Арт-терапия

Муниципальное автономное образовательное учреждение
дополнительного образования Беломорского муниципального района
«Беломорский центр дополнительного образования»

«Принята»
на заседании Педсовета
МАОУ ДО «Беломорский ЦДО»
от «31» августа 2022 г
Протокол № 1 от 31.08.2022 г.

«Утверждаю»
Директор МАОУ ДО
«Беломорский ЦДО»
Е.Ю. Кузнецова
01.09.2022 г.
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
Сертификат: 00A17467C185D2E7824F52A1C6B32D3598
Владелец: Кузнецова Елена Юрьевна
Действителен: с 29.06.2022 до 22.09.2023

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
социально-гуманитарной направленности

«Арт- терапия»
Возраст учащихся: 7 – 8 лет
Срок реализации: 1 год

Cоставитель:
Анхимкова Оксана Владимировна
педагог дополнительного образования

Беломорск
2022 г

СОДЕРЖАНИЕ

I.

Пояснительная записка ..................................................................................... 3

II. Календарный годовой график ............................................................................ 11
III. Учебный план ...................................................................................................... 12
IV. Содержание программы ...................................................................................... 13
V. Методическое обеспечение .................................................................................. 14
VI. Литература .......................................................................................................... 18

~2~

I.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа «Арт-терапия» разработана на основе авторской программы Н.В.
Кузьминой. Имеет социально-педагогическую направленность.
Программа основана на комплексном подходе, ориентирована не столько на
прямую передачу детям специальных умений и навыков, сколько на решение задач
активизации их внутреннего потенциала, профилактики школьной дезадаптации,
повышения мотивации к различным видам художественной деятельности, развития
творческой
активности,
формирования
межличностного
поведения
и
конструктивного общения на основе эмоционально-значимой деятельности.
Данная программа разработана на основании следующей нормативно – право
вой базы:
 Конституция РФ
 Федеральный закон «Об образовании в РФ» № 273 – ФЗ от 29.12.2012
 Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской
Федерации» от 25.07.1998 г. №124-Ф3
 Государственная программа Российской Федерации «Развитие дополнительного
образования детей до 2020 годы», утвержденная Постановлением Правительства
Российской Федерации 22.11.2012 г., № 2148-р.
 Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная
распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. №
1726-р
 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014
г. N 41 "Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические
требования к устройству, содержанию и организации режима работы
образовательных организаций дополнительного образования детей".
 Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам утвержденного приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013 № 1008.
Актуальность программы и педагогическая целесообразность
Актуальность программы «Арт-Терапия» заключается в том, что данная
программа содержит высокий коррекционный потенциал: способствует успешной
адаптации детей в новых условиях школьной жизни, стабилизации эмоциональной
сферы - снижению тревожности, неуверенности в себе, агрессивности.
Происходит обучение взаимодействию с другими детьми, педагогами. В ходе
обучения по программе «Арт-терапия» дети учатся учитывать мнение других и
отстаивать свое, проявлять активность, сдерживать негативные эмоции.
Новизна и отличительные особенности программы
Новизна программы «Арт-терапия» заключается в:
- творческом подходе к организации занятий
В конце каждого занятия проводится рефлексия в форме выполнения
индивидуального или группового творческого мини-проекта.
- нетрадиционной форме проведения занятий
~3~

Занятия могут проводиться в произвольной форме по замыслу педагога. Это
занятия-экскурсии реальные или виртуальные, занятия-квесты, занятия-игры и пр.
Отличительной особенностью программы «Арт-терапия» является то, что она
имеет универсальный характер и рассчитана на любого ребенка, т. е. инициирует
резервные возможности как детей с нормой, так и с проблемами в развитии, разница
заключается только в качестве достигаемого результата.
Программа успешно применяется для детей с задержкой психического
развития, с умственной отсталостью легкой и средней степени тяжести, проблемами
социальной адаптации, эмоционально-волевой неустойчивостью, тревожностью,
заниженной
самооценкой,
низкой
работоспособностью,
нарушениями
познавательной деятельности, коммуникации, поведения.
Цель и задачи программы
Цель программы: адаптация детей к школе.
Задачи программы:
Обучающие:
- научить приемам самоконтроля и самодисциплины;
- научить правильно строить свою речь, излагать свои мысли;
- научить творческому самовыражению посредством ручного труда;
Развивающие:
- развитие уверенности в себе, принятие себя;
- развитие творческих способностей и творческого мышления;
- развитие творческой активности и внимания;
Воспитательные:
- воспитание культуры общения, умения работать в коллективе.
- профилактика школьной дезадаптации;
Адресат программы (примерный портрет учащегося, для которого будет
актуальным обучение по данной программе)
Программа «Арт-терапия» рассчитана на обучение детей, поступающих на
обучение в 1 класс общеобразовательной школы, возраст 7 лет.
Поступление в школу – трудный период для детей и их родителей. Меняется
социальная ситуация, круг общения ребенка, возрастают требования к нему,
расширяется круг обязанностей. От того, насколько успешно пройдет адаптация
ребенка к школе, зависит многое: психологическое самочувствие, учебная
успеваемость и здоровье.
Проблема адаптации ребенка к школе тесно связана с психологическими
особенностями возраста.
Возраст 6-7 лет психологи называют кризисным. Возрастает потребность в
самостоятельности, активности, инициативе. Ребенок постепенно теряет детскую
непосредственность, свойственную дошкольнику и стремится дать эмоциональносмысловую характеристику своим и чужим поступкам. Благодаря этому у ребенка
формируется самооценка, без которой невозможно становление личности.
Именно поэтому важно научить ребенка правильно оценивать различные
ситуации и адекватно реагировать на них.
~4~

