-, теле- средства обучения.
Они позволяют сделать учебную деятельность более содержательной, сделать
занятие более интересным, наглядным и динамичным, повысить качество обучения.
Звуки влияют на психоэмоциональное состояние человека, поэтому
музыкотерапия является важным инструментом регулирования самочувствия и
психокоррекции.
Гармоничное и универсальное влияние мелодий применяется при
налаживании процесса личностного развития. Музыка избавляет от стресса,
возбуждает творческие способности и облегчает физическое состояние. Поэтому
для создания доверительной и непринужденной обстановки на занятии фоном
включается музыка, репертуар тщательно подбирается соответственно теме занятия.
Музыка настраивает детей на работу и задает необходимый ритм.
Все обучающие, развивающие, воспитательные, социальные технологии,
используемые в данной образовательной программе, направлены на то, чтобы:
- разбудить активность детей;
- вооружить их оптимальными способами осуществления образовательной
деятельности;
- подвести эту деятельность к процессу творчества;
- опираться на самостоятельность, активность и общение детей.
Важнейшей задачей педагога является правильный подборе видео- и аудио
файлов, планирование образовательного процесса. От этого будет зависеть
достижение поставленных в программе задач.
Любые изменения, отклонения выявляются через наблюдения педагога.
Исходя из этого, строится индивидуальный маршрут работы с ребенком.
Критерии эффективности программы:
- повышение уверенности в себе;
- улучшение взаимоотношений в коллективе;
- свободное владение изученными методами и приемами рисования.
22
2.6. Информационные ресурсы
Для педагога:
1. Анцифирова Н.Г. Необыкновенное рисование // Дошкольная педагогика. 2011г.
№7(72)
2. Арнаутова Е.П. Педагог и семья. – М.: Изд.дом «Карапуз», 2001.-264с.
3. Белова, С.Н., Ильина, И.В., Шамова, Т.И. Современные средства оценивания
результатов обучения в школе / С.Н. Белова, И.В. Ильина, Т.И. Шамова. – М.:
Педагогическое общество России, 2007. – 192 с.
4. Евладова Е.Б., Логинова Л.Г., Организация дополнительного образования
детей; Практикум: Учебное пособие для студентов учреждений среднего
профессионального образования детей; Практикум: Учебное пособие для
студентов учреждений среднего профессионального образования. – М.,
ВЛАДОС, 2003.
5. Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные
техники, планировании, конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2005
6. Кожохина С.К. Путешествие в мир искусства –программа развития детей
дошкольного М.: ТЦ Сфера, 2002.-192с.
7. Лыкова И.А. Цветные ладошки - авторская программа М.: «Карапуздидактика», 2007. – 144с., 16л. вкл.
8. Мелик-Пашаев А. Ребёнок любит рисовать: Как способствовать
художественному развитию детей.- М.: Чистые пруды, 2007.-32с.: ил.
9. Система дополнительного образования детей: концепция лаборатории пробл
ем дополнительного образования детей ИОСО РАО / В.А. Горский, А.Я.
Журкина, Л.Ю. Ляшко, В.В. Усанов // Дополнительное образование. 1999.
№ 3-4. С. 6-14. 2000. № 1. С. 6-11.
10.Шайдурова Н. Методика обучения рисованию детей с 5 до 7 лет. Учебное
пособие// Детство-пресс 2017г. 112с
11. Шевченко М."Я рисую успех и здоровье!". Питер, 2007.
Для родителей:
1. Кузьмина Е. Р. "Нарисуй мне о себе: практическая психология для взрослых и
детей". М.: Когелет. 2001.
2. Уильямс Х. "Говорящий" рисунок, или как познать свое глубинное "Я". АСТ,
2007.
Для детей:
1. Арт-терапевтические разукрашки
2. Различные книги для раскрашивания
3. Усачев А. "Прогулки по Третьяковской галерее: веселые уроки". – СПб: Азбука,
2020.
23
Интернет ресурсы:
1. https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2017/09/13/programmadopolnitelnogo-obrazovaniya-po-risovaniyu
2. http://oosch4.ucoz.ru/dopobrazovanie/dpi.pdf
3. https://nsportal.ru/kultura/dekorativno-prikladnoe-iskusstvo-i-narodnyepromysly/library/2017/10/16/oznakomitelnaya
4. https://multiurok.ru/files/formy-attiestatsii-i-kontrolia-obuchaiushchikhsia.html
5. https://infourok.ru/attestaciya-uchaschihsya-v-uchrezhdenii-dopolnitelnogoobrazovaniya-formi-i-poryadok-eyo-provedeniya-3657913.html
6. https://nsportal.ru/kultura/dekorativno-prikladnoe-iskusstvo-i-narodnyepromysly/library/2019/05/18/metodicheskaya
24