В данном возрасте формируется новая социальная роль ребенка – школьник,
ученик. Игра уступает место учебной деятельности. Программа «Арт-терапия»
помогает сделать этот переход плавным и безболезненным.
В возрасте 7 лет происходит активное развитие таких познавательных
процессов, как память, внимание, словесно-логическое мышление. Данная
программа помогает развитию и формированию этих процессов посредством
общения и творчества.
Сроки реализации
Программа «Арт-терапия» рассчитана на 1 год обучения. Общее количество
учебных часов, запланированных на весь период обучения, необходимых для
освоения программы составляет 66 часов.
Режим обучения
Образовательная деятельность, организованная в рамках программы,
осуществляется 1 раз в неделю по 2 академических часа (для 1-го класса - 35 минут1 час) с 10-минутным перерывов, т.к. дети данного возраста быстро утомляются и их
внимание становится рассеянным.
Занятия проводятся в учебном помещении, оборудованном в соответствии с
установленными нормами и требованиями к кабинету.
Занятия включают теоретическую и практическую часть.
Наполняемость группы - не менее 7 человек.
Формы организации образовательной деятельности
Формы занятий очные, групповые. Следует помнить, что в возрасте 7 лет
основным видом мышления является наглядно- образное мышление. Этот возраст
сенситивен к обучению, опирающемуся на наглядность, поэтому педагогу
необходимо использование ИКТ и различных дидактических материалов.
Следует поощрять смелость в высказывании детьми своего мнения, поисках
новых форм и декоративных средств выражения образа, проявление фантазии и
возможного разнообразия в работе. Предоставляя детям как можно больше
самостоятельности, педагог вместе с тем должен направлять их, помогать в решении
поставленной задачи.
В целях воспитания общественной активности детям предлагается выполнить
коллективную работу. Коллективное выполнение заданий – наиболее эффективная
форма организации труда, т.к. при наименьших затратах времени и сил удается
выполнить трудоемкую работу. Такая форма организации труда способствует
сплочению коллектива, содействует воспитанию чувства взаимопомощи,
взаимоконтроля.
Большое воспитательное значение имеет рефлексия. Оценка должна носить
объективный, обоснованный характер. Наиболее подходящая форма оценки –
коллективное обсуждение и анализ. Это приучает детей анализировать работу,
поступки свои и других, радоваться не только своей, но и общей удаче.
Предложенные для работы с детьми приемы арт-терапии тесно переплетаются
во всех занятиях, и нет четкой границы перехода от одного приема к другому. На
усмотрение педагога темы занятий, указанные в учебно-тематическом плане могут
меняться местами.
~5~

Начало учебных занятий проводится во фронтальной форме, когда педагог
объясняет учебный материал всей группе одновременно, общается с обучающимися
непосредственно в ходе своего рассказа. Дети всей группой обсуждают, сравнивают
и обобщают результаты.
Далее активно используется индивидуальная учебная деятельность: учащимся
даются самостоятельные задания с учетом их возможностей, проводится работа в
малых группах и в парах с целью сплочения коллектива и улучшения коммуникации
детей.
В конце каждого занятия проводится рефлексия в форме защиты минипроектов с целью закрепления изученного материала и устранения пробелов.
Формы занятий:
- беседа;
- игра;
- выставка;
- конкурс;
- мозговой штурм;
- праздник;
- презентация;
- практическая работа;
- защита проекта.
Методы воспитания и обучения:
- Словесные;
- Наглядные;
- Практические;
- Метод стимулирования и мотивации;
- Сказкотерапия;
- Видеотерапия;
- Изотерапия;
- Игровая терапия;
- Музыкотерапия;
- Контроль ситуации.
Занятия комбинированного типа. В каждое занятие включены упражнения,
направленные на развитие познавательных психических процессов (памяти,
внимания, мышления, воображения)
Структура каждого занятия включает в себя: ритуал приветствия, вступление,
разминка, основная часть, заключительная часть, ритуал прощания.
Используемые технологии обучения:
- Игровая технология (Эльконин Д.Б) – которая объединяет достаточно обширную
группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме
различных педагогических игр.
Их основная цель – обеспечение личностно-деятельного характера усвоения
знаний, умений, навыков. Основным механизмом реализации являются методы
вовлечения обучаемых в творческую деятельность.
~6~

Именно игровые технологии нацелены на развитие восприятия, внимания,
памяти, мышления, творческих способностей детей. Учитывая психологию детей
данного возраста и беря во внимание то, что ведущей деятельностью в этот период
является игра, занятия выстраиваются в форме познавательных и развивающих игр.
В программе «Арт-терапия» наиболее полно используется игровая технология
игротерапия - это процесс самовыражения ребенка в игре, тогда как игровая
деятельность – организованный процесс имеющий цель.
Педагог наблюдает за ребенком, подмечает существующие у него проблемы и
в дальнейшем строит игровой процесс таким образом, чтобы корректировать эти
проблемы без насильственного вмешательства.
Дает положительную динамику в качественном развитии воображения,
формировании его творческого компонента. Они обеспечивают становление
знаково-символической функции мышления, произвольного внимания, коррекции
психоэмоционального состояния, а также способствуют развитию многих
компонентов личности детей.
- Личностно-ориентированная технология (Яниманская И.С) – организация
воспитательного процесса на основе глубокого уважения к личности ребёнка, учёте
особенностей его индивидуального развития, отношения к нему как к
сознательному, полноправному и ответственному участнику образовательного
процесса.
Благодаря такому подходу в обучении происходит формирование целостной,
свободной, раскрепощённой личности, осознающей своё достоинство и уважающей
достоинство и свободу других людей.
Личностно-ориентированные технологии используются для развития
индивидуальных познавательных способностей ребенка на основе использования
имеющегося у него опыта жизнедеятельности. В основе этой технологии лежит
принцип «3 П»:
- «Понять» – увидеть ребенка «изнутри», посмотреть на мир его глазами,
увидеть побудительные мотивы его поведения.
- «Признать» - позитивное отношение к индивидуальности ребенка,
неависимо от того, радует ли он вас в данный момент или нет. Признать его
индивидуальность.
- «Принять» - всегда учитывать право ребенка на решение тех или иных
проблем.
В результате личностно-ориентированного подхода у детей появляется интерес
к занятиям, учебно-воспитательный процесс становится более интересным,
привлекательным и результативным. Создаются условия для развития личностных
возможностей обучающихся, включая формирование его рефлексивного мышления
и собственного мнения.
В программе «Арт-терапия» личностно-ориентированный подход помимо
всего осуществляется через сказкотерапию. Она развивает воображение и
расширяет кругозор ребенка. Слушая и анализируя сказки, ребенок накапливает в
подсознании банк жизненных ситуаций, который при необходимости может быть
активизирован.
Сказка создает особую связь между ребенком и взрослым, основанную на
доверии и уверенности. В процессе сказкотерапии отрицательные персонажи
~7~

(которые являются воплощением детских страхов и комплексов) превращаются в
положительные.
В процессе занятий закладывается фундамент читательской культуры,
потребность в общении с книгой.
А так же активно применяется изотерапия – использование методов
изобразительного искусства для нормализации психического состояния детей.
Изотерапия способствуют сенсорному развитию, формируют мотивационнопотребностную сторону продуктивной деятельности детей, способствуют
дифференциации восприятия, мелких движений руки, а также обеспечивает
развитие произвольного внимания, воображения, речи, коммуникации.
- Здоровьесберегающие технологии (Сонькина В.Д) – ориентированы на
сохранение и укрепление здоровья детей, привитие навыков здорового образа
жизни.
Эти технологии включают в себя условия обучения ребенка (отсутствие
стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания),
рациональную организацию учебного процесса (в соответствии с возрастными,
половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями),
соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка а
так же рационально организованный двигательный режим на занятии.
- ИКТ технологии - все технологии, использующие специальные технические
информационные средства: компьютер, аудио-, видео-, теле- средства обучения.
Они позволяют сделать учебную деятельность более содержательной, сделать
занятие более интересным, наглядным и динамичным, повысить качество обучения.
В программе «Арт-терапия» активно используются такие ИКТ технологии как
видеотерапия и музыкотерапия. Они ведут мощную работу с подсознанием.
Ребенок во время просмотра обращается в глубь себя, с помощью педагога,
вспоминая все свои ощущения и сопоставляя с увиденным. Часто во время такого
просмотра он решает сразу несколько задач, к нему приходит понимание того, что
явилось основной причиной произошедшего с ним, а также он находит выход
из ситуации, обретает веру в то, что он также может преодолеть преграды, стоящие
перед ним.
В результате такой терапии происходят быстрые и мощные изменения
сознания ребенка. У него появляются силы для работы над собой и преодоления
кризиса.
Звуки влияют на психоэмоциональное состояние человека, поэтому
музыкотерапия является важным инструментом регулирования самочувствия и
психокоррекции.
Гармоничное и универсальное влияние мелодий применяется при
налаживании процесса личностного развития. Музыка избавляет от стресса,
возбуждает творческие способности и облегчает физическое состояние.
Все обучающие, развивающие, воспитательные, социальные технологии,
используемые в данной образовательной программе, направлены на то, чтобы:
- разбудить активность детей;
- вооружить их оптимальными способами осуществления образовательной
деятельности;
~8~

- подвести эту деятельность к процессу творчества;
- опираться на самостоятельность, активность и общение детей.
Важнейшей задачей педагога является правильный подборе видео- и аудио
файлов, строгий отбор литературы, планирование образовательного процесса. От
этого будет зависеть достижение поставленных в программе задач.
Ожидаемые результаты
Метапредметные результаты
- Умение высказывать и пояснять свою точку зрения;
- Развитие социальной активности и коммуникабельности;
- Освоение обучающимися УУД, применяемых в рамках ОП и в реальных
жизненных ситуациях.
Личностные результаты
- Эмоциональная отзывчивость, коммуникативность;
- Эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру, природе и людям;
- Проявление дисциплины, трудолюбия, упорства в достижении поставленной цели,
аккуратность.
К концу обучения дети должны
Знать:
- правила поведения на занятиях;
- правила содержания рабочего места;
- правила техники безопасности на занятиях;
- приемы самоконтроля и самодисциплины.
Уметь:
- правильно строить свою речь, излагать свои мысли;
- творчески самовыражаться посредством ручного труда;
- общаться и работать в коллективе, работать самостоятельно.
Основные показатели благоприятной адаптации ребенка:
- Сохранение физического, психического и социального здоровья.
- Удовлетворенность ребенка процессом обучения. Ребенку нравится в школе, он не
испытывает неуверенности и страхов.
- Установление контакта обучающихся с педагогом;
- Удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и
педагогом.
- Овладение навыками учебной деятельности.
- Степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий,
готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь после попыток выполнить задание
самому.
- Оказание посильной помощи в работе одноклассникам.
Показатели неблагоприятной психологической адаптации:
Физиологический
уровень:
повышенная
утомляемость,
снижение
работоспособности, слабость, головные боли, боли в животе, нарушения сна и
аппетита, появление вредных привычек (обгрызание ногтей, ручек), дрожания
~9~

пальцев, навязчивых движений, говорения с самим собой, заикания,
заторможенности или наоборот, двигательного беспокойства (расторможенности).
- Познавательный уровень, проявляющийся в неуспешности обучения по
программе, соответствующей возрасту и способностям ребёнка. Ребенок хронически
не справляется со школьной программой. При этом он может безуспешно стараться
преодолеть сложности либо отказываться учиться в принципе.
- Эмоциональный уровень: проявляющийся в нарушении отношения к обучению,
учителям, жизненной перспективе, связанной с учёбой. Учебная и игровая
пассивность, агрессивность по отношению к людям и вещам, повышенная
тревожность, частая смена настроения, страх. Ребенок негативно относится к школе,
не хочет туда ходить, не может наладить отношения с одноклассниками и
учителями. Плохо относится к перспективе обучения.
- Социально-психологический уровень: упрямство, капризы, повышенная
конфликтность, чувство неуверенности, неполноценности, своего отличия от
других, заметная уединённость в кругу одноклассников, лживость, заниженная
либо
завышенная
самооценка,
сверхчувствительность,
сопровождаемая
плаксивостью, чрезмерной обидчивостью и раздражительностью.
- Поведенческий уровень: проявляется в импульсивном и неконтролируемом
поведении, агрессивности, непринятии школьных правил, неадекватности
требований к одноклассникам и учителям. Причем дети в зависимости от характера
и физиологических особенностей могут вести себя по-разному. Одни будут
проявлять импульсивность и агрессивность, другие – зажатость и неадекватные
реакции.
Любые изменения, отклонения выявляются через наблюдения педагога.
Исходя из этого, строится индивидуальный маршрут работы с ребенком.
Результаты наблюдения фиксируются в диагностических картах в начале
обучения и в конце обучения (приложение № ).
Критерии эффективности программы:
- повышение уверенности в себе;
- снижение тревожности, агрессивности;
- улучшение взаимоотношений в коллективе.
Формы мониторинга по программе:
- Вводный контроль – вначале года ребенок рисует в рабочей тетради свой
автопортрет и отвечает на вопросы «Кто Я?», «Какой Я?».
- Промежуточный контроль – педагог наблюдает за изменениями в поведении
детей, за их взаимоотношениями между собой и в коллективе.
- Итоговый контроль – в конце года ребенок рисует в рабочей тетради свой
автопортрет и отвечает на вопросы «Кто Я?», «Какой Я?». Этот автопортрет
сравнивается с тем, который был нарисован вначале года и делаются выводы об
изменениях, произошедших с ребенком или же об их отсутствии.

~ 10 ~

КАЛЕНДАРНЫЙ ГОДОВОЙ ГРАФИК
НА 2019-2020 УЧЕБНЫЙ ГОД
1. Продолжительность учебного года - 33 учебных недели, т.к. для обучающихся
1 класса предусмотрена дополнительная неделя каникул.
Начало учебного года и занятий – 12.09. 2022 г.
Обучение – 1 год
II.

Этапы образовательного процесса

1 год обучения

Продолжительность учебного года

33 недели

Начало учебного года
Комплектация группы

12.09.2022 г.
01.09 - 16.09.2022 г.

Продолжительность занятия

2 академических часа

Вводная диагностика

Сентябрь

Промежуточная аттестация

15 - 25 декабря

Итоговая аттестация

15 - 25 мая

Окончание учебного года

31мая

Каникулы зимние

30.12.2022 г. – 08.01.2023 г.

Каникулы летние

С 01 июня

Проведение открытых занятий
Проведение дня открытых дверей

1раз в полугодие
декабрь – март
1 раз в год,
Май – 2023 г.

2. Регламент образовательного процесса:
Продолжительность учебной недели – 6 дней
3. Режим занятий
Занятия проводятся по расписанию, утвержденному директором МАОУ ДО
«Беломорский ЦДО» - 1 раз в неделю.
Продолжительность занятий: 2 академических часа (СанПиН 2.4.4.3172-14
"Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации режима работы образовательных организаций дополнительного
образования детей).
4. Начало и окончание учебных занятий
День недели
Понедельник
Вторник
Среда
Четверг
Пятница

Начало занятий

5. Родительские собрания
Сентябрь – организационное;
Декабрь – отчет о работе в 1-м полугодии;
Май - итоги года.

~ 11 ~

Окончание занятий

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

III.

Учебно-тематический план
№
п/п

Тема

Всего
часов

Теория

Практика

Формы
аттестации/
контроля

1.

Вводное занятие. Новоселье

2

2

-

Наблюдение

2.

Семья в жизни человека

6

3

3

Рисунок
семьи

2.1

Роль семьи в жизни человека.

2

1

1

Беседа,
наблюдение

2

1

1

Беседа,
наблюдение

2

1

1

Беседа,
наблюдение

Автопортрет

2.2

2.3

Просмотр, обсуждение мультфильма «Ежик
должен быть колючим», зарисовка
понравившегося героя
Просмотр, обсуждение мультфильма
«Встречайте бабушку», зарисовка
понравившегося героя

3.

Здравствуйте, это Я!

6

3

3

3.1

Кто Я? Какой Я? Зарисовка автопортрета

2

1

1

2

1

1

2

1

1

3.2
3.3

Просмотр и обсуждение мультфильма
«Нехочуха»
Просмотр и обсуждение мультфильма
«Про Сидорова Вову»

Беседа,
наблюдение
Беседа,
наблюдение
Беседа,
наблюдение

4.

Что такое страх, его причины

6

3

3

Рисунок

4.1

Просмотр, обсуждение мультфильма
«Крошка Енот», зарисовка понравившегося
героя

2

1

1

Наблюдение

4.2

Способы борьбы со страхом

2

1

1

Беседа

4.3

Нарисуй свой страх

2

1

1

Рисунок

5.

Режим дня, его значение

4

2

2

Беседа

2

1

1

Рисунок

2

1

1

Рисунок

6

3

3

Беседа

2

1

1

Наблюдение

2

1

1

Наблюдение

2

1

1

Наблюдение

6

3

3

Беседа

5.1
5.2

6.
6.1
6.2
6.3

7.

Чтение и разбор сказки, зарисовка главного
героя
Просмотр и разбор мультфильма, зарисовка
понравившегося сюжета

Дружба
Что такое дружба. Просмотр, обсуждение
мультфильма «Мой друг зонтик», зарисовка
понравившегося героя
Кто такой друг. Чтение и разбор сказки,
зарисовка главного героя
Законы дружбы. Просмотр, обсуждение
мультфильма «Контакт», зарисовка
понравившегося героя

Эмоции

~ 12 ~

7.1

Что такое эмоции и зачем они нужны.
Положительные и отрицательные эмоции

2

1

1

7.2

Причины и способы проявления эмоций

2

1

1

7.3

Способы изменения отрицательных эмоций
на положительные

2

1

1

8.

Цвет, его значение и влияние на
настроение

6

3

3

8.1

Что такое цветотерапия

2

1

1

8.2

Цвета радуги

2

1

1

8.3

Влияние цвета на настроение и
самочувствие человека

2

1

1

9.

Изотерапия

22

7

15

Наблюдение,
рисунок

9.1

Волшебные превращения

2

1

1

Наблюдение

9.2

Нейрографика

4

1

3

Наблюдение

9.3

Дудлинг и зентангл

8

2

6

Наблюдение

9.4

Рисуем музыку

4

2

2

Наблюдение

9.5

Работа в малых группах

4

1

3

Наблюдение

10.

Итоговое занятие

2

2

-

Автопортрет

Всего часов:

66

31

35

~ 13 ~

Беседа,
наблюдение
Беседа,
наблюдение
Беседа,
наблюдение

Беседа
Беседа,
наблюдение
Беседа,
наблюдение
Беседа,
наблюдение

IV.
№
п/п

Раздел программы

1.

Вводное занятие.
Новоселье - 2 часа

2.

Семья в жизни человека
– 6 часов

3.

Здравствуйте, это Я! – 6
часов

4.

Что такое страх, его
причины – 6 часов

5.

Режим дня, его значение
– 4 часа

6.

Дружба – 6 часов

7.

Эмоции – 6 часов

8.
9.
10.

Цвет, его значение и
влияние – 6 часов
Изотерапия – 22 часа
Итоговое занятие – 2
часа

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Краткое содержание и практические работы

Теория: Знакомство с детьми. Рассказ-беседа о том, чем будут заниматься, с чем будут знакомиться дети
в ходе реализации данной программы. Инструктаж по технике безопасности на занятиях. Правила
дорожного движения.
- Что за праздник новоселье. Традиции с ним связанные.
Практическая работа: Работа в командах. Рисунок кота в рабочих тетрадях. Защита мини-проекта.
Теория: Что такое «Семья», какова ее роль в жизни человека.
- Чтение специально подобранных для занятий психо-коррекционных сказок, разбор их, обыгрывание
различных ситуаций из этих сказок.
Практическая работа: Просмотр и обсуждение мультфильмов. Зарисовка понравившегося сюжета,
героя или же рисунок по теме занятия.
Теория: Кто Я? Какой Я? Развитие стремления к совершенствованию.
Развитие осознанности и
ответственности за свои поступки.
Практическая работа: Работа в рабочих тетрадях «Автопортрет». Записать ответы на вопросы: «Кто
Я?», «Какой Я?»
Теория: Что такое страх, как он проявляется, причины его появления;
- Виды страха;
- Способы борьбы со страхом;
Практическая работа: Просмотр мультфильмов по данной теме, их обсуждение. Нарисуй свой страх,
измени его, сделав смешным.
Теория: Что такое «Режим дня», зачем он нужен;
- Следствия регулярного нарушения режима дня;
- Прочтение сказок и просмотр видеороликов по данной теме;
Практическая работа: Работа в тетрадях.
Теория: Что такое «Дружба»;
- Кто такой «Друг»;
- Кодекс дружбы;
- Прочтение сказок и просмотр видеороликов по данной теме;
Практическая работа: Работа в тетрадях.
Теория: Что такое эмоции, как они возникают и как проявляются (выражаются);
- Виды эмоций;
- Способы изменения эмоций;
Практическая работа: Работа в тетрадях;
Знакомство с цветом, влиянием различных цветов на настроение человека.
Рисуем без страха. Развитие фантазии и воображения. Выражение эмоций рисунком. Рисуем музыку.
Подведение итогов работы за год. Игровая программа.

Формы проверки
знаний и умений

Наблюдение

Рисунок семьи

Автопортрет

Рисунок

Беседа

Беседа

Беседа
Беседа
Наблюдение, рисунок
Автопортрет

V.

№

1.

Раздел программы
Вводное занятие.
Новоселье

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Формы занятий
- Беседа
- Конкурс
-Музыкотерапия

Формы организации
деятельности детей на
занятии
- Фронтальная
- Групповая
- Индивидуальная

Приемы и методы
организации
образовательного
процесса
- Словесные
- Практические

Формы подведения
итогов

Дидактический
материал, ТСО

- Педагогическое
наблюдение
- Защита мини-проекта

- Фоновые аудиозаписи

Семья в жизни
человека

- Сказкотерапия
- Видеотерапия
- Беседа
-Музыкотерапия

- Фронтальная
- Индивидуальная

- Словесные
- Наглядные
- Практические

- Педагогическое
наблюдение
- Защита мини-проекта

Здравствуйте, это Я!

- Сказкотерапия
- Видеотерапия
- Беседа
-Музыкотерапия

- Фронтальная
- Индивидуальная

- Словесные
- Наглядные
- Практические

- Педагогическое
наблюдение
- Защита мини-проекта

Что такое страх, его
причины

- Сказкотерапия
- Видеотерапия
- Игротерапия
- Беседа
-Музыкотерапия

- Фронтальная
- Индивидуальная

- Словесные
- Наглядные
- Практические

- Педагогическое
наблюдение
- Защита мини-проекта

5.

Режим дня, его
значение

- Сказкотерапия
- Видеотерапия
- Игротерапия
- Беседа
-Музыкотерапия

- Фронтальная
- Индивидуальная

- Словесные
- Наглядные
- Практические

- Педагогическое
наблюдение
- Защита мини-проекта

6.

Дружба

- Сказкотерапия
- Видеотерапия

- Фронтальная
- Индивидуальная

- Словесные
- Наглядные

- Педагогическое
наблюдение

2.

3.

4.

- Мультимедийный
комплект
- Видеозаписи
- Фоновые аудиозаписи
- Сборник
арттерапевтических
сказок
- Мультимедийный
комплект
- Видеозаписи
- Фоновые аудиозаписи
- Сборник
арттерапевтических
сказок
- Шаблон человека
- Мультимедийный
комплект
- Видеозаписи
- Сборник
арттерапевтических
сказок
- Фоновые аудиозаписи
- Мультимедийный
комплект
- Видеозаписи
- Сборник
арттерапевтических
сказок
- Фоновые аудиозаписи
- Мультимедийный
комплект

- Игротерапия
- Беседа
-Музыкотерапия

7.

Эмоции

8.

Цвет, его значение и
влияние

- Беседа
- Игротерапия
- Практикум
- Сказкотерапия
- Видеотерапия
- Беседа
-Музыкотерапия

9.

Изотерапия

- Сказкотерапия
- Видеотерапия
- Беседа
-Музыкотерапия

10.

Итоговое занятие

- Беседа
- Праздник
- Выставка работ

- Практические

- Защита мини-проекта

- Фронтальная
- Индивидуальная

- Словесные
- Практические

- Педагогическое
наблюдение
- Защита мини-проекта

- Фронтальная
- Индивидуальная

- Словесные
- Наглядные
- Практические

- Педагогическое
наблюдение
- Защита мини-проекта

- Фронтальная
- Индивидуальная

- Словесные
- Наглядные
- Практические

- Педагогическое
наблюдение
- Защита мини-проекта

- Фронтальная
- Индивидуальная

- Словесные
- Наглядные
- Практические

- Педагогическое
наблюдение
- Защита мини-проекта

~ 16 ~

- Видеозаписи
- Сборник
арттерапевтических
сказок
- Фоновые аудиозаписи
- Мультимедийный
комплект
- Фоновые аудиозаписи
- Мультимедийный
комплект
- Видеозаписи
- Фоновые аудиозаписи
- Мультимедийный
комплект
- Видеозаписи
- Сборник
арттерапевтических
сказок
- Фоновые аудиозаписи
- Мультимедийный
комплект
- Видеозаписи
- Фоновые аудиозаписи

При организации занятий важно привлекать родителей, помощь которых
может выразиться в ежедневном общении с ребенком. Педагог должен иметь план
работы, учитывающий возраст детей, умения и навыки, полученные ими в
дошкольном образовательном учреждении и дома. План работы включает темы
бесед, рассказов, названия рекомендуемых видеороликов, расширяющие
политехнический кругозор детей.
Большое внимание необходимо уделять формированию самоанализа и
самоконтроля у детей, стремлению работать в коллективе, развитию социальной и
творческой активности.
В процессе занятий накапливается практический опыт обучающихся. Большое
внимание отводится эстетическому воспитанию детей, развитию их
индивидуальности, чему способствует различные направления арт-терапии.
Материально-техническое оснащение курса
№
1.
2.
3.
4.

Инструменты, материалы, приспособления

Количество

Тетрадь
Офисная бумага
Карандаши, фломастеры
Компьютер, экран

По 1 каждому уч-ся
Для коллективных работ
По набору каждому уч-ся
1 шт.

Используемые ЦОРы по данной программе
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.

Название ЦОР
М/ф "Ежик должен быть
колючим"
М/ф «Встречайте бабушку»
М/ф "Нехочуха"
М/ф "Про Сидорова Вову"
М/ф "Ничуть не страшно"
М/ф "Крошка Енот"
М/ф «Азбука здоровья»
М/ф " Мой друг зонтик"
М/ф "Контакт"

Раздел, тема
Семья в жизни человека
Семья в жизни человека
Здравствуйте, это Я
Здравствуйте, это Я
Страхи
Страхи
Режим дня
Дружба
Дружба

VI.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Для педагога:
1. Аметова Л.А. "Формирование арт-терапевтической культуры младших школьников. Сам себе
арт-терапевт". М., 2003.
2. Алексеева М.Ю. "Практическое применение элементов арт-терапии в работе учителя". М.,
2003.
3. Бурно М.Е. "Терапия творческим самовыражением". М., 1989.
4. Вачков И.В. "Арт-терапия. Развитие самопознания через психологическую сказку". М.,2001.
5. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. "Путь к волшебству, Теория и практика арт-терапии". СПб.:
Златоуст, 2005.
6. Короткова Л.Д. "Арт-терапия для дошкольников и младшего школьного возраста". СПб.: Речь
-2001.
7. Киселева М.В. "Арт-терепия в работе с детьми". СПб.: Речь, 2008.
8. Кожохина С.К. "Растём и развиваемся с помощью искусства". СПб.: Речь, 2006.
9. Копытин А.И., Свистовская Е.Е. "Арт - терапия детей и подростков". М.: Когито
10. Короткова Л.Д. "Арт-терапия для дошкольников и младшего школьного возраста". СПб.: Речь
-2001.
11. Киселева, М. В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов,
педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми./ М. В.Киселева. – СПб.: Речь, 2007.
– 160с.
12. Лебедева, Л. Д. Педагогические основы арт-терапии/ Л. Д.Лебедева. – Спб.: ЛОИРО, 2000. –
200с.
13. Остер, Дж., Гоулд П. "Рисунок в психотерапии". М., 2000.
14. Сизова, А. В. Арттерапия как направление психолого-педагогической помощи детям с
проблемами в развитии/ А. В.Сизова// научно-методический журнал «Коррекционная
педагогика» – 2005. – №3(9). – С.76-80.
15. Хрисанова, Е., Сергеева, Н. Артпедагогика в системе современного воспитания/ Е.
Хрисанова// Народное образование. – 2003. – № 7. – С.137-143.

Для детей:
1.
2.
3.

Кузьмина Е. Р. "Нарисуй мне о себе: практическая психология для взрослых и детей". М.:
Когелет. 2001.
Уильямс Х. "Говорящий" рисунок, или как познать свое глубинное "Я". АСТ, 2007.
Шевченко М."Я рисую успех и здоровье!". Питер, 2007.

Интернет ресурсы:
1.
2.
3.
4.
5.

http://ru.wikipedia.org/wiki/%C0%F0%F2-%F2%E5%F0%E0%EF%E8%FF
http://live-and-learn.ru/Art-terapiya.html
http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-30081/
http://oddom.ru/psiholog/550246_Art-terapiya_uprazhneniya.html
http://ru.wikipedia.org/wiki/%C0%F3%F2%EE%E3%E5%ED%ED%E0%FF_%F2%F0%E5%ED%
E8%F0%EE%E2%EA%E0
6. http://www.bessmertie.ru/sch.aut2.shtml
7. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%
D0%B3%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%82%D1%80%
D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%BD%D0%B3
8. http://www.tylinova.com/index/izoterapija_terapija_risovaniem_deti/0-28
9. https://samopoznanie.ru/schools/videoterapiya/
10. https://infourok.ru/rabochaya-programma-po-vneurochnoy-deyatelnosti-artterapiya-klass1178120.html

~ 18 ~


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
МАОУ ДО "Беломорский ЦДО"

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».